Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 10:34, курсовая работа
Драгоценности - это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего - бесценный дар самой Природы.
Проблема: исследование ювелирного искусства России и его значение в современной декоративно-практической деятельности.
Объект исследования: ювелирное искусство России.
Предмет исследования: понятия, содержание, стиль, материалы, ювелирная мода и уход за ювелирными изделиями.
Цель исследования: изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей, материалов в ювелирном искусстве.
Введение 2
ГЛАВА 1. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СТИЛЬ, МАТЕРИАЛЫ 5
1.1. Ювелирное искусство 5
1.2. Материалы в ювелирном искусстве 7
1.3. Драгоценные камни 2
1.4. Полудрагоценные камни 2
1.5. Поделочные камни 2
1.6. Синтетические камни 2
1.7. Стекло и эмали 2
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 2
2.1. Ювелирное искусство народов, населявших территорию стран СНГ 2
2.2. Древнерусское золотое и серебряное дело 2
2.3. Основные центры Древнерусского ювелирного искусства 2
ГЛАВА 3. РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 2
3.1. Москва, XV-XVII вв. 2
3.2. Москва и Петербург в XVIII - нач. XX вв. 2
3.3. Карл Фаберже - придворный ювелир 2
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУСТВО 2
4.1. Советское ювелирное искусство 2
4.2. Ювелирная мода и современные ювелирные украшения 2
4.3. Классификация ювелирных изделий 2
4.4. Уход за ювелирными изделиями 2
Заключение 2
Литература 2
Колье и ожерелье изготавливаются из металлических и неметаллических ювелирных материалов.
Заколки - украшение, равнозначное как для женщин, так и для мужчин. Мужчины используют заколки для закрепления галстука и как застежки вместо пуговиц. У женщин застежки служат тем же целям. Иглы заколок делают как из драгоценных, так и недрагоценных цветных металлов. Головка заколки может быть выполнена из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, жемчуга, янтаря, коралла.
Цепочки - традиционно шейные украшения. Одинаково популярны как у женщин, так и у мужчин. По виду звеньев подразделяются на якорные, панцирные, витые, кордовые, венецианские, комбинированные, фантазийные, цепочки-ленточки. Изготавливают из сплавов драгоценных и недрагоценных цветных металлов. При необходимости могут быть позолочены или посеребрены. Длина цепочек, в зависимости от назначения, может быть от 300 до 1600 мм. Нередко замки цепочек, предназначенных для подвески кулонов, выпиливаются художественно оформленными (с гравировкой, рельефным узором или вставкой).
Браслеты - представляют собой украшения для рук. Выполняются из золота, платины, серебра, цветных металлов, титана, янтаря, полудрагоценных и поделочных камней, пластмассы, кости в виде обруча, скобы, полукольца, спирали в несколько оборотов. Могут состоять из нескольких соединенных различными способами звеньев. Подразделяются на жесткие и мягкие. Жесткие браслеты бывают замкнутыми, пружинящими и шарнирными.
Замкнутый браслет - кольцо или несколько колец из проволоки.
Разрезанное кольцо из упругого металла или пружинящий виток (змейка) называется пружинящим браслетом.
Шарнирный браслет - это две части одной детали, соединенные шарниром. Шарнирные браслеты в большинстве своем - металлические пустотелые.
Поверхность наружной (внешней) стороны браслетов обычно золотят, серебрят, гравируют, покрывают чернью Мягкие браслеты бывают трех видов: глидерные, цепные, плетеные. Глидерные браслеты - это несколько звеньев (глидеров) с шарнирным или пружинящим соединением. Несколько колец (звеньев) разной формы из проволоки составляют цепной браслет. В зависимости от формы звеньев браслет называют панцирным или якорным. Номера (размеры) браслетов приведены таблице 5.
Таблица 5
Номера браслетов и соответствующие им интервалы размеров, мм
№ |
130 |
135 |
140 |
145 |
150 |
155 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
185 |
190 |
От |
130 |
св 135 |
св 140 |
св 145 |
св 150 |
св 155 |
св 160 |
св 165 |
св 170 |
св 175 |
св 180 |
св 135 |
св 190 |
До |
135 |
140 |
145 |
150 |
155 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
135 |
190 |
195 |
Бусы - шейное женское украшение в виде нанизанных на нить всевозможных по форме, размерам и материалу бусин. Бусы изготавливают из драгоценных и недрагоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, жемчуга, янтаря, коралла, кости, стекла, пластмассы, фарфора, дерева. Материал, из которого изготавливаются бусы, обычно определяет и название, и форму бусин, и способы их получения.
