Афинская рабовладельческая демократия в V в. до н.э

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «демократия» широком смысле обнимает собою весь народ, составляющий одну государственную общину, и стало быть есть такое устройство, которое предоставляло всем членам общины одинаковое участие во всех атрибутах верховной власти; в более же узком смысле «демос» обозначает массу простых, бедных граждан в противоположность выдающимся и богатым .

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..3

Глава I.Структура Афинской рабовладельческой демократии § 1.Государственное устройство Афин в V в. до н. э ……………………10
§ 2.Социально-экономическя политика Афин в V в. до н. э……..................27

Глава II.Перикл и его общественно-политическая деятельность
§ 1.Историческая личность Перикла………………………………….....32
§ 2.Анализ и обобщающая характеристика мероприятий Перикла…...39


Заключение
Список источников и литературы………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ1.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Преобразования гелиэи в суд  первой инстанции относили и на счет Эфиальта , который якобы ,также увеличил численность судей ;ведь для выполнения новых функций,переданных реформатором народному суду ,требовалось несколько коллегий и большое количество гелиастов. 

 

Деятельность представителей аристократической  партии носил и созидающий характер .Особенно ярким примером может служить суд присяжных .Отнятые у ареопага права перешли частью к совету 500, частью же к «демосу», т. е. к народному собранию и к народному суду , гелиэе.

Компетенция суда присяжных чрезвычайно  расширилась: к гелиэе отошли дела, до реформы подлежавшие ведению ареопага, равно как и те дела, по которым прежде были судьями архонты . Прежде сами самостоятельные судьи, архонты являются с этих пор лишь председателями преобразованных дикастериев и руководителями следствия. Такое ограничение прав архонтов и расширение компетенции гелиэи до некоторой степени можно назвать отделением судебной власти от административной . Вследствие реформы судебная власть от такого аристократического учреждения, как ареопаг, и от единичных сановников, архонтов, перешла в руки самого народа.

Гелиэе подлежала теперь масса  дел, тем более, что она являлась судом не только для афинских граждан, но и для союзников.17

Конкретное содержание реформы  Эфиальта смутно ,традиция о его  преобразованиях скупа и противоречива.18

Убедительным представляется неоднократно высказываемое  мнение: в результате реформы Эфиальта Ареопаг был  лишен прав выслушивать отчеты должностных  лиц по истечении срока их пребывания в должности; оно перешло к  Совету и народному суду .19

Несомненно одно: древний совет лишился значительной части административных и судебных полномочий ,а благодаря их переходу от Ареопага к совету ,собранию и народному суду , демос получил в свои руки действенные инструменты контроля над должностными лицами .20

 

В V веке секция гелиаста была заранее определена ,так как он выбирался для выполнения своих обязанностей на год . Но в четвертом веке позиция несколько изменилась и секция гелиастов определялась непосредственно в день суда путем жеребьевки . Таким образом устранялась возможность какого-либо предварительного соглашения между присяжными и заинтересованными сторонами. .К тому же ,судебные заседания проводились публично ,что давало гарантию против различных злоупотреблений против закона.

Но параллельно встал вопрос о злоупотреблении народного  собрания   своими полномочиями и  непосредственно антигосударственной  политики в сфере его деятельности . Но данное подозрение не нашло своего практического  подтверждения , в  результате  принятия ряда мер, направленных на сбалансированный контроль за государственной деятельностью .Во-первых это « обвинение в противозаконии » , которое предусматривало заявление любого заинтересованного гражданина , направленное на пересмотрение какого-либо законопроекта ,которое по его мнению , являлось противозаконным или не соответствовало общепринятым правовым нормам государства . К примеру ; «Не разрешается издавать законы, касающиеся лишь одного человека, если они не будут распространяться равным образом на всех граждан Афин».21

 

Данное предложение приостанавливалось и обвинение рассматривалось  в суде гелиастов . В случае осуждения,  ответчик подвергался наказанию, обыкновенно денежному штрафу, а в особых важных случаях —смертной казни. Кто три раза был осужден, тот лишался на будущее время права инициативы, . Впрочем, личная ответственность за какие-либо предложения и постановления истекала по прошествии года; по миновании этого срока можно было потребовать отмены самого постановления или закона, но виновник последнего не подвергался суду и наказанию. С другой стороны, чтобы обуздать не в меру ретивых блюстителей существующих законов и предотвратить злоупотребления данного обвинения установлено было, что если обвинитель не получал в свою пользу даже и пятой части голосов, то за неосновательное обвинение подвергался штрафу в 1000 драхм.

Гелиэя влияет на весь ход государственной  жизни, начиная  с законодательства, так как решающей инстанцией по вопросу о введении нового или перемене старого закона были номофеты, выбиравшиеся из среды гелиастов. Благодаря  «обвинению в противозаконии» , гелиэя являлась вообще высшею инстанциею по отношению ко всякому постановлению народного собрания; благодаря же докимасии, испытанию кандидатов на должность, она имела влияние на назначение должностных лиц, которые, в случае отрешения от должности народным собранием или при сдаче отчета, пред ней же подлежали ответственности. Ей принадлежал решающий голос и при раскладке подати с союзников, производившейся каждые 4 года. Она утверждала постановления о даровании права гражданства, подчас участвовала в заключении договоров, давая обязательства, и т. Д. Таким образом ее влияние простиралось и на сферу внешних отношений .

