Ритуально внушающая роль наскальной живописи языческих идолов, амулетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:05, реферат

Краткое описание

Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.
Искусство каменного века имело огромное положительное значение для истории древнейшего человечества. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

 

   

 

 


Согласно последним теориям относительно символов первобытного искусства, изображения животных, человека, а также знаков, представляют собой комплекс двойственного характера, со своими противоречиями и дополнениями, который в упрощенной форме демонстрирует разделение по признакам пола.

 

                                                                         8       

 

На иллюстрации — фрагмент изображения мамонта в пещере Кабреретс де Пеш-Мерль (Ло, Франция), млекопитающего, чьи символы, так же, как и символы бизона, были расценены как принадлежащие к женской категории


Несомненно одно — наскальная живопись играла определенную религиозную роль. Изображения находятся в наиболее отдаленных уголках пещер, где люди, как правило, не жили, а также на потолке, в отдаленных закоулках и труднодоступных нишах. Все это позволяет сделать вывод о том, что это были своего рода «галереи искусств» в современном значении этого термина. Все исследователи едины во мнении о том, что пещеры с наскальными изображениями являлись святилищами, хотя никто не может объяснить, зачем и почему были созданы эти настоящие шедевры, именно на них бросается в глаза тщательное соблюдение на рисунке мельчайших деталей изображаемой модели.

Все исследователи единодушно подразделяют искусство эпохи Верхнего палеолита на две основные категории: первая, объединяющая изображения на стенах, потолках и полу пещер, — наскальное искусство, — и вторая, к которой относятся небольшие изделия из камня, кости, рога, слоновой кости — искусство мелких изделий, или «мобильное» искусство.

Анализ наскального искусства: его распределение и основа

При анализе произведений наскального искусства следует обратить внимание на некоторые его основные аспекты, такие, как место, где находится изображение, основа, на которой оно было создано, а также формы, в которых распределяются или группируются указанные рисунки. В этом отношении весьма многозначительными являются слова Леруа-Гурана: «В течение долгого времени никто не пытался прочесть наскальные изображения. Специалисты ограничивались идентификацией изображенных животных и размышлениями относительно охотничьей магии первобытного человека. [...]   Схема расположения пещеры Альтами-ра и местонахождение в ней основных произведений искусства. Ниже — композиция, воспроизводящая взаимное расположение животных, изображенных на стене «большого зала», который находится неподалеку от входа и представляет собой пространство с наибольшим количеством рисунков

9

В то же время необходимо раскрыть, что хотел сказать автор изображением той или иной группы животных. Как правило, начинать это следует с подробного изучения изображенных фигур (животные, люди, знаки), обращая одновременно внимание на положение рисунка в пещере и на

положение в нем каждой фигуры. Важно проверить и понять значение расстояния между изображенными фигурами и их положения относительно друг друга, а также относительно общего фона. Крайне важно найти связь между изображениями и общим фоном».

Пещера Альтамира, находящаяся в Сан-тшгьянаделъ-Мар (Кантабрия, Испания), известна с 1868 г. как местонахождение предметов первобытной эпохи. Однако только через десять лет Марселино Сане де Сау-туола случайно открыл находящиеся в ней великолепные наскальные рисунки, квалифицированные им как «сикстинская капелла наскального искусства». Речь идет о великолепной композиции с изображениями бизонов, быков, лошадей, кабанов, оленей и горных козлов. Эти рисунки, относящиеся к «магда-льенскому» периоду (15 000-10 000 годы до Р.Х.) и сделанные в описательной манере, отличаются реалистичностью изображения, чистотой линий и в большинстве случаев обилием красок, достигнутым благодаря применению натуральных красителей, таких, как охра, марганец, каолин, лимониты или гематиты, и смешанных с водой или животным жиром закрепителей красок.

 

 


 

10

Пропорции, в которых первобытный художник изображал или вырезал различных зверей, в каждой пещере различны. Горные козы, к примеру, мало представлены в пещере Альтамира. Слева — частично вырезанное изображение горной козы из имеющихся в упомянутой пещере .


 


 

Два бизона, нарисованных на стене -большого зала» пещеры Альтамира. Эти рисунки свидетельствуют о мастерстве автора в управлении цветом. Умелое использование различных оттенков красной краски позволило автору передать ощущение объемности и динамизм, в то время как профиль, четко прорисованный черными штрихами, придает рисунку ощущение подлинного реализма



Наскальная живопись

С момента, когда были открыты первые памятники доисторического пещерного искусства, перед исследователями встал вопрос: каковы же были движущие мотивы этого творчества?

Ученые пришли к выводу, что эта деятельность была необходима неолитическому роду, так как являлась формой познания. Человек, не обладая в то время способностью к обобщению явлений, был вынужден прибегать к помощи образно-эмоциональных средств. Кроме того, наскальная живопись передавала родоплеменные традиции.

Таким образом, уже в далекие доисторические времена краски играли в жизни человека большую роль: уже тогда проявилось их социальное значение — функция передатчика информации, культурная функция, которые трудно переоценить в развитии цивилизации.  11

К тому же времени относится и проявление декоративно-эстетической функции красок. Стремление быть красивее, сделать привлекательнее свою нелегкую в постоянной борьбе за существование жизнь свойственно представителям рода человеческого.

