Судя
по этому материалу, при строительстве
улиц стремились к тому, чтобы
их ширина была всюду одинаковой,
а перекрестки прямоугольными. То
там, то здесь улицы неожиданно делают
поворот, но, возможно, первоначально здесь
шли дороги, которые когда-то петляли,
проходя по неиспользованным землям, разрушенным
участкам, иногда даже по полям и садам.
Такие пустыри часто возникали в больших
городах, так как вследствие колебании
численности населения жилые кварталы
на протяжении веков меняли свое положение,
занимая то большую, то меньшую площадь.
Сходная
тенденция как-то упорядочить сеть
улиц заметна и в больших городах, раскопанных
в долине Инда, в Мохенджо-Даро и Хараппе.
Там, однако, ширина улиц была более дифференцирована.
Нельзя не учитывать, что использование
в Месопотамии и в долине Инда кирпича
при строительстве, естественно, вело
к появлению прямоугольных зданий, в то
время как, применяя такие строительные
материалы, как ил и обломки кирпича и
камня, лишь с трудом можно получить прямые
углы.
Серьезным
аргументом в пользу существования
системы перекрещивающихся улиц
служат данные раскопок в Урарту,
в районе озера Ван. Там был
обнаружен город, построенный
по плану. Хотя раскопки еще
не закончены, уже ясно, что
город имел квадратную планировку;
каждая улица была шириной
в пять метров, за исключением
главной (ее ширина - семь метров).
Каменные стены слишком низки,
чтобы можно было обнаружить
следы ворот. Все дома строились
одновременно и имели стандартные
размеры; стены возвышаются сейчас
только на один ряд кладки,
и не было пока найдено никаких
обломков посуды. Строительство
города явно было приостановлено
па начальной стадии. Этот город,
по-видимому более древний, чем Дур-Шаррукин,
показывает, как строились города подобного
рода в Месопотамии, хотя, впрочем, нельзя
быть полностью уверенным, что урартские
цари в этом случае подражали ассирийцам.
Вопрос
о системе городских улиц заставляет
нас вновь обратиться к ''священной
дороге'', поскольку она тоже проходила
в пределах городских стен. Остатки
такой дороги для торжественных
процессий были раскопаны в
Вавилоне, Ашшуре и Хаттусасе. Из литературных
источников нам известно, что она существовала
и в Уруке. В хеттской столице эта дорога
соединяла храм, дворец и расположенное
вне города святилище, но в самой Месопотамии
ее строили для шествия, совершавшегося
в Новый год от главного храма города к
специальному святилищу, находившемуся
за его пределами. ''Священная дорога''
была тщательно вымощена, а в Вавилоне
украшена к тому же великолепными сооружениями
по всему пути до знаменитых Ворот богини
Иштар, через которые она проходила. Нельзя
не заметить, что все оформление ''священной
дороги'', несмотря на его роскошную монументальность,
свидетельствует об удивительном отсутствии
интереса к перспективе.
В Вавилоне,
так же как в Хаттусасе, дорога
делает поворот на девяносто градусов
- разительный контраст египетской ''аллее
сфинксов'' с ее величественной перспективой
или прямой ''священной дороге'' Пекина,
ведущей от ''запретного города'' к ''алтарю
небес''. Можно даже утверждать, что для
монументальной архитектуры Месопотамии
было характерно стремление избегать
прямой перспективы, что проявляется,
например, в расположении дверных проемов
в шахматном порядке и в отсутствии желания
сохранить единую ось в расположении помещений,
когда это не вызывалось утилитарными
соображениями. Эта характерная черта
месопотамской архитектуры того периода
отличает ее от архитектуры Египта. Интерес
к перспективе, образуемой длинными проспектами
с симметрично расположенными зданиями
и промежутками между ними, стал наглядно
проявляться в архитектуре Месопотамии,
да и по всему древнему Ближнему Востоку
лишь под влиянием греческих и в особенности
римских принципов градостроительства.
Следует
упомянуть, наконец, отрывок из
надписи ассирийского царя Синаххериба,
который показывает, насколько заинтересованы
были некоторые правители в украшении
своих городов. Синаххериб с гордостью
рассказывает о том, как он сделал улицы
Ниневии прямыми и расширил площадь возле
ворот города. В нашем распоряжении есть
две стелы из Ниневии с надписями, в которых
говорится, что он расширил одну из узких
улиц города, чтобы превратить ее в ''царскую
дорогу''; уменьшать ширину этой улицы
при строительстве новых домов было под
страхом смерти запрещено. Специальные
стелы с надписями были установлены для
того, чтобы отмечать ширину новой улицы,
которая устанавливалась в шестьдесят
два локтя. Можно предположить, что новая
''царская дорога'' вела из цитадели к одним
из городских ворот, которые, как гласит
надпись, были перестроены, вероятно для
того, чтобы скоординировать направление
и ширину дороги и ворот. По этой via trium.phaUs
(триумфальной дороге) царь должен был
въезжать в свой дворец, возвращаясь после
ежегодных (и всегда победоносных) кампаний.
