Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:02, курсовая работа
Цель: Изучение феномена «Польской школы плаката». Изучение пластического языка польского плаката 50-х – 70-х годов XX века. Актуальность «Польской школы плаката» в мировом графическом дизайне.
Задачи: Хронология развития плакатного искусства в Польше. Подробный анализ пластического языка польского плаката 50-х – 70-х годов XX века. Выявление причин падения «польской школы плаката».
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА.............................4
2. ИСТОРИЯ ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА...............................................................8
2.1. Начало................................................................................................................8
2.2. Тадеуш Гроновский: отец польского плаката .............................................9
2.3. Архитекторы Варшавы..................................................................................10
2.4. Тема войны (1939-1945) в современном польском плакате.......................11
2.5. Агитационные плакаты..................................................................................16
2.6. 50-е и 70-е годы: Золотой век........................................................................17
2.7. Джаз и плакат..................................................................................................20
2.8. 70-е и 80-е годы: Закат...................................................................................20
2.9. Музей городской стены.................................................................................22
3. ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА
50-x – 70-x ГОДОВ ХХ ВЕКА..............................................................................23
3.1. Метафоричность.............................................................................................23
3.2. Условность......................................................................................................24
3.3. Живописность.................................................................................................25
3.4. Экспрессивность, эмоциональность.............................................................25
3.5. Юмор, сатира, остроумие, текст...................................................................26
3.6. Пространственные особенности...................................................................27
3.7. Фрагментация образа.....................................................................................27
3.8. Графичность....................................................................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................
2.1. Начало
К концу 19-го века Польша все еще отсутствовала на карте. Ее территория была разделена и контролируема Россией, Австрией и Пруссией. Хоть Варшава и была под властью России, она была самым большим экономическим, торговым и промышленным центром несуществующей страны. Краков, под репрессивным воздействием Австрии, вскоре зарекомендовал себя как колыбель для художественной, культурной, научной, политической и религиозной жизней. Краков становится идеальной столицей страны.
Краков был заселен писателями, поэтами и художниками, которые путешествовали по Европе и наладили контакты с модернистскими культурными тенденциями того времени. Плакаты только-только появились во Франции с легкой руки Жиля Шере после изобретения цветной литографии. Под воздействием достижений французских мастеров этой новой формы искусства, в первую очередь Анри де Тулуз–Лотрека, польские художники избрали плакат в качестве нового способа художественного выражения. Они все были заслуженными мастерами, связанные с Академией Изобразительных Искусств и являлись членами Общества Польских Художников. Таким образом, плакат стал приемлемой формой искусства. Первые польские плакаты появились в 1890-х годах, созданные выдающимися художниками, такие как Иосиф Мехоффера, Кароль Фриц (Приложение 1), Казимир Сикульский и Войцех Ястржебовский (Приложение 2). Под влиянием стиля модерн и сепаратистских движений, они рисовали плакаты к событиям, которые были связанные с искусством: анонсы выставок, театральные и балетные афиши. Их работы были очень популярны и были выставлены на первой Международной выставке плаката, проходившей в Кракове в 1898 году. Югендстиль, Сецессионизм, Японский и модернистский стили, как кубизм, были смешаны с традиционными элементами символизма и национального фольклора. Демонстрация польских плакатов совместно с работами европейских коллег подчеркнула высокий художественный уровень проекта достойную оценку, которая будет характеризовать польский плакат в течение всего 20-го века.
Ян Вдовишевский с 1891 по 1904 год был директором Технического промышленного музея в Кракове. Он был организатором Международной выставки плаката в 1898 году, для которой написал два эссе, первое в своем роде, полностью посвященное искусству плаката. Вдовишевский сразу понял силу воздействия плака на физический и ментальный образы жизни общества. Это было особенно справедливо по отношению к плакатам выставки, которые быстро уловили все тенденции, идущие с Запада. Упорное стремление выразить национальный стиль, как средство достижения истинной политической независимости было ясно выражено в уличном искусстве.
