Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:24, реферат
Краткое описание
Приступивши к своей работе, ознакомившись с деятельностью всех учреждений, находившихся в ее введении, императрица энергично приступила к их реорганизации. Прежде всего, она сочла негуманным слишком рано лишать девочек родительской ласки и подняла возраст для зачисления в институты благородных девиц с 5 до 8-9 лет. Для приема в Мещанские училища был установлен возраст в шесть лет.
Содержание
1. Возникновение системы социальных учреждений императрицы Марии Федоровны……………………………………………………………………….3 2. Создание и развитие системы образовательных учреждений……………8 3. Развитие системы медицинской помощи и создание медицинских учреждений……………………………………………………………………..14 Заключение……………………………………………………………………..19 Список литературы……………………………………………………………..21
В этом же году Мария Федоровна
основала училище Ордена святой Екатерины,
к организации которого привлекала женщин
аристократического круга. Орден святой
Екатерины был учрежден еще Петром I по
примеру католических стран Европы, где
во имя восстановления авторитета Церкви,
поколебленного реформацией, стали создаваться
учреждения, проникнутые духом практического
милосердия. Наиболее смело это движение
отразилось в существовании женских духовных
общин, которые ставили перед собой благотворительные
цели: заботились о больных и немощных,
о голодающих, о сиротах, вели просветительскую
работу среди неграмотного населения.
В России женское общинное движение
набрало силу, значительно позже, в середине
XIX века.
Члены Екатерининского ордена
среди прочих уставных обязанностей принимали
обет среди прочих выкупить за свои деньги
из варварского плена невинного одного
христианина. Императрица Мария Федоровна
придала деятельности общества святой
Екатерины новый импульс и новое направление
деятельности, нацелив его на распространении
в России женского образования и воспитания.
В Москве училище ордена святой Екатерины
было учреждено в 1802 году. Для размещения
нового института Мария Федоровна купила
усадьбу, которую в 1779 году архитектор
И.Д. Жилярди построил для графа Салтыкова.
После пожара 1812 года архитектор Д.И. Жилярди
и А, Г Григорьев восстановили и перестроили
усадьбу.
В 1801 году Мария Федоровна купила
эту усадьбу и разместила здесь Екатерининский
институт. Средства на содержание института
были частично выделены казной, но главным
источником его существования были все
- таки частные пожертвования. В институте
воспитывались пансионерки А.Н. Нарышкиной,
гвардии капитанши М.П. Шереметьевой, генерал
- майорши фон Мартенс, графа Д.Н. Шереметьева,
самой императрицы Марии Федоровны.
В Екатерининские институты
принимались дочери бедных природных
дворян, каких бы чинов они не были, или
тех, чины которых давали дворянское достоинство.
Для девочек недворянского происхождения
при Московском Екатерининском институте
в 1805 году было создано отделение, получившее
название Мещанского училища.
Московское Мещанское училище
было открыто в 1805 году в доме на Кудринской
площади (ныне площадь Восстания 1/2). Здание,
в котором разместилось Мещанское училище,
было построено в 1775 году по проекту архитектора
И.Д. Жилярди для генерала - прокурора А.И.
Глебова, также имеющего отношение к основанию
Павловской больницы. К моменту учреждения
Мещанского училища здание находилось
в ведении Медицинской конторы: в нем размещалась
Главная аптека. В 1812 году мещанское училище
было переведено во вновь построенное
здание на Новой Божедомке.
В 1891 году данное училище получило
название Александровского института.
Проявляя заботу о женском образовании,
Мария Федоровна создавала систему учебно-воспитательных
учреждений, рассчитанных на представителей
разных сословий. Этой же цели служили
отделение Военно-сиротского дома и Мариинский
институт в Петербурге и созданный в 1817
году - Харьковский институт благородных
девиц для дочерей дворян и купцов всех
гильдий с обучением приходящих девиц
за плату и без платы. Причем начальству
предписывалось не только заботиться
о трудоустройстве выпускниц, в основном
гувернантками, разбирать их несогласия
с семействами, где они будут жить, печься
о выдаче их замужество, а также ходатайствовать
по делам воспитанниц и после выпуска
их из заведения. Уставы первых учреждений
сохранились неизменными до 1913 года.
