«Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов, используемых в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение технологии работы с соленым тестом.
В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
1) Обосновать и доказать возможность развития творческих способностей посредством лепки.
2) Определить сформированность технических умений и навыков в процессе лепки у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить эффективность использования на занятиях лепкой на развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I.Обучение лепки в детском саду.
1.1.Виды лепки в детском саду.
1.2.Программа обучения лепки в детском саду.
Глава II.Нетрадиционные материалы.
2.1.Нетрадиционные материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.
2.2. «Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.

Вложенные файлы: 1 файл

ориг.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава I.Обучение лепки в детском саду.

1.1.Виды лепки в детском саду.

1.2.Программа обучения лепки  в детском саду.

           Глава II.Нетрадиционные материалы.

           2.1.Нетрадиционные  материалы, используемые на занятиях  по                                             изобразительной деятельности.

           2.2. «Соленое тесто» как один из  видов нетрадиционных материалов.

           Заключение.                                                                                             

           Список литературы.                                                                               

           Приложение 1.                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изобразительная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, которое  может идти разными путями. Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей [11, с.3].

Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.

Особое место занимают народные игрушки – жанр, наиболее близкий детям. Каждый вид народной игрушки по–своему необычен, в нем много шутки, юмора. При знакомстве с народной игрушкой важно показать детям, что народные мастера с любовью создавали эти образы.

Произведения декоративно-прикладного искусства отличаются национальным колоритом, яркостью, красочностью, условностью, стилизованностью образцов, составляющих узор или орнамент.

Вопросом ознакомления детей c декоративно-прикладным творчеством дошкольного возраста занимались Т.С.Комарова, А.А.Грибовская, Т.Н. Доронова, Н.Б.Халезова, Т.В.Черных, Т.Г.Казакова и др.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать  в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения  техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной техникой необходимо. Эта проблема актуальна,

Недостаточная разработанность  и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения цели исследования.

Цель исследования: изучение технологии работы с соленым тестом.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей на занятиях по лепке.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие успешность развития творческих способностей, в процессе использования на занятиях по лепке.

В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи:

1) Обосновать и доказать  возможность развития творческих  способностей посредством лепки.

2)  Определить сформированность технических умений и навыков в процессе лепки у детей старшего дошкольного возраста.

3)  Определить эффективность  использования на занятиях лепкой  на развития творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста.

В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент: беседа.

ГЛАВА I. ОБУЧЕНИЕ ЛЕПКЕ В ДЕТСКОМ САДУ

1.1. Виды лепки в детском саду.

В системе эстетического  воспитания детей лепка, так же как  и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику.

На занятиях лепкой перед  воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

В связи с этим перед  детским садом встает задача обучить  детей умению изображать в лепке  основанную форму предметов и  наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить  эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают  фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные  приемы  лепки.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что  ребенку нужно много знать  о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В  предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие  дошкольники могут сами создавать  интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких  весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

Декоративная лепка  позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее  эскиз в виде рисунка, условно  решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются  растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Полезно предлагать детям  украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.

Работа над  декоративной  пластинкой  учит детей обращению  с инструментом, учит различным приемам  лепки, а главное – красивому  декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. В качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько  выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

1.2. Программа обучения лепке в детском саду

Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные  и настольные пластинки. В старшей группе можно дать задание – изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев,  а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка  в виде лентообразной формы.

В подготовительной группе дошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налепа, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.

В старшей группе воспитатель  предоставляет детям больше самостоятельности  в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений. Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение. Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более целенаправленно и уверенно заниматься лепкой.

Важно,  чтобы  дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

Ребята, как и в предыдущей группе, предварительно рассматривают предметы. Иногда можно придумывать игры с теми игрушками, которые предстоит детям вылепить. Но игра не дает возможности планомерно обследовать предмет.

В основном для изобразительной  деятельности нужно развивать в детях зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта. Зрительный анализ здесь воспитатель проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо.

Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление – подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку  противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в прежнее положение.

Дети 5-6 лет уже в  состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных  особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Многие способы лепки  детям знакомы. Они умеют создавать  основные формы, видоизменять их, а, следовательно, воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается  на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов. 

Задача воспитателя  – понять замысел ребенка и  помочь ему, если это необходимо, в  его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.

Важно, чтобы дети из множества  возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Например, собаку или  кошку можно вылепить способом вытягивания  из целого куска глины или из отдельных частей.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска  дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части.

Дети 5-6 лет уже могут  на глаз определять, сколько потребуется глины для частей, но дальнейший процесс – уточнение пропорций и формы – ребенку еще сложен. И здесь должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помочь эта заключается в наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказке некоторых изобразительных средств.

Информация о работе «Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов, используемых в ДОУ