Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:12, реферат
Актуальность выбранного исследования обусловлена тем, что в XIV в. наметились тенденции политического объединения русских земель. В северо-восточной Руси развивалось крупное феодальное землевладение. Вотчинникам-боярам было тесно в рамках небольших княжеств; ведь бояре не имели права покупать земли за границами своего княжества. Феодальная раздробленность не порвала окончательно давних экономических связей между землями, а в дальнейшем возникали и новые.
Введение
Гл. 1 Формирование российского централизованного государства в
ХIV-XV вв.
1.1 Предпосылки объединения
1.2 Москва - центр объединения русских земель
Гл. 2 Культура эпохи «Предвозрождения»
2.1 Биография и творчество Андрея Рублева
2.2 Биография, жизнь и учение Сергия Радонежского
Заключение
Список источников и используемой литературы
Идеалы, воплощенные в творчестве Рублева представляют некое отражение того, что можно было бы видеть в действительности. А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и безответного служения отечеству, людям, идеалам добра и красоты, создавшим чувство собственного достоинства и спокойной уверенности в будущем.
Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублева крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу.
Не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство исследователей считают, что родился он приблизительно в 1360 году. Достоверных сведений, которые позволили бы точно установить место рождения художника, не существует. Также не существует никаких определенных сведений, по поводу того, из какого сословия происходит чернец Андрей. Скорее всего Рублев был потомственным, коренным ремесленником, о чем говорит его родовое прозвище («рубель» - инструмент, употреблявшийся для накатки кож). До 1405 года художник принял монашество с именем Андрей.
Самые ранние
сведения о художнике восходят к
московской Троицкой летописи. Среди
событий 1405 года сообщается, что "в
эту весну расписана церковь
каменная святого благовещения на князя
великого дворе... а мастера были
Феофан иконник Грек, да Прохор старец
с Городца, да чернец Андрей Рублев".
Упоминание имени мастера последним,
согласно тогдашней традиции, Означало,
что он является младшим в артели.
Но вместе с тем участие в почетном
заказе по украшению домовой церкви
Великого князя Василия Дмитриевича,
старшего сына легендарного Дмитрия
Донского, наряду со знаменитым тогда
на Руси Феофаном Греком характеризует
Андрея Рублева как уже достаточно
признанного авторитетного
Мы знаем очень мало достоверного
о первых шагах художественного развития
Рублева. Но есть основания предполагать,
что именно он в свои ранние годы украшал
евангелие Христово Благовещенского собора
и, в частности, выполнил миниатюру - изображение
символа евангелиста Матфея в образе ангела.
В среде Рублева, скорее всего, были известны и пользовались почетом византийские писатели, хранившие традиции древнегреческой философии. Некоторые из их трудов переводились в то время на русский язык. В них проскальзывала мысль, что в искусстве все имеет иносказательный смысл, и для того, чтобы достоверно отображать объекты умственного созерцания, вместо эмпирических «теней вещей» показывать подлинную их природу, живописец должен был стать созерцателем, если только он не желал оставаться ремесленником, копирующим чужие образцы. Ему предстояло вернуть утраченное естественное состояние - гармонию чувств, ясность и чистоту ума. Совершенствуясь, ум приобретал способность воспринимать «невещественный» свет. По аналогии с физическим светом, без которого невозможно видеть окружающий мир, умственный свет - знания и мудрости - освещал истинную природу, первообразы всех предметов и явлений. Интенсивность проявления этого света и ясность умозрения ставились в прямую зависимость от степени нравственной чистоты созерцателя. Живописцу, более чем кому-либо другому, требовалось очистить «очи ума», засоренные обманчивыми чувственными «помыслами».
