Пейзажная живопись на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как средство обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – это весьма сложная педагогическая задача. Данная тема является актуальной, потому что уроки русского языка, литературного чтения, на которых используется живопись, способствуют более полноценному и разностороннему эстетическому воспитанию, обучению средствами изобразительного искусства; на них учащиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства, приобщиться к русской культуре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1.Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания учащихся посредством искусства 5
1.2.Развитие чувств и эмоций в общении с пейзажной живописью 9
1.3.Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературного чтения с использованием пейзажной живописи и с учётом психологических особенностей школьника 11
ГЛАВА 2. методика обучения в содружестве с пейзажной живописью 14
2.1.Анализ школьной программы по русскому языку и литературному чтению 14
2.2. Методика уроков литературного чтения с применением живописи 17
2.3. Живопись и методика уроков русского языка 21
2.4. Методические рекомендации к урокам развития речи 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Чудаевой Ольги(переделанная)..docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

 Во 2-м классе литература  рассматривается как искусство  слова и как один из видов  искусства в контексте других его видов.

В 3-м классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову, литература впервые начинает осмысляться еще и как явление художественной культуры. И вновь отметим упрочившееся осознание учениками связи искусства слова с искусством изобразительным. Учебник «Литературное чтение»                  Н.А. Чураковой формирует восприятие художественного произведения как целого, как вида искусства. Художественный образ изучается как в словесном, так и в изобразительном искусстве – в аспекте их сопоставления, посредством этого выясняется их общность. Указывая на связь образа словесного и изобразительного, следует отметить, что в учебнике в качестве приложения создана «Картинная галерея» – репродукции картин великих художников. При работе над произведением учащиеся обращаются к «Картинной галерее», а затем сопоставляют свои впечатления от прочитанного и увиденного в едином тематическом пространстве. В 4-м классе анализируются объемные произведения, сложные по композиции и художественному содержанию. В результате делаются посильные обобщения, выводы об особенностях творчества писателя, о том, какова точка зрения писателя на проблемы человеческого существования, о его художественной манере. Углубляется работа над выявлением сопричастности взглядов художников на мир, писателя и живописца. Анализируется раскрытие внутреннего мира героя через его портрет, поступки, высказывания. Используется при этом подбор соответствий среди предложенных героев, имен, портретов, пейзажей. [14, c.86]

Характерная черта уроков литературного чтения по системе              Л.В. Занкова – межпредметная связь: практически на каждом уроке литературного чтения дети приобщаются к изобразительному искусству. Формируются представления об образе словесном и зримом, об их неповторимости, индивидуальности, специфичности и сопричастности друг другу на основе главного приема, организующего исследовательское восприятие ребенка, – сравнения, сопоставительного анализа двух видов искусства. Такая система работы, значительно отличающаяся от других форм, ведет к расширению представлений детей об устройстве окружающего мира, внутреннем мире человека, человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях. [8, c.152]

На уроках литературного чтения можно использовать картины разных художников. Рассмотрев весенний пейзаж,  школьники составляют предложения: Зелёные почки на деревьях  и кустах живут и дышат. Крылатые гости наблюдают за работой наступающей тёплой весны. Утром солнышко съело ледок.

 

 

Такие уроки связаны со временем года.

Тема «Весна идёт» раскрывалась на нескольких уроках. Перед учащимися была поставлена общая задача: проследить поэтапно наступление весны с помощью картин русских художников, поэтических произведений и своих наблюдений. 

Картина А.Саврасова «Грачи прилетели»  помогла ребятам установить признаки ранней весны. Они предлагали  и другие названия картины, мотивируя каждый свой вариант: «Ранняя весна», «Оживление в природе», «Наступающая весна» и др. «Март» И.Левитана назвали «Голубая весна» и тоже сумели доказать свой выбор. Ученики выделяют ту картину, пейзаж которой соответствует сегодняшнему состоянию весны. Дети предложили название ещё одной картины «Буйство весны». Ученики читали стихотворения о весне: Ф.И.Тютчева  «Зима не даром злится», А.С.Пушкина «Гонимы вешними лучами», В.В.Маяковского «Несётся клич  со всех сторон», А.К.Толстого «Вот и снег последний в поле тает».[14, c.64]

Осмысливая художественный образ, его значение, суть, ребёнок одновременно осмысливает устройство мира, связь человека с действительностью, как бы осваивает иной, более стройный ритм жизни. Говорить с детьми о художественном образе, как и о многом другом, нужно просто, по возможности избегая терминологии. Специфика начального обучения в его этапности. Освоение материала осуществляется в несколько подходов, поэтому объём сведений следует расширять поэтапно. Опираясь на приобретенный детьми опыт восприятия, можно будет говорить о значении художественного образа более глубоко, а значит, и более точно. Исследование его языкового, то есть формообразующего, начала предварит анализ смыслового, содержательного уровня. В результате образ, выраженный посредством слова, будет восприниматься объёмно, полновесно. При работе над исследованием образа следует помнить, что слова в художественных сочетаниях, контексте приобретают такие оттенки смысла, которые не найдёшь в самых лучших толковых словарях. Воспринять этот смысл, осознать его – значит открыть образ, прикоснуться к его сути, а значит и воспитать чувствительную душу у ребенка. [14, c.72]

