Эпоха Андрея Рублева и Сергея Радонежского – русское «Предвозрождение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:12, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранного исследования обусловлена тем, что в XIV в. наметились тенденции политического объединения русских земель. В северо-восточной Руси развивалось крупное феодальное землевладение. Вотчинникам-боярам было тесно в рамках небольших княжеств; ведь бояре не имели права покупать земли за границами своего княжества. Феодальная раздробленность не порвала окончательно давних экономических связей между землями, а в дальнейшем возникали и новые.

Содержание

Введение
Гл. 1 Формирование российского централизованного государства в
ХIV-XV вв.
1.1 Предпосылки объединения
1.2 Москва - центр объединения русских земель
Гл. 2 Культура эпохи «Предвозрождения»
2.1 Биография и творчество Андрея Рублева
2.2 Биография, жизнь и учение Сергия Радонежского
Заключение
Список источников и используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр раб по ИСТОРИИ.docx

— 70.03 Кб (Скачать файл)

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог  действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто  примирял враждующих между собой  князей, уговаривая их подчиняться  великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356, нижегородского - в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и, согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действиях.

Существует также версия, согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием. Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода)

Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский. Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил  на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» 25 сентября 1392 года Сергий скончался.

Наиболее  известным источником сведений о  житии преподобного Сергия, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В последующем число вариантов жития Сергия существенно увеличилось. Как отмечает К.А. Аверьянов «известно до десятка вариантов жития основателя Троице-Сергиевой лавры. Только в XVI веке оно перерабатывалось, как минимум, трижды - для летописного свода 1518 года, Никоновской летописи, Великих Четьих Миней митрополита Макария». В XVII веке над ним работали Герман Тулупов, Симон Азарьин, святитель Димитрий Ростовский, в XVIII веке - митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) и даже императрица Екатерина II, в XIX веке - митрополит Московский Филарет (Дроздов), а в XX веке - архиепископ Никон (Рождественский) и патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

 

Заключение

 

С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. В Москве работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный. Учения Сергия Радонежского и творчество Андрея Рублева как мастера, в развитии древнерусской живописи и христианства внесли  собой неизмеримый вклад в становление национального самосознания.

В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили  новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли  современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие гармоничные тона живописи пронизаны чувством умиротворения. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица» , написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства.

Учения  Сергия Радонежского не только способствовали становлению на Руси христианства, но также несли с собой неизмеримый  вклад в становление национального  самосознания. Вот уже более шести веков, как святой старец покоится в стенах собора святой Троицы, а память о нем все жива. Возможно, это только малая часть долга, которого мы должны оплатить человеку сумевшему примером своей жизни, высотой своего духа поднять моральное и душевное состояние своего народа, пробудить в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнуть в него веру в свое будущее.

 

Список источников и используемой литературы

 

  1. Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. М., 2006;
  2. Алпатов М. В. Андрей Рублёв. М.: Искусство, 1959;
  3. Деревянко А.П. История России. М.: Проспект, 2008;
  4. Зернов Н. М. Сергий Радонежский - устроитель Руси. М.: Русский Миръ, 2010;
  5. Кузнецов И.Н. Отечественная история. М.: Дашков и К, 2009;
  6. Орлов А.С. «История России. М.: Проспект, 2010;
  7. Павленко Н.И. История России. Учебник. Высшая школа, Абрис, 2012 (http://www.iprbookshop.ru);
  8. Под ред. Перехова Я.А. Итория России 9-21вв. От Рюрика до Медведева. РнД: МарТ, 2010;
  9. Попов Г. В. Андрей Рублёв. М., 2007;
  10. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: ЭКСМО, 2009;
  11. Широкорад И.И. История России. Учебное пособие для вузов. М.: PerSe, 2012 (http://www.iprbookshop.ru);
  12. Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007;
  13. Энциклопедия царей и императоров. М.: изд. РООСА, 2010.

 


Информация о работе Эпоха Андрея Рублева и Сергея Радонежского – русское «Предвозрождение»