«Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов, используемых в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение технологии работы с соленым тестом.
В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
1) Обосновать и доказать возможность развития творческих способностей посредством лепки.
2) Определить сформированность технических умений и навыков в процессе лепки у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить эффективность использования на занятиях лепкой на развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I.Обучение лепки в детском саду.
1.1.Виды лепки в детском саду.
1.2.Программа обучения лепки в детском саду.
Глава II.Нетрадиционные материалы.
2.1.Нетрадиционные материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.
2.2. «Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.

Вложенные файлы: 1 файл

ориг.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Неудовлетворительный  уровень развития мелкой моторики проявляется  в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них  можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Именно уроки лепки имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все  достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Т.к. дети уже имели возможность работать с пластилином и глиной в детском саду, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно.

Преимущества соленого теста перед пластилином и  глиной:

  • Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
  • Легко отмывается и не оставляет следов.
  • Безопасно при попадании в рот.
  • Не липнет к рукам при лепке.
  • Можно сушить на воздухе.
  • Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
  • Если покрыть лаком - сохранится на века.
  • С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
  • Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и дети дошкольного возраста, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

    По окончании курса дети должны уметь:

  • Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.
  • Укреплять поделку с помощью каркасов разного типа.
  • Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план.
  • Соединять детали из соленого теста различными способами.
  • Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.
  • Правильно сушить и оформлять изделие.

    Мини-спецкурс  «Художественная лепка из соленого  теста».

Цель курса – общее  развитие детей специфическими средствами, присущими данному курсу.

Задачи:

Совершенствование навыков  ручного труда средствами лепки.

Развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных  технологических приемов.

Развитие конструкторских  способностей, мышления, воображения, фантазии.

Формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.

Занятия распределены и  выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы.

Весь курс состоит  из восемнадцати взаимосвязанных тем. На изучение каждой темы отводится 1-3 занятия. Количество занятий зависит от объема работы, от возраста детей и уровня подготовленности группы.

Чудо-лепешка. (1 час)

Веселый удавчик. (1 час)

Не садись на пенек, не ешь колобок.  (1 час)

Волшебное лукошко. (2 часа)

Птички-невелички.  (1 час)

Дракоша.  (1 час)

Веселый зоопарк. (2 часа)

Рожицы на магнитах.  (1 час)

Забавные брошки. Значки.  (1 час)

Яблонька.  (2 часа)

В мастерской художника. Зимняя картинка. (1 час)

Таблички на двери  комнат.  (1 час)

Автопортрет. (2 часа)

Картинная галерея.  (1 час)

Рамочки для фотографий.  (3 часа)

Дары осени.  (2 часа)

Играем в куклы.  (2 часа)

Картинки на выставку.  (2 часа)

 

По окончании курса  дети должны знать:

  • Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.
  • Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса.
  • Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту.
  • Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
  • Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план.
  • Основные приемы лепки.
  • Способы соединения деталей из различных материалов.
  • Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.
  • Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.
  • Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.
  • Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.
  • Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
  • Собирать сборные конструкции из соленого теста.
  • Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
  • Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.
  • Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.
  • Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
  • Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.
  • Творчески подходить к выполнению работы.

Тесто – доступный  всем, дешевый и легкий в освоении материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике. Его можно окрашивать после того, как изделие высохло, а можно добавлять краски при замешивании. Или же в уже замешанное тесто добавить несколько капель гуаши или масляной краски, вымешивать его до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и тесто станет однородным. Для большей эластичности в тесто можно добавить 1-2 капли подсолнечного масла.

    Лучше замешивать  тесто небольшими порциями, т.к.  дети в основном лепят небольшие  фигурки. Для этого нужно растворить 1-2 чайные ложки соли «Экстра» в чайной ложке воды, добавить 1-2 капли клея ПВА, затем, добавляя постепенно муки (примерно 4 чайные ложки), перемешивать содержимое деревянной палочкой в миске до тех пор, пока тесто не накрутится на палочку. Тесто снять с палочки и вымешивать, пока оно не станет однородным и эластичным – тогда оно не будет рваться, и крошиться во время лепки.

