Парикмахерское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:04, доклад

Краткое описание

Большое значение в истории государств Передней Азии имеет культура Древней Ассирии и Вавилонии. Ассирия как раннеклассовое государство возникло в междуречье Тигра и Евфрата в четвертом тысячелетии до нашей эры. Деспотическая монархия с сильным, хорошо обученным многочисленным войском быстро расширила свою территорию за счет соседних государств.
Влияние Древнего Египта, более развитого, чем Ассирия, способствовало скорому возвышению и укреплению этой страны, достигшей наивысшего расцвета в IX—VII веках до нашей эры.
Ассирийцы занимались скотоводством, земледелием, ремеслами, торговлей. Так как мужчины больше проводили время в военных походах, то древние художники увековечивали своих современников не за плугом, а на скачущих лошадях, колесницах, на царской охоте и пирах, в состязаниях и поединках. В VII веке до нашей эры Вавилон и Мидия захватили Ассирию и она перестала существовать как самостоятельное государство, войдя в состав Вавилонского царства. Больше Ассирия не возвысилась среди стран Востока...

Вложенные файлы: 1 файл

1.2.Хар-ка історичної епохи та обгрунтування вибору базової моделі зачіски.docx

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Об одежде женщин известно очень мало. В целом их одежда женщин почти не отличалась от мужской. Царицы и женщины низших сословий одевались одинаково — в прямые столбообразные рубашки, скрывающие форму тела. Фактура ткани, ее цвет, отделка зависели от сословия.

Головные уборы. Мужские  головные уборы однотипны: массивные, они плотно сидели на голове, низко  надвигались на лоб, оставляя открытыми  уши. Головные уборы царя и знатных  вельмож изготовлялись из дорогих  материалов, украшались орнаментом. Цари носили тиару-кидарис, представляющую собой невысокий усеченный конус — в середине макушки воздвигалась небольшая остроконечная башенка. Нижняя часть украшалась венцом-фанонс, орнаментированным золотыми пластинками и розетками. Сзади опускались расшитые ленты с бахромой на концах. Ленты делали из пурпурной или фиолетовой ткани или золотых плоских шнуров. Придворные носили широкие повязки и обручи округлой формы из золота или драгоценных металлов, инкрустированные драгоценными камнями, эмалями, а также шапки из войлока, замши, кожи, по форме напоминавшие тюрбаны. Воины и мужчины низших слоев населения носили шлемы и шапки из войлока, материи, кож более грубой выделки. Женские головные уборы состояли из платков, войлочных шапочек, колпаков. Знатные дамы носили широкие головные повязки, лобные украшения, широкие обручи, вуали, прикрепленные на головные уборы.

Для путешествий  — покрывала из грубой шерсти.

Украшения. На барельефах из украшений чаще всего встречаются  длинные серьги, подвески в виде крестов и полумесяцев. Предплечья и запястья украшались массивными золотыми браслетами с изображениями богов  и животных. Распространены были браслеты в виде спиралей из эмали и золота. Знать носила массивные золотые  цепи, воротники из пластин с крупным  жемчугом. Низшие сословия — украшения  из простых материалов: дерева, рога, стеблей тростника.

Косметика. Все население  независимо от ранга широко применяло  косметику, особенно ценились ароматические  настойки и эссенции для лица и  тела. Женщины густо белили и румянили лицо, подкрашивали глаза и брови  черной краской. Окраска волос хной, басмой была обычным явлением. 
 
 
 
 

Мода  Вавилона и Ассирии

Месопотамия, или  Междуречье - область в Юго-Западной Азии, в нижнем и среднем течении  Тигра и Ефрата. Ей было суждено стать (с середины III тысячелетия до н.э.) родиной множества первых цивилизаций. В южной ее части образовался центр развития древнейшей цивилизации - Вавилония, состоящая из южной Вавилонии - Шумера и северной Вавилонии - Аккада. А в северной Месопотамии, где равнину сменяли холмы и горы, возникло древнее государство Ассирия.

Ассирия и Вавилония постоянно воевали как между собой, так и с другими народами, поэтому войны оказали значительное влияние и на месопотамскую одежду. Прежде всего, материал, из которого шилась одежда, должен был защищать тело. Для этого лучше всего подходили кожа и мех. Ткани изготавливали из шерсти.  
 
Высоко было развито красильное искусство. Особенно ценились ткани пурпурного и темно-фиолетового цвета. Одежда из таких тканей стоила очень дорого, и носить ее позволялось лишь высшим сановникам. Крой при изготовлении ассиро-вавилонской одежды применялся довольно сложный.

 

  
  

Шумерские памятники  сохранили для нас тип самой  древней мужской одежды, так называемой каунакес (kaunakes), который непосредственно пришел на смену коже животных. Самые древние кэунакес имитировали мех, напоминая его длинными тканными волосами. Любовь к меху сохранилась и в позднейшей одежде ассирийцев, которые культивировали примитивную одежду шумеров. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который впоследствии стали заменять бахромой. У каунакеса был целый ряд «последователей». Набедренные покрывала из меха очень долго сохранялись в церковном обряде, вплоть до средневековья, а бахрома до сих пор используется в обязательном молитвенном еврейском туалете — покрывале.

