Пасторальный пейзаж в западноевропейском искусстве 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

Восемнадцатый век в Западной Европе — последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершился процесс первоначального накопления капитала, велась борьба во всех сферах общественного сознания, созревала революционная ситуация. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества. Возникла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания.

Вложенные файлы: 1 файл

Пастораль.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

Антуан Ватто –  академик галантных празднеств, мастер особого жанра пасторалей, в которых сочетаются театральные жанры, близкие к природе. Ватто использует насыщенный цвет, изящный тонкий

Еще одна тема в творчестве Ватто – пастораль. К примеру, картина «Пастухи». В пейзаже ощущается что-то деревенское. Представлено несколько пар. Одна пара танцует, в другой мужчина играет на волынке, третья: мужчина раскачивает женщину на качелях. Качели – символ женского непостоянства, волынка – эротический подтекст. Эротический подтекст всегда присутствует на картинах Ватто. Есть даже такое разделение: если пара музицирует, то отношения только начинаются, если пара танцует – они вступили в романтические отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Ф. Буше

 

 

Буше  Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770), французский живописец, гравер, декоратор, “первый живописец короля”, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Первым наставником Буше был его отец Никола Буше, скромный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки. Затем Буше некоторое время был учеником Франсуа Лемуана, после чего поступил в обучение к граверу Жану-Франсуа Карсу, у которого занимался составлением виньеток, гербов и эмблем для франкмасонских дипломов. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году Буше получил академическую премию за картину “Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима”. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто. В 1727 Франсуа Буше отправился за свой счет в Рим, где усердно изучал творчество живописцев Франческо Альбани и Пьетро да Кортона, с последним художника в дальнейшем часто сравнивали. Современные критики 18 века находили, что картины, написанные Франсуа Буше по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится, может быть, к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы этих картин не сохранились. 24 ноября 1731 года Франсуа Буше был принят в академию, где написал мифологическую картину “Венера и Вулкан с оружием для Энея”. В 1734 Буше был удостоен звания академика за картину “Ринальдо и Армида”, и в том же году художник украсил комнату королевы в Версальском дворце аллегорическими фигурами Сострадания, Изобилия, Верности и Благоразумия. В 1755-1765-х годах Буше руководил Королевской мануфактурой гобеленов в Париже, с 1765 Франсуа Буше стал директором Королевской академии живописи и скульптуры.  
Сороковые годы XVIII века — период расцвета во французском искусстве стиля рококо, отразившего аристократические идеалы дворянского общества. Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Буше в начале творческого пути испытал влияние Антуана Ватто (гравировал картины художника), в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах (“Пейзаж в окрестностях Бовэ”, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Одним из любимых жанров живописи рококо были пасторальные мотивы, сюжеты которых художники находили прежде всего в античной мифологии. 
Талантливый декоратор Франсуа Буше, был создателем искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации. “Первый художник” короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги, исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви,— герои его нарядных картин. Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, пикантные лица, грациозные движения, часто впадая в манерность. Франсуа Буше строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев. 
Связывая композиции с решением интерьеров рококо, художник предпочитал светлый колорит, строившийся на розово-красных, белых и нежно-голубых тонах. Не лишенный наблюдательности, о чем говорят его рисунки и жанровые картины, Буше не стремился к правдивости образов, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных. Ко времени расцвета творчества Буше относится “Туалет Венеры” (Санкт-Петербург, Эрмитаж), композиция, проникнутая волнообразным ритмом, в ней царят жизнерадостность и безмятежность. “Пастушеская сцена” (Санкт-Петербург, Эрмитаж) дает представление о пасторалях Буше, занимательных и игривых, исполненных иронии. Лирические черты дарования Буше проявились в его декоративных пейзажах с мотивом сельской природы, с интимными уголками у полуразрушенных мельниц и хижин. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (“Геркулес и Омфала”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. В более поздних работах (“Купание Дианы”, 1742, Лувр, Париж; портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление “фарфоровости” фигур. 
Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Творческий кризис Буше отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры. Буше скончался 30 мая 1770 года. Самый талантливый ученик Буше художник Жан Оноре Фрагонар унаследовал от мастера рококо изящество в трактовке фигур и сюжета картины, смелость колорита и свободу композиции. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Однако, слава Буше вскоре после его смерти совершенно упала под влиянием реакции классицизма. Франсуа Буше стали обвинять в развращении юношества, и лучшие из картин художника не находили покупателей. В настоящее время эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Франсуа Буше почетное место среди художников французской школы живописи 18 столетия.

