Пейзажная живопись на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как средство обучения и воспитания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа
Краткое описание
Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – это весьма сложная педагогическая задача. Данная тема является актуальной, потому что уроки русского языка, литературного чтения, на которых используется живопись, способствуют более полноценному и разностороннему эстетическому воспитанию, обучению средствами изобразительного искусства; на них учащиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства, приобщиться к русской культуре.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5 1.1.Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания учащихся посредством искусства 5 1.2.Развитие чувств и эмоций в общении с пейзажной живописью 9 1.3.Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературного чтения с использованием пейзажной живописи и с учётом психологических особенностей школьника 11 ГЛАВА 2. методика обучения в содружестве с пейзажной живописью 14 2.1.Анализ школьной программы по русскому языку и литературному чтению 14 2.2. Методика уроков литературного чтения с применением живописи 17 2.3. Живопись и методика уроков русского языка 21 2.4. Методические рекомендации к урокам развития речи 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Государственное автономное
образовательное учреждение среднего
профессионального образования Пензенской
области «Белинский многопрофильный колледж»
Курсовая работа
Тема: Пейзажная живопись на
уроках русского языка и литературного
чтения в начальной школе как средство
обучения и воспитания
Выполнила:
Чудаева О.В
Студентка 3 курса «А»
Специальность:
«Преподавание в начальных
классах с дополнительной
подготовкой в области
информатики»
Научный руководитель:
Садова М.Н
Белинский, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
5
1.1.Психолого-педагогические
особенности эстетического воспитания
учащихся посредством искусства
5
1.2.Развитие чувств и эмоций
в общении с пейзажной живописью
9
1.3.Эстетическое воспитание
учащихся на уроках русского языка, литературного
чтения с использованием пейзажной живописи
и с учётом психологических особенностей
школьника
11
ГЛАВА 2. методика обучения
в содружестве с пейзажной живописью 14
2.1.Анализ школьной программы
по русскому языку и литературному
чтению
14
2.2. Методика уроков литературного
чтения с применением живописи 17
2.3. Живопись и методика уроков
русского языка
21
2.4. Методические рекомендации
к урокам развития речи
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
36
ВВЕДЕНИЕ
Формирование у учащихся эстетических
представлений, понятий и вкусов посредством
пейзажной живописи – это весьма сложная
педагогическая задача. Данная тема является
актуальной, потому что уроки русского
языка, литературного чтения, на которых
используется живопись, способствуют
более полноценному и разностороннему
эстетическому воспитанию, обучению средствами
изобразительного искусства; на них учащиеся
имеют возможность полнее проявить свои
творческие способности, углубить познания
в области изобразительного искусства,
приобщиться к русской культуре.
Основными задачами работы
с пейзажной живописью являются: формирование
правильного мировоззрения школьников,
развитие творческого воображения и образного
мышления, художественной наблюдательности,
зрительной памяти, умение видеть в окружающей
действительности характерное, воспитание
широкой художественно – эстетической
культуры и художественного вкуса. Важная
роль при их решении отводится изучению
мировых достижений изобразительного
искусства. Внимание к живописи побуждает
у учащихся интерес к искусству, открывает
путь правильного понимания произведений
искусства, развивает умение видеть красивое
в природе, окружающей жизни.
В ходе обучения производится
анализ произведений изобразительного
искусства, что позволяет развивать процесс
мышления: школьники систематизируют
полученные знания – итогом занятий является
формирование индивидуальности, личности.
Эстетические чувства учащихся
успешно развиваются в процессе работы
над картинами. Дети в ходе беседы учатся
выражать свои мысли и чувства, но при
проведении уроков с применением живописи
учителя начальных классов испытывают
трудности. Вопросам, связанным с проблемой
эстетического воспитания и обучения
на уроках русского языка и литературного
чтения, предшествует работа с живописью.
