Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:35, курсовая работа
Понятие «демократия» широком смысле обнимает собою весь народ, составляющий одну государственную общину, и стало быть есть такое устройство, которое предоставляло всем членам общины одинаковое участие во всех атрибутах верховной власти; в более же узком смысле «демос» обозначает массу простых, бедных граждан в противоположность выдающимся и богатым .
Введение……………………………………………………………….…..3
Глава I.Структура Афинской рабовладельческой демократии § 1.Государственное устройство Афин в V в. до н. э ……………………10
§ 2.Социально-экономическя политика Афин в V в. до н. э……..................27
Глава II.Перикл и его общественно-политическая деятельность
§ 1.Историческая личность Перикла………………………………….....32
§ 2.Анализ и обобщающая характеристика мероприятий Перикла…...39
Заключение
Список источников и литературы………………………………………...47
Жребий в Афинах употреблялся не только при избрании архонтов; мало-помалу, при господстве демократии, он находил себе все большее и большее применение; его стали употреблять при выборе почти на все должности : «На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук, и избранные таким порядком исполняют обязанности от Панафиней до Панафиней. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности.» 5
Важно отметить , что в роли корректива при жребии служила «докимасия»
или «испытание», которое затрагивало сбор информации , отражающей все стороны общественной и личной жизни гражданина , а так же степени его нравственных качеств и поведения в целом . Подобного рода испытанию подвергался каждый кандидат на ту или иную должность.
Быть должностными лицами могли афинские граждане не моложе 30 лет. Для занятия некоторых должностей — архонтов, казначеев — требовался особый, более высокий ценз .Запрещалось два раза занимать одну и ту же должность, за исключением военных, на которые можно было выбирать одно лицо несколько раз, даже из года в год, и отчасти должности булевта: членом совета 500 можно было состоять дважды в течение жизни. Булевты подвергались докимасии перед советом, решение которого первоначально имело окончательную силу, впоследствии же допускалась апелляция в суд, дикастерий; архонты должны были подвергаться двойной докимасии — и перед советом, и перед судом, а все прочие должностные лица — только перед судом.
Все должностные лица подлежали контролю, а по окончании срока службы должны были давать отчет в своих действиях. До сдачи отчета нельзя было быть избираемым на другую должность, отлучаться из страны и свободно распоряжаться своим имуществом.
Последующим витком в развитии демократии последовала противоборствующая политика Фемистокла и Аристида . С учетом того , что это столкновение подразумевало под собой обыкновенное разногласие , касаемое постановки и достижения политических целей , эту борьбу не следует обозначать как противоборство консервативной и прогрессивной партий . Аристида нельзя считать главою аристократической партии в том смысле , как Исагора, противника Клисфена: он не был врагом демоса и стоял на его стороне. Оба — и Фемистокл, и Аристид — были, по выражению Аристотеля , «предстателями демоса».6
Правление Фемистокла ознаменовано развитием морского флота ,которое напрямую связано с дальнейшим развитием и усилением афинской демократии . С суши центр тяжести перенесен был на море. А это в свою очередь оказало влияние на весь строй жизни Афин .
Недаром тридцать тиранов, властвовавших в Афинах в конце V в., в господстве на море видели корень ненавистной для них демократии. У Платона море называется «наставником в дурном», а Фемистоклу ставится в упрек, что он стойких гоплитов превратил в корабельников и моряков, что, отняв у граждан копье и щит, он довел афинский демос до скамьи гребцов и до весла. Недаром о Фемистокле говорили то же, что так часто повторяли о Перикле, — что он усилил демократию больше, чем следовало, что он возвысил демос над аристократами, преисполнил его дерзкой смелости, что при нем вся сила перешла в руки моряков, гребцов и кормчих.7
Платейскою битвою закончился первый период борьбы греков с персами, период, который может быть назван борьбой за существование независимой Эллады.
Если прежде центр тяжести греческой истории был преимущественно в колониях, особенно в Малой Азии, где и сосредоточивалось культурное и политическое развитие греков, то теперь первая роль во всех отношениях принадлежит уже метрополии, европейской Элладе .
