Натюрморт в технике масляной живописи «Под звуки свадебного вальса»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte – «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.

Содержание

Введение
1.История натюрморта
2.Подготовка основы
2.1.Основа для живописи
2.2.Грунт
2.3.Проклеивание и грунтовка холста
3.Художественные материалы
3.1.Масляные краски
3.2.Разбавители масляных красок
3.3 Кисти
4.Техники работы с маслом
4.1.Техника аля – прима
4.2.Техника лессировки
4.3.Техника многослойной живописи
5.Этапы рисования натюрморта
5.1.Компазиционный поиск
5.2.Конструктивное построение
5.3.Тональное решение
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по живописи.docx

— 134.00 Кб (Скачать файл)

2.3.Проклеивание  и гунтовка холста

Приклеивание  холста

      После того, как холст был хорошо натянут, его следует проклеить. Цель проклейки:

  • изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски, так как клеевая пленка не растворяется в масле и растворителях. На непроклееной основе масло из краски проникает в целлюлозу, свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях легко ломается.
  • если ткань имеет редкое переплетение, то клеевая пленка дополнительно закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек 2- 4.

      При приклеивании холста ставится задача не промочить (пропитать) его насквозь, а нанести защитную пленку на лицевую сторону. Поэтому используют 5% раствор клея, который при комнатной температуре (20-22) имеет консистенцию холодца, при такой вязкости он незначительно впитается в нити, но достаточно для прочного сцепления с ними.  

       Остывший, студенистый клей наносят широкой кистью, щеткой или столовым ножом со скругленным концом. Излишки клея сразу снимают с холста ребром ножа или мастихином. При этом следят, чтобы клей не проникал сквозь поры на обратную сторону холста, то есть держать нож нужно более вертикально. Толстые слои проклейки склонны к растрескиванию. После первой проклейки надо дать холсту хорошо просохнуть при комнатной температуре. Ни в коем случае нельзя ускорять просушку нагревом у батареи или на солнце. Располагаться холст может как горизонтально, так и вертикально, главное чтобы воздух поступал равномерно с обеих сторон.  

        Стоит подчеркнуть, что клей должен содержать пластификатор. Но в некоторых случаях первую проклейку (при очень грубом переплетении нитей со множеством узелков) можно делать вообще без пластификатора - проклеенные узелки становятся более твердыми и легче удаляются.   

       После первой и второй проклейки высохший холст нужно обработать наждачной бумагой. Шлифовать надо легко, чтобы только убрать волокна, которые выступают "ершом" после проклейки, особенно сильно выступающие узелки можно срезать ножом. Вторую и третью проклейку делают жидким, но не теплыми клеем (20-25 градусов, чтобы не растворять первый слой) и обязательно с пластификатором (не менее 30% глицерина или мед от веса сухого клея). Если все поры холста закрылись (это определяется после первой грунтовки отсутствием белых точек на оборотной стороне холста), то можно считать проклейку удачной. Если все-таки белые точки появились, то для данного типа холста в следующий раз делают еще одну дополнительную проклейку. Это во многом зависит и от качества клея. Лучшие клеи желатиновый (пищевой, технический, фотожелатин) или казеиновый; допустим и столярный клеи, но только лучших мездровых сортов (выпускается в виде полупрозрачных желтовато-коричневых плиток или в гранулах).

Грунтовка холста

         Высохший после проклеек холст нужно загрунтовать. Грунтуют холст для того, чтобы создать связующее звено между холстом и красками.

Стоит заметить, что можно писать на проклеенной, но не на загрунтованной основе. Правда со временем, когда краска твердеет (а она твердеть продолжает постоянно - годами), у нее постепенно снижается  адгезия (прилипание) к основе, и  естественно повышается опасность  осыпания красок при сильных изгибах  основы. Если не изгибать, не подвергать резким изменениям влажности и хранить  в нормальных комнатных условиях, то срок хранения произведений не ограничен. Чем меньше колеблются размеры основы, тем лучше. Так многие художники  писали этюды и эскизы к картинам масляными красками на негрунтованной, а только по проклеенной желатином  бумаге. В дальнейшем этим работам  не придавали никакого значения, периодически уничтожали, как отработанный материал при наведении порядка в мастерской.