Объектом исследования является
процесс воспитания у школьников эстетических
чувств, культуры, художественного вкуса,
наблюдательности, гармоничного развития
личности с использованием живописи, его
теоретическое обоснование.
Предмет исследования – методика
обучения с использованием живописи как
фактор эстетического развития школьников
на уроках русского языка и литературного
чтения.
Цель исследования: дать теоретический
материал по данной теме; разработать
методику обучения с использованием живописи
на уроках русского языка и литературного
чтения; помочь учителю начальных классов
эффективно осуществлять связь уроков
литературного чтения, русского языка
с живописью с целью эстетического воспитания,
развития учащихся; дать методические
рекомендации к урокам развития речи.
Задачи исследования состоят:
- в анализе теоретического
и практического аспектов проблемы;
- в изучении педагогической,
психологической и методической
литературы по исследуемой проблеме;
- в разработке методических
средств обучения: уроков с применением
живописи.
Гипотеза исследования:
при реализации психолого-педагогических
условий, грамотном использовании методик,
гуманном подходе к ребёнку можно добиться
успехов в обучении и воспитании посредством
живописи.
ГЛАВА 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО
ЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогические
особенности эстетического воспитания
учащихся посредством искусства на уроках
русского языка и литературного
чтения
Нравственное здоровье общества,
духовный климат, в котором живут люди,
в немалой степени определяются состоянием
литературы и искусства. Все это показывает,
какое огромное значение придается
эстетическому воспитанию общества и
особенно подрастающего поколения. Эстетические
чувства учащихся успешно развиваются
на уроках эстетического цикла – на уроках
русского языка и литературного чтения,
на которых учитель использует живопись.[13,
c.56]
Роль эстетического воспитания
в развитии личности, в ее всестороннем
формировании трудно переоценить. Уже
в древности пробивала себе дорогу мысль
об элементах эстетики и красоты труда
в творческой деятельности человека. [16,
c.152]
Понятие эстетическое воспитание
органически связано с термином «эстетика»,
обозначающим науку о прекрасном. Значение
слова «эстетика» происходит от греческого
aisfliesis, что в переводе на русский язык
означает ощущение, чувство, поэтому в
общем плане эстетическое воспитание
обозначает процесс формирования чувств
в области прекрасного и в эстетике это
прекрасное связано с искусством, с художественным
отражением действительности в сознании
и чувствах человека, с его способностью
понимать прекрасное, следовать ему в
жизни и творить его. В этом смысле эстетическое
воспитание состоит в формировании у учащихся
способностей полноценного восприятия
правильного понимания прекрасного в
искусстве и жизни, выработка эстетических
понятий, вкусов и идеалов, в развитии
творческих задатков. [19, c.36]
Эстетическое воспитание осуществляется
с помощью искусства. Поэтому его содержание
должно охватывать изучение и приобщение
учащихся к различным видам искусства
— к литературе, музыке, изобразительному
искусству. Этой цели служит включение
в программу школьного обучения литературы,
рисования, музыки. Существенной стороной
эстетического воспитания является также
познание прекрасного в жизни, в природе,
в нравственном облике и поведении человека.[15,
c.47]
Не менее важной стороной содержания
эстетического воспитания является его
направленность на личностное развитие
учащихся. Какие же стороны этого развития
оно должно охватывать?
Прежде всего, необходимо формировать
у учащихся эстетические потребности
в области искусства, стремление к постижению
художественных ценностей общества, важнейшим
элементом содержания эстетического воспитания
является развитие у учащихся художественных
восприятий. Эти восприятия должны охватывать
широкую область эстетических явлений.
Необходимо научить учащихся воспринимать
прекрасное не только в литературе, изобразительном
искусстве и музыке, но и в природе, а также
в окружающей жизни.[19, c.59]
Существенным компонентом эстетического
воспитания является овладение учащимися
знаний, связанных с пониманием искусства
и умением выражать свои суждения (взгляды)
по вопросам художественного отражения
действительности. В частности, необходимо
формировать у учащихся представления
и понятия, относящиеся к пониманию различных
видов и жанров искусства и специфике
художественного отражения действительности,
выработать у них умение анализировать
содержание произведений искусства.
