Натюрморт в технике масляной живописи «Под звуки свадебного вальса»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte – «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.

Содержание

Введение
1.История натюрморта
2.Подготовка основы
2.1.Основа для живописи
2.2.Грунт
2.3.Проклеивание и грунтовка холста
3.Художественные материалы
3.1.Масляные краски
3.2.Разбавители масляных красок
3.3 Кисти
4.Техники работы с маслом
4.1.Техника аля – прима
4.2.Техника лессировки
4.3.Техника многослойной живописи
5.Этапы рисования натюрморта
5.1.Компазиционный поиск
5.2.Конструктивное построение
5.3.Тональное решение
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по живописи.docx

— 134.00 Кб (Скачать файл)

2.Подготовка  основы

         Основа для живописи - это любой физически существующий материал или поверхность, на которую наносятся краски: металл, дерево, ткань, бумага, кирпич, камень, пластик, веленевая бумага (тонкий пергамент, восковка, калька), пергамент, штукатурка, стекло. Однако лишь немногие из них представляют собой традиционные основы для масляной живописи; делятся они на две группы: эластичные (гибкие) основы, к которым относятся холст и бумага, и жесткие, объединяющие дерево, листовой фиброкартон, древесноволокнистую плиту, холст на картоне (доске) и металл.

         Наиболее популярной и широко  используемой основой является  холст. Однако статус холста  как стандартной основы для  живописи относительно молод.  Древние художники предпочитали  работать в энкаустике на деревянных  основах, а в средние века  эта практика дала толчок развитию  и использованию яичной темперы  на досках - первичной и важнейшей  формы станковой живописи того  времени. В ХV веке на начальных  стадиях эволюции живопись маслом  существовала как способ доработки  или - завершающей стадии темперной  технологии: основное внимание было  по-прежнему сконцентрировано на  небольших вещах с тщательной  деталировкой. Такие картины фламандские  художники, например, предпочитали  писать маслом на грунтованных  деревянных досках.

         В тот период наиболее популярным  материалом было дерево - дуб или  береза в Северной Европе, тополь - в Италии. Металл - главным образом  медь (второй по популярности  материал) - использовался реже. Живопись  на досках, как правило, предназначалась  для коллекционеров или в качестве  фрагментов декора культовой  архитектуры, поэтому картины  были небольшими.

В настоящее  время многие художники работают на эластичных основах. Тем не менее, живопись на досках имеет своих приверженцев, и этот выбор представляет уникальные эстетические возможности.

2.1 Основы для живописи

Льняные основы

         Холст тесно связан с химией масляных красок. Льняное полотно изготавливается из волокон растения Linum usitatissimum - того самого, чьи семена применяются в производстве сырого льняного масла. Для изготовления полотна растение собирают целиком (включая и корни) в период наивысшей степени созревания, далее его оставляют для перепревания в течение трех недель. Затем из этого материала прядется прочная нить, из которой и ткется холст.

         Прочность и главным образом  красота делает льняное полотно не обладает механически правильным и ровным тканым рисунком, благодаря особенностям плетения нити. Лен всегда проступает «живой» фактурой сквозь нанесенной краски. Эта ограниченная красота наиболее четко проявляется при использовании льняного полотна стандартной и более грубых разновидностей фактуры, однако холст даже более мелкий тонкий- так называемого «портретного» качества, обнаруживает изысканную неровность и шероховатость поверхности ткани.

         Многообразие фактур художественного  льняного полотна определяется  количеством нитей на дюйм. Льняной  холст средней фактуры содержит  приблизительно 79 нитей на дюйм; холст гладкой фактуры - так  называемого "портретного"  качества - содержит от 90 нитей и  более. Льняное полотно может  быть как одиночного (SW), так и  двойного (DW) переплетения. Полотно  двойного переплетения горазда  прочнее, тяжелее, плотнее и,  конечно же, дороже по сравнению  с полотном одиночного переплетения. Оно более приемлемо для крупных  живописных произведений.

Хлопок

          Хлопчатник в качестве основы  представляет собой современную  альтернативу льну. Он впервые  начал использоваться в художественных  целях в 30-х гг. ХХ в., и с  тех пор его популярность многократно  возросла, особенно в США, где  собственно и производиться основная  его часть.

