Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 22:39, курсовая работа
Искусство, которое мы привычно исчисляем с ноября 1917 г., фактически начинает формироваться задолго до октября –не по календарю, точно так же, как культура «серебряного века» и всего петербургского периода не могла перестать существовать в один день и час. Напомним, что не только в 20-х годах еще было ощутимо это влияние, но многие представители «серебряного века» дожили до 60–80-х годов, и не только в «дальнем зарубежье», но и в мало благоприятных для них условиях советской действительности. Но и в 20-е годы это, конечно, была уже «остаточная жизнь», доживание культуры петербургской России. Наступали другие времена. Более того, многое, что стало к этому времени уже как бы историей, по сути, оказалось живо и активно воздействовало на рождающееся советское искусство. Достаточно вспомнить, что в 20-е годы XX в. ожили передвижнические традиции: художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятного самым широким не подготовленным эстетически массам.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ 4
1.1 Отражение в искусстве революционных событий и задач 6
1.2 Окончание гражданской войны, начало мирной работы 8
ГЛАВА 2. МНОГОФИГУРНЫЕ ИТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КОМПОЗИЦИИ 1920-х ГОДОВ. 11
2.1 Стремление художников передать столкновение 2-х сторон 15
2.2 Интерес художников к истории партии и социалисткой революции 21
ГЛАВА 3. УСПЕХИ ПОСЛЕВОЕННОГО МИРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Русско-Британский Институт Управления»
(НОУВПО РБИУ)
Факультет очного (заочного) обучения
Кафедра Дизайн среды
Специальность 070601.65 Дизайн
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «ОБРАЗ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ИСКУССТВ 1917-1935 г.г.»
Челябинск 2013
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ 4
1.1 Отражение в искусстве революционных событий и задач 6
1.2 Окончание гражданской войны, начало мирной работы 8
ГЛАВА 2. МНОГОФИГУРНЫЕ ИТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЕ
2.1 Стремление художников передать столкновение 2-х сторон 15
2.2 Интерес художников к истории партии и социалисткой революции 21
ГЛАВА 3. УСПЕХИ ПОСЛЕВОЕННОГО МИРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Искусство, которое мы привычно исчисляем с ноября 1917 г., фактически начинает формироваться задолго до октября –не по календарю, точно так же, как культура «серебряного века» и всего петербургского периода не могла перестать существовать в один день и час. Напомним, что не только в 20-х годах еще было ощутимо это влияние, но многие представители «серебряного века» дожили до 60–80-х годов, и не только в «дальнем зарубежье», но и в мало благоприятных для них условиях советской действительности. Но и в 20-е годы это, конечно, была уже «остаточная жизнь», доживание культуры петербургской России. Наступали другие времена. Более того, многое, что стало к этому времени уже как бы историей, по сути, оказалось живо и активно воздействовало на рождающееся советское искусство. Достаточно вспомнить, что в 20-е годы XX в. ожили передвижнические традиции: художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятного самым широким не подготовленным эстетически массам. В эти же годы не только продолжает развиваться, но и переживает истинный расцвет искусство, которое мы называем «русским авангардом»: время революционных катаклизмов, революционных преобразований влечет художников к новым творческим экспериментам. Не следует забывать, что события Октября, приведшие нашу страну к трагедии и национальной катастрофе, были восприняты –особенно поначалу –большей частью интеллигенции России положительно, и многие художники со всем жаром творческих натур искренне и даже истово стали прославлять революцию и «новую эру человечества».
Цель данной курсовой работы показать, что дала великая тема социалистической революции искусству, как росло и растет оно, стремясь все более глубоко и полно осознать и воплотить величайшие перемены в судьбах народов, которые принес с собой Октябрь.
Задачей является раскрытие образа революции в 1917-1935 – е годы, повлиявшая на искусство Руси
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ
В искусстве XIX - начала XX века мы вправе особенно гордиться прямым, смелым обращением передовых художников-демократов к событиям разгоравшейся на их глазах борьбы угнетенных и эксплуатируемых классов против социальной несправедливости, за то "чтоб труд владыкой мира стал".
Мы находим такие отклики в литографиях Домье или Стейнлена, созданных во славу свободолюбивого рабочего Франции, в творчестве Кэте Кольвиц, друга немецкого пролетариата.
С гордостью думаем мы о русских передвижниках, сумевших найти героев своего времени в тех, кто подымал народ на борьбу с царизмом, расплачиваясь за это жизнью или годами тюрьмы и ссылки. Вспомним "Заключенного" Н. А. Ярошенко, "Не ждали", "Под конвоем" и "Отказ от исповеди" И. Е. Репина.
