Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:07, курсовая работа
Парсуна – произведение русской портретной живописи конца XVI - XVII вв. Термин «парсуна» был введен в 1854 г. русским исследователем И. Снегиревым, однако первоначально он означал то же, что «персона», то есть просто портрет. В парсуне соединяются черты и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры.
Введение…………………………………………………………………..………3
1. «Парсуна»: понятие, особенности……………………………………..…….5
2. Искусство «парсуны» XVII в………………………………………………….5
3. Портретное искусство XVIII в……………………………………………….9
3.1. Портрет первой половины XVIII столетия………………….………9
3.2. Особенности русского портрета середины XVIII века……………14
3.3. Портрет конца XVIII века……………………………………………18
4. Русский исторический портрет. Век парсуны…………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………31
Заключение
Рождение портрета в среде позднесредневекового искусства – очень интересное и важное явление.
История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и наиболее известные из них – гравер Алексей Зубов и портретист Иван Никитин – положили начало в русском реалистическом искусстве. Начало XVIII века явилось решающим для русской живописи. Именно этот период утвердил замену древних художественных традиций. Прибытие из-за границы крупнейших мастеров является ключевым в развитии всех видов искусств в России.
Развитие
иконописи в древнерусском
Менялся не только
изобразительный язык, но и вся
образная система. Иными становились
цели и место художника в
Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. Расцвет искусства середины XVIII века совпадает с подъемом всей национальной культуры, представленной именами Ломоносова, Новикова, Сумарокова, Радищева. Начиная с петровского времени, русская культура развивалась под влиянием идей просветительства, и портретное искусство стало воплощением нового идеала человеческой личности, возникшего в передовых кругах русского общества.
Крупнейшие мастера того времени – Антропов и Аргунов, самостоятельно овладевали приемами портретного искусства. В отличие от иностранцев, они стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
Во второй
половине XVIII века дальнейшее развитие
идей просветительства определило высокое
представление о назначении человека
и наполнило искусство
XVIII столетие имело огромный вес не только в истории развития государства Российского, но и внесло гигантские коррективы в русское искусство. Русские художники XVIII века сумели воплотить в красках и мраморе облик, характеры, духовный мир своих современников. Именно в портрете создало искусство этого времени свои лучшие произведения.
Список литературы