Одежда ассирийцев во многом более примитивна, нежели одежда египтян. У неё другой покрой, она не так прилегает, как египетское платье, её отделка больше связана  с наследием прошлого.

На настенной живописи и рельефах чаще всего ясно виден  только верхний плащ - слабо прилегающий, с короткими рукавами до локтя. Он достигал обычно до половины икр (у  женщин он бывал и длиннее), часто  его подпоясывали плетеным пояском. Длина плаща и его украшения  зависели от общественного положения  лица.

Высшие слои носили плащи длинные, по самую щиколотку, плащи правителей были украшены широким  поясом и бахромой. Низшие общественные слои и воины носили короткий и менее украшенный плащ.

Такое же значение, как  для древних египтян передник с его последующими видоизменениями, для ассирийцев имела рубаха-юбка, доходящая до колен, со швом на плечах и короткими рукавами. У чиновников и придворных она была длиннее - до лодыжек. Обычно дополнением к этой рубахе из белого льняного полотна, а  возможно, если судить по бахроме и  кистям - также из хлопка или шерсти, служила полоса цветной материи, которую повязывали косо по спирали, а концы прятали.

Отличительным знаком высокопоставленных лиц был широкий  шарф с бахромой, который носили на одном или обоих плечах; у  всех остальных бахрома пришивалась  только к нижнему краю одежды. Как  установил Макс Тильке в своих исследованиях по истории восточного костюма, ассирийская накидка — это не шитая одежда, а прямоугольный кусок ткани, который может иметь различные размеры и окутывает или только плечи и верхнюю часть корпуса, или всю фигуру.  
Его прототипом была звериная шкура — сначала лохматая, позже — гладкая, с мягкой шерстью, обшитая по краю бахромой соответствующего вида. Сомалийцы и сейчас носят выкрашенные красной охрой кожаные плащи с бахромой из тонких полосок кожи, скрученных наподобие косичек. Впоследствии на смену звериным шкурам пришли шерстяные плащи, легко принимающие нужную форму.

Вавилонско-ассирийские  женщины тоже носили поверх рубахи с узкими рукавами плащ с бахромой.

Если шумеры около 3000 г. до н.э. еще изображались в плащах из шкур, то уже около 2550 г. в обиход вошли большие тканые плащи. Семиты-кочевники также охотно пользовались накидками из ткани с красным узором.

Как видно из египетской настенной живописи, ассирийцы с  древнейших времен имели частые связи  с Египтом. На них изображены более  коренастые фигуры ассирийцев в одежде, которую даже нельзя сравнить с изящным  и элегантным египетским платьем. Ассирийцы  уделяли большое внимание оформлению головы, а именно - прическе, усам, бороде и бакенбардам. Волосы и бороду искусно  укладывали мелкими завитками, часто  пропуская сквозь них изящное  плетение. 

Cмысл художественного орнамента выражался именно в их стилизации. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок, которые украшались вплетенными золотыми нитями. Они отращивали бороду и усы. Усы над верхней губой тщательно завивали, а волосы на подбородке подстригали до определенной длины и поочередно заплетали их в косички. У низших слоев более короткие бороды были неухоженными.

Для торжественных  случаев, так же, как и в Египте, одевалась белая тиара с «инфулеми», которая предназначалась для королей. Головные уборы в виде фески с рогами зверей были атрибутами богов либо составной частью церковных церемониальных шествий. Короли по большей части были изображены босыми, но их одежда была богато украшена вышивкой и драгоценностями: серьгами, браслетами, диадемами, мотивом розочки-маргаритки, известной уже в то время.

Климат в Месопотамии  был более умеренный, чем в  Египте, поэтому одни лишь короткие передники не защищали от холода. Основной мужской одеждой была "канди" - рубашка с короткими рукавами. Канди носили мужчины всех сословий. Однако, качество материала, из которого изготовлялись эти рубашки, было разным.

Не только это  отличало канди пастухов от канди вельмож. Чем знатнее и богаче человек, тем длиннее его одежда. Разделение одежды по длине носит чисто функциональный характер и уже в древности отделяет трудящиеся классы, которым нужна «целевая» одежда, от высших общественных опоев, которые на одежду смотрят, в первую очередь, с точки зрения эстетики и престижа. Придворные украшали канди пурпурной бахромой и носили ее без пояса. Только приближенные царя имели перевязь, обшитую бахромой, которую повязывали крестообразно или надевали через одно плечо; у самых знатных сановников она была очень широкой и длинной, спускалась до самых колен и была вся украшена бахромой. Сообразно с чином, бахрома перевязи была длиннее или короче. Перевязи царских оруженосцев и простых служителей были гораздо более узкими.

Ассирийские и вавилонские  бедняки не знали другой одежды, кроме рубашки-канди. И только царю, жрецам и знатным вельможам разрешалось надевать верхнее платье. Нарядная одежда украшалась вышитыми узорами: розетками, заключенными в концентрические круги или квадраты; каймой с различными аллегорическими сценами; мотивами, изображавшими дерево жизни с двумя зверями, стоящими по его сторонам. В дальнейшем эти старинные узоры переняли персы, завоевавшие Ассиро-Вавилонию. Знатные вавилоняне носили головные повязки, похожие на тюрбаны.