2.3. Живопись и методика  уроков русского языка

На уроки  русского языка следует приносить картины художников. Пейзажная живопись помогает детям раскрыть красоту окружающего мира, научиться быть внимательным. Дети любят писать сочинение-описание  по картинам. На одном из уроков дети рассматривали картины русских художников. И их больше всего заинтересовала картина В.И.Васнецова «Алёнушка». Ученики писали сочинение-описание по этой картине. И цели этого урока состояли в том, чтобы углубить представления об описании в художественном стиле речи; формировать навыки составления  сочинения-описания  по картине; показать отличие картины от иллюстрации. Сначала был задан вопрос: «Какие виды искусства вы знаете?». Ребята назвали литературу, музыку, живопись, театр, балет, архитектуру. Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. В литературе - это слово, в музыке – звук, в живописи – цвет, в графике – линия. На уроке проводилась работа над лексическим значением слова. Ребят спросили: «Как вы понимаете лексическое  значение слова живопись?». Они ответили, что живопись – это значит «живо пишу» или «пишу красками». И тут возник интересный вопрос. - Как называются  произведения живописи? Установили, что они называются картинами. - А если картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме, то она называется репродукцией картины. Детей попросили назвать известные им картины. Ученики назвали картины И.Левитана - «Золотая осень», «Октябрь», В.Васнецова - «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», И.Шишкина - «Рожь», «Корабельная роща» и др.[13, c.194]

  Перед работой над картиной рассказали о творчестве В.М.Васнецова. Детям очень нравится, когда учитель рассказывает о самом интересном в жизни художника или писателя. И поэтому всегда с увлечением слушают рассказ.[21, c.267]

Работа над картиной начинается с постановки проблемной ситуации.    - С каким произведением устного народного творчества ассоциируется у вас эта репродукция? Все ребята назвали сказку. Действительно, художник написал «Алёнушку» под впечатлением известной народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». После этого дети вспомнили эту сказку. Рассмотрев репродукцию, ученики рассказали о том, что  на берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, простая крестьянская девушка. А Алёнушку описали так: Алёнушка изображена почти в центре картины, лицом к зрителю. У неё худые реки, она босиком, сидит на камне, положив голову на колени. Одета девушка очень скромно, почти бедно:  на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка. Лицо у неё печальное. Взгляд Алёнушки устремлён на воду, но она как будто не видит ее.

Художник трогательно относится к героине своей картины. Ему дорога Алёнушка в ее незамысловатой одежде. Он хочет вызвать сочувствие к бедной девушке. Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своей печалью в сумрачном лесу.

- А какие же краски использует художник для изображения Алёнушки? Ребята назвали серовато-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане; зелёные различных оттенков; от светлого до тёмно-зелёного, почти чёрного. Нашли слова и выражения для описания позы девушки: низко склоненная голова, золотистые волосы рассыпались по плечам, взгляд задумчивый, тоскливый. Затем подобрали эпитеты к существительному горе». Многие назвали такие слова: большое, безутешное, тяжёлое, безысходное,  великое. После этого подобрали синонимы к слову «задумчивый». Дети назвали синонимы тоскливый и печальный. Вспомнили, что такое «пейзаж». Описали пейзаж, на фоне которого изображена наша героиня.

Алёнушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором чёрная. Кругом тёмный лес, побуревшая трава, пожелтевшая зелень. Тонкие ветви осинок опустились в воду. Они подчёркивают беззащитность, одиночество Алёнушки. 

- Какое время года изобразил художник? - По каким признакам можно это определить? Установили, что художник изобразил осень, раннюю осень. Мы видим желтоватые листья, слегка побуревшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее.

- Почему  Васнецов выбрал именно осенний пейзаж? Осенью природа увядает, навевает грусть. И это подчёркивает душевное состояние девушки, которая только ей одной доверила своё безутешное горе. После этого дети составляют план к сочинению-описанию.[11, c.82]

План.                                                                                                                           I. Слово о художнике В.Васнецове.

II.Описание картины «Алёнушка»:

а) внешний вид и выражение лица девушки, её поза;

б) пейзаж.

III.Впечатление от картины.

Дети пишут сочинение и редактируют его.

