Техники и технологии художественной керамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек
научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все
керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с
различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых
древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики,
произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было
сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с
сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения
изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику,
производители из разных стран делали похожие изобретения.
Целью данной работы является изучение техник и особенностей
технологии художественной керамики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Техники художественной керамики
1.1 Виды керамики 4
1.2 Керамика древних цивилизаций 10
1.3 Центры производства российской керамики 18
Глава 2. Технология обработки художественной керамики
2.1 Основные и дополнительные способы декорирования
керамических изделий 25
2.2 Технологии обжига 30
Заключение 37
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников,

скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды

с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных,

сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными

штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер

орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но

геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами

различных оттенков коричневого, жёлтого, зелёного, серо-синего цвета22

В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый

характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы,

способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.

В начале 20 века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые

впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели

была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Большой

талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство

гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней

исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной

скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые

варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников

[24, С. 37].

Изделия скопинских мастеров экспонируются на многих выставках.

Участвуя в конкурсах, художники Скопина часто занимают призовые

места.

Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как

и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-

настоящему уникальные произведения - квасники, кумганы, подсвечники,

скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на

гончарной основе. Также делается множество мелких гончарных

сувениров, свистулек, горшочков для цветов. Фигурная скопинская

керамика различными тиражами выпускается на участке массовой

продукции способом литья и формовки жидкой глины в гипсовые формы с

последующей ручной доработкой. На этом участке в большом

ассортименте выпускаются цветочные горшки емкостью от 0.5 до 25

литров, всевозможные декоративные вазы для оформления интерьеров

помещений.

На скопинской фабрике художественной керамики ведется большая

исследовательская работа в области новых технологий, применения новых

материалов. Коллектив промысла всегда охотно откликается на нужды23

заказчика. Сегодня фабрика успешно работает как с ближними торговыми

предприятиями, так и с заказчиками из отдаленных регионов страны.

Немалый интерес скопинский народный промысел представляет для

туристических организаций. Оригинальные изделия скопинского

художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой

Рязанской области. На предприятии действует музей истории скопинской

керамики, проводятся экскурсии. Скопинский народный промысел

художественной керамики - это уникальное явление в русской культуре.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов

России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в

глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково,

сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей,

развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним

праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы

принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и

расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь,

козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная

функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное

значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой

мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь

музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие

глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до

праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

В 19 веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью»,

с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось.

Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные,

декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были

животные, то в 19 столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с28

глазури с крупными (до десятков микрометров) кристаллами отличаются

шероховатой поверхностью. Оптимальный размер кристаллов в матовых

покрытиях не должен превышать 2 мкм, что обеспечивается большой

способностью их к спонтанной кристаллизации и малой скоростью роста

кристаллов.

По фактуре глушёные глазури делятся на блестящие и матовые.

Глазурь с волосяными трещинами (глазурь- кракле), благодаря которым

она имеет более высокий температурный коэффициент линейного

расширения, чем черепок. Трещины заполняют краской, после чего

изделия повторно обжигают.

Потечные глазури, которые часто бывают цветными, накладывают

рядом или друг на друга кистью или пульверизатором; при этом они

растекаются, образуя своеобразные оттенки.

Авантюриновые глазури характеризуются мельчайшими

кристалликами, кажущимися многочисленными мелкими золотистыми

блестками.

Глазури разделяют: по назначению — для гончарной керамики,

каменной керамики, фаянса, фарфора; по виду сырья — свинцовые,

полевошпатовые, глинистые; по способу изготовления — налетные

(соляные), фриттованные (предварительно  сплавленные), сырые.

Легкоплавкие глазури по способу приготовления делятся на

фриттованные и нефриттованные (сырые).

Фриттованные глазури получают сплавлением смеси сырьевых

материалов при температуре 1300-1450°С. Главное назначение

фриттования - сплавление растворимых в воде компонентов фритты и

перевод их в нерастворимое состояние. Следует иметь в виду, что

температура плавления у фриттованных глазурей на 100-150 °С ниже по

сравнению с сырой глазурью аналогичного состава, так как необходимые

химические процессы образования силикатов и других соединений у

фриттованных глазурей происходят уже во время их плавления.29

При приготовлении сырых глазурей, в отличие от фриттованных,

шихтовую смесь загружают непосредственно в шаровую мельницу

мокрого помола и после достижения необходимой тонины помола (остаток

на сите №0063 К 0,1-0,2%) сливают в емкости-мешалки для хранения.

Нефриттованные глазури нашли наиболее широкое применение в

производстве санитарно-технических изделий. Наиболее широко

применяются матовые глазури.

Поскольку покрытие на керамике, полученное на основе

нефриттованных глазурей, также представляет собой стекловидный слой,

то в отношении его можно применять известные положения

стеклообразного состояния. Необходимо учитывать, что при

термообработке покрытия на основе фритты в условиях обжига происходят

преимущественно процессы плавления глазури и взаимодействия ее с

керамической основой, в то время как при обжиге сырой глазури

непосредственно на поверхности керамического черепка протекают

процессы разложения сырья, полиморфные превращения,

стеклообразование и кристаллизация расплава, а также происходит

взаимодействие с керамической основой.

Нефриттованные глазури применяются в основном для декорирования

фарфоровых, реже фаянсовых изделий, изделий технической керамики и

характеризуются высокой температурой формирования покрытий.