Стеклянные бусы собирают из цветного гладкого и граненого бисера в форме цилиндра или кольца.
Бусины из жемчуга одной формы и частично одного размера составляют жемчужные бусы.
Янтарные бусины шаровой, овальной или многогранной формы с полированной поверхностью применяют для изготовления янтарных бус.
Бусины коралловых бус бывают круглой и овальной форм, но чаще всего в виде палочек разной длины.
Бусины металлических бус могут быть пустотелыми, ажурными, разных форм и размеров, с декоративной отделкой и без нее.
Бусины костяных и деревянных бус вытачивают на станках, украшают резьбой; форма бусин - самая различная; материалом для таких бус служат моржовая и слоновая кость, черное дерево, самшит.
На станках вытачивают также бусины для бус из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней.
Бусы, собранные из пластмассовых бусин, рассматриваются обычно как имитация янтарных, костяных, коралловых бус.
Запонки - мужское (да и женское тоже) украшение в виде застежек, вделанных в петли манжет рубашки. Изготавливают из драгоценных и недрагоценных металлов, неметаллических материалов. Бывают гладкими, филигранными, со вставками и без, с чеканным, гравированным, литым рисунком, с эмалью, чернью.
Зажимы для галстука - мужское украшение, играющее роль детали крепления галстука к сорочке. Делают зажимы из сплавов золота и серебра, а также латуни. Зажимы из серебра золотят, родируют, а из латуни - золотят, серебрят, никелируют. Часто, особенно в последнее время, зажимы для галстуков украшают вставками из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, янтаря, коралла, перламутра, стекла. Нередко зажимы для галстука выпускаются в комплекте с цепочкой и подвеской.
4.4. Уход за ювелирными изделиями
От воздействия среды (воздуха, влаги, температуры, пыли) и просто от времени ювелирные украшения теряют свой первоначальный блеск. Возвратить им их прежний вид можно различными способами и средствами отчистки. Большинство золотых украшений подновляют (очищают) путем ручного полирования войлочными, шерстяными или матерчатыми щетками с нанесенной на них крокусной пастой в виде порошка или слабо разбавленной в воде или спирте (кашицы).
Украшения с матовым золочением и со вставками из жемчуга и камней, чувствительных к воздействию химических препаратов, обновляются протиранием (полированием) мягкой щеткой с одновременным использованием растворенного (в виде кашицы) в нашатырном спирте двууглекислого бикарбоната натрия.
Бескаменные золотые украшения и украшения со вставками, не подверженные разрушающим реакциям химикатов, хорошо очищаются путем погружения на короткое время в подогретый раствор, состоящий из 120 г. двууглекислого бикарбоната натрия, 50 граммов хлорной извести, 30 г. поваренной соли, 0,5 л воды.
При применении всех перечисленных выше способов очистки украшений после обработки обязательно промывают в чистой воде и просушивают.
Многие серебряные украшения подновляют с помощью флотированного мела, смешанного с нашатырным спиртом; смесь на изделие наносят щеткой, дают просохнуть, а затем осторожно полируют до блеска. Хорошие результаты дает так же отчистка изделий бикарбонатом натрия 50 г., растворенным в 15 г. воды; полирование в этом случае осуществляется обожженной магнезией, мягким фетром, шерстяной тряпочкой. Потемневшие серебряные украшения можно очистить также в растворе (в виде кашицы), состоящем из 5 г. порошкообразных квасцов, 15 г. отмученного мела, 50 г. воды или 10 г горячей воды, 15 г. винного камня, 40 г углекислого бикарбоната натрия, 10 г. уксусной кислоты, или 2 г порошкообразных квасцов, 50 г поваренной соли, 25 г. жидкого мыла, 250 г воды, или 125 г. мыла, 6 г. углекислой окиси свинца, 6 г. винной кислоты, 6 г. аммиачных квасцов. После обработки изделия промывают в воде, а затем просушивают.
Темный налет с серебряных и посеребренных изделий легко удалить следующим образом: надо промыть изделие в теплой мыльной воде, затем почистить мягкой тряпочкой, смоченной в смеси нашатырного спирта с зубным порошком, затем сполоснуть теплой водой и просушить. Серебряные и мельхиоровые (посеребренные) украшения можно освежить, промыв их в теплой воде с питьевой содой (50 г. на 1 л воды) или в теплой мыльной воде с нашатырным спиртом (1 столовая ложка на 1 л воды). После этого украшения споласкивают и протирают насухо мягкой тряпкой.
