Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить происхождение, состав, способы созыва, права и роль института вече на различных территориях русского государства.
Задачи курсовой работы:
1) дать общую характеристику древнерусского вече, его происхождения, географии, социального состава;
2) представить основные позиции историков по этим вопросам.
Введение ……………………………………………………………3
Глава 1. Происхождение и этапы развития вече в истории русской государственности......................................................................................5
1.1. Происхождение вече ………………………………………….. –
1.2. Социальный состав вече ………………………………………11
Глава 2. Анализ состава и способов созыва вече на различных русских землях в период Киевской Руси и феодальной раздробленности..........15
2.1. Анализ состава и способов созыва вече в период Киевской
Руси...............................................................................................................–
2.2. Анализ состава и способов созыва вече в период феодальной раздробленности.........................................................................................19
Глава 3. Права вече на различных русских землях в период Киевской Руси и феодальной раздробленности....................................................... 20
3.1. Социально-политическая организация Галицко-Волынское княжества.................................................................................................... –
3.2. Социально-политическая организация Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжество.................................................... 22
3.3. Социально-политическая организация Новгородской и Псковской феодальных республик.............................................................................. 27
Заключение ………………………………………………….…….. 34
Список источников и литературы ………………………..………. 36
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Самарский государственный экономический университет
Курсовая работа
по дисциплине: "История государства и права России"
на тему: "Вече: происхождение, состав, способы созыва, права и роль на различных территориях русского государства"
Выполнил студент
Института права
I курса гр. ПОХД
Проверил: кандидат
юридических наук доцент
Самара, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………3
Глава 1. Происхождение и этапы развития
вече в истории русской государственности.............
1.1. Происхождение вече ………………………………………….. –
1.2. Социальный состав вече ………………………………………11
Глава 2. Анализ состава и способов созыва вече на различных русских землях в период Киевской Руси и феодальной раздробленности..........15
2.1. Анализ состава и способов созыва вече в период Киевской
Руси..........................
2.2. Анализ состава и способов созыва
вече в период феодальной раздробленности...............
Глава 3. Права вече на различных русских
землях в период Киевской Руси и феодальной
раздробленности...............
3.1. Социально-политическая организация
Галицко-Волынское княжества.....................
3.2. Социально-политическая организация
Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского)
княжество.....................
3.3. Социально-политическая
Заключение ………………………………………………….…….. 34
Список источников и литературы ………………………..………. 36
Примечания …………………………………………….………….. 38
Введение
Цель курсовой работы: выявить происхождение, состав, способы созыва, права и роль института вече на различных территориях русского государства.
Задачи курсовой работы:
1) дать общую характеристику древнерусского вече, его происхождения, географии, социального состава;
2) представить основные позиции историков по этим вопросам.
Методы исследования, используемые при написании курсовой работы:
- метод анализа
- сравнительно-правовой метод
- метод синтеза
При выборе тематики курсовой работы я руководствовалась следующими критериями:
- личным предпочтением и
- актуальностью темы
- практическим применение
Работа по своей структуре состоит из введения, заключения, основной части из трех глав, заключения, списка источников и литератруы, научно-справочного аппарата.
Изучение историко-правового института, как древнерусское вече, вопреки времени, не потеряло своей актуальности.
Вопросы между учеными, приведенные в основной части работы, являются дискуссионными, что говорит о неопределенности оценки древнерусского вече.
Кроме того, в последнее время предпринимаются попытки взглянуть на проблему с совершенно новых точек зрения. Например, К. А. Соловьевым в статье «Эволюция форм легитимации государственной власти в Древней и Средневековой Руси: Легитимная формула»[15] поднят интересный вопрос о т. н. вечевой легитимности.
В качестве источников использовались сочинения
византийских писателей,[16] древнерусские
летописные источники, в частности, Лаврентьевская
летопись (летопись по Лаврентьевскому
списку), представленная на сайте http://litopys.org.ua/lavrlet/
Глава 1. Происхождение и этапы развития вече в истории русской государственности
1.2. Происхождение вече
Древнерусское государство сформировалось как раннефеодальная монархия, которая сочетала институты новой феодальной формации и старой первобытнообщинной. Данная особенность древнерусского государства особенно ярко прослеживается через наиболее важные институты государственного устройства Древней Руси, одним из которых является Древнерусское вече.