Другую классификацию предлагает Липинский, разделяя глазури по

составу и внешнему виду: силикатные – свинец-содержащие, сырые,

пепельные или плавленые, фриттованные, бессвинцовые сырые и

фриттованные; борсиликатные – свинецсодержащие борсиликатные сырые

и фриттованные, бессвинцовые фриттованные и сырые; художественные –

кракле, потечные, матовые, кристаллические, авантюриновые.

Более широкая палитра цветных покрытий обеспечивается

смешиванием двух или трех пигментов в процессе приготовления цветных30

глазурей, а также путем использования различных фритт (прозрачных,

заглушенных и др.).

Установлено, что для получения чистого цветового тона покрытия

необходимо к каждому пигменту строго подбирать глазурь, так как в

противном случае пигмент может разрушиться, в результате чего

интенсивность окраски уменьшится или покрытие приобретет

некачественную окраску. Поэтому ряд зарубежных фирм для обеспечения

различных по цвету покрытий используют несколько (иногда до 8-10)

глазурей различных составов.

2.2 Особенности обжига

Обжиг является наиболее сложным процессом при работе с глиной.

При изготовлении керамики обжиг является главным, именно от него

зависит цвет черепка, качество, отсутствие трещин, водонепроницаемость.

Его следует изучать более тщательно.

Обжиг — не только технологический процесс, но и могущественное

художественное средство. Управляя огнём, керамист может добиться

возникновения различных фактур, тончайших градаций цвета черепка и

глазурей. Поэтому, несмотря на высокие достижения современной

индустрии печей, многие гончары предпочитают работу с живым огнём,

изучают примитивные обжиги — в полевых и земляных печах, "раку",

капсюльные обжиги и многое другое. Теоретически в зависимости от

среды, в которой происходит обжиг, его разделяют на окислительный и

восстановительный. Окислительный — это обычный обжиг, при котором

получается обычная красная или белая (в зависимости от свойств глины)

посуда. При восстановительном обжиге, когда при температуре 900°С

замазываются все топочные устья и керамика томится без доступа

кислорода, изделия становятся аспидно-чёрными [15, С., 49].

Условно можно разделить все материалы на 4 группы31

· - Фарфор - много плавней, при нагревании в черепке образуется

много жидкой фазы. Сюда же отнесем каменные массы.

· - Фаянс - жидкой фазы почти что нет.

· - Майолика - здесь будем так называть изделия из красной глины, в

том числе гончарку, терракоту и т.п.

· - Шамот (огнеупорная глина обожжённые до потери пластичности,

удаления химически связанной воды и той или иной степени спекания. по

химическому составу)- любой из вышеперечисленных материалов.

Отличается от них тем, что содержит зерна уже обожженного материала,

связанные пластичной глиной.

Фарфоровая схема обжига.

Сначала проводят первый, утильный, обжиг. То есть обжигают

высохшие изделия без глазури. Температуру выбирают в интервале 800 -

1000

оС. После первого обжига изделия приобретают прочность,

достаточную даже для машинного глазурования (на конвеерной линии).

Изделия остаются пористыми, но, если есть трещины, их легко выявить (по

характерному дребезжанию) простукиванием деревянной палочкой. При

глазуровании не надо церемониться с изделием так, как это бывает в

случае сырца (однократный обжиг). Можно легко глазуровать изделия

окунанием, даже если они метровых габаритов. Изделия после этого

обжига называют утилем.

Затем проводят второй обжиг. Перед глазурованием и, соответственно,

перед вторым, политым, обжигом, на изделие наносят подглазурную

роспись. Педанты технологии после этого проводят еще и промежуточный

закрепляющий обжиг, чтобы краски не смылись при окунании в глазурь.

Политой обжиг, т.е. обжиг полуобожженного заглазурованного изделия,

проводят при температуре созревания черепка. Это разные температуры

для разных видов фарфора (а мы сюда отнесли еще и каменные массы).

Настоящий фарфор требует 1380 - 1420

оС, рядовой столовый фарфор -

1300 - 1380

оС, санитарно-технический - 1250 - 1280

оС, а каменные массы -32

в зависимости от того, что используют в роли плавня. Второй обжиг

окончательно формирует структуру керамики и, таким образом, определяет

все ее физико-химические свойства. Изделия после этого обжига (если оно

не расписано) называют бельем.

Из белых фарфоровых чашек очень приятно пить чай на даче. Традиции

диктуют фарфору другой вид: с цветочной росписью, картинкой, золотой

или голубой каёмочкой. Украшения фарфор получает в третьем,

декорирующем, обжиге. Обычные надглазурные краски вжигают при 800 -

830

оС, люстровые краски и препараты золота - при той же или чуть

меньшей температуре. Сейчас распространился и высокотемпературный

декорирующий обжиг при 1000 - 1100

оС. Роспись для него проводят

красками высокого огня (внутриглазурные краски) или легкоплавкими

цветными глазурями. Иногда, чтобы получить яркие краски, проводят два

и более декорирующих обжигов. Все они, с точки зрения классификации,

третьи.

Фаянсовая схема обжига

Первый обжиг фаянса - высокий. В фаянсовых массах практически нет

плавней, поэтому при обжиге образуется минимальное количество жидкой

фазы, или не образуется вообще, а глины, входящие в его состав, имеют

высокую тугоплавкость. Это дает возможность обжигать изделия из фаянса

сразу при температурах, необходимых для созревания черепка. Как

правило, это 1200-1250

oC. В отличие от фарфора, черепок останется

пористым, на него легко нанести слой глазури.

А второй обжиг, политой, можно проводить при любой температуре! То

есть, при той, которая требуется для нормального растекания глазури: 1150

- 1250

oC, если это "фаянсовые" глазури, 900 - 1000

oC, если это свинцовые

майолики; можно нанести белую эмаль и использовать технику росписи по

Информация о работе Техники и технологии художественной керамики