Организация культурно-досуговой деятельности сельского Дома культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом специфических процессов, наметившихся в сфере духовной жизни.
Переход российского общества к рыночным экономическим отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых эффективных культурно-досуговых технологий.
Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: политической, социально-бытовой, религиозной, национальной и т. д. В историческом и современном аспектах отчетливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном институциональном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, но никогда не является самоцелью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Актуальные проблемы культурно-досуговой деятельности клубных учреждений на современном этапе……………………………………………..8
1 .1 Становление и развитие сельских клубных учреждений (исторический аспект)…………………………………………………………………………….8
1 .2 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей…15
Глава 2. Анализ опыта организации социально-культурной деятельности в условиях сельской местности………………………………………………………………………..22
2 .1 Социально-культурная среда пгт. Крапивинский……………………….22
2 .2 Диагностика уровня удовлетворенности жителей пгт. Крапивинский…………………………………………………………… …….26
2.3 Рекомендации по усовершенствованию организации социально-культурной деятельности пгт. Крапивинский………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Кагелева, курсовая.docx

— 111.09 Кб (Скачать файл)

    Театрализованная игровая программа - это яркая и действенная форма культурно - досуговой деятельности детей, в основе которой лежит театрализация. Это программа, построенная по законам драматургии и стимулирующая творческое воображение и фантазию ребенка.

    Актуальные потребности организации содержательного, творческого досуга детей требуют развития как традиционных технологий культурно-досуговых программ, так и новых, современных.

    Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия форм выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний форм с целью вызвать у детей интерес, привлечь их в учреждения культуры.

    Выставка - это публичный показ предметов, экспонатов, художественных произведений, предметов культурно-бытового назначения с информационно-познавательной целью.

    Выставки бывают художественные, декоративно-прикладного творчества, художественной фотографии, природоведческие и другие (49, с.33).

    Фестиваль - массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного, художественного творчества. Воспитательная роль фестиваля исключительно велика. В процессе их подготовки и проведении заметно оживляется культурная жизнь, растут ряды участников художественной самодеятельности, повышается социальная активность людей, обеспечивается приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям (49, с.156).

    КВН - конкурс веселых и находчивых - одна из наиболее интересных форм театрализованного игрового состязания. Юмор, находчивость, эрудиция - основные принципы, на которых строится КВН.

    Сельские библиотеки - филиалы централизованной библиотечной системы.

Библиотека-филиал - это сетевое подразделение с постоянным книжным фондом, штатом, работающее под административно-хозяйственным и методическим руководством центральной библиотеки. Задача организации на селе сети библиотек заключается в том, чтобы обеспечить возможность пользования библиотечной книгой каждому читателю любого населенного пункта (54, с.7).

    Сегодня сельская библиотека выполняет целый ряд функций    (информационную, рекреационную, социализирующую), важнейшей среди которых остается образовательная.

    Значительная часть основных пользователей современной российской сельской библиотекой составляют дети, сельская интеллигенция, пенсионеры, домохозяйки.

    В отношении детей сельские и школьные библиотеки накапливают определенный опыт, реализуя свою главную функцию - создать условия для получения образования и развития личности. Главной задачей остается приобщение к книге, чтению, формированию устойчивой потребности в знаниях и, следовательно, в библиотеке (45, с.15).

    Чтение остается, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотеки, работающей на селе с детьми, остается приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры (54, с.85).

    Сельская школа является естественным центром воспитательной работы с детьми. Школа может и должна быть инициатором создания новых внешкольных учреждений, разнообразных кружков, объединяющих детей (55, с.40).

Сельская школа - это учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного воспитания и обучения подрастающих поколений.

Воспитательной работой в школе занимаются заместитель директора школы по воспитательной работе и классные руководители.

    Заместитель директора школы по воспитательной работе - это представитель школьной администрации, педагог-воспитатель, опытный творческий специалист. Это главный педагог, организующий и направляющий воспитательную работу взрослых и детей в школе. Главная цель - создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися (60, с.6).

