Организация культурно-досуговой деятельности сельского Дома культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом специфических процессов, наметившихся в сфере духовной жизни.
Переход российского общества к рыночным экономическим отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых эффективных культурно-досуговых технологий.
Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: политической, социально-бытовой, религиозной, национальной и т. д. В историческом и современном аспектах отчетливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном институциональном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, но никогда не является самоцелью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Актуальные проблемы культурно-досуговой деятельности клубных учреждений на современном этапе……………………………………………..8
1 .1 Становление и развитие сельских клубных учреждений (исторический аспект)…………………………………………………………………………….8
1 .2 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей…15
Глава 2. Анализ опыта организации социально-культурной деятельности в условиях сельской местности………………………………………………………………………..22
2 .1 Социально-культурная среда пгт. Крапивинский……………………….22
2 .2 Диагностика уровня удовлетворенности жителей пгт. Крапивинский…………………………………………………………… …….26
2.3 Рекомендации по усовершенствованию организации социально-культурной деятельности пгт. Крапивинский………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Кагелева, курсовая.docx

— 111.09 Кб (Скачать файл)

В опросе участвовало 23 респондента – это посетители кружков сельского дома культуры  Крапивинский пожелавшие принять участие в исследовании.  Анкета была предназначена для того, чтобы выявить интересы детей, какие кружки они предпочитают посещать, как организуют своё свободное время. Также в анкете респонденты могли указать, какие кружки они хотели бы посещать.

Анкетирование позволяет определить специфику деятельности СДК по организации досуга детей и молодежи и уровень занятости, а также выявить основные формы организации досуга (Приложение 2).

В опросе приняли участие  23 человека,  из них 11юношей (47,8%) и 12 девушек (52,2%), в возрасте от 10 до 13 лет.

Досуговая деятельность в СДК пгт. Крапивинский осуществляется на художественном уровне, а не на профессиональном. На селе много талантливых людей, но недостаточно досуговых учреждений, которые бы способствовали реализации их способностей, увлечений и интересов.

Самым предпочитаемым времяпровождением  является просмотр ТV и компьютера (35%), занятие спортом и физкультурой (17%) и общение с близкими, соседями, друзьями (16%). Меньшее распространение получили ответы – (10%) рукоделие (вязание, вышивание, резьба по дереву), (7%) помощь родителям (рис. 1).

1. Предпочитаемые виды времяпрепровождения

 

Из результатов, можно сказать, что большинство опрашиваемых недостаточно могут реализовать свой талант и увлечения, умения, личные навыки и способности в данной сельской местности. Вроде ребята реализовали свои способности, их заметили на уровне села, но когда они достигли определённых результатов, им хочется идти дальше, закреплять и улучшать свои способности и умения, но дальнейшего развития они не могут получить.

Приоритетными формами  в организации  досуга, опрашиваемые выбрали мероприятия развлекательного характера (дискотеки, Новогодние утренники), патриотической  направленности (концертные программа на выборы в местные Советы Депутатов, 9 Мая).

Респондентам был задан вопрос, «Какие кружки, мероприятия, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в РДК д. 2-я Пристань 16 % опрошенных просят организовать секции по катанию на коньках в зимний период, 8% — организовать бесплатные клубы по интересам, 4% — обучению бальным танцам, театр и т.д. (рис. 2).

Рис. 2 Какие кружки, мероприятия, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в СДК пгт. Крапивинский

 

В ходе беседы с опрашиваемыми респондентам хотелось, чтобы все мероприятия проводились с учётом их мнения и запросов, а не по однотипному планированию, им хотелось разнообразия в формах, содержательного насыщения. Также опрашиваемые  были не довольны деятельностью  сельской библиотеки,  так как в ней не проводятся различные мероприятия и на базе не создаются гостиные и клубные объединения.

И, наконец, я попросила опрашиваемых респондентов указать предпочтения в проведении досуга. Результаты занесены в табл. 1.

Таблица № 1 Предпочтения по проведению досуга

 

Виды досуга

Доля опрошенных

Дома

Чтение книг, журналов

54,0

 

Просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет

77,6

Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание)

10,5

Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.)

11,1

Сочинение (стихи, проза)

9,7

Компьютер (игры)

39,7

Компьютер (программирование, отладка)

19,4

Спорт, здоровый образ жизни

44,2

Уход за домашними животными

28,2

Общение с друзьями

73,6

Другое

2,8

Затруднились ответить

1,2

Вне дома

Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола)

9,1

 

Спортивные секции

27,4

Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно

33,1

Курсы иностранных языков

19,6

 

Секции и кружки технического творчества

1,2

Секции и кружки народных промыслов

0,8

Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п.