А если ученик не имеет художественного видения? Можно ли его научить этому? И в этом состоит задача учителя – научить ученика видеть. Ученик начальных классов непосредственен, стремится к искренности, борется с неправдой, эмоционален. Обычно дети интуитивно правильно реагируют на эстетическое содержание произведения изобразительного искусства. При восприятии пейзажа они, например, восторженно акают: «Как красиво!», а глядя на картину, где изображён злодей или несправедливо обиженный герой,  негодуют. Готовы защитить слабого и наказать обидчика. Вот здесь перед учителем и стоит задача - не убить в ученике его эмоционально восприятия своим сухим вопросом: «Что здесь нарисовано?». Многие могут не согласиться: «Как же так? Ведь ученик должен увидеть, что изображено на картине». Правильно. Ему надо этому учить, учить видеть. Но главное, вначале необходимо раскрыть перед учеником художественное содержание, эстетическую информацию. Если же ученик сам почувствует эстетическое  содержание картины, то задача учителя не сбить его с интуитивного правильного восприятия. А многие учителя могут его сбить. Например, вывешивая репродукцию с картины А.Дейнеки «Оборона Севастополя»,  где передана героика боя, его динамика, а когда глаза у мальчишек загорятся ненавистью к захватчикам – фашистам, учитель может спокойно и методично спросить, что здесь изображено. Глаза у ребят потухнут, эмоции борьбы за справедливость уйдут на второй план. Как же сохранить это чувство непосредственного восприятия? В каком соотношении следует развивать логическое и художественное мышление учащихся для более полноценного восприятия? [11, c.87]

Весь урок можно разбить на отдельные этапы:

  1-й этап. Развитие самостоятельности мышления учащихся.

Необходимо дать одну-две минуты для индивидуального восприятия детьми картины. В тишине они должны войти в образ, в художественное содержание картины. Эмоциональность детей не позволит им долго молчать. Они начнут вслух выражать свои чувства  по поводу увиденного в картине.

  2 -й этап. Развитие эмоциональности восприятия.

Далее необходим вопрос, который не должен приглушить эмоциональное выражение детей в процессе их сопереживания. Напротив, вопрос должен быть поставлен в русле их эмоций. Это могут быть следующие вопросы: Какое настроение вызывает картина? Что вы чувствуете, глядя на картину? Какое состояние передаёт художник?

Обычно учащиеся непосредственно и искренне реагируют на данные вопросы. Ярко выраженное состояние или настроение они определяют довольно точно, например: хорошее настроение. Здесь страшно! Весёлое настроение. Плохое состояние. Грустное настроение.

Если зритель, в данном случае ученик, самостоятельно почувствовал, определил состояние, настроение в картине, значит, это произведение обладает определённой долей выразительности.

Теперь о выразительности. Что это такое? Почему одно произведение считается выразительным, другое нет? Как достигается выразительность? В данном случае необходимо раскрыть перед учащимися изобразительные средства, с помощью которых художник достигает того, чтобы идейный замысел  его  картины дошёл до  зрителя.

К выразительным средствам картины относятся: колорит, композиция, линия, форма, формат картины, ритм, симметрия, передача пространства, техника исполнения. Учитель должен не только знать содержание  каждого термина.

3-й этап. Развитие художественного мышления учащихся.

Задача этапа – раскрыть перед учащимися те выразительные средства, которые использовал художник. Здесь необходимо грамотно направить восприятие учащихся. Необходимые вопросы, помогающие  выявить художественные средства, с помощью которых  художник  добился того, что учащиеся почувствовали волнение, радость, страх, печаль, грусть.

Вопросы, направленные на выявление художественных средств, могут быть такими: какие средства использовал художник? Как добился художник того, что мы почувствовали страх, волнение, грусть, радость? С помощью чего художник передал нам грусть, радость, тишину, покой?

Обычно ученики правильно определяют художественные средства. Особенно  точно они дают эстетическую характеристику цвета и называют цвет в первую очередь среди других средств.

Дети говорят, например, так: « Художник использовал яркие, «хорошие» краски, поэтому мы почувствовали в картине радость. Художник нарисовал картину тёмными,  «плохими»  красками, поэтому здесь страшно».

4-й этап. Развитие логического мышления учащихся.

После того как учитель вместе с учащимися определит художественные средства, выражающие идею, проводится анализ содержания картины, направленный на развитие познавательной активности учащихся, формирование их материалистического мировоззрения.

Проводится логический анализ картины. В ходе его ставятся вопросы, которые заставляют учащихся логически мыслить:

-Кого (что) вы видите на  картине? (Вопрос на развитие визуального  развития)

-Что изображено на  первом плане? На втором? (Вопрос  на развитие пространственного  мышления)

-Какое время года, дня, суток изображает художник? По  каким признакам вы это определили? ( Вопрос на развитие логического  мышления)

Информация о работе Пейзажная живопись на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как средство обучения и воспитания