Высоко ценим мы в нашем художественном наследии и бесстрашное разоблачение самодержавия в сатирических рисунках периода первой русской революции 1905 - 1907-х годов, и каждое свидетельство солидарности художников с выступившими на арену политической борьбы рабоче-крестьянскими массами: это запись героических будней революции в набросках Серова, Касаткина и многих других художников, это полотна, рисующие классовые битвы, в том числе картина С. Иванова "Расстрел", потрясающая в своей суровой сдержанности.
Но все величие единения и побед трудящихся, всю красоту исторической миссии пролетариата - положить конец эксплуатации человека человеком - призваны выразить и воспеть художники новой эпохи, эпохи строительства социализма и коммунизма.
Вот почему в нашем искусстве произведениям историко-революционного содержания принадлежит очень большая роль, и они составляют самый обширный и важный раздел исторического жанра.
Число таких произведений в советской литературе, драматургии, кино, в изобразительном искусстве - огромно. Даже если бы мы захотели, ограничившись только изобразительным искусством, рассмотреть подробно произведения нашей живописи, скульптуры и графики, посвященные истории революционного движения и Октябрю, задача эта оказалась бы чрезвычайно сложной. Ведь такими произведениями являются и картины, и плакаты, и памятники деятелям революции и ее событиям. Этой теме посвящались рисунки для газет и журналов, станковые графические листы и серии, от композиции "Крейсер Аврора" Н. Н. Купреянова (1922) до цикла "В. И. Ленин в 1917 году" Е. А. Кибрика (1957). Наконец, художники изображают революционные события и в иллюстрациях к литературным произведениям. Назовем исполненные в последние годы рисунки О. Г. Верейского к "Тихому Дону" М. А. Шолохова и Кукрыниксов к "Хождению по мукам" А. Н. Толстого.
В этой книге мы не ставим перед собой задачи дать обзор всего этого многообразного материала. Нам хочется показать, что дала великая тема социалистической революции искусству, как росло и растет оно, стремясь все более глубоко и полно осознать и воплотить величайшие перемены в судьбах народов, которые принес с собой Октябрь.
И лучше всего это может быть сделано на примере живописи, на примере историко-революционной картины. К таким полотнам мы и обратимся, привлекая произведения других видов изобразительного искусства лишь в качестве некоторых параллелей. Мы остановимся на картинах, посвященных Октябрьской революции в России, ее подготовке, ее победе, защите ее завоеваний народом в боях с контрреволюцией. Попутно мы попробуем показать, что работа художников над этой грандиозной темой помогает им лучше понять и осветить последующую историю Советской страны и далекое прошлое, словом, подводит к обновлению исторического жанра в целом.
1.1 Отражение в искусстве революционных событий и задач
Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, и возникло первое в мире государство рабочих и крестьян, на это государство обрушилась ненависть его внутренних и внешних врагов - началась гражданская война, в Россию двинулись войска интервентов. И тогда, еще в огне борьбы, искусство отозвалось на революционные события, отозвалось, прежде всего, произведениями тех боевых агитационно-массовых его видов, что получили развитие с первых же дней существования Советской власти и, особенно в условиях гражданской войны - в плакатах, в революционной сатирической графике, во временных памятниках и панно. Эти произведения пропагандировали идеи и лозунги социалистической революции - панно и плакаты с текстами "Да здравствуют Советы!", "Кто не работает, тот не ест", "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"; утверждали необходимость полной, окончательной победы российского пролетариата над капитализмом - плакат В. Н. Дени "Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала"; показывали расстановку классовых сил в революционных боях - рабочих, матросов, солдат, крестьян, сражающихся за власть Советов, и фабрикантов, помещиков, генералов, церковников и кулаков в стане врагов революции. Панно и плакаты говорили и о важных в развитии революции событиях - о взятии Зимнего дворца в ночь с 25 на 26 октября 1917 года, о защите Петрограда от Юденича в 1919 году и т. д.
Многие из тех исторических задач революции и из тех конкретных событий, из тех коллизий, что были впервые отражены в плакатах и панно 1917 - 1921 годов, впоследствии будет воплощать снова и снова наше искусство в произведениях разнообразных его видов.
В панно и плакатах тех лет художники прибегали порой к общепринятым прежде в искусстве аллегорическим изображениям свободы и революции в виде величавой женщины в античных одеждах и с соответствующими атрибутами. Но, может быть, особенно примечательно рождение в искусстве Страны Советов аллегорий совершенно нового характера.
Октябрьская революция, коренным образом изменившая положение людей труда, не имела себе аналогии в прошлом. Цели этой революции отвечали интересам подавляющего большинства общества, и нужно было их воплотить в искусстве конкретно, ясно.
