Символика в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе на примере картин великих художников я расскажу о символах, повествуя о том периоде в Европе, когда они стали одним из общекультурных принципов в живописи, расскажу о библейской символике и символизме иконы

Содержание

Введение…………………………………………………………..……..……..….3
Глава 1. Символика образов картины ………….…..........................………..…..5
«Art nova»-Новое искусство...........................................…….......….5
Символика музыкальных инструментов, натюрмортов .………..10
Пейзажи с символами …………………………………………......13
Символы в портретах………………………………………..……..15
Глава 2. Библейская символика в изобразительном искусстве…………..…..16
2.1. Христианские символы……………………..………….….…….…16
2.2. Символика иконы……………………………..………….………....18
2.3. Символичная техника иконы….……………..…….………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………........................27
Приложение 1. Иллюстрации…………………………………….………….….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяяяяяяяяяяяяяяяя.docx

— 932.90 Кб (Скачать файл)

«В этом ужасе нет  спасения для погрязших в грехах» - говорит

пессимистически Босх. Если Мантенья использовал сплошь библейские символы, то у Босха они становятся «материалистическими». Но материализуются они совершенно на индивидуальный манер.[8]

1.2.Символика музыкальных инструментов, натюрмортов

В самом конце XVI века в  изобразительном искусстве сложился своеобразный жанр, в котором проявился  необычайный интерес художников к точному воспроизведению музыкальных  сочинений и инструментов на картинах и гравюрах. Этот жанр вовлекает  зрителя в размышления по поводу символического значения, которым старые европейские мастера живописи наделяли музыкальные инструменты, и это  придавало определенные «обертоны» многим картинам европейских художников Средневековья, Возрождения и более позднего времени (см. Приложение1.4).

Приведу несколько примеров:

- Лютня - атрибут Музыки (как одного из семи свободных  искусств), Слуха (одного из пяти  чувств), Полигимнии (одной из девяти  муз); лютня - с лопнувшей струной,  изображенная в натюрморте символизирует  разлад;

- Виола - атрибут нескольких  муз (в первую очередь Терпсихоры), а также Музыки; в качестве  общепринятой замены лиры (виолу  иначе называли лирой) атрибут  Аполлона, Орфея и Ариона;

- Флейта - пастушеский (пасторальный) инструмент, атрибут сатира Марсия, пастуха Аргуса, евангельских пастухов (в Поклонении пастухов); широко  распространенный фаллический символ  у древних, это значение сохраняется  за флейтой, когда на ней  играет мужчина на картинах, изображающих  любовников; атрибут Порока; Труба - в христианском искусстве возвещает Страшный Суд; прямая труба является символом Славы (длинная труба - доброй славы, короткая – дурной).

Обратившись к другим музыкальным  инструментам, мы обнаружим связь многих из них с определенными персонажами мифологии или Священного Писания. Через эту связь они приобретали свое символическое

значение.

В XVII веке стала популярной философская идея бренности всего  сущего - Vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitas Суета сует и все - суета). Ярче всего она получила выражение в натюрморте. Музыка (ноты и музыкальные инструменты) - наиболее яркий символ быстротечности и эфемерности бытия: звук отзвучал - и вот его уже нет, он умер. С ясностью смысла этого музыкального символа могут сравниться только изображаемые в них череп, угасшая свеча (с еще струящимся дымком) и цветы (с опадающими листьями). Этот последний символ часто выбирался клавесинными мастерами XVII века в качестве декора их инструментов. Некоторые картины так и называются - Аллегория бренности (или Vanitas), например, натюрморт Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности и славы»(см. Приложение1.5).

Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении всего XVII века, являлись хорошим пособием в расшифровке  картин. Те, кто был знаком с подобной литературой, не испытывали больших  проблем в толковании картин, поскольку  знали, что изображение часов  ассоциировалось с понятием времени, музыкальной трубы или горна - со славой, античной скульптуры - с искусством. Драгоценные серебряные сосуды олицетворяли богатство. Белая лилия говорила о непорочности. Белая роза свидетельствовала  о платонической любви, а красная  роза - о плотской. Тюльпаны были символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых  суетных и тщетных занятий. Увядший  цветок намекал на исчезновение чувства, а чертополох связывали с понятием зла. Очень часто на полотнах встречается  виноградная кисть, которая одновременно напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении  осени; порхающая бабочка символизировала  бессмертие души. Заморские экзотические раковины, предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег.

В наследие от средневековой  культуры натюрморту XVII века досталась  традиция изображать не просто вещь, а  вещь-символ. Обратимся к натюрморту «Mеmento mori» (см. Приложение1.6)  голландского художника XVII века Яна де Хема.

