Организация культурно-досуговой деятельности сельского Дома культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом специфических процессов, наметившихся в сфере духовной жизни.
Переход российского общества к рыночным экономическим отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых эффективных культурно-досуговых технологий.
Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: политической, социально-бытовой, религиозной, национальной и т. д. В историческом и современном аспектах отчетливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном институциональном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, но никогда не является самоцелью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Актуальные проблемы культурно-досуговой деятельности клубных учреждений на современном этапе……………………………………………..8
1 .1 Становление и развитие сельских клубных учреждений (исторический аспект)…………………………………………………………………………….8
1 .2 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей…15
Глава 2. Анализ опыта организации социально-культурной деятельности в условиях сельской местности………………………………………………………………………..22
2 .1 Социально-культурная среда пгт. Крапивинский……………………….22
2 .2 Диагностика уровня удовлетворенности жителей пгт. Крапивинский…………………………………………………………… …….26
2.3 Рекомендации по усовершенствованию организации социально-культурной деятельности пгт. Крапивинский………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Кагелева, курсовая.docx

— 111.09 Кб (Скачать файл)

·малочисленностью детей;

·относительной автономностью;

·затрудненностью доступа к информации о современных формах культурно-досуговой деятельности;

·вынужденной многофункциональностью клубных работников;

·спецификой сельской среды, имеющей по сравнению с городом ограниченные ресурсы для организации целенаправленного культурно-досугового воздействия на ребенка;

·осуществлением постоянного социального контроля за деятельностью клубного работника.

В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя общества. Социальная среда поселка имеет свои особенности, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, именно она оказывает специфичное влияние на формирование личности подрастающего поколения.

Стержневой проблемой для сельского клуба по отношению к детям является помощь семье и школе в формировании готовности ребят к учебе, готовности физической, умственной, нравственной, готовности быстро, аккуратно и творчески выполнять задания.

Основным методом клубного воспитания сельского клубного учреждения является метод массового воздействия. Поэтому наиболее характерными формами воспитательной работы становятся массовые игры.

Наибольший эффект среди форм воздействия на детей имеют наглядно-образные формы. Демонстрация разнообразных игровых кинофильмов, театрализация отдельных частей праздника, красочность в оформлении помещений, пригласительных билетов, включение в праздник элементов костюмированного представления (бумажная шапочка, эмблема, выполненные самими детьми по заготовкам и т. п.) - все это делает праздник эмоционально действенным, привлекательным и запоминающимся.

Сельские дети находятся в более сложных условиях, чем их сверстники, живущие в городе. Ограниченный круг общения и ограниченное поступление информации. Открытость личной жизни, большая сила общественного мнения непосредственно влияют на сельских детей. В селе осуществляется в основном непрофессиональное производство культурных ценностей в рамках кружкой или в домашних условиях. Отсутствует шефство города над селом. Большинство сельских жителей не имеет возможностей выезжать в город в театры, музеи и т. д. из-за низкого уровня жизни, загруженности домашним хозяйством, отсутствием свободного времени.

Сельский Дом культуры является центром по организации досуга населения. В настоящий момент деятельность сельского Дома культуры не может в полной мере удовлетворить потребности детей в проведении досуга.

С одной стороны работа по организации детского досуга на селе строится на конкретную знакомую аудиторию. Учитываются социально-психологические особенности детей. С другой стороны материально-техническое оснащение остается на крайне низком уровне. Очень напряженная обстановка с профессиональными кадрами. Поэтому выбор профиля кружков весьма ограничен.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что необходимо:

·регулярно изучать интересы детей;

·планировать работу Дома культуры по организации досуга детей с учетом социально- возрастных особенностей;

·организовывать и осуществлять работу кружков разных профилей;

·привлекать большее количество детей в кружки;

·использовать в работе различные формы культурно-досуговой деятельности;

·наладить согласованную работу по организации досуга детей с другими социальными институтами (школа, детский сад, библиотека).

На основе исследования нами разработана программа оптимизации деятельности сельского Дома культуры пгт. Крапивинский по организации детского досуга. В предлагаемой программе использованы формы культурно-досуговой деятельности с учетом предпочтении детей; уделяется внимание развитии самодеятельного народного творчества; включению социокультурных учреждений села в организацию досуга детей.