Пасторальные сцены  Буше.  Сейчас трудно себе даже представить, какой популярностью пользовались пасторальные сценки во второй половине XVIII века. Правда, после революции их стали ругать с тем же увлечением, с каким прежде превозносили и покупали. В какой-то момент пастушки сделались в глазах радикалов чутьли не главными символами ненавистного "старого режима". Однако во времена Буше такие пасторали мастера, как, например, "Пастушка" или "Гнездышко" (вверху), воспроизводились и в виде гобеленов, и в качестве рисунков для фарфоровых сервизов. И, конечно же, с них делалось множество гравюр, ведь обладать изящными предметами быта хотелось не только аристократам, но и людям вполне простого звания. Хорошенькие, со вкусом одетые (или полураздетые) пастушки могли украшать не только королевские апартаменты, но и жилище бедной швеи. Разумеется, последней приходилось довольствоваться не шедевром мастера, а плохонькой гравюрой. Источником "пасторального вдохновения" служил Буше театр, где в ХVII-ХVIII веках часто ставились пасторальные пьесы с музыкой и стихами. Первые пьесы такого рода появились еще в XVI столетии - в Италии. Оттуда они и перекочевали во Францию. Здесь пасторали чаще всего приобретали форму балета или пантомимы. Известно, что Буше не раз оформлял подобные спектакли, и многие их сюжеты легли потом в основу его идиллических пастушеских сцен

Вернувшись  в Париж, обогащенный впечатлениями от поездки в Италию, Буше демонстрирует многоплановость своего художественного дарования. В тридцатые годы он работает над мифологическими и историческими картинами, пишет пейзажи и жанровые сцены, а также посвящает немало времени и сил декоративно-прикладному искусству.                                                                                                                           В середине XVIII века необычайной популярностью пользуются небольшие шпалеры-пасторали. «Сельские сцены» украшают аристократические салоны и будуары. Темы, еще недавно казавшиеся низкими и некрасивыми, сегодня увлекают своей новизной. На смену античным богам и богиням приходят пастушки, рыбаки, служанки — представители третьего сословия.                                                                                                         Если стиль барокко в архитектуре и прикладном искусстве стремился к возможно большей силе впечатления, то рококо считает главным праздник жизни, утонченное наслаждение, а основными сюжетами становятся пасторали, галантные празднества, любовные сцены, где сама природа и оживляющие ее фигурки отмечены нарочитой изысканностью. Водяная мельница, живописные руины, изящные пастушки, сидящие под сенью деревьев у ручья, юноши, ловящие рыбу, — все это находит свое место в пасторалях Франсуа Буше, которые являются исключительным сочетанием реалистических мотивов, заимствованных у голландских живописцев.                                                                                          Причем синтез этих двух совершенно разных направлений обнаруживается не только в пасторалях, но и в пейзажах Буше, и в его жанровых сценах. Именно этот уникальный синтез стал причиной его оригинальности, его грандиозного успеха и, в конечном итоге, — его поражения.                                                                                                          Начиная с 1750 года во Франции коренным образом меняются вкусы. Сторонники неоклассицизма, в основе которого лежала идея отчуждения человека от мира, ставят помпезный героизм выше фривольного натурализма. Искусство Буше с его надуманностью и вычурностью считалось слишком отдаленным от действительности, слишком искусственным и чересчур декоративным. И только время покажет истинную ценность завоеваний этого великого художника...

В ранних произведениях Пасторальный пейзаж с фонтаном( 1730), Встреча на дороге( 1730), Отдых Фермеров(1730), Сельская жизнь (1735) сценки из жизни пастухов и пастушек представлены на фоне идеального пейзажа. Большое внимание Буше уделил здесь написанию предметов сельского быта и животных. В этих картинах проявился интерес художника к сюжетам произведений Дж.Б. Кастильоне, знание работ мастеров северных стран, работавших в  XVIII веке в Риме и его окрестностях и писавших там полотна с маленькими человеческими фигурками в пейзаже – так называемых мастеров бамбоччати. Влияние Кастильоне сказалось и в двух парных Буше на Библейский сюжет, исполненных после возвращения из Италии, - Ной, входящий в ковчег( 1730) и Жертвоприношение Ноя (1730). Как и в сценах с изображением рынков Кастильоне, на них изображены группы людей, представленные в очень живых позах, с динамичными жестами, в окружении животных, написанных очень правдиво.

