Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:44, реферат
Преподобный Нил Сорский – его учение, жизнь и творчество – тема далеко не новая для историографии. Уже более двух столетий не утихают дискуссии в исторических сочинениях, посвященных преподобному Нилу. Монастыри были «солью» Русской земли, а Нил Сорский положил много труда, чтобы эта соль «не перестала быть соленой».
Книжные собрания многих русских монастырей содержат «творения старца Нила, пустынника Сорского». Количество их списков не поддается точному учету. Творения Нила Сорского переписывали на протяжении ХѴІ-ХѴІІІ вв. в Кирилло-Белозерском, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском монастырях, на Соловках и Валааме, в Саровской пустыни. Их значение высоко оценили уже современники Нила Сорского.
Введение 3
Жизнеописание 4
Литературная деятельность 6
Отношение Нила Сорского к монастырским имуществам 8
Отношение Нила Сорского к ереси жидовствующих 10
Нило Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII ВВ. 12
История канонизации преподобного Нила Сорского 15
Заключение 18
Литература 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина»
Чебоксарский политехнический институт (филиал)
Кафедра Информационных технологий и программирования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Отечественная история
на тему Личность в истории. Нил Сорский
вариант 65
Выполнил(а):
студент(ка) 1 курса
специальности 230100
заочного отделения
Козлов Федор Валериевич
учебный шифр 612465
Проверил(а):
доцент Сергеева О.Ю.
Чебоксары 2012
Оглавление
Преподобный Нил Сорский – его учение, жизнь и творчество – тема далеко не новая для историографии. Уже более двух столетий не утихают дискуссии в исторических сочинениях, посвященных преподобному Нилу. Монастыри были «солью» Русской земли, а Нил Сорский положил много труда, чтобы эта соль «не перестала быть соленой».
Книжные собрания многих русских монастырей содержат «творения старца Нила, пустынника Сорского». Количество их списков не поддается точному учету. Творения Нила Сорского переписывали на протяжении ХѴІ-ХѴІІІ вв. в Кирилло-Белозерском, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском монастырях, на Соловках и Валааме, в Саровской пустыни. Их значение высоко оценили уже современники Нила Сорского.
Монастырские рукописи называют Нила Сорского «великим старцем» и «начальником скитскаго жития», выделяя тем самым главное значение его деятельности в истории русского монашества. Время сохранило не только списки сочинений преподобного Нила, но и собственные автографы преподобного: «Предание ученикам», главы «О мысленном делании», агиографические сборники.
О самом же Ниле Сорском известно немного. Далее мы рассмотрим это подробнее.
Известно, что родился
преподобный Нил в 1433 году в Москве.
О своем происхождении и
С другой стороны известно, что до пострига будущий подвижник служил подьячим, занимался списыванием книг, был «скорописцем». Летописец Кирилло-Белозерского монастыря сообщает о преставлении в 1502 или 1503 г. «Нилова брата» – Андрея, в иночестве Арсения. Дьяк великих князей московских Василия II Васильевича и Иоанна III Андрей Федорович Майко упоминается в государевых грамотах и документах на протяжении полувека: в 1450-1501 гг. Он не раз исполнял различные дипломатические поручения великих князей, участвовал в великокняжеских посольствах в Польшу и Литву, в приеме послов.
Постриг преподобный Нил принял в Кирилло-Белозерском монастыре. Когда преподобный Нил принял постриг, неизвестно. По всей видимости, в монастыре Нил занимал заметное положение. Ряд монастырских документов от 1460 года до 1475 года имя Нила называется среди монастырских старцев, решавших хозяйственные вопросы. Возможно, другим монастырским послушанием будущего святого было списывание книг. Во всяком случае, его почерк угадывается в ряде рукописей из библиотеки Кирилова монастыря. Богатая и во многом уникальная (книги для Кириллова монастыря переписывали в монастырях Константинополя и Афона) библиотека обители явилась, несомненно, одним из факторов становления старца Нила как подвижника и духовного писателя. Принимая столь ответственное в своей жизни решение, будущий преподобный должен был очень хорошо и не понаслышке знать эту обитель. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что жизнь обоих братьев Майковых была тесно связана с Кирилло-Белозерским монастырем. Андрей Майко не раз возил сюда и в соседний Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере милостыню от членов великокняжеской семьи.