В период между двумя мировыми войнами Польша начинает появляться на карте мира. Двадцать лет независимости отмечается потрясающим ростом во всех отраслях промышленности. В особенности начинает развиваться туризм. Штефан Норблина получил задание создать серию плакатов с целью рекламы Польши как туристического курорта (Приложение 3, Приложение 4).
В первую очередь, что было самым главным, художник укрепил школу реализма, Норблин подошел к плакату как к картине на холсте. Он применил ясные образы, которые обеспечивали легкое восприятие зрителем. Однако, несмотря на то, что работы характеризовались распознаваемыми формами и силуэтами, они ошеломляли за счет выбора четких «неоновых» тонов. Они не были экспрессионистскими, однако создавали нереальную атмосферу вокруг знакомых объектов. Благодаря этому, а так же минималистскому стилю, его плакаты заслужили признание высшего качества на все времена.
2.2. Тадеуш Гроновский: отец польского плаката
После первой мировой войны Польша получила независимость в 1918 году. С ней пришел бурный процесс индустриализации и развития торговли. Рынок насыщался различными продуктами, следовательно, возросла потребность в мощной рекламе. Плакат стал главным инструментом. Рекламный плакат 1920-х и 1930-х годов отличается от своих высокохудожественных предшественников в том, что он использует более простой, прямой визуальный язык, чтобы доставить информацию до потребителя (Приложение 5).
Это требование для рынка стало возможным благодаря кубизму, стиль, который навсегда освободил искусство от красоты и уродства, от необходимости подражать природе. Архитекторы, особенно студенты из Варшавского университета, были наиболее восприимчивы к созданию плакатов в этот период. Не отягощенные академическим балластом, они работали как художники предыдущего поколения. Зачастую в своих работах они применяли правила геометрии. Именно среди этих студентов, выделяется фигура Тадеуша Гроновского.
Одаренный студент, Гроновский был первым специалистом плакатного искусства. Под влиянием европейских движений в искусстве (распространенные в Париже в двадцатые годы), он в одиночку создал искусство польского плаката. С появлением новых потребностей, с которыми столкнулись графики в рекламе, Тадеуш использовал полный спектр методов, доступных для художников во время создания самых ярких работ. Его работы знаменуют переход к новейшим инструментам, таких как аэрография, результатом которой являются мягкость линий и фона. Рекламные плакаты Тадеуша остаются важной вехой в развитии того явления, которое мы знаем как «польская школа плаката».
В отличие от Штефана Норблина, Гроновский, как опытный художник, подходит к плакатному искусству как к средству самовыражения. Вместо того чтобы просто адаптировать его как стиль живописи, он видит в плакате возможность создания чего-то нового, неповторимого, создания новых форм художественного выражения. Гроновский является одним из первых художников, который осознанно совместил типографию с иллюстрацией, и очевидно, что он тем самым предлагает зрителю по другому взглянуть на тему, которая часто изображается с юмористическим характером для зрительского расположения (Приложение 6).
Гроновский основал собственную студию в Варшаве и кратко назвал его «Постер», то есть плакат.
2.3. Архитекторы Варшавы
Работы Гроновского были продолжены в тридцатых годах группой архитекторов учащихся в Варшаве под началом профессоров Зигмунда Каминского и Эдмунда Бартоломейцика. В университете они научились основным приемам прикладной графики. Архитектура рассматривалась как Синтез искусств, общая работа, объединение всех видов искусств применительно к конкретным, практическим функциям. Их практический подход представляет собой переход от архитекторов к художникам-графикам.
Не только экономические соображения послужили появлению данного перехода, но и желание работать для современного общества. Кстати, эти же причины подвигают начинающих архитекторов к графическому дизайну: создание прикладного искусства с быстрыми улучшенными работами и удовлетворение экономического оборота.