Большое место в содержании
эстетического воспитания занимает формирование
у учащихся высоких художественных вкусов,
связанных с восприятием и переживанием
прекрасного. Нужно научить учащихся чувствовать
красоту и гармонию подлинного произведения
искусства, проявлять художественную
взыскательность, а также эстетическую
требовательность к культуре поведения.[18,
c.81]
Эстетическое воспитание в
школе начинается с младших классов в
процессе изучения языка, доступных литературных
произведений на уроках русского языка
и литературного чтения. Основное направление
этой работы сводится к практическому
ознакомлению ребят с различными видами
искусства, приучению к их эстетическому
восприятию и простейшим эстетическим
суждениям. В решении указанной задачи
большую роль играют пример и художественная
подготовка самого учителя. Ему необходимо
обладать умением красиво писать, выразительно
и эмоционально читать стихи и рассказы,
хорошо проводить уроки литературного
чтения, русского языка, владеть навыками
музыкального и изобразительного искусства.
Художественная подготовка учителя,
его компетентность в различных видах
искусства не только порождают у детей
развитие интереса к живописи, но и возбуждает
у них потребность в приобщении к искусству.
[1, c.284]
Для воспитания художественных
восприятий у школьников в работе с пейзажной
живописью на уроках русского языка и
литературного чтения существенное значение
имеет использование приема сравнения
при рассматривании картин и побуждение
их к оценке этих произведений, выражение
собственного отношения к их достоинствам
и недостаткам. Постановка простейших
вопросов, направленных на выяснение того,
что детям нравится в том или ином произведении,
какая картина лучше, обостряет их восприятие
и побуждает к оценочным суждениям. Важным
средством организации разнообразной
художественно-творческой деятельности
учащихся является знакомство с творческой
деятельностью художников, оно позволяет
приобщиться к художественному творчеству
и понять его.[13, c.152]
Природа бесконечно разнообразна
и прекрасна. Солнечный свет и окружающая
среда создают неисчерпаемую гармонию
красок. Воздействие природы на человека,
глубокие переживания и мысли, которые
она вызывает, породили тот жанр в изобразительном
искусстве, который называется пейзажем.[7,
c.382]
Соприкосновение с произведениями
пейзажной живописи укрепляет дух человека,
обогащает его внутренний мир. Правдиво
передавая красоту природы и вместе с
тем выражая эмоциональное отношение
к ней художника, пейзаж является и важным
средством воспитания любви к Родине.
«Зовите меня варваром в педагогике, -
говорил К. Д. Ушинский, - но я вынес из впечатлений
моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный
ландшафт имеет такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души, с которым
трудно соперничать влиянию педагога».[23,
c.9]
Итак, учителю следует знать
психолого-педагогические особенности
эстетического воспитания школьника,
самому быть художественно подготовленным,
чтобы умело строить работу на уроках
русского языка, литературного чтения
с использованием живописи.
1.2.Развитие чувств и эмоций
в общении с пейзажной живописью на
уроках русского языка и литературного
чтения
Одной из задач учителя в работе
с картиной является точная передача
выражения чувств. Важным фактором, определяющим
роль чувств в изобразительной деятельности,
являются эмоции. Переживание ученика
во время работы над картиной предполагает
2 наиболее существенных компонента:
а) эмоциональное переживание
от объекта изображения;
б) общее эмоциональное состояние,
выражающееся в легкости эмоционального
возбуждения, в силе и глубине проявления
эмоционального возбуждения.
Работая с картиной на уроках
литературного чтения, русского языка
нужно обучать школьников понимать чувства
художника, то, что он хотел передать в
своём искусстве, учить понимать красоту
окружающего мира и желание его беречь,
жить в гармонии с окружающей природой.[14,
c.92]