Гражданский кодекс Наполеона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Все девятнадцатое столетие пронизано отзвуками наполеоновского мифа. Наполеон - человек века: он потряс воображение нескольких поколений. К нему - к его славе и судьбе, к его взлету и падению прикованы взоры. Многие философы и мыслители признавали его гением, идущим после Цезаря и Александра Македонского. Французский писатель Стендаль признавался, что для получения вдохновения и ощущения красоты французского языка он читал отрывки из кодекса Наполеона каждый день. Действительно, кодекс Наполеона был и остаётся источником вдохновения не только для Стендаля и всех остальных французов, но и для юристов всего мира.

Содержание

Вступление (с.4-6)
Основная часть: (с.7-45)
Глава I. Гражданский Кодекс Наполеона (с.7-24)
§ Разработка кодекса Наполеона.
§ Принятие кодекса Наполеона.
§ Название кодекса.
§ Источники Гражданского кодекса.
§ Структура Гражданского кодекса.
§ Особенности ГК.
§ Институции ГК.
§ Историческая эволюция кодекса Наполеона.
§ Историческое значение.
§ Кодекс Гражданской процедуры.
Глава II. Конституция Республики (с.25-28)
§ Дополнительный акт 1815 г.
Глава III. Французский торговый кодекс 1807г. (с.29-33)
§ Торговый кодекс как дополнение ГК.
§ Пересмотр и основные изменения в ТК Франции.
Глава IV. Уголовный кодекс 1810 г. (с.34-42)
§ Структура Уголовного Кодекса.
§ Классификация УК.
§ Уголовно – процессуальный кодекс.
Глава V. Реформы Наполеона в экономике (с.43-44)
§ Экономика при Наполеоне.
§ Экономическое отставание Франции во время войны.
Глава VI. Реформы Наполеона в сфере образования (с.45-46)
Заключение (с.47)
Библиография (с.48)
Приложения (с.49-50)

Вложенные файлы: 1 файл

Исследовательская Работа Папояна Цолака 9 В.docx

— 184.06 Кб (Скачать файл)

Так, были предусмотрены новые формы  организации управления делами компании (директорат, наблюдательный совет  и др.), право выпуска облигаций, которые обменивались затем на акции, усиление контроля крупных держателей акций за функционированием органов  управления, расширение отчетности акционерных  обществ с целью обеспечения  более высокого уровня достоверности  и полноты информации. Была повышена и степень ответственности самой  акционерной компании перед третьими лицами в случаях, когда органы управления акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью действуют  вне рамок установленной для  них правоспособности (специальной  правоспособности).

Интересы  третьих лиц получили дополнительные гарантии (закон от 25 января 1985 г.) и в случаях, связанных с несостоятельностью акционерного общества. Таким образом, проявилась характерная для последнего времени тенденция^ расширению контроля за деятельностью акционерных обществ со стороны самих акционеров, третьих лиц и государства.

Другой  характерной чертой французского акционерного законодательства (начиная с 1917 г.) явилось распространение ценных бумаг компании среди ее рабочих и служащих. Эта тенденция нашла свое выражение и в целой серии законов 60—80-х гг.

Так, закон 1970 г. предоставил акционерным обществам право распространять среди своих работников акции общества (путем подписки или покупки). В 1980 г. в законодательном порядке было установлено обязательное бесплатное распределение части акций среди работников предприятий, принадлежащих акционерным обществам.

Таким образом, развитие французского торгового, а по сути дела экономического права  происходило не в рамках традиционных кодексов частного права, а путем  издания большого количества самостоятельных  хозяйственных актов.

Для этих актов свойственно усиление публично-правовых начал в регулировании  экономических отношений, в результате чего происходит стирание ранее непреодолимых  граней между публичным и частным  правом.

Примером  могут служить многочисленные нормативные  акты, направленные на защиту окружающей среды, на поддержание рыночной конкуренции, на охрану интересов потребителей товаров  и услуг и т.д.

Так, в 60— 80-е гг. во Франции была принята целая серия природоохранительных актов, которые вводили жесткий контроль за состоянием окружающей среды, способствовали недопущению ее загрязнения в результате промышленной и иной производственной деятельности. В 1964 г. был принят декрет о реактивных отходах, в 1974 г. — об охране воздуха от загрязнения, в 1975 г. — об ограничении уровня шума и т.д.

Показателем успешного проведения природоохранительной политики стало принятие в 1970 г. специальной государственной программы по охране окружающей среды, в соответствии с которой был образован и ряд новых природоохранительных органов, в том числе министерство охраны природы и окружающей среды.