Верный себе – всегда в поиске обращаться к первоисточнику – Нил Сорский принял решение идти в Константинополь и на Афон, где в монастырях веками сохранялась и процветала традиция «умного делания».
Примерно между 1475—1485 годами преподобный Нил вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным совершил длительное паломничество в Палестину, Константинополь и на Афон. Долгое время Нил Сорский пробыл на Афоне, где основательно познакомился со скитским устройством.
Прибыв в Константинополь,
русские паломники увидели
В своем сочинении
Нил Сорский оставил
Такова краткая историческая канва жизни Нила Сорского. Однако она отнюдь не объясняет того интереса, с которым относились к сорскому подвижнику современники и потомки. Как «великий старец» отвечал на сложные вопросы русской действительности конца XV столетия? Что такое скит как форма монастырской жизни, и почему именно ее предпочел Сорский подвижник, устраивая свой монастырь? В чем оригинальность и традиционность старца Нила как духовного писателя, каковы особенности его работы с древними житиями? Без ответа на эти вопросы нельзя в полной мере увидеть значение Нила Сорского в истории русского монашества ХѴ-ХѴІ вв. Жизнь и мировоззрение Нила Сорского – ключ к изучению всей «Северной Фиваиды» – уникального и во многом загадочного феномена духовной жизни Средневековой Руси.
Представляется, что нельзя говорить объективно о взглядах Нила Сорского на важнейшие вопросы русской церковной жизни, не исследовав его агиографические сборники. Ведь именно в примерах житий святых отцов он искал ответа на вопросы современной ему жизни. Нельзя говорить о Ниле Сорском как о возобновителе традиций древнего монашества и скитского жительства на Руси, когда практически нет исследований по истории самого Нило-Сорского скита.
Сочинения преподобного Нила Сорского, рукописные сборники, составленные им, принадлежат к числу основных источников, которые рассказывают о его мировоззрении и жизни. К настоящему времени выявлены следующие сочинения старца Нила: «О жительстве святых отец сие предание старца Нила Пустынника учеником своим, и всем прикладно имети сие» (далее – «Предание»), «От писаний святых отец о мысленнем делании, чего ради нуждно сие и како подобает тщатися о сем» (далее – главы «О мысленном делании»), «Завещание», «Молитва и благодарение к Господу Богу Нашему имущиа покаяние и исповедание грехов и страстей» (далее – «Молитва»), помянник «Творение Нила старца, внимай известно глаголемым» и пять посланий. Все эти сочинения Нила Сорского опубликованы.
Главным его трудом следует назвать состоящий из 11 глав "Устав скитской жизни". «Устав» предваряет краткое предисловие:
«Смысл этих писаний охватывает следующее: как подобает делание совершать иноку, хотящему истинно спастись в эти времена, что и мысленно и чувственно по божественным Писаниям и по житию святых отцов, насколько возможно, подобает поступать».
Таким образом, «Устав» преподобного Нила, это не регламент скитской жизни, а аскетическое наставление в духовной борьбе. Большое внимание преподобный уделяет «умной» или «сердечной» молитве, цитируя при этом Григория Синаита и Симеона Нового Богослова. Нет сомнений, что Нил Сорский принадлежит мистическо-созерцательному направлению в православном монашестве, возрождение которого связано с именем преподобного Григория Синаита.
Особо ценным источником по истории Нило-Сорского скита являются рукописные книги его библиотеки. Книги часто имеют подписи писцов – монахов скита, вкладчиков, что значительно расширяет знания о братии, книжных связях Ниловой пустыни с другими монастырями, о почитании скита на Руси. Кроме того, в рукописях встречаются фрагменты церковных служб Нило-Сорского скита, сообщения о панихидах «по старцу Нилу» и другие ценные свидетельства.
Наибольший интерес исследователей всегда вызывала фраза Нила Сорского о том, что он исправлял текст «согласно своему худому разуму». Возникли предположения, что преподобный Нил критически относился к содержанию житий, убирал из них рассказы и эпизоды, которые не согласовывались с его взглядами и убеждениями.
