Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:10, курсовая работа
Цель исследования: изучение технологии работы с соленым тестом.
В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
1) Обосновать и доказать возможность развития творческих способностей посредством лепки.
2) Определить сформированность технических умений и навыков в процессе лепки у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить эффективность использования на занятиях лепкой на развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава I.Обучение лепки в детском саду.
1.1.Виды лепки в детском саду.
1.2.Программа обучения лепки в детском саду.
Глава II.Нетрадиционные материалы.
2.1.Нетрадиционные материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.
2.2. «Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Успешная передача динамики в лепке зависят и от того, как она преподносится воспитателем. Лучше всего, когда при объяснении действие расчленяется на составные части, например во время лепки по стихотворению Л. Воронковой «Маша-растеряша» воспитатель говорит: «Для того чтобы заглянуть под стол. Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол».
Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластинку переходов от одной части к другой, на то, какими способами они выполнены и оформлены. Для лучшего ознакомления детей с народной игрушкой проводятся дидактические игры: «Магазин игрушек» (где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей) или «Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки).
Могут быть организованы также выставки декоративных пластинок с доступным содержанием, керамической посуды. При рассматривании посуды воспитатель задает детям вопросы о форме сосудов, о том, каким способом их сделать из глины. Знания детей можно дополнить рассказом о гончарных мастерских, где работают мастера, которые на специальных станках лепят посуду. Хорошо сходить с детьми на выставку или в музей прикладного искусства.
В подготовительной
к школе группе детям
При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу. Произведения подбираются так, чтобы персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировались живые действенные образы. После чтения сказки ребятам предлагают подумать и выбрать какой-либо персонаж или эпизод для изображения, продумать, какого размера должны быть персонажи по отношению друг к другу, в каком положении они находятся и какого размера должна быть подставка, чтобы все участники эпизода на ней уместились.
В подготовительной к школе группе можно применять игровые приемы, например, провести игру в гончарную мастерскую. Воспитатель рассказывает о том, как мастера создают посуду и другие изделия, а дети, увлеченные рассказом, начинают лепить посуду для игры (в посудный магазин).
Возможно создание и других увлекательных ситуаций. Например, детям предлагают вылепить декоративные плитки, чтобы подарить их в День Победы бывшим фронтовикам или мамам к празднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например фриз из бабочек. Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка – эскиза, который создается за день или два до занятия. Вся работа над пластиной ведется в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливается пластинка. Это техническая работа, которая требует от ребенка точности движений и аккуратности. Подготовленные пластинки завертываются в полиэтиленовую пленку и сохраняются до следующего занятия, на котором дети по эскизу будут делать рельеф. Так же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняются углубленным или высоким рельефом, а затем, если нужно, подвергается росписи ангобами.
Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывается и организуется процесс занятий. Если в старшей группе в основном воспитатель с дежурными подготавливали рабочее место для каждого ребенка, раздавая глину и оборудование, то в подготовительной группе каждый ребенок может сам взять себе то, количество глины, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети, сидя за обычными столами, на доске или поворотных станках. В том случае если лепка связана с окраской ангобами, то занятие делится на две части: первая часть занятия – лепка предметов, а вторая часть – окраска их.
К оборудованию для лепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры, выполненные на каркасах, часто делают трещины, поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше осторожно удалить, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.
В процессе лепки нужно
пользоваться стеками. Они могут
быть деревянными или
Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой же с формы снимается лишняя глина, делаются надрезы.
Качество работы ребенка во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые), которые размещаются на столе. Размер доски определяется величиной лепки. Если фигура величиной 15х10 см, то доска может быть размером 22х35 см. если фигура больше, то и доска должна быть большего размера.
Вместо досок в старших группах можно использовать поворотные станки. Которые удобны во время работы и дают детям возможность аккуратно повертывать изделие и прорабатывать его со всех сторон.
Примерный конспект занятия «Лепка собаки» (по игрушке)
Программное содержание. Учит детей лепить собаку, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.
Методика проведения занятия. В начале занятия воспитатель показывает детям, как и в какой последовательности нужно их соединять, каждый раз фиксируя внимание на плотном примазывании деталей со всех сторон. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, потом хвост. В последнюю очередь изображаются детали: морда, уши, лапы.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
Одновременно ребенок сознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.
Глава II. Нетрадиционные материалы.
2.1. Нетрадиционные материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.
Под термином "нетрадиционные" подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях по трудовому обучению материалы. Это может быть, например, различный бросовый материал, снег, репьи, бумажная масса, тесто и т.д. Термин "нетрадиционные материалы" включает в себя и ограничение применения того или иного материала в различных регионах и областях республики. Например, выжигание по ткани является привычным видом деятельности в школах Ярославской области, а плетение из бересты характерно для Карелии.
Мы постарались
выявить новое, особенное,
Занимаясь
внедрением таких материалов
в учебный процесс, мы
Анализ свойств изучаемого материала
1. Происхождение (или получение) материала.
2. Его строение.
3. Структурно-размерные физические показатели (толщина, структура, прочность, жесткость).
4. Способность материала
к изменениям при нагрузке
и восстановлению
5. Оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость).
6. Химические свойства
(обработка, окраска)
По предложенной схеме несложно проводить самостоятельные работы для проверки знаний учащихся по трудовому обучению.
Естественно, что для каждого материала предусмотрен свой, индивидуальный план анализа свойств. Правильно используя в процессе выполнения работы качества нетрадиционных материалов, можно добиться интересных результатов в техническом и художественном моделировании.
Наибольший эффект достигается
при использовании
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Лепка является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
2.2. «Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов
Вначале была лепешка.
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях.
Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи.
Древние египтяне 5000 лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.
Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам.
В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов.
Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.
Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае начиная с XVII века делали марионетки из теста.
В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных фигур из ячменной муки.
Один из народных художественных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом.
В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают: типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым.
В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.
Хотя поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками.
Лепка из
соленого теста – древняя
С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
Информация о работе «Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов, используемых в ДОУ