Важной  вехой в осуществлении природоохранных  мероприятий явилось издание  закона 1976 г., который содержал широкий перечень природных ресурсов, находящихся под защитой государства (флора, фауна, вода, почва и т.д.). Нарушение этого закона влекло за собой не только гражданско-правовую и административную ответственность, но и уголовные наказания.

Своеобразное  сочетание публично-правового и  частноправового регулирования  можно видеть в законодательстве (начиная с ордонанса о ценах  1945 г.), посвященном поддержанию конкуренции и предотвращению доминирующих (т.е. монополистических) позиций отдельных предпринимателей, акционерных компаний и их объединений.

Значительным  этапом в развитии конкурентной и  антимонопольной политики стал правительственный  ордонанс 1986 г. о свободе цен и конкуренции. По этому закону (ст. 7) запрещаются согласованные действия, договоры, выраженные в открытой форме, или подразумеваемые соглашения, а также объединения, имеющие целью или могущие иметь в качестве одного из своих последствий недопущение, ограничение или нарушение конкуренции на рынке.

Такие монополистические сговоры могут  быть направлены на ограничение в  доступе на рынок других предприятий, недопущение свободного установления цен, ограничение производства или  сбыта, раздел рынков или источников снабжения и т.д.

Согласно  ст. 8 ордонанса 1986 г., предприятию или группе предприятий запрещается злоупотреблять господствующим (доминирующим) положением на внутреннем рынке, а также экономической зависимостью, в которой от него находятся другие предприятия, являющиеся их поставщиками или клиентами.

Для нарушителей закона ордонанс предусмотрел разные виды ответственности: гражданскую, административную и уголовную. Последней подлежат не только физические лица, руководители предприятий-нарушителей, но и юридические лица, сами предприятия, товарищества и их объединения.

 

            

 

 

 

 

 

 

    Глава IV. Уголовный кодекс 1810 г.

В УК разработанном при Наполеоне 1, Хотя Кодекс в ряде моментов представлял собой шаг назад по сравнению с законодательством эпохи революции, в целом он был прогрессивным для своего времени документом. В нем проводилась идея равенства лиц перед уголовным законом, вводились ясные критерии преступления, четко очерчивался круг наказаний и т.д.

                       § Структура УК

Структура УК 1810 г., хотя и была более сложной, в принципе следовала структуре УК 1791 г. Краткие предварительные положения, а также книги первая и вторая были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Они представляли собой своеобразную общую часть Кодекса, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных деяний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (особенная часть).

В УК 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчеркивалось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 4). В Кодексе говорилось об ответственности соучастников преступления, предусматривалось освобождение от ответственности лиц, действующих в состоянии безумия или под принуждением силой.

Французский законодатель, однако, к этому времени  еще не разработал многих общих вопросов уголовного права: не были определены формы вины, ничего не говорилось о  давности, о совокупности преступлений. В УК упоминалось покушение, но оно  полностью приравнивалось к законченному преступлению, если преступное действие прерывалось не по воле покушавшегося.

                     § Классификация УК

УК  1810 г. ввел трехчленную классификацию преступных действий, которые в зависимости от характера наказания делились на 3 группы. К первой относились наиболее тяжкие преступные деяния — преступления (crimes), которые карались мучительными или позорящими наказаниями. Вторую группу составляли проступки (delicts), наказывавшиеся исправительными мерами. Для третьей группы — полицейских правонарушений (contraventions) — были предусмотрены наказания полицейского характера.

В Кодексе четко очерчивался круг возможных уголовных санкций, закреплялся  отказ от ряда жестоких наказаний  средневековой эпохи. Но в области  наказаний УК 1810 г. делал шаг назад по сравнению с УК 1791 г. В нем восстанавливались пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии, гражданская деградация. В качестве дополнительного наказания предусматривалось также клеймение.

Исправительными наказаниями, по терминологии Кодекса (ст. 9), могли быть: тюремное заключение в исправительном заведении, временное  лишение некоторых политических, гражданских и семейных прав, а  также штраф.

В разделе о преступлениях и  проступках против частных лиц более  половины статей были посвящены охране собственности. Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда — пожизненные. Кодекс запрещал коалиции и стачки рабочих, вводил уголовную  репрессию против нищих и бродяг, не имевших определенного места  жительства и средств к существованию.

В особенной части УК 1810 г. на первое место выносились преступления против публичных интересов. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягательстве на внешнюю безопасность французского государства, содержались и специфические статьи, каравшие за покушения на особу императора и членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления.