Наравне с гелиэей , особенно на первых порах, в V веке, наследником прав ареопага был совет 500 .

«Совет состоит из пятисот членов, избираемых по жребию, по 50 от каждой филы. Обязанности пританов исполняет каждая из фил по очереди, как выпадет жребий, первые четыре - по 36 дней каждая, а следующие шесть - по 35 дней каждая (как известно, афиняне считают год по луне). Те из состава Совета, которые несут обязанности пританов, имеют общий стол в фоле, получая на это деньги от государства. Затем они собирают и Совет и народ - Совет ежедневно, кроме неприсутственных дней, а народ - четыре раза в каждую пританию. При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать Совету в каждый день и где должно происходить заседание».22

Кроме того , совет  имел полное право, по словам Аристотеля, наказывать денежным штрафом, заключать в тюрьму и казнить, судить большую часть властей, особенно тех, которые заведывали деньгами, принимать частные жалобы на должностных лиц в случае отступлений от закона. Но впоследствии — вероятно раньше конца V века — во всех упомянутых случаях совет лишился права постановлять окончательное решение, сверх известного предела, и введена была апелляция в дикастерии. Таким образом, дальнейшее развитие демократии состояло в ограничении власти совета и в расширении на его счет компетенции гелиэи и экклесии.

Совет принимал меры против государственных преступников, решал такие дела в пределах своей  компетенции или донесения о  них передавал в суд и народное собрание. Во многих случаях совет  действовал совместно с присяжными и представлял свое предварительное заключенье, пробулевму. Совет и гелиэя являлись представителями всего государства; в качестве таковых члены совета, булевты, и гелиасты дают  клятву в одном дошедшем до нас договоре с Халкидой. Ведению совета,  подлежали все отрасли государственного управления, не исключая и финансов. Совет являлся центральным органом государственного управления, в лице пританов , заведуя всеми текущими делами. Его ведению подлежали изыскание источников государственных доходов, отдача разных статей на откуп, взыскание государственных долгов, прием пожертвований на государственные цели, докимасия бедных, имевших право на пособие. Совет имел надзор за общественными постройками, святилищами и празднествами. Совет заведовал сношениями с другими государствами, принимал и вводил послов в народное собрание .  23

 Таким образом,  совет являлся подготовительным, совещательным и вместе исполнительным  органом народного собрания, получая  иногда особые полномочия. Он  же служил посредником в отношениях между должностными лицами и народных собранием.

Верховным представителем власти в Афинах было народное собрание.В  зависимостии от роста полномочий демоса,происходило  возрастание политических функций  собрания .

Народное собрание решало вопросы, касаемые войны и мира , государственного строя , вопросов организации флота , обеспечения страны хлебом , а так же вопросов , связанных с постройкой и последующим  возведением архитектурных сооружений. Ко всему прочему , в компетенции народного собрания находились вопросы  , которые касались внешней политики в целом.

В последствии , народное собрание обладало полномочиями , которые ранее принадлежали совету 500 и гелиэям .

Собрания бывали очередные, регулярные, сначала по 1, а впоследствии по 4 в каждую пританию, и чрезвычайные. Каждый совет созывался пританами,во главе которых изначально стоял эпистат . Каждому из собраний подлежала определенная категория дел ,вопросы которых решались непосредственно на самом заседании . Чрезвычайные собрания созывались по мере надобности и предметы обсуждения в них были в зависимости от обстоятельств .

Делопроизводством заведовал секретарь совета, имевший немало влияния на ход дел.«Программа» очередных собраний должна была быть объявлена за 5 дней. Для всех дел требовалась «пробулевма» совета; заседание  начиналось с ее прочтения; закон не допускал вносить что-либо в экклесию без предварительного рассмотрения и отзыва совета. Если к предложению сделана была поправка или добавление, то и они вносились, причем поименовывалось лицо, их внесшее. Участвовать в народном собрании, говорить в нем и голосовать мог каждый полноправный афинский гражданин, достигший 20-летнего возраста. Свобода слова в сущности была полная, лишь бы оратор не делал предложений, противоречащих закону, не касался предметов, к делу не относящихся, не повторял дважды одного и того же и не позволял себе неприличных выражений или действий. В некоторых случаях, преимущественно когда дело шло о постановлении относительно отдельного лица, в том числе и при остракизме, требовалось присутствие в народном собрании не менее 6000 граждан. Обыкновенно бывало гораздо меньше. Большею частью присутствовали горожане.

Таким образом было представлено государственное устройство Афин ,с  последующей демократизацией общественно-политического  строя .

Несомненно среди ученых остро стоит вопрос о губительных  последствиях данных реформ и нововведений для Афинского полиса . Но существует точка зрения ,что большую роль в данном вопросе сыграла не сама несостоятельность реформ ,а в целом их избежание и в некоторой степени невыполнение.