При первом беглом взгляде  на эту картину внимание к себе сразу же привлекает красивый букет  садовых цветов. Но приглядевшись, мы замечаем некоторые странности в выборе и изображении предметов расположенных возле букета: очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью «Mеmento mori» («Помни о смерти»). Кроме этого прямого призыва, о смерти напоминает и череп, так как он является символом недолговечности, бренности нашей жизни. О смерти, о её неизбежности говорят все многочисленные детали данной картины. Заметим, что Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни. К тому же художник старательно выписал множество червяков и насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. А черви - это символы разложения и уничтожения; мухи символизируют порчу; бабочки - скоротечность, краткость нашего пребывания на земле. Почти все рассмотренные элементы композиции данного натюрморта указывают, что верующий художник настойчиво внушает нам мысль о том, что человек со всеми своими земными стремлениями и заботами, которые символически обозначены набором разных цветов - лишь временный гость на земле. Зато раковина, символ паломничества, атрибут святого Роха и Иакова Старшего, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа. Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.

В Голландии картины  с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести  и как «неподвижная натура, модель», и как «тихая жизнь», что очень  точно передает специфику голландского натюрморта. Фокус внимания художников спустился с небес на землю, теперь их интересовали не благочестивые размышления, а пристальное изучение подробностей материального мира. Первые stilleven просты - хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Но все предметы в них символичны: рыба - символ Иисуса Христа; мясо - бренная плоть; нож - символ жертвы; лимон - символ неутоленной жажды; несколько орехов в скорлупе - душа, скованная грехом; вино - символ Крови; хлеб - символ Плоти Христовой. О бренности земного существования напоминают разбитая посуда и мертвая дичь, часто включаемые в композицию полотен.[9]

1.3.Пейзажи с символами

Пейзажный жанр в изобразительном  искусстве так же был пронизан философскими идеями, своеобразными  метафорами и символами. Мастером пейзажа  с символами, в том числе христианскими, является художник Каспар Давид Фридрих, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве. На его  полотнах древне-языческая и средневековая  история проступает в виде меланхолических  мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь  времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной или  рассветной дымкой.

На своей картине «Крест в горах» (см. Приложение 1.7) художник изобразил суровую скалу, на вершине которой стоит уходящее высоко вверх распятие. Оно увито плющом и окружено вечнозелеными елями. Солнце опустилось, но его лучи идут вверх и освещают распятие.

Символика образов картины  довольно проста, но содержательна  по сути, а композиционная организация  христианской идеи становится художественным посланием художника. Заходящее  солнце и освещенное с Иисусом  распятие означают замену Ветхого завета Новым и связь учения Христа с  Богом-Отцом. Крест на скале - символ крепкой веры, а зеленые во все  времена ели - надежда на Христа. Символика образов рамы, которая  специально заказывалась, дополняет  значение символов картины. Колосья  пшеницы и виноградные лозы указывают на хлеб и вино причастия. Лучистое божественное око на фоне треугольника - символ святой Троицы. Фридрих показал в своей картине, как осуществляется понятие Бога в символах, иероглифах природы. Пейзаж рассчитан на его внутреннее прочтение. Художник, используя язык христианских символов, делает возможным субъективное восприятие христианских откровений.

Для того чтобы еще приблизиться к философским идеям Каспара  Давида Фридриха, следует обратить внимание на образы света в этой картине: око в треугольнике и  лучах, солнце за горой и двойную  семиконечную звезду. Конечно, в сознании христиан семерка связана с символом творения (7 дней творения Создателя). Но семерка двойная, да еще с кругом внутри. Круг есть символ цельности, а  вот число 14 в эзотерике никак  не фигурирует. Остается предположить, что вторая 7 означает двойственность смысла. И конечно, пять ангелов изображены на пальмовом своде не случайно - эта цифра у греков была священным  символом света, здоровья и жизненности, пифагорейцы добавляли сюда значение проницаемости.

Художник часто изображал  горы, которые впервые увидел, будучи совсем молодым. С тех пор они  стали частым мотивом его пейзажей, символом высот познания и духовной жизни, например: «Двое, созерцающие Луну» (см. Приложение1.8).

