Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:12, реферат
Актуальность выбранного исследования обусловлена тем, что в XIV в. наметились тенденции политического объединения русских земель. В северо-восточной Руси развивалось крупное феодальное землевладение. Вотчинникам-боярам было тесно в рамках небольших княжеств; ведь бояре не имели права покупать земли за границами своего княжества. Феодальная раздробленность не порвала окончательно давних экономических связей между землями, а в дальнейшем возникали и новые.
Введение
Гл. 1 Формирование российского централизованного государства в
ХIV-XV вв.
1.1 Предпосылки объединения
1.2 Москва - центр объединения русских земель
Гл. 2 Культура эпохи «Предвозрождения»
2.1 Биография и творчество Андрея Рублева
2.2 Биография, жизнь и учение Сергия Радонежского
Заключение
Список источников и используемой литературы
ГАОУ ВПО «НЕВИННОМЫССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
Реферат
на тему:
Эпоха Андрея Рублева и Сергея Радонежского – русское «Предвозрождение».
По дисциплине
Студента(ки) курс группы
Шифр специальности
Номер зачетной книжки
(Ф.И.О. студента)
Проверил преподаватель
(подпись преподавателя) (подпись студента)
2014 г.
ПЛАН:
Введение |
3 |
Гл. 1 Формирование российского централизованного
государства в ХIV-XV вв. |
4 |
1.1 Предпосылки объединения |
4 |
1.2 Москва - центр объединения русских земель |
5 |
Гл. 2 Культура эпохи «Предвозрождения» |
6 |
2.1 Биография и творчество Андрея Рублева |
16 |
2.2 Биография, жизнь и учение Сергия Радонежского |
21 |
Заключение |
27 |
Список источников и используемой литературы |
28 |
Введение
Актуальность выбранного исследования обусловлена тем, что в XIV в. наметились тенденции политического объединения русских земель. В северо-восточной Руси развивалось крупное феодальное землевладение. Вотчинникам-боярам было тесно в рамках небольших княжеств; ведь бояре не имели права покупать земли за границами своего княжества. Феодальная раздробленность не порвала окончательно давних экономических связей между землями, а в дальнейшем возникали и новые.
Предпосылкой
ликвидации раздробленности была примерная
синхронность в развитии княжеств.
Близки были и правовые нормы, а также
сохранялось и общерусское
В процессе изучения вопроса изучены политические процессы в русских землях в XIV в. , а именно: возвышения Москвы, процесс собирания русских земель вокруг неё, основные этапы борьбы за освобождение Руси от татаро-монгольского ига.
Под влиянием ига на политическое развитие Руси Московской Русью были восприняты элементы восточного типа цивилизации: всё население государства являлось «холопами» государя; во взаимоотношениях между государством и обществом стала доминировать политика принуждения; возведение в ранг русского права изощрённые виды публичных наказаний и т.д.
В ходе настоящего исследования
применялись научные
Задачами настоящего исследования является изучение Формирования российского централизованного государства в ХIV-XV вв.; Культуры эпохи «Предвозрождения»; биографию, жизнь и творчество Андрея Рублева и Сергия Радонежского.
Гл. 1 Формирование российского централизованного государства в ХIV-XV вв.
1.1 Предпосылки объединения
Образование Российского централизованного государства - длительный и сложный исторический процесс. Он требовал наличия важных социально-экономических предпосылок, таких, как рост эффективности общественного труда, расширение торговых связей, развитие ремесленного производства, хозяйственное освоение новых территорий, развитие региональной специализации, складывание торговых связей между отдельными районами страны; создания сильной центральной власти и действенного аппарата управления. Уже в ХIV в. начинается постепенное восстановление хозяйства Руси, разоренного золотоордынским владычеством. Увеличиваются площади пахотных земель, возникают новые деревни. Именно к этому периоду относится появление деревень, которые получают названия «Починки», «Починок» (от слова «починать» т.е. «начинать»). В XIV-XV вв. происходит интенсивный рост феодального землевладения в форме вотчин и поместий. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и развития русских городов. Но в отличие от Западной Европы на Руси города выступали не столько как центры товарного обращения и создания материальных богатств, но прежде всего как опорные пункты феодальной государственности. Торговля в XIV-XV вв. в основном была сосредоточена в руках крупных светских феодалов и монастырей, а не горожан. Местные торговые связи в определенной мере содействовали объединению между собой отдельных земель и княжеств и налаживанию экономических отношений между ними. Однако они еще не могли поколебать самостоятельности феодальных мирков, базировавшихся на натуральном хозяйстве. В отличие от Западной Европы в русских землях в первую очередь развивался процесс политического объединения. Он совершался на феодально-крепостнической основе, его носителями явилась великокняжеская власть, а стремление к свержению ордынского ига ускорило его течение.