Как известно, само назначение всех без исключения ювелирных изделий - создавать праздничное настроение. И для того, чтобы радость общения с ними продлилась, необходимо помнить о следующем: не носить ювелирные изделия во время выполнения определенного вида работ (стирки, приготовления пищи, мытья посуды), а также при обращении с кислотами и щелочами. В курсовой работе собран и обобщен - разнообразный материал из теории и методики художественного образования, техники и технологии ювелирного искусства. Составленная в ноябре 2001 г. и утвержденная Министерством культуры Российской Федерации концепция художественного образования, опирающаяся на основополагающий государственный документ - «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 г., является актуальной программой, способной разрешить проблемы художественно-эстетического воспитания, активизировать, консолидировать научно-творческий потенциал художественной интеллигенции. Актуальность художественного образования в педагогическом вузе подтверждает систематически проводимая Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы искусства в современном образовании», в которой наряду с другими проблемами рассматривалась интеграция в современном образовании разных видов искусств (изобразительного искусства, архитектуры, музыки). На IV съезде Российского союза ректоров, в рамках которого обсуждался широкий круг вопросов, связанных с современным состоянием и стратегией развития высшей школы, рассматривалась стратегия развития высшей школы. На заседании коллегии МО РФ обсуждена программа развития системы непрерывного педагогического образования на ближайшие десятилетия. Педагогическая общественность получила документ, позволяющий развивать систему непрерывного образования на всех уровнях.
Заключение
В данной курсовой работе мы попытались изучить и раскрыть исторические художественные стили в области ювелирного искусства.
Всякая эпоха создавала украшения по-своему как с точки зрения стиля, так и выбора материала и уровня техники. В древности главным образом государства Двуречья, Египет, Греция и Рим существеннейшим образом определяли развитие украшений, позднее эту роль восприняла Византия и древняя Русь.
В средневековом обществе лишь немногим избранным было возможно и доступно ношение драгоценных украшений. В эпоху Ренессанса этот круг расширился, и одновременно высшая аристократия и духовенство стали носить более роскошные украшения, чем это было принято в пред-шествующую эпоху. Ренессанс любил драгоценные камни и цветную эмаль и обильно украшал ими наиболее популярные в те времена украшения.
Семнадцатый век оказался поворотным для алмазной грани, было изобретено гранение алмазов. Бриллианты закреплялись в броши в виде бантов, букетов, ветвей; стали изобретать целые гарнитуры, состоящие из ожерелья, браслета, серег и диадемы. Восемнадцатый век характеризуется проявлением интереса широких слоев населения к украшениям, использованием более дешевых материалов и созданием новых средств и форм украшений.
Двадцатый век в развитии ювелирных украшений был весьма динамичным; увлечение «древнеегипетскими» мотивами в 20-е годы, «высокая мода» в 30-е и 40-е годы, эпоха блеска и роскоши в 40-50-е годы, эпоха шарма и элегантности в 60-е годы и блистательности в 70-80-е, когда возникает мир необычайной роскоши и красоты. В 90-е годы «высокая мода» и соответствующий ей стиль сменился стилем «гранж», т. е. стилем «уличных бродяг».
В курсовой работе с учетом исторического, художественного и технологического аспектов рассматриваются следующие основные положения:
- понятия, содержание, стиль, материалы и технологические приемы изготовления ювелирных изделий - ювелирного искусства;
- искусство и шедевры
златокузнецов разных эпох от
Древней Руси до сокровищ
- русское золотое и
серебряное дело, начиная с изделий
и мастерства древних
- современная мода ювелирных изделий; классификация ювелирных изделий и тенденции развития современного дизайна ювелирных изделий; приведены рекомендации по использованию ювелирных изделий.
Проблемы дизайна ювелирных изделий вызывают интерес не только в художественно-профессиональной и художественно-образовательной среде, но и в различных социальных группах.
Цель исследования курсовой работы – изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей и материалов в ювелирном искусстве, на мой взгляд, достигнута. Задачи выполнены. Считаю, что данная курсовая работа послужит хорошим дополнительным методическим материалом на уроках изобразительного искусства и технологии.
Литература