Обувались ассиро-вавилоняне в сандалии с задниками из твердой  кожи. К этим задникам крепились  ремни, которыми обувь подвязывалась  к ноге. Царь и знать носили сандалии с закрытыми задниками.

Слева: 
Шумерский царь с поясной одеждой и длинном плаще с золотой бахромой; 
Знатная шумерка в одежде, украшенной ярусами бахромы и в парике, украшенном золотыми листьями. 
Справа: 
Костюмы знатных ассирийцев.
 

ЦАРСКАЯ ОДЕЖДА

Парадный костюм царя Ассиро-Вавилонии был необычайно пышным и состоял из нескольких одежд. Длинная канди с короткими рукавами из тонкой белой шерстяной ткани была обшита внизу дорогой пурпурной бахромой и украшена вышивкой. Стягивалась она на талии поясом, концы которого украшались кистями.

Поверх канди накидывался узкий плащ пурпурного цвета, не сшитый с боков - "конас", края его также были обшиты густой бахромой. Сзади конас был прямой, а спереди закруглен. Ткань плаща вышивалась геометрическими рисунками и украшалась золотыми пластинками. Поверх конаса через плечо надевалась перевязь с бахромой. Иногда помимо конаса надевался еще один плащ, украшенный бахромой и слегка задрапированный на груди.

Кидарис

Царская тиара и  причёска

Другой тип царской  тиары

Голову царя венчала  корона - "кидарис", сделанная из тонкого белого войлока, который сверху украшали золотые чеканные пластинки. Носили ассирийские цари и тиару, которая представляла собой гладкий и твердый клобук с диадемой, от которой сзади спускались на спину две длинные вышитые ленты. В некоторых случаях царь мог надевать невысокую круглую золотую шапку с украшениями наподобие рогов.

Знаком царского достоинства являлся зонтик, богато украшенный орнаментами. На каждой руке царь носил по два браслета: один на запястье, а второй, в форме  незамкнутого обруча, - выше локтя.

"НРАВСТВЕННАЯ" ПРИЧЁСКА

По верованиям шумеров, растительность на голове и лице являлась защитой от злых духов. У ассирийцев от природы были густые и длинные  волосы, и они всегда заботились о них. Те, кто не ухаживал за своими волосами, вызывали презрение. А старательно  ухоженные волосы и пышная борода были признаком высокой нравственности. Поэтому ассирийцы тщательно  причесывали шевелюру, разделяли  ее посередине пробором, а специально завитые пряди укладывали по обеим  сторонам лица и на затылке рядами. Иногда волосы заплетали в косы.  
Большое внимание знатные люди уделяли растительности на лице. Они завивали мелкими кудрями усы, бакенбарды и волосы на подбородке, а нижнюю часть бороды заплетали в косички. Вся борода как бы разделялась на несколько ярусов. Кончик ее подстригали.  
Иногда ассирийцы красили волосы, а блеск и нужную форму прическе придавали при помощи различных масел и помад. Известны были ассирийцам и парики, к которым прикреплялись украшения. У женщин прическа была почти такой же, как у мужчин.

КОСМЕТИКА

Знатные ассирийцы  широко использовали косметические  средства. Об этом свидетельствуют  дошедшие до нашего времени раскрашенные скульптуры.  
Нередко страсть к щегольству приводила ассирийцев к злоупотреблению косметикой. Женщины накладывали на лицо густой слой румян и белил; подобно египтянкам, они чернили брови и ресницы, натирали тело маслами и благовониями. Мужчины наносили грим и благовония на волосы, подвязывали накладные бороды.

УКРАШЕНИЯ

Древние шумерские  женщины вплетали в прически золотые  и серебряные ленты; носили головные уборы из лазуритовых и сердоликовых бус с золотыми подвесками; огромные золотые и серебряные серьги в  виде полумесяца, ожерелья из сердолика, агата, лазурита, золотые и лазуритовые  амулеты в виде фигурок животных; скрепляли одежды золотыми и серебряными  булавками. Знатные особы надевали алые одежды с перламутровым поясом, рукава которых были расшиты сердоликовым, лазуритовым и золотым бисером.  
Ассиро-вавилонцы любили пышные наряды и драгоценности. Золото и серебро привозили из северной Азии, драгоценные камни и жемчуг доставляли из Индии. Ювелирное искусство в Ассирии было хорошо развито, и недостатка в украшениях население не испытывало. Вельможи носили диадемы, кольца, перстни и серьги самой разнообразной формы, браслеты на запястьях и выше локтя. Сначала браслеты имели форму спирального обруча, часто украшенного звериной головой; позже их стали делать в виде плоских широких колец.  
На шее и груди древние ассирийцы украшений не носили, но иногда надевали на шею шнурок с цилиндриком из яшмы или халцедона, который служил печатью. Ожерелья из жемчуга, которые надевали царь, сановники или жрецы, не являлись обычными украшениями, а играли роль символического признака
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Парикмахерское искусство