Языку украшений и символов почти столько же лет, сколько и человечеству. Первоначально символика цветов обозначала четыре элемента, лежащие в основе всего сущего (земля, вода, воздух, огонь), а в дальнейшем — и четыре стороны света, которые были связаны с определенными понятиями (желтый — восток, огонь; красный — запад, воздух; черный — юг, вода; белый — север, земля). В средневековье краски широко использовались в геральдике. Каждый рыцарь носил на щите и военных доспехах свои цвета, которые повторялись и на шлеме.

За прошедшие тысячелетия язык символов совершенствовался и превратился в сложную форму общения, которая нашла наибольшее распространение в Африке. Даже простейший орнамент с определенным сочетанием красок может поведать о социальном положении, возрасте, ратных подвигах или повседневной жизни того, кого он украшает.

Дальнейшее развитие лаков и красок сопровождалось поисками новых материалов, пригодных для получения покрытий. В Египте (2 тыс. лет до н.э.) храмы, дворцы, саркофаги украшались смоляными лаками и восковыми красками. Примерно в это же время в Китае и Восточной Азии для росписи архитектурных сооружений применяли восковые составы (метод энкаустики): различные изделия из дерева, бронзы, кожи и глины покрывали лаком из сока лакового дерева. Египтяне были знакомы с тремя красными пигментами — киноварью, прокаленной охрой и красным пигментом на органической основе (пурпуром). Использовали они также синие и зеленые пигменты на основе силикатов меди.

Славянские идолы (IV – IX вв.)

Находки монументальной деревянной (дуб) скульптуры на поселении XI-XII вв. Фишеринзель (оз. Толленсе, Ной-Бранденбург, Германия) отчасти могут характеризовать западнославянский (лужицкий) пантеон: двуглавое божество (высота 1,78 м) с изображением глаз (?) на груди соотносится с близнечными персонажами славянского фольклора, представлениями о сдвоенности и т.п. (ср с Близнецы, Глаза); другая скульптура (1,57 м) – женская, без характерных символических атрибутов. Антропоморфные конструкции использовались в сооружениях, так например открытого археологическими раскопками святилище в Грос Радене (IX в., Мекленбург, Германия), в частности в качестве двух главных опор кровли. (Валерий Петрухин «Славянские идолы»)

 

 

12

 

Далеки от ясности функции малой антропоморфной скульптуры: помимо многоглавых изображений, известны деревянные жезлы с навершиями в виде мужских голов (раскопки в Новгороде, X-XIV вв.), соотносимые иногда с домовыми (без достаточных оснований) или включаемые в более широкую категорию культовых жезлов.

Славянские Идолы (кумиры)

 

Славянские идолы – каменные и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов, были непременным атрибутом жреческих религиозных обрядов Древней Руси. До сегодняшних дней идолов сохранилось крайне мало. Этот факт объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что славянские идолы в большинстве своём были деревянными. Использование дерева, а не камня для изображений богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу дерева – идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и божества. (Валерий Петрухин «Славянские идолы»)

 

Археологические данные об Идолах ограничены: во-первых, большая часть языческих святилищ была разрушена при христианизации славян, деревянные статуи погибли, во-вторых, находки Идолов, прежде всего монументальной каменной скульптуры, как правило, случайны, их датировка и принадлежность тому или иному народу спорны.

Серия изображений, сопоставляемых с богами, трехголовые Идолы : каменная скульптура из Вакан (Хорватия, датировка неясна), сохранившая два лика (третий сколот), сходная скульптура из Глейберга (Дания, датировка не ясна), круглый деревянный стержень с тремя бородатыми ликами, увенчанный фаллической шапкой, – в Свендборге (Дания, X в., – датские находки приписываются балтийским славянам) и ряд других предметов мелкой пластики с мотивом треглавого существа (Балтийский регион, Поморье) увязываются с культом Триглава.

 

Значение амулетов, талисманов и оберегов в культурах различных народов.

 

В древности люди пытались защитить себя от различных напастей и злых сил. Для этого они наделяли магическими защитными свойствами различные предметы, которые могли очень сильно отличаться друг от друга, но всегда имели одно и то же значение – защитное. 
Само слово «амулет» приходит от латинского «amoliri, scil. fascinum» и переводится, как «отражение магии». На сегодняшний день нет точных сведений о том, в какой стране амулет появился впервые. Различные амулеты, обереги и талисманы присутствуют в истории всех стран, просто в одних странах амулетам предавали большее значение, а в других – меньшее. 
Нечто наподобие талисманов существовало в Древней Греции. В те времена каждому новорожденному ребенку дарился амулет филактерон, который должен был оберегать жизнь малыша. Подобный обычай имели и жители Древнего Рима, но у них амулеты выглядели небольшими плитами с нанесенными на них различными символами. 

 

13


Информация о работе Ритуально внушающая роль наскальной живописи языческих идолов, амулетов