Императрица заботилась и о
воспитании дочерей нижних чинов армии
и флота. В 1820 и 1823 году были открыты два
училища для солдатских дочерей полков
лейб-гвардии. Для детей нижних чинов морского
ведомства в 1826 году учреждены училища
в Севастополе и Николаеве. То есть можно
отметить, что императрицей Марией в основном
была создана сеть гарнизонных училищ,
расположенных в зоне дислокации полков.
В 1806 году Мария Федоровна открыла
в Павловске училище для глухонемых детей,
переведенное в 1810 году в Петербург. Спустя
шесть лет она внесла в кассу этого училища
156 тысяч рублей.
Императрице Марии Федоровне
принадлежит заслуга основания в России
женского педагогического образования.
Эта мысль возникла у него в самом начале
управления институтами благородных девиц.
Она столкнулась с проблемой укомплектования
кадров преподавателей и воспитателей,
подведомственных ей учреждений, в то
же время увидела среди воспитанниц институтов
большое число способных девушек из бедных
семей, которые нуждались в трудоустройстве
после окончания института. Учитывая все
это, Мария Федоровна учредила в институтах
особые классы - пепиньеры, в которых воспитанницы
после окончания институтской программы
оставались на один год для прохождения
педагогической практики.
Они обучали воспитанниц начальных
и средних классов чтению на трех языках,
письму с «голоса» и чистописанию. После
окончания полного курса учебы пепиньерки
поступали или в классные дамы, или гувернантками
или учительницами в частные дома. Мало
- по - малу, усилиями Императрицы Марии
пепиньры были учреждены практически
во всех институтах.
Еще более основательно было
поставлено дело подготовки педагогических
кадров в классах наставниц при воспитательных
домах. По учебной программе, составленной
Императрицей в 1816 году, в Воспитательном
доме было 5 классов, по два года каждый.
После окончания десятилетнего образовательного
курса воспитанницы переходили в одиннадцатый
класс, где под названием кандидаток проходили
педагогическую практику. Кроме классов
наставниц в 1817 году повелением Марии
Федоровны в воспитательных домах были
организованы музыкальные классы для
девочек, проявивших музыкальные способности,
которых готовили к работе в качестве
учительниц музыки наставницы, или, как
их чаще называли, кандидатки, в течение
полустолетия, то есть практически до
основания высших женских курсов, были
практически самыми образованными женщинами
в России.
В 1818 году Императрица повелела
управляющему Московским воспитательным
домом А.П. Нечаеву выбрать из Московского
Вдовьего дома 12 вдов, отличающихся благонравием,
кротостью и хорошим поведением, добровольно
желающим посвятить себя человеколюбивому
занятию - уходу за больными. Были установлены
двухнедельные дежурства в Мариинской
больнице, после чего бригады менялись.
Дежурства оплачивались по пять рублей
за две недели работы. Опыт оказался весьма
перспективным, и в 1819 году появился особый
рескрипт, учреждавший институт сердобольных
вдов. В особо установленный день, а именно
12 декабря, в торжественной обстановке,
удостоенные высокой чести, посвящались
в звание сердобольных. Обряд посвящения
был тщательно продуман самой императрицей.
После проведения обряда, вдовы получали
свидетельство на звание сердобольных,
о чем публиковалось в газетах. Прослужившие
в этом звании 10 лет получали ежегодное
вознаграждение 150рублей. Каждые пять
лет вознаграждение увеличивалось, а через
25 лет удваивалось. С учреждением института
сердобольных вдов можно отсчитывать
историю становления начального медицинского
образования в России. По уровню квалификации
сердобольная вдова занимала промежуточное
положение между медицинской сестрой
и няней, тем не менее, они на протяжении
большого количества времени компенсировали
хроническую нехватку младших медицинских
сестер. Сердобольные вдовы были просто
сиделками, однако их отбору и образованию
уделялось самое тщательное внимание.