 

    Организация рационального использования внеучебного времени сельских детей - проблема сложная. Важно, чтобы каждый учащийся в свободное от уроков время занимался интересным и полезным делом в кружке и в других творческих объединениях по интересам в школе, во внешкольном учреждении. Научить школьников рационально и содержательно использовать свое внеучебное время - дело, прежде всего школы.

    Основными требованиями к организации работы с учащимися во внеучебное время являются: органическое единство учебной и внеучебной, внеклассной и внешкольной работы; предоставление каждому учащемуся в свободное от учения время возможности заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей; разнообразие, увлекательность и т.д. (4, с.13).

    Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения разумного отдыха. В условиях сельских школ проводятся предметные кружки непосредственно связанные с содержанием школьных программ, но не повторяют их, а расширяют и углубляют знания учащихся.

    Для развития физических качеств в школе организована работа в спортивных секциях. Дети занимаются баскетболом, волейболом. Эти занятия в свободное время способствуют физическому развитию, взаимоотношениям между членами команд. Таким образом, учреждения культуры, школа, библиотеки в сельской местности являются своеобразными центрами по организации досуга сельских детей. Эти учреждения должны осуществлять взаимосогласованную работу. В процессе такой работы дети учатся проводить свое свободное время рационально.

    Однако, следует отметить, что работа этих учреждений не в полной мере может удовлетворить потребности сельских детей, так как существует малый выбор в проведении досуга. Кружки не достаточно разнообразны в связи с отсутствием специалистов, а также низким уровнем материально-технической базы.

    Социально и культурно ограниченные условия сельской среды позволяют говорить о недостатке культурной базы для развития личности ребенка, что негативно отражается на темпах детского развития.

ГЛАВА 2. Анализ опыта организации социально-культурной деятельности в условиях сельской местности (на примере СДК пгт. Крапивинский)

2.1 Социально-культурная  среда пгт. Крапивинский

    Постановлением Сибирского революционного комитета от 04.09.1924 года окончательно утверждено решение о включении в район Щегловского уезда Крапивинского района с Крапивинской, Мунгатской и Банновской волостями. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1.02.1963 года Крапивинский район был упразднен. Однако уже 30.12.1966 года вновь  образован путем выделения из Ленинск – Кузнецкого, Кемеровского и Промышленновского районов.

    Современные границы район имеет  с 1967 года.

    Крапивинский район расположен в центральной части Кемеровской области по обоим берегам реки Томи.

    Площадь территории 6,9 тыс. кв.км, что составляет 7,2 % территории области.

    Административные границы Крапивинского района сухопутны. 
На юге район граничит с Беловским районом, на юго-востоке – с Новокузнецким районом, на севере и северо-востоке – с Тисульским районом, на юго-западе – с Ленинск-Кузнецким районом, на западе – с Промышленновским районом и на северо-западе – с Кемеровским районом. 
На фоне всех районов Кемеровской области, Крапивинский район в природном отношении один из самых благополучных и наименее тронутый хозяйственной деятельностью человека.

    В 1980 году в Крапивинском районе был построен, торговый центр. Он осуществлял торговлю промышленными и продовольственными товарами. В настоящее время торговый центр принадлежит предприятиям и частным лицам поселка. Так же на территории Крапивинского района обслуживает население ряд торговых палаток и киосков.

    В 1975 году была построена и открыта сельская амбулатория и прикреплена к Центральной больнице Крапивинского района. Она объединила: терапевтический, педиатрический, стоматологический, гинекологический кабинеты больных граждан. Так же были оборудованы пункт физиолечения и лаборатория для сдачи медицинских анализов.

    Как самостоятельная территория Крапивинский район образовался Решением ОИК №21 от 01.02.1982 г., когда был зарегистрирован новый населенный пункт пгт. Крапивинский.

    Численность постоянного населения Крапивинского района на 1 января 2015 года составила 23646 человек (0,9 % населения Кемеровской области).

    Удельный вес в общей численности населения:

-городского населения – 51,6 %;

-сельского – 48,4 %.

    За 2014 год по району естественная убыль населения составила 47 человек. Миграционная убыль населения составила 249 человек.

    На территории пгт. Крапивинский действуют: 4 предприятия; 1школа; 1 детский сад; 1 сельский дом культуры; сельская библиотека; врачебная амбулатория; 2 фельдшерских пункта; 7 предприятий торговли

В пгт. Крапивинский функционируют:  Районный Дом культуры»;  Детско-юношеская спортивная школа».

