Пасторальный пейзаж в западноевропейском искусстве 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

Восемнадцатый век в Западной Европе — последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершился процесс первоначального накопления капитала, велась борьба во всех сферах общественного сознания, созревала революционная ситуация. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества. Возникла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания.

Вложенные файлы: 1 файл

Пастораль.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. На смену идиллическим пейзажным картинкам пришли романтические полотна, долженствовавшие дать зрителю представление о величии Природы. На долгие годы полуразвалившиеся мельницы и тихие пруды, которые так любил и сам художник, и его заказчики, были забыты. Эти пейзажи действительно нельзя считать вершиной творчества Буше, и все же трудно не согласиться с тем, что они написаны рукой большого мастера. Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Большинство своих ландшафтных картин герой нашего выпуска написал по впечатлениям от загородных поездок. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Часть из них становилась материалом для будущих гобеленов, а часть "перерабатывалась" в небольшие пейзажи. В том, что касается деталей пейзажа, Буше был вполне сговорчив: по желанию заказчика он мог включить в композицию картины деревенскую хижину, старый горбатый мост, фигурку пастушки или прачки. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху.

 

 

 

 

 

 

2.3 Т. Гейнсборо

 

Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского  живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727—1788). Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа. Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерна в литературе, Гейнсборо в своих лучших картинах был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок.

Гейнсборо родился в  Суффолке в семье торговца сукном. Рисовать начал рано. В 13 лет один из родственников увёз Томаса в Лондон и пристроил в мастерскую ювелира. Затем Гейнсборо перешёл учиться к французскому гравёру Ю. Гравло.

Большое влияние на молодого художника оказала живопись Ж. А. Ватто и знакомство с голландским  пейзажем XVII в., особенно с работами Я. Вейнантса и Я. ван Рёйсдала. В 1746 г. в Лондоне Гейнсборо женился на Маргарет Берр, внебрачной дочери герцога де Бофора. Однако заработать в большом городе, где имелось множество соперников, художнику не удаётся, и вскоре после свадьбы он переезжает в портовый город Ипсуич. Там Гейнсборо написал около 80 портретов и быстро прославился как мастер, передающий неповторимое своеобразие каждой модели.                                                                                                                                                                           Сам он всю жизнь мечтал писать тихие сельские пейзажи. Пейзажи Гейнсборо различные по качествам. Есть как реалистичные и конкретные, так и фантастические, вымышленные. В портрете семьи Эндрюс пейзаж очень конкретный и реалистичный, как и дуб, под которым разместились господин и госпожа.В пейзаже «Побережье» хорошо ощутимые влияния пейзажей малых голландцев 17 века, картины которых было много в частных собраниях англичан - Гойена, Альберта Кейпа, Симона де Влигера.Достаточно самостоятельный Гейнсборо в утренних пейзажах (и в своих рисунках). Лучшие среди них «Пейзаж с церковью Св. Марии в Хэдли» ок. 1750 и «Лесной пейзаж Дедил» 1747 года.В Англии того времени пользовались спросом и были модными пейзажи частных усадеб. Их охотно заказывали и охотно покупали. Гейнсборо, этот упорный сторонник пейзажей, решительно отказывался рисовать реальные, частные пансионаты в пейзаже. Даже стабильные деньги за них его не привлекли.                                                                                                                             Влюбленный в красоту родного края, художник на протяжении всей своей жизни писал сельские пейзажи. Он передавал различные состояния природы, сочные насыщенные краски желтеющих нив, густую зелень лесных опушек, живописных парков, прозрачных рощ («Водопой», около 1775—1777, Лондон, Национальная галерея; «Повозка, едущая на ярмарку», 1786, Лондон, галерея Тейт). Образы природы Гейнсборо предвосхищают реалистическую пейзажную живопись 19 века и прежде всего искусство Констебля.                                                                                                                    На пейзажи Гейнсборо повлияла голландская традиция XVII в. Как и голландские художники, он изображал живописные сельские виды, обязательно включая в них человека. Герои обычно показаны в пути («Повозка», 1767 г.; «Возвращение крестьян с рынка», 17б7—1768 гг.; «Речной пейзаж с фигурами в лодке», 1768— 1770 гг., и др.). Художник почти не использовал натурные наблюдения в своих пейзажах: приступая к работе, он строил на столе небольшую модель из камешков, веток, песка, кусочков мха, а затем воспроизводил её на холсте. В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило расцвет английского романтического пейзажа в первой половине XIX в.                                                                                            Он рисует   пейзажи  лишь  для  своего собственного удовольствия. Гейнсборо  составляет  свои  композиции по воображению,  хотя и рисует с натуры,  используя  в  качестве моделей скалы,  мох,  куски стекла и ветки, принесенные в мастерскую.  Эти пейзажи отражают,  скорее, деревенскую жизнь  эпохи,  нежели  классическую поэзию,  и  оживлены  живописным  и сельским дыханием,  их стиль и фактура   отмечены   влиянием   рококо (<Крестьяне,  отправляющиеся на ры-нок>, ок. 1769, )  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучение данной работы позволяет нам сделать определенные выводы.

 В пейзажных произведениях ряда художников XVIII столетия рождается новый тип этого живописного жанра, где пейзаж всегда связан с особым настроением автора, соединявшего с картиной природы свои впечатления, а включенные в них мифологические сюжеты, галантные сценки или просто темы из обыденной жизни органично сливались с природными мотивами, которые подчеркивали общий настрой полотна. Отвечая поставленным в эту эпоху перед изобразительным искусством декоративным задачам, натурные элементы зачастую приобретали причудливые утонченно-изящные формы.

