Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2015 в 09:43, реферат
Барокко – это европейская культура XVII – XVIII веков, основными характеристиками которой являются контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность. Барокко появилось в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и оттуда распространилась по всей Европе. Эпоху барокко принято считать началом насаждения основ "западной цивилизации" в мире, она во многом предопределила динамику формирования культур других эпох.
Введение
1. Сущность и примеры воплощения эстетики барокко
1.1. Сущность, принципы и эстетика барокко
1.2 Примеры воплощения эстетики барокко
Заключение
Список использованной литературы
Стиль барокко в архитектуре получает распространение в Испании, Германии, Фландрии, Нидерландах, России, Франции.
В Испании наиболее популярный памятник барокко — собор в Сантьяго-де-Компостела. В этой стране архитектурное барокко получает название "чурригиреско" (в честь архитектора Хосе Чуригеры). Испанское барокко распространилось от туда и в Латинскую Америку, где смешалось с национальными архитектурными традициями, в результате чего появился самый вычурный тип Барокко – ультрабороккко.
Во Франции стиль барокко представлен гораздо скромнее. К французскому барокко обычно причисляют Версальский дворец, Здание Французской академии наук, Люксембургский дворец и др. Характерная черта стиля архитектуры барокко во Франции – определенный стиль садово-паркового искусства (Версальский парк). Во Франции, в XVIII веке, стиль барокко преобразовался в рококо, которое в свою очередь распространилось по всей Европе.
Во Фландрии архитектура барокко представлена ансамблем Гранд-Пласс (Брюссель), а также дом Рубенса в Антверпене.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый и Летний дворцу в Сан-Суси.
В России барокко появляется в XVII веке и получает развитие в эпоху Петра, при строительстве Санкт-Петербурга и достигает своего апогея при Елизавете Петровне. Основные имена, с которыми связано барокко в русской архитектуре это Б. Растрелли, Д. Трезини и С. Чевакинский. Наиболее значимое произведение – Петергоф.
В целом барокко как архитектурный стиль начался еще в XVI веке (где ассоциируется с именем Микеланджело) и завершился в конце XVIII века. Этот стиль получил большое распространение в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании и России. Главная черта - пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Перейдем к музыке барокко.
Условно, под музыкой барокко подразумевают множество композиторских стилей существовавших в Европе в течении 150 лет, в XVII – XVIII веках. Тут необходимо заметить что, термин "барокко" в отношении музыки стал применяться относительно недавно (с начала XX века).
Основные инструменты музыки барокко – виола, лютня, барочная гитара и барочная скрипка.
Основные значимые моменты в истории музыки барокко – создание оперы в Италии, оратории (раскрытие музыкальными средствами драматического содержания) также в Италии, а также кантаты и сонаты.
Основной лейтмотив инструментальной музыки – создание инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Также развивается жанр сюиты.
Исторически музыку барокко делят на:
- музыку раннего барокко – 1600 – 1654 гг. (основной представитель – Клаудио Монтерведи; характерные черты – переходный период от музыки ренессанса);
- музыку зрелого барокко - 1654 – 1707 гг. (представители - Жан Батист Люпи, Арканджело Карелли, отличается от раннего, распространением нового стиля, усилением разделения музыкальных форм, особенно в опере);
- и музыку позднего барокко – 1707 – 1764 гг. (представители Антонио Вивальди, Иоганн Бах. Характерные черты – переход к музыке классицизма).
Музыка Барокко развивалась в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции и Австрии и была своего рода переходной моделью от музыки возрождения к музыке классицизма. Основные события этот периода – создание оперы, оратории, кантаты, сонаты сюиты.
Изучим литературу барокко.
Писатели эпохи барокко воспринимали реальный мир как сон или своего рода иллюзию. Характерная черта – сочетание реальности и аллегории. В литературе этого периода широко используются метафоры, оксюмороны, антитезисы, а также характерно стремление к разнообразию и энциклопедизму. Литература барокко отмечена символизмом, вниманию к теме бренности, непостоянства, ночи и сна. При этом действия литературных произведений нередко переносятся в античный мир, в поэзии распространяется вычурность, метафоричность.
Характерный для литературы барокко жанры – это сонет, сатирический роман, пастораль, кончетти и др.
Выдающиеся представители литературы барокко – Г. Гриммельсгаузен, П. Кальдерон, Д. Марино (Италия), Луис де Гонгора и Арготте (Испания), В. Вуатюр (Франция), Ф. Прокопович, М. Ломоносов, С. Полоцкий (Россия).
Обзорно рассмотрим живопись.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, аристократичностью, необычностью сюжетов. Наиболее узнаваемые черты – цветистость и динамичность.
В Италии живопись барокко представлена такими мастерами как Микеланджело Меризи, Андреа дель Поццо, братья Карраччи. Из школ барокко в Италии наиболее известна венецианская. Картины в основном пишутся на религиозные темы, сравнивая жизнь современников художника и эллинов, при этом большое внимание уделяется определенным жестам, которые указывают на характерность.
Во Франции барокко в живописи представлена в основном работами живописца Иасента Рига, а также его подражателей Симона Вуэ и Шарля Лебрена. Характерная черта – парадные портреты.
В Испании барокко ассоциируется с именами Веласкеса и Эль Греко. Характерна декоративность, противопоставление реального и идеального, смешного и возвышенного, некая капризность, ирреальность, воображение и т.д. Наиболее это выразилось в работах Эль Греко. Веласкес прославился как мастер характерологического портрета. В целом барокко в Испании представляет расцвет живописи этой страны.
