Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:28, реферат
Восемнадцатый век в Западной Европе — последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершился процесс первоначального накопления капитала, велась борьба во всех сферах общественного сознания, созревала революционная ситуация. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества. Возникла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания.
ПАСТОРА́ЛЬ жанровая художест
Министерство образования науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я.Яковлева»
факультет художественного и музыкального образования
Кафедра ЖИВОПИСИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«»
на тему
«Пасторальный пейзаж в западноевропейском искусстве 18 века»
Выполнила :
студентка 3 курса группы А2
очной формы обучения
специальности
«Изобразительное искусство»
Панова Анастасия Александровна
Руководитель:
Чебоксары 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………...........
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………...........
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………...........
Введение
Восемнадцатый век в Западной Европе — последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершился процесс первоначального накопления капитала, велась борьба во всех сферах общественного сознания, созревала революционная ситуация. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества. Возникла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания.
В изобразительном искусстве
возрастало значение непосредственно
реалистического отображения
Основные тенденции
социального и идейного развити
Восемнадцатый век — век Разума, всеразрушающего скепсиса и иронии, век философов, социологов, экономистов; развивались связанные с техникой точные естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Вторгаясь в умственный обиход эпохи, научные знания создали и для искусства фундамент точного наблюдения и анализа действительности. Просветители провозгласили целью искусства подражание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной (Дидро, А. Поп), очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью. Рационализм философско-эстетической мысли 18 века, однако, не подавлял свежести и искренности чувства, но порождал устремленность к соразмерности, изяществу, гармонической завершенности художественных явлений искусства, начиная с архитектурных ансамблей и кончая прикладным искусством. Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству — средоточию благороднейших устремлений человечества, чувству, жаждущему целеустремленного действия, заключающего в себе силу, революционизирующую жизнь, чувству, способному возродить исконные добродетели «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье), следующего естественным законам природы.
Афоризм Руссо «Человек велик только своими чувствами» выражал одну из примечательных сторон общественной жизни 18 столетия, породившей углубленный утонченный психологический анализ в реалистическом портрете и жанре, поэзией чувств проникнуты лирический пейзаж (Гейнсборо, Ватто, Берне, Робер) «лирический роман», «поэмы в прозе» (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), она достигает высшего выражения в подъеме музыки (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Героями художественных произведений живописи, графики, литературы и театра 18 века стали, с одной стороны, «малые люди» — люди, как все, поставленные в обычные условия эпохи, не избалованные достатком и привилегиями, подверженные обыкновенным естественным движениям души, довольствующиеся скромным счастьем. Художников и писателей в них восхищали искренность, наивная непосредственность души, близкая природе. С другой стороны, в центре внимания — идеал эмансипированного цивилизованного интеллектуального человека, порожденного просветительской культурой, анализ его индивидуальной психологии, разноречивых душевных состояний и чувств с их тонкими оттенками, нечаянными порывами и рефлектирующими настроениями.
Острая наблюдательность, утонченная культура мысли и чувства характерны для всех художественных жанров 18 века. Художники стремились запечатлеть разнообразные в оттенках обыденные жизненные ситуации, самобытные индивидуальные образы, тяготели к занимательным повествованиям и феерической зрелищности, острым конфликтным действиям, драматическим интригам и комедийно построенным фабулам, утонченному гротеску, буффонаде, грациозным пасторалям, галантным празднествам.
В искусстве XVIII вв. наступает
решительный перелом в сторону
усиления светского миропонимания.
Художники стремятся
Целью данной работы является изучение особенностей пасторального пейзажа в западноевропейском искусстве 18 , а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей.
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Пасторальный пейзаж
И страсть открыть желаю,
Так поет пастушка Прилепа,
поджидая своего возлюбленного — Миловзора. Богач
Златогор пытается прельстить юную красотку
несметными сокровищами, но она отвергает
его домогательства, оставаясь верной
Миловзору. По этому случаю весело поют
и танцуют все окрестные пастухи и пастушки.
Таково содержание небольшого эпизода
— пасторали «Искренность пастушки» из
третьей картины оперы П. И. Чайковского
«Пиковая дама». Для композиторов пасторальные
темы послужили поводом к созданию, особенно
в программной инструментальной музыке,
многих до сих пор глубоко впечатляющих
образов природы, сельской жизни, народного
юмора и праздничного веселья.
Глава 2. Выдающиеся представители пасторального пейзажа в западноевропейском искусстве 18 века
2.1. А. Ватто
Ватто Антуан (1684–1721), французский живописец
и рисовальщик. Жан Антуан Ватто родился
10 октября 1684 года в городке Валансьенн
на границе Франции и Фландрии. Около 1702
приехал в Париж, работал как копиист.
Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08)
и Клода Одрана (1708–1709) способствовало
пробуждению интереса Ватто к театру и
декоративному искусству. В начале своего
творчества Ватто писал батальные сцены,
но для него, видимо, столь же привычной
была и жанровая живопись рубенсовской
традиции, широко открытая чувственной
стороне жизни. Антуан Ватто испытал сильное
влияние творчества Питера Пауля Рубенса,
произведения которого изучал в Люксембургском
дворце в Париже. В 1717 Ватто присвоено
звание академика. На рубеже 1720-х годов
Антуан Ватто посетил Великобританию.
Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной
ему жизни (“Бивак”, 1710, Музей изобразительных
искусств, Москва; “Савояр с сурком”,
1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург),
Ватто вносил в них особую интимность
и лирическую взволнованность. В зрелый
период творчества Антуан Ватто разрабатывает
новый тип сюжетов – театральные сцены
и “галантные празднества” (картины “Праздник
любви”, “Общество в парке”, около 1720,
– обе в дрезденской картинной галерее;
“Затруднительное предложение”, около
1716, “Капризница”, около 1718 - обе в Государственном
Эрмитаже, Санкт-Петербург; “Меццетен”,
1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк; “Паломничество
на остров Киферу”, 1717-1718, “Жиль в костюме
Пьеро” – обе в Лувре, Париж), в которых
за галантной игрой постоянно повторяющихся
персонажей, под маской актера кроется
бесконечное разнообразие оттенков поэтического
чувства, целый мир тончайших душевных
состояний, нередко окрашенных иронией
и горечью, порожденной столкновением
мира мечты с реальностью. Богатство эмоциональных
оттенков в этих картинах Антуана Ватто
подчеркивается пейзажем, окрашенным
тонким лирическим чувством, изящной выразительностью
поз и жестов, изысканностью нежных цветовых
сочетаний, трепетной игрой красочных
нюансов и как бы вибрирующих мазков.
Глубокие размышления Ватто о сущности
подлинно высокого искусства, которое
он противопоставляет искусству ложно-значительному,
парадно-официальному, отразились в картине
“Вывеска лавки Э.Ф. Жерсена” (1720, Картинная
галерея, Берлин-Далем). Не привыкший выслушивать
похвалы своим картинам, художник Антуан
Ватто был очень скромен, допуская, что
некоторые из его рисунков все же могли
бы понравиться публике. Рисунки Ватто
делал исключительно для себя, получая
от этого живейшее наслаждение, и хранил
их в альбомах. Все удачное в картинах
Ватто — содержательность и красота мотива,
жестов и поз — извлечено из этих набросков.
Столь трепетное отношение к рисункам
может показаться нарциссизмом, но за
этим проглядывает собственная жизнь
художника Ватто — и горькая, и счастливая,
слишком короткая и озарявшаяся временами
тем, что врачи называют pes phthisica — внезапным
подъемом сил у больных чахоткой, объяснимым
иллюзорной надеждой. Это — жизнь, проведенная
в созерцании приятелей-актеров, одетых
в переливающиеся атласные костюмы, флиртующих
или музицирующих, жизнь, наполненная
страстью и отчаянием, и еще самым главным
для Ватто — возможностью рисовать.
Наверное, Ватто часто рассматривал рубенсовские
картины в Люксембургском дворце и густонаселенные
венецианские действа под величественными
колоннадами в полотнах Веронезе. Жаль,
что король Людовик XV слабо интересовался
живописью — он познал бы много радостей,
посещая мастерскую Ватто в нижнем этаже
под Большой галереей. При общем невнимании
к творчеству Ватто многие картины художника
были увезены из страны — в Пруссию в XVIII
веке, а в XIX столетии в Англию в коллекцию
Уоллес. Генерал-директор Лувра Виван-Денон
мог бы восполнить этот пробел, когда наполеоновские
армии маршировали на Восток, но он этого
не сделал. Любопытно, что он не повесил
в Музее Наполеона (так переименовали
Лувр) даже “Паломничество на остров Киферу”
— картину, которая была конфискована
в числе прочих почетных произведений
упраздненной Королевской Академии. Для
Виван-Денона Ватто был художником, к которому
он питал сугубо личное отношение. В его
собственном собрании имелось несколько
картин Ватто, в том числе и картина “Жиль
в костюме Пьеро”. Многие голландские
картины, подвергшиеся конфискации и переданные
в Музей Наполеона, были отнюдь не героического
содержания. Но француз Ватто воспринимался
как нечто недостойное славы Франции.
Таким образом, искусство Ватто, с самого
начала не имевшее непосредственных продолжателей,
не оказало существенного влияния на более
позднюю живопись Франции.
Поэтическое очарование отличает и рисунки
Ватто выполненные обычно сангиной либо
в три цвета (мел, сангина, итальянский
карандаш) и запечатлевшие разнообразные
типы французского общества начала XVIII
века; легкие штрихи и волнистые линии
воссоздают в них нюансы пластической
формы, движение света, эффекты воздушной
среды. Декоративная изысканность произведений
Ватто послужила основой сложения рококо
как стилевого направления (хотя в целом
творчество художника далеко выходит
за его рамки), а его поэтические открытия
были подхвачены уже после смерти Ватто
французскими живописцами середины –
второй половины XVIII века. (Шарден, Ланкре,
Патер, Буше, Фрагонар и др.). Английское
искусство очень многим обязано Ватто.
Информация о работе Пасторальный пейзаж в западноевропейском искусстве 18 века