В Италии Буше много рисовал, и на основе исполненных на натуре рисунков уже в Париже им были созданы первые пейзажи – Вид Тиволи (1730) и Вид садов Фарнезе(1732). Рисунки к ним, хранящиеся в различных европейских музеях, свидетельствуют о том, что в основе пейзажа Буше всегда лежал рисунок с натуры. Да и на картине Художник-пейзажист(1730) Буше представил процесс работы молодого художника, сидящего перед станком, на котором стоит холст с изображением пейзажа с руинами, арядом с ним – папка набросков с натуры. Живописно смотрятся изображенные на полотне Вид Тиволи храм Венеры на склоне и расположившиеся на привал у его подножия пастушки со стадом овец. В виде венецианского каприччо, в котором вымышленное всегда соседствует с правдивым, написан и пейзаж Вид садов Фарнезе. Композиция его, возможно, заимствована с гравюры итальянского мастера Джузеппе Вази с изображением старых стен садов Фарнезе и стоящей рядом с ними церкви Санта Мария Либератриче, имевшей также название Санта Мария Антиква. Буше использовал только левую часть композиции гравюры Вази, запечатлев лишь стены садов Фарнезе, кипарисов за ними и руины старых построек. Подготовительные рисунки к картине и вертикального форматов свидетельствуют о том, что он долго искал необходимую композицию, придав, в конце концов, полотну почти квадратную форму. Это позволило расширить пространство пейзажа, показав за строгими вертикалями кипарисов его глубину, а на первом плане с большим декоративным мастерством написать фигурки двух пастушков, отдыхающих у старых стен, и стадо коров. Этот естественный стаффаж в духе Дж. Б. Кастильоне или голландских итальянистов сразу оживил идеальный пейзаж.

Пасторальные сцены  Франсуа Буше «Возвращение с рынка»

Пейзаж не играл значительной роли в творчестве Буше. Дидро так  писал о его работе в этом жанре: « …все его пейзажи так серы по цвету и так однообразны по тону, что на расстоянии двух шагов полотно его можно принять за кусок газона или за прямоугольные грядки петрушки. И, однако, он не глуп. Это хороший живописец, ставший на ложный путь, подобно тому, как бывает ложно направленным острым ум. Он не владеет мыслью в искусстве, у него только concetti ( от итал. – вымученные остроты). Пейзажи Буше действительно достаточно редко были написаны с натуры. Чаще это были литературные или театральные сюжеты, превращенные в пейзаж. Так, на картине Брат Люс(1742) художник воспроизвел сюжет из правдивых рассказов  и новелл Лафонтена.

Сельские виды Буше уютные и декоративны и чаще всего  напоминают эскизы театральных декораций  или композиции для шпалер ( Пейзаж с водяной мельницей и храмом, 1742; Пейзаж в окрестностях Бове, 1742-1743;  Водяная мельница, 1751; Мельница де Кике-гронь в Шарантоне, 1758). Это изящные, построенные по сценическим законам композиции, в них есть и площадки для актеров, и кулисы, и живописный фон(«задник»). Они красивы и условны по своей серебристой цветовой гамме, строящейся на тонких градациях зеленых и голубых цветов, а маленькие фигурки монахов, крестьян, рыбаков написаны в них яркими мазками. В некоторых пейзажах изображены руины старых  замков и храмов. Они звучат как воспоминание о поездке в Италию в полотне « Пейзаж с водяной мельницей и храмом», на котором рядом с чисто французской приметой пейзажа – водяной мельницей- возвышаются руины римского храма Конкордии. Но и мотивы пейзажей окрестностей Парижа- Бове и Шарантона- очень живописно смотрятся в пейзажах и шпалерах Буше. На Сене  Было много водяных мельниц, и художник часто запечатлевал их с своих рисунках, которые потом переводил в гравюры известные мастера, особенно  часто Буше писал мельницу у моста Шарантоне, селении, расположенном у слияния рек Марни и Сены. По издававшемуся скрипу колес она называлась « Кике-гронь». Эта же очаровательная постройка воспроизведена и на картоне для шпалеры «Фонтан любви». Стаффажные фигурки- прачки у воды, женщина, занятая домашними делами в окне мельницы, - выглядят очень живо в картине- « Мельница де Кике-гронь в Шарантоне»