При работе с соленым  тестом используются те же приемы, что  и при работе с пластилином, глиной. Но для того, чтобы соединить детали между собой нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали, на некоторое время прижать их друг к другу. Если необходимо склеить небольшие детали, то делать это лучше всего с помощью половинки зубочистки.

Наносить рисунок на изделие из соленого теста можно с помощью различных подручных средств. Их необходимо всегда иметь под рукой. Это могут быть такие предметы: расческа, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, чесноковыжималка, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки, камешки и т.д.

Крупные изделия необходимо делать, прибегая к помощи каркаса. Им могут служить различные проволоки, фольга, а также различные коробочки, баночки, стаканчики.

Чтобы изделия из теста  стали прочными, их нужно высушить на свежем воздухе или обжечь в  духовке. Обжиг надо проводить при  не очень высокой температуре, иначе  изделия могут обгореть, выпучиться или изменить цвет. Время обжига в зависимости от толщины изделия – 30-60 минут.

На батарее или на солнце изделия высохнут примерно через  неделю. Но для этого надо, чтобы  изделия не были очень крупными, иначе время их сушки будет  значительно дольше. После сушки  изделия из соленого теста можно  раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки. Для лакировки можно взять акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6-8 часов.

Приготовление теста для поделок:

Рецептов приготовления  соленого теста существует достаточно много. Мир советов предлагает несколько из них. Первый более пластичен.

Итак, готовим тесто  для будущих поделок: 
1) высыпаем соль (лучше мелкого помола) в горячую воду. Ждем, пока соль растворится, а вода станет прохладной; 
2) добавляем муку (как вариант можно взять второго сорта, если только вы не гурман, предпочитающий на завтрак соленую окрашенную выпечку) и хорошенько вымешиваем тесто.

Можно расписать готовые  фигурки, используя акварель или  гуашь, а можно добавить пищевой  краситель в само тесто. Для этой цели отлично подойдут пакетики с  краской, что продают на Пасху. Также можно использовать продуктовые красители: какао, фруктовый или овощной сок или даже растворимый напиток «Юпи» (заодно узнаете, какого цвета становится желудок при его употреблении). Если цвета не радуют разнообразием, не расстраивайтесь, а просто смешайте их, получая различные оттенки. 
Так, красный + желтый = оранжевый, 
красный + синий = фиолетовый, 
желтый + синий = зеленый. 
Детям особенно нравится работать с цветным тестом.

3) скатываем тесто  в шар и, накрыв пленкой,  чтобы не высыхало, ставим на несколько часов, а еще лучше на ночь в холодное место. Это придаст тесту эластичности, оно не будет ломаться по бокам во время лепки.

Лепка из теста

Пока тесто охлаждается, подготовим рабочее место, накрыв его  моющейся скатертью или целлофаном, и подберем остальные материалы. Итак, нам лепки поделок могут понадобиться:

  • дощечка для раскатки теста;
  • скалка;
  • нож с тонким лезвием;
  • кисточка;
  • картон;
  • карандаш;
  • нити мулине;
  • различная мелочь (монеты, пробки, пуговицы, спички) для нанесения рельефа;
  • крупа, фольга, бисер – для украшения.

Тесто можно раскатать  и вырезать с него различные фигурки, с которых в дальнейшем составить  композицию. А можно вылепить детали, дать им чуть-чуть подсохнуть и смастерить затейливого зверя. Места стыка в этом случае смачиваем при помощи кисточки и прижимаем пальцем.

Добавив к небольшой  фигурке магнитик, можно получить оригинальное украшение для холодильника.

Во время работы временно не используемое тесто лучше держать  в пакете, так как на открытом воздухе оно быстро затвердевает и покрывается коркой. Каждый цвет нужно хранить по отдельности.

Если вы хотите смастерить рамочку, то можно сначала начертить  на картоне эскиз, вырезать его и  облепить тестом. Дать немного обсохнуть  и приделать мелкие детали.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность  не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так  как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе лепки, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями  и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Информация о работе «Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов, используемых в ДОУ