1.2 Москва - центр объединения русских земель
Центром
русских земель считалось Владимиро-
Гл. 2 Культура эпохи «Предвозрождения»
Вместе с возрождением и подъемом Русской земли, развитием экономики после татаро-монгольского нашествия, вместе с процессом объединения русских княжеств сначала вокруг нескольких центров, а потом вокруг Москвы возрождалась и развивалась русская культура. Она чутко отражала все новшества в русской жизни, а главное - изменившееся настроение русского народа, его патриотический порыв в пору борьбы с Ордой в преддверии Куликовской битвы и в период создания единого Русского централизованного государства.
Летописи. В первую очередь это отразилось в возрождении и развитии летописания, написании крупных исторических сочинений, в которых шел рассказ о всем пути русского народа. Новые летописные своды стали создаваться при дворах отдельных крупных князей - во Владимире, Ростове Великом, Рязани, Твери; позднее в Москве. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове. Поначалу эти сочинения выражали местные интересы.
Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании и создании других историко-литературных памятников переходит к Москве, которая при Дмитрии Донском взяла на себя инициативу борьбы с Ордой. Они пишутся в Троице-Сергиевом монастыре, в московских монастырях. В этих сочинениях проводится идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал московский «Русский хронограф».
Уже в
это время в московских летописных
сводах возникает мысль о праве
Москвы на собирание всех земель, бывших
ранее в составе единого
Жития, сказания, «хождения». Другим письменным жанром, отражающим явления эпохи и пронизанным новыми умонастроениями людей, стали в это время жития, сказания и «хождения».
Жития - это церковные сочинения о выдающихся русских людях - князьях, деятелях церкви. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Церковь их объявляла святыми. Таким было, например, «Житие святого Александра Невского». В нем рассказывалось о замечательных подвигах князя в борьбе со шведами, немцами, о его титанической и опасной дипломатической деятельности в отношениях с Батыем, Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая это Житие, проникались идеями служения Родине, патриотизма. Автор стремился отвлечь от всего эгоистичного, суетного и пробудить в их душах высокие жизненные идеалы служения людям, обществу, своей стране.
Другим таким известным Житием стала повесть о жизни и трагическом конце Тверского великого князя Михаила Ярославича, растерзанного в Орде.
Любимым чтением русских людей стало и «Житие Сергия Радонежского», написанное его учеником Епифанием Премудрым в 1417-1418 гг. На страницах этого сочинения предстает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье - сделать добро ближнему и благополучие родной земли.
Особенно
популярны в это время
Повесть проникнута высоким патриотическим духом, и недаром автор не раз обращается мысленно к событиям и образам «Слова о полку Игореве».
Специальное сказание было создано о нашествии хана Тохтамыша на Москву, которое буквально потрясло Русь после блестящей победы на Куликовом поле. Историко-литературные произведения отражали всю сложность и трагичность борьбы Руси за единство, против ордынского ига.
В XIV-XV вв. вновь появляются на Руси «Хождения» сочинения, описывающие дальние путешествия русских людей. Одним из них стало знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, в котором он рассказал о своем многолетнем путешествии по странам Востока и о жизни в Индии. Начало описания датировано 1466 г., а последние строки были написаны в 1472 г. на обратном пути, неподалеку от Твери, где А. Никитин и умер.
В конце XIII в. начинается строительство первых каменных храмов в послемонгольское время. Они возводятся в Новгороде и Твери. А затем строится Троицкий собор в обители Сергия Радонежского, церкви в московских монастырях. Русская земля украшается белокаменными храмами. Следом идут новые жилые дома и каменные крепости. Их строят там, где опасность нападений наиболее велика - на границах с крестоносцами - в Изборске, Копорье, на границе со шведами - в Орешке. В 60-е гг. в Москве Дмитрий Донской строит белокаменный Кремль, который с тех пор выдерживает не одну осаду литовцев и татар.
Феодальная война на время прерывает строительную активность в русских землях. Зато Иван III дает ей дополнительное ускорение. В конце XV и начале XVI в. зодчество как бы венчает его усилия по созданию могучей и единой Российской державы. Прежняя кремлевская стена заменяется новой и создается замечательный архитектурный памятник, который и до сего дня поражает своей красотой и величавостью - краснокирпичный Московский Кремль с 18 башнями. Его архитекторами и инженерами были приглашенные на службу в Россию итальянцы, а исполнителями - русские мастера каменных дел. Кремль сочетал в себе достижения итальянской крепостной архитектуры и традиции строительства русских деревянных крепостей. Этот сплав европейского и русского искусства, видимо, и превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры.
Информация о работе Эпоха Андрея Рублева и Сергея Радонежского – русское «Предвозрождение»