 

         Наносить грунт надо флейцем или щеткой или тем же ножом. Ни в коем случае нельзя проводить кистью несколько раз, по одному и тому же месту, иначе грунт отлипнет местами и не даст ровного покрытия. После высыхания первого слоя грунта наносят второй, а если необходимо, и третий, но, следя за тем, чтобы не забивалась фактура холста. Или наносят четвертый, пятый, энные слои, чтобы наоборот смягчить фактуру холста или свести ее почти на нет, если этого требует художественный замысел будущей картины. При этом заполняется только пространство между нитями, а на выступах слой грунта остается тонким. Для равномерного грунтования лучше наносить больше тонких слоев жидким грунтом, чем один - два толстым, густым.  

         При нанесении ножом, грунт доводят до консистенции сметаны. Сначала флейцем наносится обильный мазок, и затем размазываем его ножом, пока он не закончится. Носик ножа должен идти впереди, тогда масса грунта будет скапливаться внизу для обратного прохода ножа. Поверхность получается практически ровной и не требует дополнительного шлифования.

Грунтовый холст не должен растрескиваться, если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, сохраняющим  фактуру переплетений нитей, закрывающим  все поры между ними. 

3.Художественные  материалы

         Художественные краски состоят из цветного порошка- пигмента и связующего, которое скрепляется между собой мельчайшие частицы. В живописи используют в основном неорганическом красящие вещества,  как  более стойкие, реже- органические.

        Существуют  пигменты природного происхождения и приготов-ленные искусственным путем.

        В древнейшие времена художники применяли исключительно красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов: малахит, азурит, аурипигмент, лазурит и всевозможные  цветные земли. Кроме того, они использовали красящие вещества органического происхождения, которые добывались из различных растений и простейших животных организмов- моллюсков, червяков.

        Но со временем многие натуральные пигменты были вытеснены искусственными. Так, например, синюю краску ультрамарин, ценившуюся дороже золота (ее получали из лазурита), в ХIХ  веке заменил дешевый искусственный ультрамарин.

        Из натуральных красящих веществ сохранили свое значение лишь земляные пигменты. Они добываются обычно при разработке открытых карьеров. Добытые породы высушивают, измельчают и подвергают сепарации, отделяя наиболее мелкие частицы. Эти пигменты прочны, устойчивы к атмосферному воздействию, к свету. Они имеют не яркие, но самые разнообразные оттенки, а называются обычно по месту, где впервые был найден или добывается похожий по цвету пигмент: сиена натуральная, умбра натуральная, феодосийская  коричневая и т.д.

       Некоторые земные пигменты  подвергаются термической обработке (прокаливанию при зарничных температурах), в результате чего они приобретают новые оттенки. Таким образом, из охры светлой получают охру красную, из синены и умбры натуральной- сиену и умбру жженую.

        Большую часть палитры современных красок составляют искусственные неорганические пигменты. Они  отличаются постоянным химическим составом и структурой, яркостью и чистотой цвета, которой, как и в  естественных пигментах, обусловлен соединениями различных металлов. Поэтому их еще называют искусственным минеральными пигментами.

        Одной из древних красок, приготовленных  искусственным путем, были свинцовые  белила. Они оставались единственными  и неизменными до второй половины  XIX века, когда научились получать цинковые и титановые белила.

        Из сырья растительного и животного  происхождения прокаливанием получают  черные пигменты: кость  жженую, персиковую виноградную черные.

        Пигменты, в отличие от различных  красителей, не растворяются в воде, связующем и органических растворителях.

        В масляной живописи связующим  для красок служат специально  приготовленные высыхающие растительные  масла. В  производстве современных  масляных красок употребляют  главным образом льняное масло,  а для некоторых красок- ореховое, а так же маковое и подсолнечное  масло. В отличие от льняного, они меньше желтеют, но зато  при высыхании образуют менее  долговечные пеленки. Высыхание  масла- сложный процесс, связанный  с окислителем, который длится очень долго.