"Осенняя  пастораль" - одна из двух картин, заказанных Франсуа Буше министром финансов Людовика XV. Вторая картина называется "Летняя пастораль". Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). В данном случае на картине представлена умилительная сцена - юноша-пастух кормит виноградом Лизетту, главную героиню пантомимы. Этот сюжет настолько полюбился Буше, что он написал еще как минимум две картины на него, а пастух и Лизетта со временем превратились в фарфоровые статуэтки. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Известно одно: на долгие годы пастух и Лизетта стали любимыми героями "мастеров фарфоровых дел" не только во Франции, но и во всей Европе. Правда, о том, что "сочинил" пастуха, виноград и Лизетту драматург Фавар, забыли уже очень скоро.

Одна из лучших картин Буше — "Пастушеская сцена". В  ней выразительно запечатлен момент обольщения расчетливым соблазнителем  наивной, простодушной девушки.

 С большим живописным  мастерством и легкостью написаны  фигуры, пейзаж, фрукты, бокалы с  вином и т. д. В произведении  Буше мы не увидим реальных  образов французских пастухов  и обстановки, которая их окружала. Красивую и изящную пастораль художник предпочитает изображению грубой действительности.

 Стремление к парадной  декоративности приводит его  к условным композициям, перегруженным  многочисленными фигурками амурчиков,  гирляндами цветов, нарядными тканями  и другими украшениями. В картинах доминируют идиллические розовые и голубые тона. Хрупкие, написанные блеклыми прозрачными красками фигуры людей (как правило, обнаженные женские тела или амуры) порой кажутся неживыми, нетелесными, словно выполненными из фарфора или розового мрамора. И если в картине "Пигмалион и Галатея", повествующей о том, как ожила созданная скульптором Пигмалионом статуя прекрасной нимфы Галатеи, холодность и искусственность в изображении человеческого тела как-то оправданы самим сюжетом, то в других случаях они обусловлены лишь манерой мастера.

 Подобные картины,  разумеется, создавались с учетом  общего стиля убранства парадных  залов в особняках французской  знати. В этих произведениях  ярко проявился декоративный  дар, присущий Буше.

Картина французского художника  Франсуа Буше «Летняя пастораль». Как известно, пасторальная тенденция есть желание противопоставить шумную и суетную жизнь больших городов тихой природе, простой и якобы беззаботной жизни сельских жителей. Например, в знаменитом романе «Аркадии» Саннацаро (1541) пасторальная тенденция сквозит в каждой строке. Автор откровенно высказывает ее в предисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие в тени зеленых листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сестры, сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечно выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т. д. Саннацаро ведет рассказ от своего имени и повествует, как, гонимый несчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашел, на вершине горы Партения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи, упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали, а по праздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговоры пастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простому быту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платье пастухов дилетантами пастушеской жизни. Не смотря на это, «Аркадия» имела громадный успех, выдержала в Италии, в продолжение XVI века, около 60 изданий и была переведена на многие европейские языки. В XVII веке пасторальный роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым, а пастораль ищет для себя убежища в драме. К концу XVIII столетия пасторальное искусство перестает пользоваться популярностью во всей Европе. За исключением идиллий «Цюрихского Феокрита», Гесснера, нашедших свой отголосок во Франции, и некоторых стихотворений Андрэ Шенье нет ничего в этом роде, что можно было бы поставить выше посредственности. В XIX веке, когда искусство, помимо художественной выразительности, стало ставить себе широкие общественные задачи, пастораль не только выходит из моды, но и совершенно прекращает свое существование. Пасторальный пейзаж французского живописца Франсуа Буше «Ловцы птиц» (фрагмент). Древнейшим образчиком пасторали считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в III веке до нашей эры. Пасторальная тенденция, то есть, желание противопоставить шумную и суетную жизнь больших городов простой и близкой: к природе жизни пастухов, пробивается однако, у Феокрита довольно слабо; он изображает своих героев людьми грубыми и необразованными, а жизнь их — исполненной лишений и тяжелой. К I веку нашей эры относится новелла греческого софиста и философа Хризостома. Хотя в этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем не менее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает, что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее к ближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллы Диона был написан знаменитый пастушеский любовный роман «Дафнис и Хлоя», приписываемый греческому писателю IV века Лонгу.

Информация о работе Пасторальный пейзаж в западноевропейском искусстве 18 века