Христофор фон Опель, главный врач Мариинской
больницы, в которой служили сердобольные
вдовы, в 1822 году опубликовал написанным
им учебник, который так и назывался «Руководства
и Правила, как ходить за больными для
пользы каждого, сим делом занимающегося,
а наипаче для сердобольных вдов званию
сему особенно себя посвятивших…».
Развитие системы
медицинской помощи и создание медицинских
учреждений.
Развитие системы медицинской
помощи в царствование императрицы Марии
Федоровны началось с учреждения ею Вдовьих
домов.
Необходимость оказания помощи
вдовам, не имевших средств к существованию
принимали все здравомыслящие люди. Еще
при Екатерине II предпринимались попытки
организованной помощи вдовам с малолетними
детьми. В 1772 году учреждается специальная
вдовья казна, с тем, чтобы мужья откладывали
свои капиталы для обеспечения существования
семьи в случае своей смерти. Однако этот
призыв не нашел отклика в мужской среде,
и вдовья казна осталась пустой.
В 1803 году императрицей Марией
Федоровной при руководимом ею ведомстве
в Москве и Петербурге учреждаются вдовьи
дома - приюты для вдов, оставшихся без
средств к существованию после смерти
мужей, а также вдов с малолетними детьми,
бывших на гражданской или военной службе
более 10 лет. Принимались также вдовы и
девицы, прослужившие в учреждениях ведомства
Императрицы Марии не менее 15 лет, удостоенные
за беспорочную службу Мариинским знаком
отличия. Для получения пенсии необходимо
было представить свидетельство о бедности
и благопристойном поведении: в столицах
- от обер-полицмейстера, в губерниях -
от предводителя дворянства или полицмейстера,
а в уездах - от исправника.
Дети вдов, находящихся во Вдовьем
доме, получали привилегии при поступлении
в учебные заведения. Дочери потомственных
дворян принимались без баллотировки.
Средства для существования
вдовьи дома получали от доходов воспитательных
домов, которым было предписано в течение
20 лет выделять на их содержание по 20 тысяч
рублей
Московский вдовий дом был открыт
12 мая 1803 года в здании, расположенном
на углу Проезжего переулка, где прежде
помещалась оспенная больница. Позади
дома протекала речка Синичка, по названию
которой местность называлась Синичкиной
слободой (позже Солдатская слобода). Дом,
в котором разместился приют, был старым
и довольно ветхим. Увеличивалось число
призреваемых, и он становился довольно
тесным. Стал насущным вопрос о строительстве
нового здания.
Для строительства нового приюта
отведен участок, принадлежавший Воспитательному
Дому, рядом с Мариинской больницей для
бедных, входившей в Ведомство императрицы
Марии, на Новой Божедомке (ныне улица
Достоевского.4). Проектирование нового
здания было поручено архитектору Д.И.
Жилярди. В 1809 году состоялась торжественная
закладка здания. В 1812 строительство здания
было завершено. Однако новое здание вдовам
занять не пришлось, поскольку последовал
приказ о передаче его под Мещанское училище.
А под Вдовий дом было отдано здание в
Кудрине, занимаемое мещанским училищем.
В здании, предназначенном для
Вдовьего дома, в 1812 году был развернут
госпиталь, в котором находилось до 3 тысяч
русских воинов. Во время московского
пожара здание сгорело и в нем погибло
около 700 человек. В начале 1814 года вдовы
из лефортовского дома были переведены
во вновь отстроенное помещение. Старое
здание Вдовьего дома в Лефортове было
передано комиссариатному ведомству под
военный госпиталь. В 1818 году верхний этаж
Вдовьего дома был отдан под детский приют,
куда были переведены малолетние обер-офицерские
дети из Воспитательного дома. Только
в 1842 году сиротское малолетнее отделение
было переведено в специально приспособленный
для этих целей дворец графа А.И. Разумовского
на Гороховой улице (ныне улица Казакова,
18). В 1820 году архитектор Д.И. Жилярди перестраивает
Вдовий дом, расширяет его и меняет фасад.