14,7

Факультативы при учебных заведениях

6,5

Посещение библиотеки, читальных залов

14,5

Посещение кинотеатров

30,0

Посещение театров

32,3

Дискотеки

57,3

Посещение кафе-баров

40,9

Дача, приусадебное хозяйство

24,2

Массовые праздники, гулянья

37,1

Профессиональная ассоциация

3,6

Политические объединения

2,4

Общение со сверстниками в клубах свободного посещения

46,4

Другое

2,6

Затруднились ответить

2


 

 

Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса опрашиваемых предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и поступают, прежде всего, добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.

Можно выделить наиболее привлекательные для опрашиваемых формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры–зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что опрашиваемые не совсем довольны проведением досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что сельская местность не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков.

 

 

 

 

 

2.3. Рекомендации  по усовершенствованию организации  социально-культурной деятельности  в СДК пгт. Крапивинский

На основании проведенных исследований и полученных результатов, мы предлагаем рекомендации по организации досуга и свободного времени посетителей СДК пгт. Крапивинский.

- открывать кружки, клубы, творческие объединения для организации  досуга в соответствии с интересами  детей и молодежи;

- основу развития молодёжного  движения в поселке должны  составлять традиции, которые являются  формой передачи воспитательных  ценностей от одного поколения  к другому, их необходимо сохранять.

- развивать современные  молодежные объединения, которые  должно строиться на внедрении  новейших информационных технологий, телекоммуникаций.

- организовывать в социуме  совместную общественно-полезную  и культурно-досуговую деятельность подростков и взрослых;

- расширять возможности для  привлечения населения поселка  к участию в культурной жизни, художественной самодеятельности;

-   стимулировать развитие народных промыслов, возрождение национальных обрядов, традиций, праздников;

- улучшать физкультурно-массовую и спортивную работу среди населения, пропаганду здорового образа жизни.

Также предлагаем решить следующие задачи:

- Повышение специальности  квалификации специалистов сельских  культурно-досуговых учреждений, руководителей любительских коллективов;

- Оказание методической  и практической помощи культурно  – досуговым учреждениям района. У сельских клубов почти нет возможности приобрести методическую литературу. В практической помощи нуждаются «малые» клубы, в которых работают не специалисты по организации и проведению мероприятий, по организации любительских коллективов и их документации. Руководители же коллективов любительского творчества нуждаются в практической помощи специалистов по различным видам народного творчества, по подбору репертуара. Ведь «взгляд со стороны» и замечания специалистов дают большой толчок для дальнейшего развития коллектива;

- Содействие возрождению  и развитию национальных культур  народов, компактно проживающих  на территории района, развитию  традиционных видов народного  творчества;

- Включение культурно  – досуговых учреждений поселка социально – значимую проектировочную деятельность, нацеленную на становление активной гражданской позиции населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Основными направлениями в работе по организации досуга жителей пгт. Крапивинский являются: работа с детьми и подростками, с людьми пожилого возраста, молодежью, концертно-гастрольная деятельность, пропаганда традиций народного творчества, участие в районных конкурсах.

Важным направлением в работе Дома культуры пгт. Крапивинский является работа с детьми и молодежью, путем организации  культурного досуга и свободного времяпрепровождения, развития творческого потенциала, проведения различного рода мероприятий и привлечения их в кружки и любительские объединения. Но, к сожалению,  вся работа сводится к проведению дискотек и традиционных мероприятий.

Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса опрашиваемых предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

Основными направлениями в работе с молодежью должны стать мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы – смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Досуг - это зона активного общения. В процессе досуга раскрываются творческие способности человека. Досуг формирует и развивает личность. В условиях сельской местности существует проблема по организации досуга детей. Это связано с тем, что социокультурная сфера села отстает от уровня развития этой сферы в городах. В формировании личности важную роль играет окружающая социальная и культурная среда. Ограниченный доступ к культурным и образовательным услугам, недостаток культурной базы для развития замкнутая и взаимозависимая жизнь людей сельской местности оказывают влияние на формирование личности.

Среда поселка играет двойную роль в формировании личности ребенка, с одной стороны, она выступает источником информации, транслятором норм, ценностей, традиций, присущих только этому поселению, а с другой - выступает пространством для осуществления деятельности. Результаты этой деятельности обусловлены характером среды, восприятие поселка диалектически связано с действиями в нем.

Сельский клуб - собирательное понятие, которым обозначаются различные по типам и видам деятельности, условиям функционирования клубные учреждения в сельской местности. Сельские клубы разных регионов существенно различаются. Организация культурно-досуговой деятельности детей в сельском клубе характеризуется определенными особенностями:

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности сельского Дома культуры