Парсуна 17-18 века в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Парсуна – произведение русской портретной живописи конца XVI - XVII вв. Термин «парсуна» был введен в 1854 г. русским исследователем И. Снегиревым, однако первоначально он означал то же, что «персона», то есть просто портрет. В парсуне соединяются черты и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
1. «Парсуна»: понятие, особенности……………………………………..…….5
2. Искусство «парсуны» XVII в………………………………………………….5
3. Портретное искусство XVIII в……………………………………………….9
3.1. Портрет первой половины XVIII столетия………………….………9
3.2. Особенности русского портрета середины XVIII века……………14
3.3. Портрет конца XVIII века……………………………………………18
4. Русский исторический портрет. Век парсуны…………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Парсуна 17-18 веков в России.docx

— 188.15 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

Рождение  портрета в среде позднесредневекового искусства – очень интересное и важное явление.

История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство  сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и наиболее известные из них – гравер Алексей Зубов и портретист Иван Никитин – положили начало в русском реалистическом искусстве. Начало XVIII века явилось решающим для русской живописи. Именно этот период утвердил замену древних художественных традиций. Прибытие из-за границы крупнейших мастеров является ключевым в развитии всех видов искусств в России.

Развитие  иконописи в древнерусском стиле  остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной  архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. За рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.

Менялся не только изобразительный язык, но и вся  образная система. Иными становились  цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые  жанры, для портрета возникли особенно благоприятные условия. Интерес  к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.

Вместе с  тем, с начала XVIII века происходит становление  новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. Расцвет искусства середины XVIII века совпадает с подъемом всей национальной культуры, представленной именами Ломоносова, Новикова, Сумарокова, Радищева. Начиная  с петровского времени, русская  культура развивалась под влиянием идей просветительства, и портретное искусство стало воплощением  нового идеала человеческой личности, возникшего в передовых кругах русского общества.

Крупнейшие  мастера того времени – Антропов и Аргунов, самостоятельно овладевали приемами портретного искусства. В  отличие от иностранцев, они стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и  яркой красочности.

Во второй половине XVIII века дальнейшее развитие идей просветительства определило высокое  представление о назначении человека и наполнило искусство гуманистическим  содержанием. Выдающиеся художники  того времени – Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский оказали глубокое воздействие на развитие портретного искусства. Портреты начала века изображают преимущественно социальную принадлежность человека, его лучшие стороны, его помпезность, порой выдуманную красоту. Но на протяжении всего столетия сильно менялось государство, общественное настроение, а так же и отношение художника к изображаемому человеку. Мастера уже не ставили себе задачу сделать портрет похожим на модель. Их не столько интересовала торжественность подачи, сколько внутренний мир человека, его сущность, его предрасположенность к духовности. К концу XVIII века живописцы передают душу своих моделей, тончайшие настроения, изменчивость характеров.

XVIII столетие имело огромный вес не только в истории развития государства Российского, но и внесло гигантские коррективы в русское искусство. Русские художники XVIII века сумели воплотить в красках и мраморе облик, характеры, духовный мир своих современников. Именно в портрете создало искусство этого времени свои лучшие произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Анисимов, Е.В. Время петровских реформ / Е.В. Анисимов. – Л., 1989.
  2. Балакина, Т.И. История культуры России / Т.И. Балакина. – М., 1995.
  3. Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность: учебное пособие изд.2 переизд. и доп. / Т.С. Георгиева. – М.: Юрайт, 2012.
  4. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. – М., 2011. – Вып.3.
  5. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. – М., 2009.
  6. Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века / Б.И. Краснобаев. – М., 2008.
  7. Культурология: курс лекций / под. ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
  8. Основы теории и истории культуры / под. ред. И.Ф. Кефели. – СПб., 2010
  9. Гнедич П. П. Всемирная история искусств./ под ред. Гнедич П. П.  - М.: Современник, 2013.
  10. Европейская живопись 13- 20 вв.: Энциклопедия /Рос. акад. художеств, 2013
  11. История искусств: Учеб. пособие / Авт-сост.: А. А. Воротников, О. Д. Горшковоз, О. А. Еркина. -Минск: Соврем. литератор, 2012
  12. Камминг Р. Художники: Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев. -Лондон; М.: Дорлинг Киндерсли: Слово, 2008
  13. Мир внутри и вне стен: Интерьер и пейзаж в европейской живописи 15-20 веков/И. Е. Данилова; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т высш. гуманитар. исслед. -М.: 2009
  14. Науч. - исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств; Л. С. Алешина, Т. С. Воронина, Н. Ю. Золотова и др. Редкол.: В. В. Ванслов и др. -М.: Искусство: NOTA BENE, 2012
  15. Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от средних веков до наших дней: Пер. с фр. /Ред. рус. пер. Н. Молок. -М.: Терра, 2005.

 


Информация о работе Парсуна 17-18 века в России