Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:05, реферат
Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.
Искусство каменного века имело огромное положительное значение для истории древнейшего человечества. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области
Реферат по искусству на тему:
«Ритуально внушающая роль наскальной, живописи языческих идолов, амулетов»
Выполнил ученик: Федюшина Виолетта Андреевна
Проверил учитель: Еременко Ольга Михайловна
2013г.
ВВЕДЕНИЕ
Пушкин писал: “Век может идти себе вперед… но поэзия остается на одном месте. Цель её одна… и между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины… состарились и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежими и вечно юны”. У Виктора Гюго эта же мысль выражена так: “Наука непрестанно продвигается вперед, перечеркивая самое себя. Плодотворные вымарки… Наука – лестница. Поэзия – взмах крыльев. По сравнению с наукой и техникой все искусства находятся в этом смысле в привилегированном положении. Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера”.
ВЗМАХ КРЫЛЬЕВ
“Наука – лестница”. Не счесть ступеней, отделяющих на этой лестнице нас от людей, погребенных в Пазырыкских курганах, не имевших даже письменности, не знавших и тысячной доли того, что знаем мы о законах и силах природы. В книге отзывов Эрмитажа есть восторженные записи посетителей, отмечающих, что памятники искусства, обнаруженные в Пазырыкских курганах (они выставлены по соседству с колесницей), можно сравнить с самыми прославленными шедеврами этого знаменитого музея. Эти художественные памятники – войлочные полотнища с цветными аппликациями, мелкая пластика, резьба и т.д. – внушают зрителям новое радостное волнение. Ибо ничто в искусстве этого пазырыкского мира не перечеркнуто последующими веками и тысячелетиями: так оно ярко, самобытно и неповторимо. Ни о каких вымарках тут, конечно, не может быть речи. У каждого из этих миров – будь-то древняя Эллада, Сасанидский Иран или Голландия ХУ11 в. – был свой идеал красоты, была своя вера, и, чтобы выразить их, каждый создал свое искусство – новоявленное и неповторимое. Были они и у людей пазырыкского мира – у этих кочевников-скотоводов, живших за несколько веков до нашей эры, о которых мы в точности не знаем, когда они появились и когда исчезли, на каком языке говорили и каким поклонялись богам. И землю, и небо, и все их окружавшее они увидели по-своему, по-своему преобразили в искусстве, более того, как бы подчинили своему вдохновению, новому в их душе родившемуся гармоническому строю и утвердили это подчинение художественным творчеством, отмеченным новоявленным и законченным художественным стилем. И это свое, казалось бы, вместе с ними исчезнувшее, они оставили далеким потомкам как горделивый и мощный взмах крыльев, призванный вдохновить их на собственный, не менее высокий взмах.
3
История искусства подобна не лестнице, непрестанно уходящей ввысь, где каждая ступень, выполнив свою функцию, уступает место следующей, а горной цепи, сияющие вершины которой, соперничая друг с другом, образуют величественную и незыблемую в своей красоте панораму. Искусство отражает эпоху – и в этом отношении нет зеркала более верного и убедительного, чем искусство.
Подлинный взмах крыльев торжествует над прошлым, над небытием, и каждый такой взмах в искусстве важен для нас не только как исторический этап, за которым последует другой, но и как проявление абсолютного в своей ценности, вечно юного художественного творчества.
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость,
что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали.
Идолы древних славян
А теперь про идолов древних славян. У древних славян была своя добрая и изумительная религия. И был у них единый бог Треглав — в трех лицах.
Но и идолы тоже были. Где-то в 5−4 веках до нашей эры...
Идолов древних славян сохранилось не много, потому что сделаны они были из дерева. А дерево, как известно со временем гниет, жуки его едят с удовольствием (они ведь не знают кого едят ).
Итак, один из идолов древних славян называется Збручский идол и находится он в Краковском музее. Имеет четыре грани, а это означает, что все четыре стороны света находятся под его колпаком. Верхние части граней изображены в виде богинь с рогом и кольцом в руках. И еще у них в руках знак солнца. Вокруг всего этого изящества изображены мужчины и женщины, водящие хоровод.
4
И у каждой фигуры этого идола древних славян есть своя интерпретация. Ведь это и есть скопище богов: Мокошь, Дажьбог, Велес, Перун, Ладо...
Жрецы славян — волхвы — мощные ребята. До нас дошли придания, что они могли с помощью заклинаний и погоду обуздать: превратившись в волков запрыгнуть на небо и разогнать тучи. Богов могли попросить об обильном урожае. Одним словом, был у них с природой общий язык.
Так что идолы древних славян играли (да и сейчас играют) достаточно большую роль в жизни людей. А так как смерть никто не отменял, то и надежда оставалась на то, что когда-нибудь потом, умерший будет сидеть рядышком на облаке с древнеславянским богом, свесив ножки.
От этого и существовал обычай хоронить умерших со всей утварью. Мужика хоронили с конем, собакой, оружием, ну и женщину ему в придачу давали. А женщин хоронили с утварью домашней: серпы, сосуды с пищей и питьем, птицу и скотину.
А потом все это дело поджигали, веря, что пепел поднимется вверх и души умерших будут сверху за всем наблюдать.
И, как ни крути, древние славяне, грамотные действия совершали. Значит была мудрая цивилизация. Знающая что-то такое, чего мы с вами не знаем...