       В отличие от льняного хлопчатобумажный  холст не занял столь престижной  позиции, мало того, он получил  негативные отзывы в печати. Некоторые  авторы даже сочли хлопчатобумажный  холст абсолютно непригодным в качестве основы. Подобный взгляд нельзя назвать полностью справедливым, поскольку хлопок обладает определенными преимуществами. Это прочный и недорогой материал. Так же, как и лен, он имеет в структуре ту же молекулу целлюлозы. По сравнению с льняной нить хлопчатника несколько тоньше и значительно ровнее, что сказывается на фактурном рисунке ткани. Поэтому в сравнении с льняным холстом хлопок не обладает столь же интересной поверхностью. С другой стороны, ткань из хлопка более устойчива, чем лен, который имеет тенденцию к расширению и сжатию в зависимости от влажности, вызывая тем самым появление характерных "волн" вдоль границ холста.

        Одна из причин невысокой популярности  хлопка заключается в том, что  большинство имеющихся в продаже  художественных хлопчатобумажных  основ фактически являются слишком  тонкими - в особенности те, которые  натягиваются в заводских условиях. Высококачественный холст из хлопка должен быть достаточно тяжелым 340 - 430 г на квадратный метр. Хлопчатобумажный холст - соответствующим образом подготовленный, проклеенный и загрунтованный - превосходная основа для серьезной живописи маслом. "Ровная" или "правильная" фактура не является главным фактором, если краска наносится густым пастозным слоем.

        Различные грации хлопчатобумажного  полотна, предлагаемого художественными  салонами- обычно называемые  "cotton duck" - производятся специально  для художников. Это чистый, необработанный  материал; он не подвергается  воздействию химикатов, которые  в противном случае могут вступать  в конфликт с органическим  или акриловым проклеивателем.

Джут (мешковина)

        Джут изготавливается из конопли  - материала, из которого производят  крепкие веревки и канаты. Холст  из этого прочного натурального  волокна обладает однородным  тканым рисунком с ярко выраженной  фактурой. Она заметно доминирует  над другими элементами живописи. Это идеальная основа для работы  в стиле энергичного и пастозного  нанесения красок. Просветы между  нитями джутового холста широкие,  поэтому грунтовать его приходится  иногда дважды.

Картон

       Лучшие сорта тряпичного картона толщиной в 4- 6 мм.  и более вполне пригодны для основания под масляную живопись. Для этюдов пригоден и древесный желтый картон толщиной  в  5- 8 мм. Картон прежде всего надо хорошо пропитать варенным льняным маслом (олифой) и дать ему просохнуть в течение 2- 3 недель. Затем его надо набить на подрамник, сделанный из деревянных планок с креплением углов наглухо (нагелем), и покрыть масляным грунтом, состоящим из 2- 3 тонких слоев масляных свинцовых белил. На таком картоне масляная живопись сохраняется вполне удовлетворительно, масло из красок почти не впитывается и краски не жухнут.

Холст на картоне

        Хорошим основанием для этюдов служит загрунтованный холст, наклеенный на картон. Берут соответствующего размера картон достаточной толщины (3- 10 мм.) и, проклеив поверхность их раствором  столярного клея, наклеивают смоченный в этом же растворе слегка отжатый холст, разглаживают его, дают хорошо просохнуть и затем грунтуют одним из составов грунта, применяемых для холста.

2.2. Грунт

Грунт для холста

        Грунтуют холст для того, чтобы масло не впитывалось в ткань, краски не жухли и не проникали через поры не обратную сторону картины. Грунт- это связующее звено между холстом и красками. Писать на незагрунто-ванном холсте нельзя.

         Грунтовый холст не должен расклеиваться, если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, белым, сохраняющим фактуру переплетений нитей, закрывающим все поры между ними.

           Для масленой живописи существует 4 вида грунтов: 

  • клеевой,
  • эмульсионный,
  • полумасленный,
  • масленый.

Клеевой грунт 

      Клеевой грунт состоит из одной части сухого клея, 4 части белил или мела и 15 частей воды, также добавляют несколько капель касторового масла, являющимся пластификатором. Для приготовления клея его предварительно надо замочить, а затем варить на водяной бане при температуре 65-70°. Белила или мел следует предварительно размочить в воде, это необходимо для предотвращения их комкования при введении их в клей.Наносить грунт надо теплым.