Новые и своеобразные аллегорические образы советского искусства это: рабочий, поднимающий красное знамя - Революция; рабочий и крестьянин, соединившие в крепком пожатии руки - Республика Советов; угрожающий Советам буржуй в цилиндре и фраке - современный капитализм и т. д. Знаменательна историческая и классовая определенность таких аллегорий.
В те бурные годы было создано немного законченных картин, посвященных Октябрю. Из них особенно интересны своеобразные картины-аллегории Б. М. Кустодиева и К. Ф. Юона. На полотне Б. М. Кустодиева "Большевик" (1920, или. 1) перед нами великан, вышедший из народа, высоко поднявший знамя борьбы и поведший за собой массы; стремительно шагает он над городом с его дворцами и фабриками, церквями и лавками. Как в народной былине, с помощью простодушной и мудрой гиперболы раскрыта в этом полотне с его немного резкой красочностью сила победоносной русской революции. см. Приложение 1
К. Ф. Юон пишет композиции, в которых сравнивает современные события с космическими катаклизмами. На одной из его картин революцию символизирует появление новой планеты: люди в смятении, одни из них поражены страхом, другие - их большинство - охвачены надеждой, тянутся к поднимающемуся над горизонтом красному диску ("Новая планета", 1921). Так художник по-своему выразил, что Октябрьская революция - начало новой эры для всего человечества.
Заслуживают упоминания и маленькие, быстро набросанные и представляющие собой репортаж о том, как менялся в 1917 - 1918 годах весь распорядок жизни, сценки И. А. Владимирова "Долой орла" - вооруженные рабочие сбивают царский герб, красовавшийся над аптекой, чтобы укрепить красный флаг, и "Арест царских генералов" - солдаты конвоируют своих недавних начальников.
К периоду 1917 - 1921 годов относится ряд зарисовок с натуры митингов, манифестаций, совещаний, портретные наброски с В. И. Ленина и других деятелей революции. Много таких зарисовок сделал И. И. Бродский, а также скульптор Н. А. Андреев. Часто такие рисунки несли в себе живое ощущение значительности всего изображаемого.
Бродский тогда же приступил к созданию по своим наброскам картин, но это было лишь начало работы над исторической композицией на основе этих ценных документально-художественных материалов.
1.2. Окончание гражданской войны, начало мирной работы
Революционный опыт помогал нашему народу в созидании нового, в преодолении всех сопряженных с этим трудностей; глубокое освоение этого опыта было жизненно важной задачей. И не случайно на первых же выставках советского искусства очень большое место заняли произведения историко-революционного содержания. "Революция, быт и труд" - так кратко выражена связь с Октябрем советской современности в названиях двух выставок, устроенных Ассоциацией Художников Революционной России в 1924 и 1925 году.
Живописцам из АХРР, этого крупнейшего объединения художников-реалистов, принадлежит целый ряд первых историко-революционных полотен. Некоторые из них были продиктованы мыслью о связи недавних революционных событий с народно-освободительным движением в прошлом. Картины эти говорили о народных восстаниях на Руси, борьбе с самодержавием в XIX веке, о революции 1905 года, Ленском расстреле, об Октябре и гражданской войне, о жизни и деятельности В. И. Ленина. Все это темы, к которым советские художники будут обращаться неоднократно и впоследствии.
Не только ахрровцы, но и представители других творческих группировок, например ОСТ ("Обществб станковистов"), а также художественных объединений, возникших в братских республиках, создавали историко-революционные композиции.
Много работали над такими произведениями советские мастера во время подготовки к празднованию десятилетия Октябрьской революции и десятилетия Красной Армии.
Художники не преминули воспользоваться возможностью изучать революционное движение, выявлять все новые и новые важные его факты. Однако на первых порах они иногда слишком увлекались частностями, теряя за этими частностями общую мысль. Появились хроникально-обстоятельные, изобилующие верными историческими и бытовыми подробностями и все же лишенные необходимой силы воздействия полотна. Часто с конкретностью, которая была бы невозможна в условиях царской цензуры, изображались сцены расправы самодержавия с народом и его защитниками (картина И. А. Владимирова, показывающая расстрел в царской тюрьме, некоторые из картин, посвященных событиям 9 января 1905 года). Но жертвам террора отводилась при этом слишком пассивная роль; порой изображение зверств и бесчинств карателей давалось слишком натуралистически.
Иногда художники трактовали революцию как некое возмущение "вообще", вне времени и пространства. В таких, подчас даже довольно динамичных и красочных полотнах, события и герои этих событий оказывались, увы, лишенными конкретно исторических и конкретно национальных черт.
Информация о работе Образ революции в истории искусств 1917 - 1935 гг