При работе над текстом для Нила Сорского не существовало мелочей. Он добивался его максимальной выветренности и понятности. Житие, рассказывая о святом, почти всегда указывает точный возраст, когда святой пришел в монастырь, сколько лет пробыл в нем, сколько лет прожил в пустыне и так далее. В конце жития обычно подводится итог подвижничества и лет святого. Если данные жития и эпилога не совпадали между собой, то Нил Сорский обязательно исправлял ошибку либо оставлял пробел.
Кроме того, известны ряд его посланий: Гурию Тушину, Герману Подольному, Вассиану Патрикееву, «брату, пришедшему с восточной стороны», а также две молитвы.
Другой стороной литературной деятельности преподобного Нила была его деятельность как переписчика и составителя житийных сборников.
Собор 1503 г. о монастырском землевладении и позиция Нила Сорского в этом вопросе
Что есть монашеское нестяжание, каковы его границы, где начинается стяжание, т.е. нарушение одного из основных монашеских обетов – эти вопросы стали особенно актуальны для Русской Церкви в XVI в, о чем свидетельствует полемическая литература этого времени, материалы церковного собора 1503 г.
В истории Русской Церкви преподобный Нил Сорский известен, прежде всего, как нестяжатель, даже глава движения нестяжателей. В этом его обычно противопоставляют преподобному Иосифу Волоцкому.
Действительно, Нил Сорский, судя по его сочинениям, придавал большое значение заповеди нестяжания. В своем «Предании» ученикам и в сочинении «О мысленном делании» он неоднократно и твердо высказывался против монашеских «стяжаний и имений».
Согласно «Божественным заповедям», житиям древних святых и своему разуму Нил Сорский выработал определенное понимание монашеского нестяжания и, основываясь на этом понимании, строил жизнь своего скита.
Как сообщают некоторые источники («Письмо о нелюбках» и «Слово иное»), старец Нил, участвовал в церковном соборе 1503 г., где возник спор о монастырском вотчинном землевладении – канонично ли оно. В различных источниках излагается несколько версий соборной полемики 1503 г.
Нил Сорский выступил инициатором обсуждения этого вопроса: «Егда свершился собор о вдовых попех и диаконех, и нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили черньцы по пустыннем, а кормили бы ся рукоделием».
Нил Сорский на соборе проповедовал «пустынное», т.е., вероятно, скитское житие, отрицал общежительные монастыри и владение селами как главный источник их содержания; иноки должны кормиться от трудов рук своих, говорил преподобный. Иосиф Волоцкий, защищая монастырские села и общее житие, возражал старцу Нилу.
Несмотря на существование противоречивых рассказов с источников, в современной историографии существует мнение (согласное с версией «Письма о нелюбках» и «Жития Иосифа Волоколамского»), что Нил Сорский противопоставлял скит как наилучшую форму монастырского устройства общим житиям, которые были почти единственным типом (не считая особножительных) монастырей в его время.
По мнению исследователей, основанием своего скита и выступлением на соборе 1503г., где убеждал всех иноков жить по пустыням, Нил Сорский предлагал нестяжательную скитскую реформу русского монашества: «Нил, очевидно, видел в предложенном им «среднем пути» не временный этап, а наилучший вид монастырского устройства». Более того, по предположению исследователей, противопоставление скитничества и общежития было тем зерном, из которого впоследствии выросли враждебные программы иосифлян и нестяжателей.
Такой вывод о противопоставлении
скита и общежития в
Рассуждения самого Нила Сорского о трех формах монастырского устройства («уединенное ошельство», «съ единѣмъ или множае съ двема безмолвствовати» и «общее житие») вполне согласуются с описанной в древних житиях монашеской традицией. И хотя всю 11-ю главу его сочинения «О мысленном делании» можно назвать апологией скитского жития, но эта апология не означает отрицания других форм монастырской жизни.
Главное дело подвижника, живущего в скиту, как пишет Нил Сорский, – «безмолвие», т.е. «умное делание», «умная молитва». Это уже более высокий уровень монашеского делания, и он не может подходить всем. Для скитского жития необходимо иметь достаточную степень подготовки, «яко же Григорие Синаитъ глаголетъ: мнозѣмъ въ безмолвии неискуснымъ бысть прельститися древле и нынѣ». Те, кто еще подвержен душевным страстям: «тщеславию, мнению, лукавству и прочим яже от сих», не могут жить в скиту, тем более в уединении. Следовательно, таковым подходит только общежитие.