Несколько
слов надо сказать о величине
и внешнем виде месопотамских
городов. Следует дать надежные
сведения о занимаемой ими
площади, а не тратить времени
на предположения о возможном
количестве их жителей. В халдейский
период самым крупным городом
был, несомненно, Вавилон. Его
площадь - 2500 акров, затем идет
Ниневия - 1850 акров и Урук, занимавший
несколько меньшую площадь - около 1110 акров.
Другие города были гораздо меньше: хеттская
столица Хаттусас занимала 450 акров, в
то время как Ашшур - только 150. Из царских
городов Дур-Шаррукин располагался на
площади в 600, а Калах в 800 акров. Во времена
Фемистокла Афины занимали 550 акров; следует
учитывать, что по сравнению с остальными
греческими городами это был очень большой
и густонаселенный город. Аристотель приводит
рассказ о поразительных размерах Вавилона:''…уже
три дня прошло, как Вавилон был взят, а
часть жителей города ничего еще об этом
не знала''. Это высказывание Аристотеля
показывает скрытое критическое отношение
к большим городам: ''Ниневия же была город
великий у Бога, на три дня ходьбы''. Отрицательное
отношение греков и Библии к большим городам
имело различные корни: греческие политические
деятели прекрасно понимали, что их тип
демократического правления не пригоден
для городов свыше определенного размера,
а в Ветхом завете везде чувствуется скрытое
порицание городской жизни, особенно в
многонаселенных городах.
Огромные
размеры таких столиц, как Вавилон
и Ниневия, могли быть следствием
вторичного развития, вызванного
необычным и типичным ростом
населения этих городов. Это
особая фаза истории месопотамского
города.
Немного
можно сказать также о внешнем
виде и архитектурном рельефе
месопотамского города. Сохранилось
мало изображений конкретных, поддающихся
идентификации городов; большинство
их на ассирийских рельефах
безнадежно схематизировано и
дает слишком мало материала.
Но даже там прослеживается
разница между городом, окруженным
стеной, и более низкими домами
пригорода; можно разглядеть монументальные
ворота, стены с башнями и зубцами,
часто образующими двойную систему
укреплений; можно заметить, как
использовали в военных целях
источники воды, особенности рельефа
и т. д. В редчайших случаях
мы видим, что особенности конкретного
города воспроизводятся с ценными
деталями, как, например, на рельефе,
где изображен Мусасир, завоеванная
столица Урарту, с его необыкновенным
многоколонным храмом и многоэтажными
зданиями. На поврежденной плите мы видим
любопытную перспективу Вавилона, которая
на многое пролила бы свет, если бы не отсутствие
верхней ее части.
Немногие
города Месопотамии имеют яркие
топографические отличия, такие,
как, например, Ашшур, находившийся
на скале, на которую приходилось подниматься
по монументальной лестнице, или Борсинпа,
расположенная по обе стороны озера, и,
наконец, Вавилон, выделявшийся своими
размерами, мостом, перекинутым через
Евфрат, и высотой своей знаменитой башни.
Города,
расположенные на равнине, и новые города
с их одно или двухэтажными домами, без
окон, под плоскими крышами, с храмовыми
башнями, верх которых покрывался голубой
глазурью, и бесконечными кирпичными стенами,
усеянными зубцами и башнями, коренным
образом отличались от городов-цитаделей
предгорных и горных районов, размещавшихся
на вершинах холмов и окруженных сложными
оборонительными сооружениями, строившимися
на высоких фундаментах и укрепленных
высокими башнями.
Перечень
ссылок
1. Аристотель.
Политика 1330 в. 19 cл. (Перев. С. А. Жебелева).
М., 1911, с. 325.
2. А. Лео
Оппенхейм «Древняя Месопотамия. Портрет
погибшей цивилизации». Изд. 2-е, испр. и
доп. пер. с англ. М.Н. Ботвинника. Послесл.
М.А. Дандамаева. – М.: Наука, Главная редакция
восточной литературы, 1990. – 319 с.
3. А. Княжицкий,
С. Хурумов «Древний Мир».