Практически ни одно произведение знаменитого французского мастера  Антуана Ватто не обходится без  пейзажного вида. Его полотна, будь то образ одинокого мечтателя  или эпизод из жизни светского общества, всегда проникнуты ощущением меланхолии и грусти, связанной с душевными переживаниями. И спокойное состояние окружающей красочную толпу или одинокого героя природной среды, написанной в приглушенной тональности и овеянной серебристой дымкой, помогало – да и теперь помогает – донести эти чувства до зрителя. Антуан Ватто – академик галантных празднеств, мастер особого жанра пасторалей, в которых сочетаются театральные жанры, близкие к природе. Ватто использует насыщенный цвет, изящный тонкий колорит.                                                                              

Буше обращается к  синтезу живописи, скульптуры и архитектуры. В живописных полотнах привлекает внешняя  сторона сюжета, эротические сцены, стремление к парадной декоративности. Люди написаны блеклыми тонами. Франсуа Буше – художник широкой направленности. Буше работал с интерьерами Версаля, Шуазо, национальной библиотеки. Живописец создаёт декорации для оперных театров. Был назначен главным художником короля

Чувственности галантных  сценок Жана Оноре Фраганара столь  же действенно вторят пейзажи, исполненные  с тонким колоризмом, легкими световоздушными  эффектами и мастерской передачей  игры света и тени. Увитые плющом парковые ограды и шелестящие изумрудной листвой деревья, только что распустившиеся бутоны цветов столь же эмоционально насыщенны и полны неги, как и одушевленные герои произведений художника.

На пейзажи Гейнсборо  повлияла голландская традиция XVII в. Как и голландские художники, он изображал живописные сельские виды, обязательно включая в них человека. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Пейзажи английского художника наполнены чувством томной задумчивости и печали. По определению известного искусствоведа профессора Бориса Виппера, их настроение передается чисто ангийским понятием « сплин». Опираясь на произведения голландских и фламандских пейзажистов XVII столетия, у которых он почерпнул точность построения своих ранних пейзажей, Гейнсборо смог проявить художественную самостоятельность в полных лиризма поздних работах. .                                                                    В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Буше считал, что природа недостаточно красива и совершенна, к тому же плохо освещена, поэтому свою живопись он делал пестрой и светлой, стараясь использовать голубые и розовые оттенки. Художники западноевропейского искусства XVIII века стремились подчеркнуть не силу, волю и энергию, а лёгкость, кокетливость, игривость. Средство воплощения художественного идеала – это элегантность внешнего вида модели, мягкие округлые линии, тонкие нюансы формы и цвета, асимметричные композиции. Формируется запрет на яркие краски. Для художников характерно пристрастие к сельской идиллии и пасторалям – тихие уютные уголки, которые удобны для уединения. Развивается оформление интерьера с помощью зеркала.                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  • Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. В 6 т. - М. - Л., 1949. Т. 2.
  • Апчинская Н. В. Фрагонар. - М., 1982.
  • Вольская В. Н. Антуан Ватто. - М., 1933.
  • Воронихина Л. Н. Лондон. - М., 1969.
  • Всеобщая история искусств. В 6 т. - М., 1963, 1964. Т. 4, 5.
  • Герман М. Ю. Антуан Ватто. - Л., 1984.
  • Герман М. Ю. Ватто и эпоха просвещения // Искусство. 1984. - Вып. 11. - С. 66-69.
  • Западноевропейская художественная культура XVIII века. - Л., 1987.
  • Золотов Ю. К. Антуан Ватто. Старинные тексты. - М., 1971.
  • Золотов Ю. К. Немилова И. С. Антуан Ватто. - Л., 1973.
  • Золотов Ю. К. Ватто: Художественные традиции и творческая индивидуальность //Искусство. 1984. - Вып. 11. - С. 58-66.
  • История искусств зарубежных стран XVII - XVIII веков. - М., 1988.
  • Чегодаев А. Ю. Антуан Ватто. - М., 1963.
  • Е. Федотова. Франсуа Буше. М.: изд-во «Белый город», 2004. — 49 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Иллюстрации картин художника А.Ватто

«Пастухи»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пейзаж с водопадом»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пасторальный танец 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

танец


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.Иллюстрации  картин художника Ф. Буше

 

Пасторальный  пейзаж с фонтаном( 1730),


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Встреча на дороге( 1730),

 

 

( Пейзаж  с водяной мельницей и храмом, 1742;

 

 

 

 

 

Мельница  де Кике-гронь в Шарантоне, 1758).

 

 

 

 

 

Осення я пастораль (1749), Собрание Уоллес, Лондон 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мельница (1751) 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пейзаж в окрестностях Бовэ

1740-1745. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летняя пастораль 

1749. Собрание  Уоллес, Лондон.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ловцы птиц

1748. Музей Гетти,  Лос-Анджелес

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пастух и  пастушка на отдыхе

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пастушеская сцена»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Иллюстрации картин художника Т.Гейнсборо.

Повозка. 1767 г. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пейзаж с  крестьянином, двумя лошадьми и возом  сена вдали»

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Водопой», около 1775—1777


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возвращение крестьян с ярмарки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Пасторальный пейзаж в западноевропейском искусстве 18 века