Эти архитекторы оказались художники-графики принявшие подход Тадеуша Гроновского, сочетая его с чувством композиции и пропорций, естественно вытекающего из их архитектурного фона. Мало того, что они включают трехмерность в своих работах, они также адаптировали свой стиль к предмету данного плаката, например, с помощью точных линий изображают механические части на плакате, с чувством юмора, наглядно показывают изображение балетов и праздничных мероприятий, и ярких, динамичных композиций для демонстрации спортивных мероприятий (Приложение 7). Их работы знаменуют переход польского плаката с середины 19-го века до современных средств в рекламе 20-го века.
2.4. Тема войны (1939-1945) в современном польском плакате
Прежде чем приступить к описанию сохранившихся после Второй Мировой войны и более поздних плакатов, следует немного проанализировать характерные черты польского плаката, который несомненно узнаваем и отличается от плакатов других стран. Как уже упоминалось выше, для польского плаката характерно присутствие символа. Причем часто символом становится конкретная деталь, которая постоянно используется плакатистами и понятна при первом прочтении и не может трактоваться иначе, чем в том духе, в котором было задумано плакатистом, то есть эта деталь в плакате становится говорящей и превращается в знак или символ. Символами являются изображение орла, означающего Польшу, изображение Сирены - город Варшава, голубя – символ мира. А знаками, часто изображаемыми на польских плакатах, являются бомбардировщики, фашистские каски, свастика, полосы одежды заключенного концлагеря, руины домов, бомбы – все эти изображения говорят об одном: о зле и разрушениях, которые несет война и конкретный враг – фашизм. Знак, смысл которого конкретен, в плакате сочетается с символами, текстом, композицией и становится многозначным, пугающим или призывающим, он начинает многообразно воздействовать на сознание. Так, например, бомба в плакате Т.Трепковского «Нет!» (Приложение 8), где ее грозный силуэт на фоне неба, развалины здания внутри ее контура и кричащее слово «нет!» создают поистине пугающие впечатление. Здесь изображение данного предмета становиться знаком разрушений и символом войны, беды, потерь. Чтобы не путаться в понятиях знака, символа, изображения, дадим сразу же определение, которое пригодится при рассмотрении плакатов в дальнейшем.
Итак, знак это, прежде всего объект, который несет в себе конкретное значение, это значение не поддается иным комментариям, кроме того, который изначально в него заложен. Символ же это объект многозначный, он может содержать в себе несколько смыслов и интерпретироваться по-разному, в зависимости от того какому событию или субъекту он сопоставлен и чьим символом является. В плакате всякое изображение является символом или знаком, так как объект, не несущий информации и служащий чисто художественным целям может мешать восприятию основной идеи плаката. Однако плакат, являясь произведением искусства, не может быть лишен художественности и проявления творческой фантазии, так как именно творческий подход и умелое использование композиции позволяет плакату быть понятным зрителю, позволяет художнику воздействовать на зрителя средствами художественной выразительности. Как же можно охарактеризовать польский плакат в общих чертах? Характерна ли для него графичность или живописность, статика или динамика, цветистость или цветовое единство, сказать сложно, как пишет исследователь польского плаката К.В. Мытарева. «Решить такакую задачу очень сложно, так как самым существенным для польской школы плаката является именно то, что в коллективе польских мастеров рука об руку работали непохожие друг на друга ярко индивидуальные художники» [7], так что подражать кому-либо из них было возможно, только занимаясь прямым копированием идей и образов.