Услуги, предоставляемые сельским Домом культуры пгт. Крапивинский», представлены в Приложении 1.

К клубным формированиям ДК  относятся:  

− коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества;

− любительские объединения и клубы по интересам;

− другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно - досугового учреждения.

Клубное формирование в рамках своей деятельности:  

− организует систематические занятия в формах и видах, характерных для данного клубного формирования (репетиция, лекция, урок и т.п.);

− проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, и т.п.); 

− участвует в общих программах и акциях культурно-досугового учреждения;

− использует другие формы творческой работы и участия в культурной и общественной жизни;

− принимает участие в муниципальных, фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.

Примерные минимальные нормативы результативности деятельности творческих коллективов предусматривают результат творческого сезона и представлены в табл. 1.

Таблица 1

Наименование жанра

творческого коллектива

Показатели результативности

Хоровой, вокальный

Концертная программа из 1 отделения;

6 номеров для участия в концертах  и представлениях базового коллектива;

ежегодное обновление  не менее 1/3 части текущего репертуара;

выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал 

Инструментальный

Концертная программа из 2-х отделений;

8 номеров для участия в концертах  и представлениях базового учреждения  культуры;

ежегодное обновление  половины текущего репертуара;

выступление на других площадках не мене 1 раза в квартал

Хореографический

Концертная программа из 2-х отделений;

6 номеров для участия в концертах  и представлениях базового учреждения  культуры;

ежегодное обновление  четверти текущего репертуара;

выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал

Театральный

1 многоактный или 2 одноактных спектакля; 4 номера  (миниатюры) для участия в  концертах и представлениях базового учреждения культуры; 

ежегодное обновление репертуара;

выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал

Декоративно-прикладного искусства

2 выставки в год


 

 

Социальный слой культурной среды села – это тесное взаимодействие традиционных, дошедших из глубины веков, и современных, рационально созданных человеком, элементов. В условиях сельской общины испокон веков складывались и передавались из поколения в поколение нормы и правила, определяющие жизнедеятельность. Они существовали в виде народных обычаев, традиций, образцов поведения, которые жестко, но негласно регулировали действия и поступки людей. Эти нормы и правила передавались устным способом в процессе самой деятельности и общения на уровне обыденного сознания. Они сохранились до наших дней в разной степени в различных регионах страны и продолжают функционировать в сельской культурной среде, воздействуя на ее личностные элементы через подсознательные структуры.

В воздействии культурной среды на личность особое место в селе принадлежит молодежи, интеллигенции, квалифицированным специалистам. Это наиболее динамичные группы сельского населения с более высоким уровнем образования, с ориентацией на городские стандарты жизни и образцы поведения. Они более требовательны к условиям труда, к руководству производственными процессами, условиям культурного обслуживания и более активно воздействуют на другие общности.

Рассмотрим далее состояние социально-культурной деятельности в СДК пгт. Крапивинский.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Диагностика  уровня удовлетворенности жителей  пгт. Крапивинский качеством организации социально-культурной деятельности

Основными направлениями в работе по организации досуга жителей являются: работа с детьми и подростками, с людьми пожилого возраста, молодежью, концертно-гастрольная деятельность, пропаганда традиций народного творчества, участие в районных конкурсах.

Важным направлением в работе сельского Дома культуры пгт. Крапивинский является работа с детьми и молодежью, путем организации  культурного досуга и свободного времяпрепровождения, развития творческого потенциала, проведения различного рода мероприятий и привлечения их в кружки и любительские объединения. Но, к сожалению,  вся работа сводится к проведению дискотек и традиционных мероприятий: Новый год, Коляды, Масленица, 8 Марта, праздник Деревни, отчётные концерты.

Хочется отметить, что дети и молодежь  являются активными посетителями Дома культуры. Они участвуют в творческой деятельности ДК, охотно посещают занятия  в кружках, участвуют в районных акциях и конкурсах.

Для изучения работы СДК пгт. Крапивинский по организации досуга, мною было проведено анкетирование и беседа с посетителями.

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности сельского Дома культуры