        На свету масло высыхает значительно быстрее, в темноте оно не только медленно сохнет, но и желтеет. Сырость также замедляет этот процесс. На скорость высыхания масла влияют и пигменты. Количество содержащегося в красках связующего тоже влияет на скорость высыхания.

         Масляные краски  имеют различную  кроющую  способность. Они даже  в тонком слое легко перекрывают  нижележащие слои высохшей краски, к ним относятся: белила, черные, кобальты, кадмии, окись хрома, английская красная. Другие краски, например, волконскоит, марсы желтый и оранжевый, а также все краски из  органических пигментов в тонком слое прозрачны. Такие краски называют лессировочными.

          Краски различаются по своей  интенсивности: есть очень «едкие»-  это краплак, голубая  и зеленая  ФЦ, волконскоит, которые даже  даже в незначительном количестве  могут сильно изменить цвет  любой другой краски. При смешивании красок нельзя допускать, чтобы они  вступали  в химическое взаимодействие.

          Краски из минеральных пигментов  не следует смешивать с органическими.  Замечено также, что большинство  красок  образует непрочные смеси  с ультрамарином. Вообще не  рекомендуется составлять  сложные  смеси, в состав которых входит  больше трех красок.

3.2.Разбовители  масленых красок

Разбавители

         Разбавителями масляных красок  являются органические растворители, способные к сравнительно быстрому  испарению.

          Пользоваться разбавителями следует  с определенной осторожностью,  из-за их проницаемости сквозь  микротрещины в грунте, и еще  осторожнее при работе на "тянущем"  грунте. Также чрезмерное разбавление  красок разбавителями может вызвать  разрушение красочного слоя - растворение  связующего красок, что делает  их рыхлыми и непрочными. В  то же время разбавители, обладая  проницаемостью, способствуют проникновению  уплотненных масел между красочными  слоями и в поверхностный слой  грунта, упрочняя живописный слой.

          Разбавители осветляют некоторые  краски, но после испарений краски  опять приобретают свойственный  им цвет. Кроме этого, установлено,  что незначительные добавки пинена (разбавителя № 4) к некоторым  краскам улучшает оптические  свойства лессирующих и полулессирующих  красок.

Виды разбавителей

         Разбавитель № 1 - смесь живичного скипидара и уайт-спирита в соотношении 1:1. Он применяется лишь для разбавления эскизных масляных красок, рельефных паст в различных вспомогательных целях.

         Разбавитель №2 представляет собой уайт-спирит - погон нефти, фракция, образующаяся между тяжелым бензином и керосином. Он применяется как разбавитель красок для мытья кистей и палитр. Для разведения лаков разбавитель № 2 не применяется, так как у него низкая растворяющая способность и большая проницаемость, чем у пинена.

          Разбавитель №3 (уайт-спирит очищенный) Предназначен для разведения художественных масляных, пентамасляных, алкидных красок и рельефных паст, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей.

         Разбавитель №4 (пинен). Вещество с высокой растворяющей способностью и малым испарением представляет собой продукт ректификации скипидара живичного, при которой отделяются осмолившиеся части скипидара. Пинен окисляется значительно меньше, чем скипидар, которым не рекомендуется пользоваться в живописи из за склонности к пожелтению и осмолению. При смешивании с красками уменьшает их консистенцию. Пинен используют как разбавитель красок и лаков в процессе живописи. При разбавлении красок пиненом понижается их блеск, со временем желтеет умеренно.

Масла

         Растительные масла делятся на 4- е группы в зависимости от того, какую они образуют пленку при высыхании.

  1. группа: льняные, тунговые, конопляные (Высыхают сравнительно быстро. Образуют твердую, нерастворимую, эластичную пленку.)
  2. группа: подсолнечное, маковое, соевое ( Пленкообразующая способность значительно ниже, полученная пленка частично растворяется в органических растворителях, плавятся при нагревании.)
  3. группа: масла типа оливкового (Полностью не высыхают)
  4. группа: масла типа касторового (Не образуют пленку и не высыхают)

3.3 Кисти художественные

Информация о работе Натюрморт в технике масляной живописи «Под звуки свадебного вальса»