Амулеты, обереги
На Руси в языческие времена существовало сословие волхвов, в которое наряду с магами, оказывавшими влияние на природу («облакогонителями»), входили и мастера наузов, оберегов и амулетов. Вероятно, мужчины-волхвы специализировались на природных и социальных явлениях — они испрашивали у богов дождя, прекращения эпидемии, богатого урожая. Волхвы пророчествовали и говорили от имени богов, в святилищах они устраивали публичные моления и гадания, по которым устанавливалась воля богов. А область семейного обихода — лекарства, знахарство, гадания — принадлежала женщинам — чаровницам, потворницам, наузницам.
На протяжении многих десятков поколений женщины-наузницы изучали свойства различных трав, растений, минералов. Знахарство было делом наследственным и передавалось от матери к дочери в течение веков. Пройдя столетия, те знания дошли и до наших дней. Травы и их сочетания, изученные древними знахарками, сохранились в лечебниках и «травниках» XVI— KVII веков и составили две трети всей фармакологии просвещенного XIX века.
Дом для наших предков был настоящей крепостью, защищавшей человека от многочисленных опасностей, подстерегавших его на каждом шагу. У человека были помощники — домовой, овинник, другие дружелюбные мистические существа, оберегавшие двор, ворота, сарай. Кроме того, дом и другие постройки были защищены резьбой, которая в первую очередь имела мистическую обережную функцию, а уж потом декоративную. Покидая дом, человек полагался на силу обережных узоров, вышитых на его одежде, полных заклинательных знаков. Совершенно особенную, очень значимую роль играли наузы, которые человек носил на шее, подвешивал на руки.
5
Таким образом, злым силам наши предки противопоставляли не отдельные символы и меры, а комплексную систему оберегов.
Наузы были чрезвычайно разнообразны по методу изготовления и по своим функциям.
Одни наузы изготовлялись в виде мешочков с оберегом, которые на шнурке или на цепочке носились на шее, другие же — путем обматывания или обвязывания какого-нибудь предмета.
В качестве обережного предмета для науза использовались совершенно различные вещи — крохотные металлические мечи и сушеные травы, символы языческих божеств и бумажки с христианскими молитвами.
Вспомним, какими же были первые наузы, что они означали. В языческие времена наузы произошли от сочетания предметов конской сбруи и обережных магических фигурок, уменьшенных копий предметов. Разнообразные предметы завязывали в наузы и носили на шее, оберегаясь ото зла.
Фигурка птицы - Символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома. Оберегала семейство своего хозяина, как птица свое гнездо. Часто птица была стилизована под крестообразную фигуру, тем самым ей придавались свойства креста.
Изображение голубя служило символом супружеской верности или преданности возлюбленной или возлюбленному
Фигурка хищной птицы (сокола или орла) - Символ мужества и воинской доблести, оберег в сражении, походе
Рыбы - Распространены в местах, где промысел рыбы имел большое значение. Символ достатка, удачи. По мнению некоторых исследователей, иногда заменял изображение птицы (матерьял : Кость, металлы)
Ключ - Символизировал достаток и богатство, помогал своему хозяину добиться материального процветания. Также «запирал» двери дома для злых сил (матерьял : Железо, бронза)
Ложка - Служила символом благополучия и сытости. Ее хозяину нечего было бояться голода, особенно если ложечка была вырезана из лосиных или оленьих рогов.
В знахарских обрядах с таких ложек могли поить «живой водой», водой «с уголька»
Челюсть, зуб, коготь зверя - Произошел от амулетов и украшений первобытных охотников. Отпугивал видимых и невидимых врагов. Показывал доблесть воина-охотника. Придавал охотнику ловкость, силу, хитрость сраженного зверя.
6
Обряды в современное время
Мы живём в новом веке, ещё не сделано множество великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый. Как бы открывая новую страницу в истории человечества, нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они внесли свою долю знаний в колесо прогресса, дав нам базу для развития, как впоследствии и мы отдадим самое лучшее нашим детям.
Национальные праздники, традиции и обряды - это не просто способ, метод или прием, с помощью которого можно весело провести время, это культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа, эти традиции, обычаи, обряды и ритуалы играют не маловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии. Например: крещение , свадьба , общепринятые праздники ( Новый Год , 8 марта, 9 мая) и многое другое…
Первобытное искусство. Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду.
Первые образы
наскальной живописи – росписи
в пещере Альтамира (Испания), относящиеся
примерно к XII тыс. до н.э. – были
обнаружены в 1875 г., а уже
к началу первой мировой войны
на территории Испании и
Пещерные росписи имели ритуальное назначение – отправляясь охотиться, первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была удачной, а добыча - легкой.
Большую часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об этом свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты:
Отличительная
особенность наскальной Искусство
каменного века имело огромное
положительное значение для
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТ Значение искусства эпохи палеолита Было отмечено, что наскальная живопись эпохи Верхнего палеолита соответствует тотемическим верованиям первобытного человека и что изображенные животные представляли собой тотем, защитник определенной группы людей. Полагают, что их авторы, изображая воспроизведение и обилие животных, совершали некий ритуал «плодородия». Существует также предположение, что это — симпатическая магия, внушающая охотнику надежду на то, что он поразит зверя, которого изображает, и что таким образом он в определенной мере его уже «поразил». По другой версии, речь идет о теории символизма, согласно которой нарисованные животные олицетворяют собой женское или мужское начало в зависимости от того, какое животное изображено. Короче, можно сказать, что количество мнений почти равно количеству исследователей указанной темы. |
Информация о работе Ритуально внушающая роль наскальной живописи языческих идолов, амулетов