Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 13:47, курсовая работа
Средневековое искусство Китая и Тибета обладает яркой самобытностью. Ее отличают многие, только ей присущие особенности. Сравнительно с индийским, средневековое китайское искусство выглядит более сдержанным и строгим. В нем больше ощутима поэтическая раздумчивость. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью ритмов изогнутых крыш. Китайская живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией неярких прозрачных красок. Буддийские статуи отличны спокойной важностью поз, достоинством лиц и жестов, мягкостью линий, лишенных повышенной динамики. В Китае была создана другая художественная система, накоплен иной запас выразительных средств.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3-4
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА КИТАЯ И ТИБЕТА …………………………………………5
Глава 1.1 Средневековое
Глава 1.2………………………………………………..
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ И ТИБЕТА………………………………………………………………………
2.2 Организация педагогической работы по проведению беседы со школьниками на тему «Великая Китайская стена»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… ….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
Самым значительным ансамблем, выстроенным в 15--17 вв., является расположенный в центре Пекина Императорский дворец, так называемый «Запретный город», окруженный глухими стенами с могучими воротами, куда пускались только избранные. Этот дворец представлял собой не одно здание, которое можно было бы обозреть сразу. Он состоял из соединенных между собой широких площадей, мощенных белым камнем, парадных помещений с террасами и лестницами, украшенными резьбой, и тенистых садов, живописно оттеняющих яркую красоту архитектуры. «Запретный город» с его садами и парками, коридорами и переходами между зданиями -- целый лабиринт. Тихие беседки и многоярусные павильоны, открывающиеся после того, как пройдена каждая лестница или здание, представляют для глаза новые впечатления.
Основная магистраль Пекина пересекала расположенные в «Запретном городе» в стройном порядке постройки -- приемные залы и парадные покои, где императоры Китая устраивали церемонии и принимали чиновников. Эти сооружения, словно вознесенные над землей высокими (около 2 м каждая) платформами из белого мрамора, ярким красным лаком своих колонн и двойными черепичными крышами с изогнутыми углами, блестящими на солнце, как золото, образуют торжественный ансамбль дворца. Каждое из зданий имело свое название. Главное из них Тайхэдянь -- Павильон высшей гармонии -- отражает характерные особенности средневековой архитектуры Китая: нарядность и легкость. Высокие лакированные круглые колонны, укрепленные на платформе, являются основой всей конструкции. Они поддерживают словно парящую в воздухе двухъярусную крышу, которая, еще по выражению древних, должна была напоминать крылья летящего фазана. Выступающая за пределы здания, она предохраняла его от невыносимого летнего зноя и влаги. Загнутые углы крыш придают всему зданию ощущение легкости и скрадывают размеры крыш. Тонкие стены подчас состоят из ажурных решеток, пропускающих мягкий свет. Внутреннее пространство помещения заполнено двумя рядами колонн и отличается большой простотой и строгостью.
Храмы Пекина также располагались большими комплексами. Величественный Храм Неба (15 в.) состоит из нескольких зданий, раскинувшихся в строгом порядке на обширном пространстве среди густой зелени (илл. 109). Здесь возносились молитвы за годовую жатву. Платформы храма имели в плане круг и квадрат, символизирующие небо -- круг, и землю -- квадрат. Все эти сооружения располагались по одной оси и открывались зрителю по мере его прохождения через ряд ворот. Конические крыши, крытые ярко-синей черепицей, в сочетании с красным лаком колонн и белым мрамором террас создавали нарядное и радостное впечатление.
Пространственный размах, который свойствен китайскому зодчеству с древности, проявился в 15 -- 17 вв. в архитектурном ансамбле царских погребений Минской династии (1368 --1644) близ Пекина. К погребениям ведет Дорога духов -- огромная аллея длиной в 800 м, обрамленная с двух сторон массивными фигурами животных и людей. Сами погребения заключают в себе храмы, башни, подземные дворцы и помещены на фоне суровых живописных гор, расположенных так симметрично к памятникам, словно зодчие и их включили в свой грандиозный архитектурный замысел.
Архитектура 15--18 вв. в целом полна величия. В конце 18 и в 19 в. в ней, как и в других видах искусства, все более нарастает тяга к пышности, вычурности и причудливости форм. Появляется подчас излишняя перегруженность декоративной орнаментацией, росписями, резьбой, утомляющей глаз. 19 в. является заключительным периодом развития некогда величественной средневековой архитектуры Китая.
