Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:35, курсовая работа
Понятие «демократия» широком смысле обнимает собою весь народ, составляющий одну государственную общину, и стало быть есть такое устройство, которое предоставляло всем членам общины одинаковое участие во всех атрибутах верховной власти; в более же узком смысле «демос» обозначает массу простых, бедных граждан в противоположность выдающимся и богатым .
Введение……………………………………………………………….…..3
Глава I.Структура Афинской рабовладельческой демократии § 1.Государственное устройство Афин в V в. до н. э ……………………10
§ 2.Социально-экономическя политика Афин в V в. до н. э……..................27
Глава II.Перикл и его общественно-политическая деятельность
§ 1.Историческая личность Перикла………………………………….....32
§ 2.Анализ и обобщающая характеристика мероприятий Перикла…...39
Заключение
Список источников и литературы………………………………………...47
Раб мог быть покалечен в результате пытки : если его показания не подтверждали выдвигаемых обвинений или претензий , то сторона ,потребовавшая допроса , должна была в этом случае уплатить возмещение владельцу раба ; если подтверждали ,- никакой компенсации ,так сказать , «за порчу имущества» не полагалось .25
В пору расцвета афинской демократии мы видим рабов всюду — в доме, в поле, в лавке, в банкирской конторе, в мастерских, на тогдашних фабриках, на торговых судах в качестве гребцов и особенно в рудниках. Они и чернорабочие, и домашняя прислуга, мастера, надсмотрщики, управляющие, писцы, счетчики, мелкие служащие, наконец — воспитатели -«педагоги». 26Редко какой состоятельный афинянин не имел хотя бы одного-двух рабов. Другие содержали их несколько десятков . Держали рабов не только для себя или для своего предприятия: их отдавали в наймы и другим .
Положение рабов было в абсолютном отношении зависимым от его господина. Хозяин мог обращаться с рабом как со своей собственностью и распоряжаться им по своему усмотрению. Но последующая демократизация общественного строя позволила смягчить меры по отношению к ним ,и в последствии государство брало рабов под защиту.Запрещалось дурно обращаться с чужим рабом; виновный в этом подлежал ответственности — предавался суду и платил штраф. В случае жестокого обращения со стороны господина раб мог воспользоваться правом убежища — в храме Тезея или в святилище Евменид .
Кроме рабов, принадлежавших частным лицам, в Афинах были и рабы государственные, т. е. составлявшие собственность государства и ему служившие. Это - «стрелки» или «скифы», отправлявшие полицейскую службу, глашатаи, тюремщики, писцы.. Положение государственных рабов было гораздо лучше положения остальных; они получали жалованье, имели свое жилище, свое хозяйство, пользовались известным досугом и некоторою независимостью, вообще приближались скорее к метэкам .
Рабы могли
получать свободу посредством выкупа;
случалось, что господин и даром
отпускал раба на волю или государство
давало свободу рабам за какие-либо
заслуги : чаще всего за донесения
о государственном
Таким образом представлена социальная структура Афинского полиса ,основу которого в равной степени составляли метэки и рабы .Как мы видим , меры содержания рабов в значительной степени претерпевают положительные изменения и государство берет их под свое покровительство .В конечном счете можно сказать ,что рабы являются оплотом демократии и составляют основу рабочего класса в Афинах .
Глава II.Перикл и его общественно-политическая деятельность
§ 1.Историческая личность Перикла
Периклу нередко приписывали великую роль в развитии демократии в Афинах, в нем видели виновника последующего разложения и упадка афинского могущества. Его именем называют иногда самую блестящую эпоху в жизни древней Эллады .Неслучайно мы очень часто встречаем понятие «век Перикла».
По своему происхождению Перикл принадлежал к афинской аристократии, к одной из самых знатных и влиятельных фамилий; он был сыном Ксанфиппа и Агаристы, племянницы знаменитого Клисфена;
«Перикл был из филы Акамантиды, из дема Холарга — как с отцовской, так и с материнской стороны из дома и рода, занимавших первое место. Ксанфипп, победитель варварских полководцев при Микале, женился на Агаристе из рода Клисфена, который изгнал Писистратидов, мужественно низвергнул тираннию, дал афинянам законы и установил государственный строй, смешав в нем разные элементы вполне целесообразно для согласия и благополучия граждан.»27
Перикл выдавался уже своим происхождением, и, благодаря последнему, ему заранее открыт был путь к влиянию и к широкой политической деятельности, так как и в демократических Афинах древность и знатность рода, а тем более заслуги близких предков, в действительности всегда много значили
Детские и юношеские годы Перикла как раз совпали с временем борьбы его родины с персами, во время подъема национального самосознания ,в результате победного торжества , что несомненно отразилось в сложении его личности .