В 1408 году по почину московского великого князя было решено украсить фресковой росписью обветшавший в то время Успенский собор во Владимире. В те годы Феофана не было уже в живых, и потому выбор заказчиков пал на отличившегося за три года до того Андрея Рублева. Вместе с ним в работе участвовал и его старший друг по Андроникову монастырю Даниил Черный. В силу старшинства Даниила его имя в летописной записи об этом событии поставлено на первом месте. Но решающая роль, видимо, принадлежала Рублеву. Им были расписаны стены, встречающие посетителя при входе под величественные своды собора. Здесь Рублев должен был представить Страшный Суд.
Для современников
Рублева Страшный Суд был естественным
завершением всей истории человечества.
В византийских изображениях Страшного
Суда фигуры отличаются обремененностью,
телесностью, грозные тела тяжело ступают
по земле. У Рублева же фигуры необыкновенно
легки, воздушны, почти невесомы; они
то порывисто идут, то плавно парят,
то стремительно возносятся. Рублев прекрасно
связал свои фигуры и группы с круглящимися
сводами древнего собора. Покрытые его
живописью стены легко уносятся вверх,
столбы расступаются, и арки, повторяясь
в очертаниях фигур, начинают мелодически
звучать. Умение объединить единым, эмоциональным
звучанием большие многофигурные группы
составляет одну из особенностей композиционного
дара Андрея Рублева.
Однако вершиной в искусстве
художника является «Троица», икона из
иконостаса Троицкого собора Сергиева
монастыря, сейчас находящаяся в Государственной
Третьяковской галерее. Она была создана
в конце XIV - начале XV веков (по другим исследованиям,
около 1412 или около 1427 годов).
Во времена Андрея Рублева
тема Троицы, воплощавшая идею
триединого божества (Отца, Сына
и Святого духа), воспринималась
как некий символ времени,
Традиционный библейский сюжет
Рублёв наполнил еще более
глубоким поэтическим и
«Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.
В 1425—27 Рублёв совместно с
Даниилом Чёрным и другими
мастерами расписал Троицкий
собор Троице-Сергиева
Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, по другим исследованиям, на рубеже XIV—XV веков; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.
Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV - начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы - «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» - все около 1399) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец XIV - начало XV веков, Российская государственная библиотека, Москва).
Помимо
названных работ, целый ряд несохранившихся
ныне икон упоминается в различных
источниках. Несколько дошедших до
нас памятников связывает с именем
Рублёва устное предание. Наконец, в
ряде произведений авторство Рублёва
устанавливается по стилистическим
аналогиям. Но даже в тех случаях,
когда причастность Рублёва к
работе над памятником документально
подтверждена так обстоит дело с
иконами из владимирского Успенского
собора, - выделить принадлежащие его
руке произведения чрезвычайно трудно,
поскольку создавались они
Приобщившись в XIV веке в силу исторических
условий к византийскому (константинопольскому)
искусству так называемого палеологовского
стиля
(то есть периода правления в Византии
династии Палеологов), стиля, оказавшего
воздействие на культуру большинства
стран восточноевропейского мира, московские
мастера усвоив его отдельные элементы
и приемы, сумели преодолеть византийское
наследие. Отказываясь от аскетизма и
суровости византийских образов, их отвлеченности,
Андрей Рублев, усвоил их античную, эллинскую
основу и предварял ее в своем искусстве.
Рублеву удалось наполнить традиционные
образы новым содержанием, соотнеся его
с главнейшими идеями времени: объединением
русских земель в единое государство и
всеобщим миром и согласием.
Рублев скончался 29 января 1430
года в Москве, в Андрониковом монастыре.
2.2 Биография, жизнь и учение Сергия Радонежского
Сергий Радонежский предположительно родился 3 мая 1314 года - умер 25 сентября 1392 года - монах Русской церкви, основатель Троицкого
монастыря под Москвой (ныне Троице-
Сергий Радонежский почитается
В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Однажды
по заданию отца он отправился в
поле искать лошадей. Во время поисков
он вышел на поляну и увидел под
дубом старца-схимника, «
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы[9]. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию .
Информация о работе Эпоха Андрея Рублева и Сергея Радонежского – русское «Предвозрождение»