Определенным образом барокко воздействовало и на живопись Фламандии. Расцвет этого стиля приходится на первую половину XVII века и представлен творчеством Рубенса и Ван Дейка. Барокко здесь ориентировалось не на чувства зрителя, а на их рациональное отношение и спокойное отношение к жизни.
В целом художники барокко открыли искусству приемы пространственной интерпретации формы, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в радости и трагедии составляет основу прекрасного в живописи барокко.
Барокко – в живописи, это пышность, декоративность, величие, замысловатость, текучесть, порыв, страсть, экстаз, артистизм, личностность. Оно было призвано возвеличивать католическую церковь и короля. Все в искусстве утверждало человека как частицу космоса. Одна из постоянных его тем – тема божественного государя.
Таким образом, выскажем ряд промежуточных выводов относительно сущности и принципов барокко:
- описанные выше черты барокко применялись в архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах в XVII – XVIII веках, причем барокко в различных странах Европы, подчас, подразумевало разные культурные тенденции.
- барокко как архитектурный стиль начался еще в XVI веке (где ассоциируется с именем Микеланджело) и завершился в конце XVIII века. Этот стиль получил большое распространение в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании и России. Главная черта - пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм;
- музыка Барокко развивалась
в Италии, Германии, Испании, Португалии,
Франции и Австрии и была
своего рода переходной
- характерная черта барокко
в литературе – сочетание
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, аристократичностью, необычностью сюжетов. Наиболее узнаваемые черты – цветистость и динамичность. Развивалось барокко в живописи в основном в Италии, Испании, Фламандии и Франции.
Таким образом, мы рассмотрели сущность и основные принципы барокко в архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах и пришли к общему выводу, о том, что барокко в различных странах Европы, подчас, подразумевало разные культурные тенденции.
Заключение
Хронологически, барокко появилось в XVII веке, в Италии, на фоне кризиса идей ренессанса. Сама Италия в этот период утрачивает экономическое и политическое значение и становится разобщенной полуколонией, вместе с тем продолжая быть культурным центром Европы. Постепенно в силу этих, социально-экономических причин, начинает рождаться новый стиль, первая задача которого было создание иллюзии богатства и могущества, возвышение католической церкви и итальянской знати, которые кроме культурных рычагов влияния не имели ничего.
В то же время рассматривать эпоху барокко исключительно как время перехода от Возрождения к Просвещению не верно. Барокко представляет собой самостоятельную фазу в развитии искусства и причинами ее появления являются не только экономические и политические проблемы Италии. Тем более что барокко, хотя и появилось в Италии, очень быстро распространилось по всей Европе. Исходя из этого, можно утверждать, что барокко отражало настроения всего европейского общества, было востребовано, а значит, не могло развиться без предпосылок, причем эти предпосылки были во многом различны в разных европейских странах.
Идеологической основой распространения барокко в Европе стало общее ослабление духовной культуры, раскол церкви – как следствие падение ее авторитета, борьбой учений, которые отражали интересы различных классов. В это же время усиливается роль институтов государства, обостряется борьба светских и религиозных начал. Бурно развивается естественные науки – оптика, физика, термодинамика и география. А значит, появляются предпосылки для основного лейтмотива барокко - отвержения души, антропоцентризма и ренессанса в целом, в пользу просвещения и разума.
Остановимся на истории термина "барокко".
Термин барокко появляется несколько позже, чем само направление в искусстве. Этимология этого слова, вполне вероятно, происходит от жаргонизма, который сначала обозначал жемчужину неправильной формы, а после использовался как синоним всего грубого и фальшивого. Такая история происхождения термина свидетельствует о том, что в начале под этим термином подразумевалось негативная характеристика самой культурно-исторической эпохи в целом, часто применялось в насмешку и в целом давало оценку всей эпохе с точки зрения человека XVIII века. Только значительно позже, в XIX веке, барокко начинают рассматривать, наряду с ренессансом, как выражение двух чередующихся принципов, ни один из которых не может претендовать на приоритетность.
В настоящее время термином "барокко" называют ряд историко- региональных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах. Понятие "барокко" - в настоящее время получило широкое распространение в области искусствоведения и литературоведения многих стран и за ним признается определенный культурно-исторический статус.
Перейдем к сущности принципам и основам эстетики барокко.
Сущность эстетики барокко заключается в том, что в эту эпоху изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя "разумнейшим существом" напротив, он, сомневается в совей разумности. Таким образом в эстетике барокко прекрасным подчас считалось, то что было безобразным, например в эпоху ренессанса. В то же время, если смотреть шире, мы увидим, что барокко начинает отвергать авторитеты и традиции не сами по себе, а как предрассудки, как отжившую субстанцию. Для барокко в первую очередь важно не механическое отторжение всего связанного с античностью и возрождением, а новые формы для познания прекрасного, окружающего мира, разума. В эпоху ренессанса во главе угла был человек. Деятели барокко считали, что он достаточно изучен и предпочитали говорить о разуме, отвергая духовную составляющую. В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко.
Таким образом выделим сущность барокко как художественное направления. Оно в первую очередь, отражает кризисную концепцию мира и личности. Художественная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистична: в ней присутствуют сомнения в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом;
Основными принципами, особенностью, специфическими чертами барокко, по сравнению с другими культурами являются: повышенная эмоциональность; явный динамизм; эмоциональность, контрастность образов; большое значение придается иррациональным эффектам и элементам. Эти черты наиболее ярко проявились в архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах.
Барокко, как архитектурный стиль, начался еще в XVI веке (где ассоциируется с именем Микеланджело) и завершился в конце XVIII века. Этот стиль получил большое распространение в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании и России. Главная черта - пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм;
Информация о работе Сущность и примеры воплощения эстетики барокко