Греко-Персидские войны вызвали крупную перемену и во взаимном положении греческих государств . «Своей победой на море они показали всему миру, что лучше с немногими бороться за свободу, чем с множеством слуг царя — за свое рабство.»8
Первенствовавшая
дотоле Спарта начинает терять
свое исключительное
После отражения персов Афины, можно сказать, внезапно очутились во главе большого союза, сделались могущественною державою, и прежние порядки и учреждения во многом должны были измениться: если они удовлетворяли потребностям и нуждам маленькой страны, то новому положению теперь уж во многом решительно не соответствовали.
Война с персами была войной народной; тут участвовало не одно сословие, а весь народ, и только при таком участии и полном воодушевлении массы возможна была победа. При Саламине, победил флот, а тут главная сила была в фетах. Таким образом, удачный исход борьбы неминуемо повлек за собой неудержимое стремление к равенству, возвышение демоса и полное развитие демократии. Победитель демос не мог примириться с прежними ограничениями.
После битвы при Платеях наступает второй период борьбы греков с персами, во многом отличающийся от первого. Война ведется тут уж не на почве Эллады, а у островов Архипелага, у берегов Фракии и Малой Азии, Геллеспонта и Босфора. Ее театром служит преимущественно море .
Едва прошел год со времени битвы при Платеях и Микале, как происходит событие, чрезвычайно важное для будущей истории Афин и их демократии, — совершается переход к ним гегемонии на море и образуется Первый Делосско-Аттический или Афинский союз .
«В то время военные суда не приходили из Азии, не возникали тирании в Элладе, ни один эллинский город не был порабощен варварами: такую умеренность и страх внушало всему миру их мужество. За это они одни должны стоять во главе эллинов и иметь гегемонию над городами.»10
Предводителями Афинского морского союза были Афины . Причина тому заключалась в следующем : в результате неподобающего поведения спартанского царя Павсания по отношению к союзным странам , руководство было передано Афинским вождям ,которые были полной ему противоположностью .
Во внутриполитической жизни Афин в этот момент разворачивается борьба консервативной и демократической партий. Сторонники консервативного течения пытались сохранить самобытность исторического развития и препятствовали дальнейшему развитию демократического устройства Афин .Сторонники демократического течения боролись против устоявшихся форм государственного устройства и стремилась к полному торжеству демократии .
Для выросшего демоса - и притом демоса-победителя - стали нестерпимыми прежние ограничения; жизнь не укладывалась в старые, сделавшиеся тесными, рамки; явились новые настоятельные требования и новые стремления.
В это время с поприща
Кимон был проникнут патриотическим одушевлением времен борьбы за свободу Эллады. Его стремления были панэллинские. Он живо сознавал единство всего греческого мира и всеми силами старался поддержать единение между греками .11
Результаты деятельности Кимона оказывались в известном смысле противоположными его стремлениям и ожиданиям: так, своими победами он с своей стороны подготовил будущий разрыв со Спартой, так как Спарта не могла равнодушно смотреть на непомерное возвышение своего соперника, а Афины в свою очередь, осознавая и даже преувеличивая свои силы, начинали думать об окончательном оттеснении Спарты на второй план. А соглашаясь на то, чтобы союзники вместо флота доставляли деньги, Кимон тем самым невольно содействовал большему их порабощению и недовольству в будущем, превращению афинской гегемонии в полное владычество, и ему же пришлось быть свидетелем и усмирителем первых восстаний союзников. Вообще Кимон, обладавший всеми качествами хорошего воина и полководца, оказывался недальновидным в политике; тут обнаруживались его слабые стороны.
Как вождь демоса, как
борец за его права, в Афинах в
60-х годах на первом месте стоял
Эфиальт. Дошедшие до нас известия о
нем отрывочны и скудны, но все
они сходятся в признании, что
это был один из лучших людей древних Афин, — твердый, бескорыстный,
идеально-честный. В этом отношении его
имя ставили наряду с именем Аристида.
По выражению Аристотеля, Эфиальт слыл «неподкупным и справедливым в политическом
отношении». Он не обогащался на счет государственных
средств, как большинство других государственных
деятелей Афин, и сошел в могилу таким
же бедняком, каким он был всю свою жизнь,
гордясь своею бедностью и отвергая всякую
помощь даже со стороны друзей. В своей
общественной деятельности Эфиальт представляется
нам своего рода народным трибуном: это
был воодушевленный и красноречивый «предстатель» де
Заодно с Эфиальтом действовал Перикл, его единомышленник и друг, но он пока оставался на втором плане; первенствующее положение он занял лишь с середины V века.