В этот момент Афины становились главою и школою Эллады, ее умственным и художественным средоточием .28 Преобладающие течения в сфере тогдашней мысли и искусства были восприняты Периклом. Благодаря своему образованию и широкому, многостороннему развитию он стал в уровень с умственным движением века, который может быть назван «веком Просвещения». В числе наставников Перикла называют Дамона или Дамонида - музыканта, философа и политика. Впоследствии Перикл пользовался уроками Зенона, одного из представителей элеатской школы. Но особенно сильное и благотворное влияние, по свидетельству древних, оказал на него Анаксагор . Именно влиянию Анаксагора приписывали ту глубину мысли, которая отличала Перикловы речи; этим же влиянием объясняли ораторские приемы Перикла, даже его политические стремления, образ жизни и никогда не покидавшее его хладнокровие и спокойствие.
Начал свою карьеру Перикл
воином, а на поприще общественно-
По происхождению Перикл был выходцем из аристократии, но это ничуть не повлияло на его активную деятельность , направленную на дальнейшее развитие демократии . Перикл ясно видел, что будущее в Афинах принадлежит только демократической партии. В демократии он видел силу Афин, залог их величия и могущества .
Его вступление на политическое поприще было ознаменовано тесным сотрудничеством со сторонниками демократической партии Эфильтом,с которым он противоборствовал лидеру аристократии Кимону
Перикл выступил против Кимона обвинителем в процессе, которому тот подвергся после покорения Фасоса. Их разделяли соперничество из-за влияния и противоположность их политических программ и стремлений .
После устранения своего политического противника , аристократическая партия осталась без предводителя , но сравнительно ненадолго .Следующим представителем оппозиции стал Фукидид ,сын Мелесия, называемый иногда Алопекским по месту своего происхождения и в отличие от историка Фукидида. Он был из знатной фамилии и в свойстве с Кимоном . Аристотель причисляет его к «лучшим государственным людям Афин, если не считать древних».29
Решительное столкновение обеих партий и их вождей, Перикла и Фукидида, последовало на этот раз главным образом по вопросу об употреблении союзных денег на постройки, на украшение Афин.
В данном вопросе Перикл стоял за централизацию, за безусловное главенство и господство афинян над союзниками; Фукидид же выступал защитником равноправного положения последних. Столкновение разрешилось остракизмом. Партия Перикла одержала верх, и Фукидид принужден был отправиться в изгнание
В то время , демократия в Афинах была связана с господством над союзниками. Это главенство, распоряжение союзною казною, расширение союза, сферы политического и торгового влияния, своего рода политика «империализма», — все это служило источником средств и благосостояния городского населения и за все это стояла партия демократическая, радикальная, хотя такая программа была в сущности далеко не либеральная .30
Внутренняя борьба в Афинах прекратилась надолго. С изгнанием Фукидида Алопекского влияние Перикла достигает своего апогея. В течение целых 15 лет Перикл правит Афинами без соперников, как общепризнанный руководитель государства
Перикл является благороднейшим типом эллина. Его отличает от других знаменитых деятелей Эллады не дарование и не гениальность в той или другой сфере, так как, несомненно, были в Греции деятели, по своему военному гению или, как преобразователи и законодатели, по творчеству и смелости мысли стоявшие выше его. Он не был тем реформатором, который пролагает совершенно новые пути; он был лишь продолжателем и завершителем дела Клисфена, Фемистокла и Эфиальта. Даже в столь блестящей строительной деятельности Перикл имел предшественников, в том числе Кимона, которого в этом отношении никак нельзя противополагать ему. Но Перикла отличало необыкновенно гармоническое сочетание разнообразных талантов и качеств. Он был и правитель, и полководец, и великий оратор, и все это в нем соединялось с безукоризненною честностью и неподкупностью .
Перикла нельзя назвать военным гением. Как полководец, он не ослеплял блестящими подвигами; но он обладал такими драгоценными в вожде качествами, как безупречное личное мужество, опытность, хладнокровное благоразумие и осторожность.
Но бесспорно, из всех тех разнообразных дарований и качеств, которыми обладал Перикл, на первом плане стоял талант ораторский. Именно могуществу своего слова прежде всего обязан был Перикл . Его подлинные речи не сохранились —,так как они не были записаны. Поэтому речи, влагаемые в его уста Фукидидом, составляют в значительной мере композицию самого историка. Но в признании величия Перикла, как оратора, еще в древности согласны были все. Могущество его слова признавалось самими врагами, даже комиками, и недаром они называли Перикла Олимпийцем.