Прикладное искусство
Широкой известностью пользуется прикладное искусство средневекового Китая -- изделия из фарфора, резного камня, дерева и кости. С древнейших времен секреты мастерства изготовления изящных предметов обихода передавались из поколения в поколение. Мастера китайского средневековья многое переняли от древности, однако в это время появились разнообразные новые виды и техники художественных ремесел. В период Тан получили распространение изделия из фарфора и высококачественной керамики, прообразом которых были древние предметы из белой глины. Сосуды 7--10 вв. по своим формам округлы и массивны; особенно славились трехцветные яркие сосуды, зеленые с синими и желтыми пятнами на них, белоснежные полновесные фарфоровые кувшины и чаши, сохранившие монументальность древней посуды.
Керамика 11--13 вв. изысканна и многообразна. Как и в живописи сунского времени, яркость красок заменяется изящной простотой, мягкой текучестью цветовых переходов, спокойных и неярких. В это время фарфор и керамика выпускались многими мастерскими Китая. Сунские мастера-керамисты, как и живописцы, были поэтами. В скромных чашах и кубках, неярких серо-зеленых тонов, в затеках краски они отступали от строгой симметрии, добиваясь самых неожиданных эффектов, подражая то драгоценному нефриту, то используя сетку мельчайших трещин, словно нечаянно созданную самой природой богатую игру мерцающей поверхности. Изготовлялись и белоснежные сосуды с гравированным тонким узором цветов, и желтоватые вазы, и амфоры с черным рисунком. Часто узор отсутствовал совсем.
Тонкий вкус отличает инкрустированную мебель, вышивки и ткани этого времени. Мягкие и зернистые ткани кэсы (резаный шелк) выглядели как настоящие картины и создавались по образцам лучших живописцев.
В 15--19 вв. вместе с ростом городов и торговли увеличивается и выпуск художественных изделий. Большого мастерства достигает резьба по камню, в котором мастера умели выявить его особенности, красоту. Начинает производиться многоцветный фарфор с богатым и ярким узором. Часто на вазах и блюдах, как на картинках, воспроизводились целые пейзажные сцены. Вплоть до конца 18 в., даже когда многие виды искусства пришли в упадок, художественный уровень фарфора оставался высоким.
Средневековая китайская культура 18--19 вв. все больше угасала в стране, раздираемой противоречиями и искусственно оторванной от мира и его достижений. Роскошь и великолепие дворцов контрастировали с почти первобытной нищетой народа, ютящегося в глиняных лачугах и убогих хижинах, в узких грязных переулках. Конец 19 в. -- время глубокого кризиса феодальной культуры.
Искусство в Китае в эпоху средневековья
Средневековой китайской архитектуре присуща тесная связь построек с окружающим их природным ландшафтом, в который они очень органично вписываются.
По заказам императоров, знати и духовенства из дерева, камня, бронзы и железа архитекторы строили пагоды - буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен. Многие здания украшали искусной резьбой. Загнутые вверх крыши создавали впечатление легкости и устремленности ввысь; они как бы воспроизводили своими очертаниями силуэты окрестных холмов и деревьев.
В танское время в Чанани из кирпича была возведена Большая пагода диких гусей. Квадратная в плане, она имеет вид ступенчатой пирамиды и напоминает суровостью своего силуэта крепостную башню. В сунское время башни чаще всего строили шести- или восьмигранными, более стройными и нарядными, чем прежде. Тринадцатиярусная Железная пагода (XI век), облицованная узорными керамическими плитами цвета ржавчины (отсюда и название), легко и плавно тянется вверх; края ее крыш изгибаются наподобие ветвей стройной ели.
После освобождения Китая от власти монголов был полностью перестроен Пекин. В центре столицы был возведен Храм Неба - здание, имеющее в плане круг - знак солнца или неба, с синими остроконечными крышами.
Скульптура была связана с архитектурой: она дополняла пагоды статуями и рельефами - изображениями божеств. В обликах Будды, его учеников и последователей, отличающихся ясностью и чистотой, выражены представления о лучших чертах человека - мудрость, величие и спокойствие.
Во времена династий Тан и Сун основным видом искусства была живопись. Художники получали образование в специальных школах, а в столице была открыта академия живописи. Здесь часто устраивали выставки картин.
Живописцы писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажных свитках. Преобладали пейзажи - картины природы. Китайцы называли пейзаж «горы и воды». В танское время природу представляли сказочным миром, радостным и светлым. Живописцы стремились выразительно показать великолепие и красочность мира. Потрясения, пережитые страной в сунское время, внесли в пейзажи щемящую грусть, желание тишины и покоя. По замыслу художников, природа - единственное надежное прибежище человека в мире войн, мятежей и бедствий.
Кроме пейзажей, художники писали плоды, нежные цветы зверей и птиц. Такие картины назывались «цветы и птицы». В средние века китайский народ достиг больших успехов в технике, науке и искусстве.
Список литературы
Информация о работе Общая характеристика средневекового искусства Китая и Тибета