Для реализации разработанной программы по организации детского досуга необходимо финансирование программы в полном объеме; стимулирование сотрудников, ответственных за реализацию программы; улучшение материально технической базы.

В заключении отметим, что житель поселка усваивает особый образ жизни, основанный на сочетании сельского и городского укладов жизни. Несмотря на плотность поселения и открытость жизни каждого человека, существует жесткая обособленность, проявляемая в стремлении огородить (в прямом и переносном смысле) свой мир от взглядов других из-за опасения за собственное благополучие.

Низкий общекультурный характер развития поселка определяет и мотивацию подрастающего поколения к познавательной деятельности, кроме того, это усугубляется материальными и психологическими проблемами в семье.

На наш взгляд, механизмом для преодоления негативных влияний данного типа поселения является создание воспитательного пространства поселка, ядром которого должна стать школа, а вслед за ней культурно-досуговое учреждение.

Организация досуга детей и подростков - очень важная проблема, которая находится под постоянным контролем. Сейчас уже речь идет о целостной системе детских клубов, действующих по единым организационным, методологическим, педагогическим принципам, по единым планам, с современными мероприятиями, направляемой из единого центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апарина, А. Нравственное здоровье нации [Текст] / А.Апарина, С. Кальник // Клуб. - 2002. - №8. - С. 4-5.

. Бестужев-Лада, И.В. Молодость  и зрелость: размышления о некоторых  социальных проблемах молодежи [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга [Текст] / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. - Киев: Высшая школа, 1988. - 53с.

. Воспитание школьников  во внеучебное время: сб. метод. материалов в помощь организаторам внеклассной и внешкольной работы с учащимися [Текст] / под ред. Л.К. Балянской; сост. Т.В. Сорокина. - М.: Просвещение, 1980. - 188 с.

. Воспитательная деятельность  клубных учреждений [Текст]. - М: НИИ  Культуры, 1983. - 362с.

. Высокая культура избавит  нас от нищеты [Текст] // Встреча. - 1997. - №12. - С.4-6.

. Гагин, В.Н. Интересно ли  в вашем клубе? [Текст] / В.Н. Гагин. - М: Политиздат, 1989. - 390с.

8. Генкин, Д.М. Массовые праздники [Текст] / Д.М. Генкин. - М.: Просвещение, 1999.-186 с.

. Генкин, Д.М. Массовые театрализованные  праздники и представления [Текст]: учеб.-метод. пособие / Д.М. Генкин, А.А. Конович. - М.: Просвещение, 1985.-176 с.

. Голутва, А. Культура российского  села: кризис или развитие? [Текст] / А. Голутва // Встреча. - 2002. - №10. - С.3-5.

11. Горбатова, И. Создавать  защитную среду [Текст] / И. Горбатова // Встреча. - 1996. - №3. - С.2-4.

12. Грачевский, Ю. На орбите хорошего настроения [Текст] / Ю. Грачевский. - М.: Просвещение, 1987.-168 с.

13. Грушин, Б. Творческий потенциал  свободного времени [Текст] / Б. Грушин. - М: Профиздат, 1980. - 325с.

. Горбатова И.И., Каменец  А.В. Деятельность клубов [Текст]: аналитический  обзор / И.И. Горбатова, А.В. Каменец. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1994.-35с.

. Демченко, А. Возможности  российского досуга [Текст] / А. Демченко // Клуб. - 1996. - №7. - С.10-13.

. Демченко, А. Некоторые проблемы  современного развития культурно-досуговой  деятельности и народного творчества [Текст] / А. Демченко // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1996.- 49 с.

. Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности [Текст] / Н.И. Дереклеева.- М.: Вербум, 2002. - 64с.

18. Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка [Текст] / В.И. Ерзунов и др.. - М.: Просвещение, 1986. - 79 с.

19. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях [Текст] / И.Н. Ерошенков.- М.: НГИК, 1994. - 32с.

. Ерошенков, И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками [Текст]: учеб. пособие / И.Н. Ерошенков. - М.: Просвещение, 1982. - 160с.