На мой взгляд , несмотря на ряд тяжелых катастроф, пережитых потом Афинами, и на ряд попыток к  свержению  данного  рода государственного строя со стороны  и внутренних, и внешних врагов, политическое  устройство продолжило свое существование на протяжении нескольких поколений ,что основательно доказывает его состоятельность .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.Социально-экономическя политика Афин .

В основе социальной структуры  Афин были метэки .Остановимся подробнее на  определении их роли в государстве ,как преобладающего сословия ,  и рассмотрим положение их прав и свобод .

В результате усиления господствующего  положения Афин  на море , а так  же успешной торговли и товарообмена ,число переселенцев увеличивалось. Правительство поощряло прилив иноземцев: оно предоставляло им различного рода льготы , но что примечательно-правом гражданства они пользоваться не могли .Но следует отметить ,что в особых случаях , право быть гражданином  Афинского полиса предоставлялось ,но в тоже время ,возможность участия в государственной деятельности , ограничивалась. Поселившиеся в Аттике иностранцы не могли приобретать недвижимость, а если государство предоставляло им эту привилегию, то с  определенным ограничением .24

Известны случаи ,когда иностранные граждане содействовали каким-либо образом у себя на родине афинянам , в результате чего получали титул проксена . Они обязаны были оказывать содействие в   сношениях афинских послов и частных афинских граждан с правительственными лицами и учреждениями того города .Взамен проксенам предоставлялись разные почетные привилегии и материальные выгоды в Афинах: доступ в совет и народное собрание, право приобретать недвижимость, неприкосновенность личности и имущества, иногда освобождение от пошлин, право ввоза и вывоза, почетное место в театре.

Иноземцы, прожившие в  Аттике дольше известного срока, должны были записаться в число метэков. С другой стороны, в метэки вступали и вольноотпущенники. Таким образом  класс метэков пополнялся частью свободными, частью из рабов.

Метэк обязан был избрать  себе простата. Существует точка зрения, что простат служил для  непосредственного  осуществления связи метэка с  государственными учреждениями. Но в  действительности такой посреднической связи простатов не наблюдается. Поэтому, вероятнее всего , простат был необходим лишь для внесения метэка в список или реэстр .

С метэков взималась особая подать в размере 12 драхм с мужчины  и 6 драхм с женщины . К тому же, метэки платили  некоторую сумму  за торговлю на рынке , и подлежали прямому обложению, которое было в значительной степени больше, нежели у обычных граждан .

 Метэки привлекались  к военной службе, в пехоте, и  участвовали в походах в ближайшие,  соседние с Аттикой местности,  но не в далеких, заморских  экспедициях; во флоте они входили в состав экипажа и гребцов.

Государство их не притесняло и не эксплуатировало в каких-либо фискальных целях. Та подать, которую  платили метэки, была невелика и  скорее служила лишь отличием их от граждан. В соответствии с этим, положение метэков , в отношении повинностей , было в некоторой степени выгоднее граждан .

Метэки являлись обыкновенно  сторонниками  демократии. В свою очередь государство оказывало  им покровительство; оно нуждалось  в них; его благосостояние зависело в значительной мере от метэков, которые являлись по преимуществу рабочим, промышленным и торговым классом .

В результате вышеперечисленного, в целом метэк мало отличался  от простого гражданина:  он так же одевался ,так же держал себя и ко всему прочему мог покупать и содержать у себя раба .

Метэки занимались разнообразными профессиями. Были мелкие торговцы и крупные коммерсанты, особенно по хлебной торговле, находившейся большею частью в руках метэков; капиталисты и банкиры; представители свободных профессий, врачи, артисты, художники, поэты, ученые и ораторы-логографы, т. е. писавшие речи для других — для своих клиентов, которые и произносили их в свою защиту на суде .

В целом метэки не были полноправны: как уже было сказано , они не участвовали ни в народном собрании, ни в суде, не могли быть сановниками; их дела, как неграждан ведал полемарх; их браки с афинянином или афинянкой не признавались законными и дети от таких браков, в силу Периклова закона, не имели прав гражданства . Впрочем, привилегии, предоставлявшие отдельным лицам право брака и приобретения недвижимости , освобождение от особой подати, право выступать в поход в отряде граждан, доступ в совет и народное собрание давались им легко, по постановлению афинского народа. Только право гражданства доставалось с трудом: его получали лишь немногие .

Еще одним многочисленным классом в Афинах были рабы . Рост рабства обусловливался развитием  промышленности и богатства; промышленность требует рабочих рук ,и соответственно труд свободны стоит дороже, нежели труд раба. Это напрямую связно с тем ,что раб был фактически в собственности своего хозяина и соответственно не обладал политическими и  юридическими правами .Примером тому может служить свидетельская пытка рабов , при которой согласие на данного рода пытку  должен был дать владелец раба. Он мог остановить пытку и забрать его у допрашивающего ,если усматривал в действиях последнего нарушение процедуры .

Информация о работе Афинская рабовладельческая демократия в V в. до н.э