Следующим поводом для столкновения противоборствующих партий стал просьба спартанцев ,обращенная к Афинянам ,в связи с восстанием периэков и илотов, оплотом для которых служила знаменитая в преданиях прежних мессенских войн Ифома .В данном случае должно было произойти столкновение представителей аристократической и демократической партий .Для сторонников аристократии Спарта была своего рода эталоном аристократической республики ,с одним господствующим сословием. Представители аристократического течения утверждали , что Спарта враждебно настроена против Афин, в связи с их господствующим положением . . Как раз перед тем Спарта обещала свою поддержку восставшему против афинян Фасосу и только постигшее ее землетрясение и затем восстание мессенян помешали оказать эту поддержку.
Кимон всецело утверждал,что нужно оказать помощь Спарте , он молил народное собрание не допускать, «чтобы Эллада стала хромать на одну ногу, а Афины остались без сотоварища по ярму».12
Против подобного изречения был настроен Эфиальт ,который утверждал , что следует предоставить Спарту, этого врага Афин, ее участи .Но, в результате Решено было помочь спартанцам, и сам Кимон во главе 4000-ного отряда отправился в Пелопоннес.Однако спартанцы вскоре с подозрением отнеслись к своим афинским союзникам и отпустили их, заявив, что больше не нуждаются в их помощи .
После этого авторитет и влияние Кимона, политика которого потерпела такую жалкую неудачу, и значение всей аристократической партии естественно должны были пасть: в общественно-политической жизни Афин должно было возобладать другое, противоположное течение — демократическое. Таким образом все эти события отразились тотчас же и на ходе внутренней борьбы, переживаемой тогда Афинами: с ними связана так называемая Эфиальтова реформа, касавшаяся ареопага.
Для полного торжества демократии необходимо было лишить аристократическую партию той опоры, какую она находила себе в ареопаге. С другой стороны, реформа 487-486 г., ограничение власти архонтов и введение жребия при избрании последних должны были отразиться и на авторитете ареопага: когда большинство ареопага стали составлять не выдающиеся люди, не те бывшие архонты, которые являлись народными избранниками, а заурядные граждане, обязанные своим архонтством в значительной мере жребию, т. е. случаю, и когда поколение прежних ареопагитов сошло в могилу, — тогда и нравственный авторитет ареопага должен был пасть.13
Реформа Эфиальта состояла в следующем : «Прежде всего он добился устранения многих из ареопагитов, привлекая их к ответственности за действия, совершенные при отправлении обязанностей. Затем, при архонте Кононе, он отнял у этого совета все дополнительно приобретенные им права, в силу которых в его руках сосредоточивалась охрана государственного порядка, и передал их частью Совету пятисот, частью народу и судам.»14
. На основе этих нововведений разгорелась политическая борьба между Кимоном и Эфиальтом.Кимон утверждал ,что подобного рода меры были противозаконны и не отвечали завету Солона ,в котором говорилось ,что ареопаг это своего рода якорь , который обеспечивал государственную устойчивость и порядок в общественно-политической жизни в целом . Ситуация требовала разрешения этого конфликта и непосредственный переход к альтернативному варианту.В соответствии с этим ,путем голосования , Кимон был подвержен остракизму,и демократическая партия Эфиальта восторжествовала .15
Что касаемо народного суда
,то следует отметить ,что принципиальное
изменение в его работе
Когда именно произошло превращение гелиэи из апелляционного суда в суд первой инстанции ,источники умалчивают .Однако , по сообщению «Афинской политии »,Эфиальт разделил некоторые прерогативы Ареопага между собранием ,буле и дикастериями .Высказывалось предположение, что гелиэя стала делиться на дикастерии при Клисфене или вскоре после .Есть ,однако ,мнение ,что потребность в коренном преобразовании судебного дела могла возникнуть несколько позднее.Когда был создан Делосский морской союз, через какое – то время в афинских судах начались слушания ,в том числе некоторых дел союзников;едва ли старая гелиэя могла справится с нахлынувшим потоком исков , для этого нужны были несколько судебных палат .
Информация о работе Афинская рабовладельческая демократия в V в. до н.э