. Жарков, А.Д. Организация  культпросвет работы: учеб. пособие / А.Д. Жарков. - М.: Просвещение, 1989. - 317с.

. Жарков, А.Д. Технология  культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебное пособие / А.Д. Жарков. - М., 2002. - 288с.

. Иконникова, С.Н. Диалоги  о культуре [Текст] / С.Н. Иконникова. - М.: Лениздат, 1987. - 167с.

24. Ильинский, И.М. Образование, молодежь, человек: статьи, интервью, выступления [Текст] / И.М. Ильинский. - М.: Московский Гуманитарный Университет, 2006. - 557с.

25. Калинин, И. Клубный клубок [Текст] / И. Калинин // Встреча. - 1998. -№6, №7. - С.13-15.

. Калинин, И. Клубные парадоксы [Текст] / И. Калинин // Встреча. - 1996. - №5. - С.19-21.

. Каменец, А.В. Деятельность  клубных учреждений в современных  условиях [Текст]: учеб. пособие / А.В. Каменец. - М.: МГУК, 1997-41с.

. Киселева, Т.Г. Межведомственные  культурно-досуговые центры открытого типа [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова // Социальная педагогика: проблемы, поиски, решения: проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991. - С.3.

. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной  деятельности [Текст]: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова. - М.: Изд-во МГУК, 1995.-136с.

. Клуб и школа: пути  взаимодействия [Текст]: сб. науч. тр. - Челябинск, 1988. - 243с.

. Клуб: культура досуга [Текст]. - М.: Профиздат, 1987.-184с.

32. Клубоведение [Текст] / под ред. С.Н. Иконниковой. - М.: Просвещение, 1980. - 397с.

33. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. В.А. Ковшарова. - М.: Просвещение, 1972. - 329с.

. Клюско, Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности [Текст] / Е.М. Клюско // Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 1987. - С.31-33.

. Константинова, А.И. Игровой  стретчинг [Текст] / А.И. Константинова. - СПб.: Аллегро, 1993. -71с.

. Кузнецова, Л.В. Гармоничное  развитие личности младшего школьника [Текст]: книга для учителя / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1988. - 224с.

. Кулагин, И.Ю. Возрастная  психология: полный жизненный цикл  развития человека [Текст]: учеб. пособие / И.Ю. Кулагин, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001. - 563с.

. Культура досуга [Текст]. - Киев: Высшая школа, 1990. - 392с.

. Культурно-досуговая деятельность [Текст]: учеб. пособие / под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. - М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.

40. Культурные запросы  населения и деятельность культурно-просветительных  учреждений [Текст]: межвуз. сб. науч. трудов. - Челябинск, 1991. - 148с.

. Левин, В.И. Становление  клубной аудитории как коллективного  субъекта социально-культурной деятельности [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / В.И. Левин / СПбГИК. ? СПб., 1992 - 16 с.

42. Леонтьев, А.Н. Вопросы  психологии ребенка дошкольного  возраста [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1985. - 287с.

. Лисовский, В.Т. Ценности  жизни и культуры современной  молодежи [Текст] / В.Т. Лисовский // Тугариновские чтения: материалы научной сессии. ? СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 98 с. ? ( Серия «Мыслители», выпуск 1).

44. Лобанов, Ю.Н. Отдых и  архитектура: будущее и настоящее [Текст] / Ю.Н. Лобанов. - Л.: Строй. издат., 1982. - 200с.

. Мелентьева, Ю.П. Сельская  библиотека: проблемы развития и  перспективы [Текст]: научно-метод. пособие / Ю.П. Мелентьева. - М.: Издательство Либерея, 2003. - 96с.

. Мосалев, Б.Г. Досуг [Текст] / Б.Г. Мосалев. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - 85

. Николаев, Г.Ф. Сельская  централизованная клубная система: организация работы, опыт [Текст] / Г.Ф. Николаев. - М.: Профиздат, 1984. - 64с.

. Николаева, Т.Н. Демократизация  деятельности клубов в процессе  перестройки [Текст]: автореф. дис:канд.пед.наук / Т.Н. Николаева / МГИК. - М., 1991.-16с.

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности сельского Дома культуры