Натура Перикла была
далеко не демократическая. Он не умел
легко и непринужденно сближать
Честность и бескорыстие Перикла были общепризнанны. Управляя государством в течение стольких лет, заведывая постройками и имея в своем распоряжении большие суммы денег, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния.Образ жизни Перикла был чрезвычайно прост и умерен. Почти все время посвящалось делам государственным .Единственным развлечением для Перикла была беседа в домашнем кругу, среди близких друзей, к числу которых принадлежали избранные умы и таланты тогдашней Греции. Здесь он отдыхал от своей напряженной деятельности, от тяжелых государственных забот и дум; здесь он расширял свой умственный кругозор, черпал новые силы и идеи, приходил в тесное общение с лучшими представителями умственных и художественных стремлений века. Все, что было выдающегося в тогдашнем афинском обществе, так или иначе принадлежало к кружку Перикла.
Возвращаясь к политической
деятельности Перикла следует
отметить особенности
Из тогдашних должностей в Афинах самою важною и влиятельною была стратегия. Стратеги были не только предводителями войска, но они стояли во главе всего военного и морского управления. Они заведовали набором войска, назначали триэрархов, председательствовали в судах по делам о военных преступлениях, наблюдали за гаванями, городскими стенами и укреплениями, за внешнею и внутреннею безопасностью страны, за налогами и повинностями, имевшими отношение к военным целям, принимали меры относительно подвоза хлебных припасов в Аттику и снабжения города продовольствием. Они являлись представителями Афинского государства во внешних сношениях, заключали перемирия и иногда даже мирные договоры; их попечению предоставлялись нередко лица и города, находившиеся под покровительством Афин, иностранцы, получавшие особые почетные прав.32
К тому же немаловажную роль стратеги играли во внутренней политике государства . По своей должности они постоянно находились в сношениях с советом и таким образом могли влиять на него; они имели право созывать чрезвычайные народные собрания, а в иных случаях наоборот — не допускать созыва экклесии; их предложения раньше других обсуждались народом . В некоторых жертвоприношениях, в религиозных процессиях и торжествах стратеги принимали видное участие. Одному из стратегов обыкновенно поручалось главное начальство над войском, руководительство всем предприятием, так что остальные его товарищи до некоторой степени были подчинены ему; иногда один или несколько стратегов получали особые полномочия.
В то время , Афины представляли собой «державу» , в результате многочисленности народного собрания , штатом в несколько тысяч человек .Соответственно подобного рода политический орган нуждался в сосредоточении и централизации власти . Существование «руководителя демоса», демагога, влияние одной выдающейся личности было необходимым условием успешной деятельности народного собрания, последовательности в политике, как внутренней, так и внешней, залогом величия и благоденствия государств .Таким оратором и «демагогом» и был Перикл, соединявший в своих руках в то же время и стратегию .
Афины достигли при нем высшего могущества . Перикл, сильный нравственным достоинством и умом и явно неподкупный в высшей степени, свободно правил массой, и не столько она руководила им, сколько он ею, потому что он приобрел власть, не прибегая к недостойным средствам, и не имел вследствие этого нужды льстить толпе, но, пользуясь уважением, мог и резко противоречить ей.
§ 2. Анализ и обобщающая характеристика мероприятий Перикла
Демократическая партия , возглавленная Периклом , представляла собой переходный вариант между умеренной демократией Клисфена и радикальной демократией Клеона времени Пелопанесской войны .33
Демократия Перикла в первую
очередь знаменуется не полным
господством граждан, а их большинством.
Отличительной чертой афинской демократии
является тот факт, что власть в государстве
принадлежит не олигархам ,а в большей
степени афинским гражданам .
С точки зрения Перикла и его современников
вполне естественно, что во главе государства
стоят и должны стоять знатные и богатые
люди, «потомки богов».
Но эта роль уготована
аристократам лишь в силу их заслуг, добродетели,
популярности, а не благодаря тому, что
люди простого происхождения лишаются
права занимать государственные должности.
«Мы выбираем то или иное лицо на государственные
должности, — читаем мы в «Надгробной
речи», — не в зависимости от принадлежности
к той или иной замкнутой группе, а сообразно
его общественному положению, приобретенному
им доброй славой в той или иной области,
или сообразно добродетели». Здесь афинский
строй противопоставляется строю олигархических
государств, где для занятия высших должностей
необходимо принадлежать к замкнутому
высшему классу либо по имущественному
цензу, либо по происхождению.34
Информация о работе Афинская рабовладельческая демократия в V в. до н.э