Лица, произносящие речи, расклеивающие афиши  с целью призыва граждан к  совершению преступлений против внутренней и внешней безопасности государства, рассматривались как виновные в  преступлениях и заговорах.

 

§ Уголовно-процессуальный кодекс (УПК)

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), принятый в 1808 г. и подводивший итоги послереволюционных преобразований в области уголовного процесса. УПК ввел во Франции так называемый смешанный процесс. В период расследования дела до суда сохранялось тайное и письменное производство, которое восходило еще к дореволюционному процессу. Ведение следствия осуществлялось особыми следственными судьями, полномочия которых по УПК были весьма широки, а последующее законодательство (например, закон 1856 г.) еще более их расширило. Следственный судья мог издать приказ о явке обвиняемого на следствие, о его принудительном приводе или аресте; он производил допрос обвиняемого, свидетелей, совершал осмотр на месте преступления и другие следственные действия.

Заключительная  часть процесса — судебное разбирательство  уголовных дел — строилась  на принципах гласности, устности и  состязательности. УПК предусматривал разграничение следствия и обвинения. Последнее на суде поддерживал не следственный судья, а прокурор. После  выступления на суде прокурора слово  имел адвокат. В случае последующей  реплики прокурора адвокат имел право на ответ. УПК подтвердил введенный  еще в годы революции (под влиянием английской судебной системы) суд присяжных, которые выносили вердикт о виновности или невиновности обвиняемого. Но УПК  Франции не требовал единогласия  присяжных, вердикт мог быть вынесен  простым большинством (закон 1845 г. предусматривал квалифицированное большинство в 8 голосов из 12).

В соответствии с УПК председательствующий в судебном заседании судья получил  возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался  к присяжным с речью, в которой  резюмировал дело, фиксировал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ  присяжные. Напутственное резюме нередко  выливалось в обвинительную речь, оно было отменено в 1881 г.

В течение всего XIX в. УК и УПК активно  использовались сменяющими друг друга  правительствами для поддержания  необходимого публичного порядка. Правящие круги Франции неоднократно прибегали  к использованию не только судебных, но и внесудебных методов расправы в случаях возникновения острых политических ситуаций.

В 1881 году специальным законом о  печати устанавливалась уголовная  ответственность за широкий круг преступлений и проступков, “совершаемых путем печати”. В законе предусматривались  наказания для лиц, использующих печать для “публичного оскорбления” должностных лиц, “оскорбления нравственности”, подстрекательства к неисполнению воинских обязанностей и т.д.

В июле 1894 г. в связи с убийством президента Карно был принят закон, особо наказывающий “анархическую пропаганду”, если она направлена к совершению преступлений. Но постепенное развитие и укрепление демократических начал во французском обществе привело и к определенной либерализации уголовно-правовых институтов. Так, в разное время во Франции были приняты законы, отменявшие явно антидемократические положения УК 1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение и отсечение руки, в 1848 г. — смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. — гражданская казнь.

В период Второй империи осуществлялась также либерализация в области уголовной политики, которая нашла свое выражение в ослаблении санкций в отношении целого ряда преступлений и лиц, не представлявших серьезной социальной опасности.

В 1885 году специальным законом было введено условное освобождение, которое  применялось к лицам, отбывшим не менее половины срока заключения (для рецидивистов — две трети  срока). Для условного освобождения требовалось, чтобы администрация  места заключения засвидетельствовала  “хорошее поведение” заключенного, а  также возможность его “честного  существования” после выхода из тюрьмы. Однако условное освобождение не применялось  к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колониях, к пожизненному заключению.

В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серьезных уголовно-правовых реформ наталкивалось на политические трудности. Изменения в Уголовном кодексе касались главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и конкурсов, злоупотребления в казино, проституция, разрушение исторических памятников и т.д.).

Во  второй половине XX в. необходимость  усиления борьбы с преступностью, принимающей  новые формы (терроризм, экологические  преступления), потребовала существенных изменений в самом уголовном  законодательстве, которое почти  за два века действия наполеоновского  УК основательно устарело.

Наиболее  благоприятные условия для проведения радикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пятой республике, когда формирование правового государства сделало необходимой более эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью.

Уже в 60—70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений (запрещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).

В 1981 году в результате длительной борьбы демократических сил из уголовных  наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения  эффективной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществлена криминализация и пенализация терроризма, нарушений в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.

Информация о работе Гражданский кодекс Наполеона