Два человека стоят на каменистой дорожке - жизненном пути и всматриваются  вдаль. Подле них - большой валун - камень веры и ель - символ вечной жизни. Луна - символ воскресения и Христа помещена в центре композиции и отделяет «живую» половину картины с валуном  и зеленой елью от «мертвой» с  засохшим деревом. Несколько сосен  на скалистых вершинах напоминают нам  о вечной жизни. Но на пути к ней  нужно преодолеть ущелье, клубящееся туманом, - бездну греха, в которую  человек рискует упасть каждую минуту своего земного пути.[7]

 

1.4.Символы в портретах

Большую роль символы играют и на картинах портретного жанра. Рассмотрим великолепный портрет Е. С. Авдулиной художника Оре́ста Ада́мовича Кипренского (см. Приложение1.9). На портрете - молодая женщина, которая глубоко задумалась о чём-то печальном, что кажется отрешённой от всего окружающего. Хрупкая и мечтательная, она как будто не от мира сего. И все детали портрета подчёркивают это состояние отрешённости от внешнего мира. На Авдулиной чёрное платье, которое почти сливается с общим тёмным фоном картины, а чёрный цвет означает забвение всех волнений, тревог и забот окружающей повседневной действительности, отречение от неё. Именно поэтому цвет монашеских одежд чёрный. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно богатство духа, горе и печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире.

Одиноко стоящая в стакане  с водой веточка гиацинта, напоминает нам о печальной легенде с  нелепой гибелью юного любимца  бога Аполлона, после смерти превращённого  в этот красивый цветок. Белый цвет гиацинта, как и вообще белый цвет - символ нравственной чистоты, но и  смерти, а то, что цветок вянет  и осыпается, означает скоротечность  молодости и красоты. Свёрнутый  и опущенный вниз веер в руке Авдулиной  также символизирует исчезновение. Эта символика веера связана  с лунными фазами (небытие, возникновение, увеличение, полное бытие, убывание, исчезновение). Словом, при внимательном и вдумчивом  рассматривании портрета Авдулиной  приходишь к мысли, что во время  работы художником владели грустные думы.

 

Глава 2. Библейская символика в изобразительном искусстве

2.1. Христианские  символы

Изобразительное искусство использует множество символов для передачи сложных и глубоких смыслов Ветхого  и Нового Завета. Этот обычай восходит к глубокой древности. Есть мнение, что графический язык появился у  человека задолго до языка вербального. Скорее всего, наши пращуры обменивались какими-то знаками, символами, нацарапанными  на обломках камня, песке или стене  пещеры. Дошедшие до нас черепки  сосудов несут на себе следы первых простейших орнаментов, которые быль не просто украшениями, а своего рода молитвами, заклинаниями.

Ветхий Завет, как известно, строжайше  запрещал всякое изображение Бога. Тем не менее, Ковчег Завета украшали изображения двух золотых Херувимов. В Библии есть описание скинии: все  материалы, из которых она и ковчег должны быть сделаны, их цвет, все детали в мельчайших подробностях оговорены  Господом на горе Синай. Все цвета, материалы  и формы символичны.

Вочеловечение Иисуса Христа сделало  возможным изображение Бога. Римские  катакомбы ошеломляют нас радостными и тоже символичными рисунками. Христиане, собравшись на первые богослужения в  подземных многоэтажных кладбищах, украшали эти суровые стены удивительными  рисунками. Это еще не иконы –  это символы Иисуса Христа, условный язык которых прост и трогателен. Корабль (Иисус Христос ведет  Свой народ в Царство Небесное), якорь (символ надежды), виноградная  лоза (символ Евхаристии), гирлянды цветов (символ Царствия Небесного), бабочки (символ воскресения человеческой души, радости, способности к превращениям –  из гусеницы в бабочку) и даже вполне реалистическая дверь («Я есмь дверь…»). Еще не создан язык, адекватный духовному  смыслу Евангелия, и первые христиане  охотно используют язык античности, изображая  Христа, Марию, Апостолов в виде античных героев.

Использование символов активно началось с распространением христианства в  языческом мире. Это было вызвано  необходимостью узнавать единомышленников, а также скрывать от язычников  тайны культовых обрядов. Постепенно христианское искусство наработало целую систему символов, причем в  этот круг вошли не только античные сюжеты, но и различные образы из Ветхого и Нового Заветов.

Со временем круг символичных предметов, связанных с христианским искусством, значительно расширился. Так в  картинах, изображающих страсти Христовы, буквально каждый предмет несет  символическую: прутья терновника, из которых был сплетен венец, обломок  копья, которым пронзили Его сердце, крест, клещи, чаша (потир) и т.д. В  картине нидерландского художника  Иоса ван Клеве, изображающей Святое Семейство (см. Приложение1.10), событие раскрывается через предметы, образующие целый натюрморт: Иисус-Младенец стоит на виноградной лозе, здесь означающей грядущую смерть, разрезанный апельсин и нож символизируют предстоящую трагедию. Иосиф держит в руках раскрытую книгу, Богоматерь – красную гвоздику, символ страданий Христа. В иконах и картинах Дева Мария иногда изображается с прялкой, веретеном в руках – символом зарождающейся в Ней новой жизни.

Информация о работе Символика в искусстве