В процессе реконструкции зданию придают
ампирные формы в соответствии с господствовавшими
тогда тенденциями моды. По своему облику
Вдовий дом является наиболее типичным
памятником позднего классицизма. Приземистое,
большой протяженности двухэтажное здание.
Гладкие стены, монотонный ритм окон. Высоко
поднятый руст стен. Монументальная коллонада
дорического ордена на низовом цоколе
определяет глубокую лоджию. Широкий фриз,
низкий фронтон - все это черты господствовавшего
в то время стиля ампир.
Во Вдовьем доме в Кудрине проходило
детство замечательного русского писателя
А.И. Куприна. В четырехлетнем возрасте,
после смерти отца Саша Куприн остался
с матерью, урожденной Куланчаковой, за
неимением средств к существованию оказался
в общей палате Вдовьего дома. Свои грустные
воспоминания об этом периоде своей жизни
он описал в рассказе «Святая ложь», где
он в нескольких штрихах обрисовывает
царившую в этом доме атмосферу.
Для квартир служащих в 1854 году
был выстроен новый флигель по одной линии
с главным корпусом. Желающих попасть
во Вдовий дом было очень много. За неимением
вакансий, просительницы вносились в кандидатские
списки, однако очереди приходилось ждать
по нескольку лет. За годы ожидания дети
вырастали и теряли право на зачисление
во Вдовий дом, а соответственно лишались
привилегии для поступления в учебные
заведения Ведомства. В 1859 году положение
было облегчено тем, что высочайшим повелением
было предписано, при зачислении во Вдовий
дом отдавать предпочтение женщинам, имеющим
детей. Женщины, находившиеся на попечении
во Вдовьем доме, помогали в Воспитании
сирот Воспитательного дома, работали
в качестве сиделок в Мариинской больнице
для бедных, находившейся, так же как и
Вдовий дом в Ведомстве императрицы Марии.
Во время Крымской компании
1854-1856 годов сердобольные вдовы вместе
с сестрами милосердия под руководством
великого хирурга Н.И. Пирогова показали,
какая сила может быть заключена в женском
характере. Условия работы были исключительно
тяжелыми. В это тяжкое для крымской армии
время 16 сердобольных вдов ответили на
призыв поехать в действующую армию. Несмотря
на свое знатное происхождение (многие
из них были потомственными дворянками),
женщины выполняли самую тяжелую, черную,
крайне неблагоприятную работу.
Вся военная компания держалась
на героизме солдат и офицеров фронта,
среди которых находились, перенося все
тяготы войны женщины - волонтерки Вдовьего
дома.
После революции Вдовий дом
был упразднен, а его здания были переданы
Наркомздраву. В 1920 году здесь разместился
нервно-психический институт, преобразованный
здесь из музея. В 1931 году институт был
переведен на базу Преображенской психиатрической
больницы (современная психиатрическая
больницы №4) Освободившиеся помещения
занял институт охраны детей и подростков.
С 1936 года здание Вдовьего дома занимает
центральный институт усовершенствования
врачей (ныне Российская медицинская академия
последипломного образования).
С 1803 года императрица Мария
Федоровна открывает новое направление
деятельности, формируемой ею системы
общественного призрения: основывает
в Москве и Петербурге две больницы для
бедных, получивших название Мариинских.
Московская Мариинская больница, как и
Вдовий дом, сначала была устроена во временно
приспособленном, арендуемом доме в Лефортове.
В 1806 году для нее было выстроено новое
здание на улице Новая Божедомка (ныне
улица Достоевского, 2), неподалеку от основанного
той же Марией Федоровной Екатерининского
института благородных девиц. Здание больницы
было построено И.Д. Жилярди по проекту
петербургского архитектора А.А. Михайлова
в традиционной для московских усадеб
манере с отступом от красной линии; флигели
с боком охватывают пространство перед
домом, формируя нарядный двор - курдонер.
Главный вход параллельного фасада украшен
монументальным восьмиколлонным портиком
ионического ордера, поставленный на плоский
цоколь, к которому ведет широкая лестница.