      Следует помнить, что замена цинковых белил мелом усиливает свойственную эмульсионному грунту способность впитывать масло из красочных пигментов, что значительно понижает прочность наносимых красок, при этом потеря красками связующего - масла делает живопись матовой.

Эмульсионный  грунт для холста

       Для современной станковой живописи используются главным образом холсты, покрытые эмульсионным грунтом, так как он является самым практичным.

       Грунт представляет собой клеемасляную эмульсию, в которой наполнителем служат цинковые белила. Пластификаторами грунта является глицерин или касторовое масло. Антисептиком, предотвращающим образование плесени на грунте, служит пентохлорфенолят натрия. Его вводят в последнюю очередь. Для ускорения получения высокодисперсной клеемасляной эмульсий, применяют эмульгатор - ОП-7. Клей готовят так же, как и при клеевом грунте. Одновременно в небольшом количестве воды замачивают цинковые белила. В подготовленный клей, разбавленный теплой водой до нормы, вводят высокосортную льняную олифу (согласно рецептуре). При вливании олифы клеевую воду интенсивно размешивают. Олифу вливают небольшими порциями, так как, размешивая клей ручной мешалкой, довольно трудно получить качественную эмульсию, но при наличии эмульгатора ОП-7 можно получить эмульсию более высокого качества.

Масляный  грунт

        Масляный грунт представляет собой масленые белила. Ими покрывают проклеенный холст.

Грунты  тонированные

        Цвет грунта влияет на колористический эффект картины. Грунт тонированный имеет решающее значение для оптического смешения красок. Чтобы получить тонированный грунт, в него вводят соответствующий пигмент или же белый грунт тонируют масляной краской, разведенной пиненом. Прозрачные краски, положенные на цветной или тонированный грунт, придают живописи глубину, выразительность и насыщенность тона. При применении лаков можно достичь некоторой прозрачности и кроющих красок, но с очень ограниченными цветовыми диапазонами.

         В практике живописи художники обычно пользуются белым, светло-серым, красным, коричневым, темно-коричневым и другими цветными или тонированными грунтами. Белый грунт почти полностью отражает свет и увеличивает интенсивность красок. Темные грунты придают краскам глубину при нанесении пастозного слоя, например, белил.  
Часто цветные и тонированные грунты в некоторых местах оставляют совсем незаписанными или слегка покрывают прозрачными или полупрозрачными красками. Рембрандт предпочитал грунт черный с сероватым оттенком; Рубенс - красно-коричневый и умбристый; Левицкий - нейтральный зеленый; Боровиковский пользовался нейтральным серым грунтом; Брюллов применял светло-коричневый; Александр Иванов тонировал грунт светлой охрой; Репин писал на белых грунтах. Для получения тонированного грунта в него вводится какой-либо из пигментов, например: окись хрома, охра светлая, охра красная и др.

Грунт для картона

Эмульсионный  грунт для картона

      Предварительно картон проклеивается с двух сторон техническим желатином или качественным столярным клеем. Проклейка картона производится 4-5 - процентным раствором теплого клея. Перед нанесением клея картон закрепляют гвоздиками на фанере или подрамнике. Клей наносят широким флейцем или сапожной щеткой ровным слоем (без следов флейца или щетки). Когда на одной стороне картона клей высохнет, проклеивают вторую сторону и после полного просыхания клея приступают к нанесению эмульсионного грунта.

       Для того чтобы приготовить грунт необходимо предварительно в небольшом количестве воды замочить цинковые белила или мел и пигмент, если необходим тонированный грунт, с тем чтобы цинковые белила или мел (как и пигмент) пропитались водой и не комковались в приготовленной эмульсии. Заранее приготовленный клей растворяют в общем, количестве воды, а затем очень небольшими порциями в этот раствор вливают олифу, тщательно перемешивая клеевую воду. В полученную эмульсию добавляют замоченные белила или мел, также тщательно размешивая жидкость. Приготовленный состав подогревают и перемешивают для равномерного смачивания белил или мела клеем и обволакивания маслом.

       Эмульсионный грунт наносится на картон в 2-3 слоя каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя. Картон просушивается в подвешенном виде, так как в вертикальном положении происходит более равномерное просыхание грунта. Для предотвращения пожухания красок рекомендуется грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1, или уплотненным маслом № 1 или № 2.  

Информация о работе Натюрморт в технике масляной живописи «Под звуки свадебного вальса»