Во время войны к плакату обратились художники различных направлений, ни до ни после войны они не занимались плакатом, но в военное время это искусство было единственным живым и нужным. А экспериментировать практически не приходилось, многие плакаты были сделаны торопливо, но есть и такие, которые навсегда останутся лучшими произведениями польского, а некоторые и европейского плакатного искусства. Плакатов времен войны сохранилось мало, это и понятно, так как в то бурное время некому было их собирать, да и большой художественной ценностью многие плакаты не обладали, так как были сделаны наспех на серой оберточной бумаге несколькими красками по трафарету. Изяществом и искусностью композиции плакат часто тоже не отличался, так как, думая о содержании, художники часто пренебрегали формой. Почти все композиции строились по диагонали с движением справа налево, в центре находилось изображение, часто это был воин, а под ним – короткая надпись-призыв. Примером такого классического плаката может служить работа М.Томкевича «На Запад!» или А.Радзевича-Винницкого «На Берлин!» (Приложение 9). В плакате М.Томкевича «На запад» изображен мужественный воин, который призывает отряд или батальон идти за ним. Фигура дана во весь лист и как бы разрывает пространство резким движением руки вверх и застывает в напряженном крике. К кому обращается солдат мы не видим, это и есть задумка художника – герой плаката обращается к зрителю. Та экспрессия, с которой изображен солдат, напоминает героические революционные фильмы, где революционеры звали людей побороться за свою свободу от королей и богачей; в плакате польский воин призывает на борьбу за свою жизнь и свободу от оккупации. Плакат Радзевича-Винницкого. «На Берлин!» более спокойный. Та же фигура воина на первом плане, но нет экспрессии и динамизма плаката Томкевича. Плакат создан в 1944 году, Польша еще не была освобождена, но если посмотреть на этот плакат, то не остается сомнения, что враг будет отеснен с польской земли даже до Берлина. Эта спокойная уверенность конечно была нужна в годы войны и вдохновляла людей, помогала им выстоять.
В 1930-х годах была организована мастерская «Mewa» («Чайка»), в которую входили Э.Мантейффель, А.Вайвуд, Я.Хладки. Их плакатное творчество отличается использованием знаков и символов. А плакат А.Вайвуда «Не позволим отторгнуть Балтийское море» (1939) год можно считать первым плакатом военного времени, то есть первым, который дошел до нас. Посвящен он острой внешнеполитической проблеме: защите морских границ Польши от посягательств фашистской Германии. Отечеству угрожают, и это чувствуют художники. На плакате Вайвуда изображена винтовка со штыком на конце, которая будто бы простирается над польским побережьем Балтийского моря и защищает его, предупреждая недругов, что польский народ сможет дать интервентам достойный отпор. Но тучи сгустились над небом Польши, Германия выдвинула ультиматум полякам, расторгла пакт о ненападении и 1 сентября 1939 года вторглась в Польшу. Тяжелые дни настали для польского народа, но он выстоял. А итогом его стойкости и любви к отчеству мы видим необыкновенный расцвет плакатного искусства.
В 1944 году в Люблине
при Главном политико-
Еще одна цифра была важна для плакатистов – это 1939 год, год начала войны. В плакате Трепковского «Не повториться никогда 1939» (Приложение 10) эта цифра занимает более трети листа, она является цетром композиции и своим наклоном и очертаниями напоминает чуть наклонившиеся руины домов через окна которых просвечивает огонь и дым пожарищь. Над цифрами несутся фашистские бомбардировщики, и небо в войну таит опасность, художник тонко это подмечает. Наиболее известный плакат военного времени это плакат Трепковского «Нет!». Слово «нет» крупным шрифтом и силуэт бомбы, в который вписан разрушенный догорающий дом, ставший таким после бомбардировки. Это не изображение конкретной войны, не страдание определенной нации, но образ всех войн 20 века, образ страдания всех народов. И этот плакат нельзя назвать сиюминутным откликом на современные художнику события, это яркий обобщенный образ войны и страданий, которая она несет следом. Этот плакат известен не только в Польше, но и по всей Европе, его не раз экспонировали на различных выставках. Наибольший успех плакат имел в дни Пятого Международного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве в 1955 году, «когда архитектор Буйницкий увеличил его до размеров пятиэтажного дома и приставил к освященным красным светом подлинным руинам здания, которые были видны через вырезанный в плакате силуэт бомбы»[2].