Историки полагают, что происхождение вече начало зарождаться еще в древности. Здесь исследователи опираются как на свидетельство Прокопия Кесарийского: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом";[18] так и на различные русские источники, примером которых может служить Лаврентьевская летопись: "В лето 6684 [1176 г.] Новгородци во изначала, и смоляне, и кыяне, и полочане, и вся власти, Якож на думу; на вече сходятся; на что же старейшин сдумають, на том же пригороди стануть".[19]
Как считал В.И. Сергеевич, опиравшийся на уже цитировавшийся текст Лаврентьевской летописи: «по мнению начального летописца и позднейшего, жившего в конце XII века, вече было всегда».[20] И продолжал, ссылаясь на легендарные известия начальной русской летописи (о хазарской дани, о переговорах древлян с Ольгой, о белгородском киселе и др.): «Вече как явление обычного права существует с незапамятных времен... Событием первостепенной важности, проложившим путь к новому порядку вещей, является татарское завоевание... Нашествие татар впервые познакомило русские княжения с властью, которой надо подчиняться безусловно. Почва для развития вечевой деятельности была уничтожена сразу».[21]
М.Б. Свердлов полагает, что «Повесть временных лет» сообщает о коллективных решениях племен: «съдумавше поляне, и реша сами в собе, сдумавше [древляне] со князем своим Маломъ». На этом основании делались предположения о существовании племенных вечевых собраний. Однако эти сведения слишком общи, чтобы определить, как решались вопросы - на племенных собраниях или избранными лицами-князьями и знатью. Следовательно, известия летописи еще не свидетельствуют о племенных собраниях в племенных княжениях и тем более племенных союзах, территориальные размеры которых делали такие собрания невозможными, ограничивая число участников лишь отдельными представителями, вероятно племенной знатью».[43] Впрочем, данное замечание относится скорее не к тому, связаны ли коллективные решения с вечевыми собраниями, а к самому характеру этих собраний, к их составу.
Рассмотрение летописей позволяет понять, что смысл слова "вече" мог расцениваться различно в разных источниках. Интересно наблюдение А. Е. Преснякова о том, что вечем называли всякое сборище, а так как вечем западнорусские источники позднее называют копу, т.е. собрание для судебного дела жителей соседних деревень, "wiec" назывались и у поляков судебные собрания, то надо полагать, что вечами назывались и у нас собрания верви".[22]
То, что вече существовало непрерывно вплоть до монголо-татарского нашествия (кроме Новгорода и Пскова, где вече функционировало до присоединения к Москве) не вызывает сомнений у большинства историков, хотя есть и исключения.
Б. Д. Греков писал о молчании вече в Х – XII вв.: "….в Киевском государстве, как таковом, вече, строго говоря, не функционировало. Рассвет вечевой деятельности падает уже на время феодальной раздробленности. Только в конце периода Киевского государства можно наблюдать в некоторых городах вечевые собрания, свидетельствующие о росте городов, готовых выйти из-под власти киевского великого князя. …в литературе по вопросу о вече далеко не всегда различаются два периода в истории нашей страны: период Киевского государства, когда вече молчит, и период феодальной раздробленности, когда оно говорит, и даже достаточно громко".[23] Также, Б.Д. Греков считал, что логическое ударение в приведенном отрывке сделано совсем на другом моменте, который «относится не только к существованию вечевого строя, сколько к обычной обязанности пригородов подчиняться городам...».
Однако, с переменами, происходившими в социальной структуре восточнославянского общества, менялась и сущность самого учреждения коллективной власти. Раннее, "племенное" вече эпохи первобытного строя или военной демократии, серьезно отличалось от "волостного" вече второй половины XI – XII вв. Но говорить об исчезновении вече представляется не совсем правильным. Эта точка зрения вызывает серьезные сомнения, так как такое утверждение не только не логично, но и попросту не подтверждается фактическим материалом. В летописях присутствуют упоминания о вече именно на тот период, который обозначил Греков.
При рассмотрении различных летописных документов оказывается, что круг вопросов решаемых вече довольно широк. Прежде всего, это вопросы войны и мира, судьбы княжеского стола и княжеской администрации. Кроме того, на вече рассматривались проблемы, связанные с денежными сборами среди горожан, распоряжением городскими финансами и земельными ресурсами. О последнем, в частности, говорит новгородская грамота середины XII в.:"Се яз князь великий Изеслав Мстиславич по благословению епископа Ниффонта испрошал семь у Новагорода святому Пантелемону землю село Витославиццы и смерды и поля Ушково и до прости".
Согласно выводу Фроянова, "испросить" пожалование монастырю "у Новагорода" Изяслав мог только на вече".[24] Круг вопросов, решавшихся на вече, практически совпадал со сферой тех проблем, которые князь обсуждал со своей дружиной. Следовательно, все они - князь, дружина и вече - могли совместно (или напротив, порознь и совершенно по-разному) решать одни и те же задачи. При этом, несомненно, рано или поздно должны были возникать конфликты. Как показывают приведенные примеры, князь далеко не всегда мог действовать по своему усмотрению. Часто ему приходилось сталкиваться не только со своим ближайшем окружением, но и с горожанами. Фроянов пишет: "Летописные данные, относящиеся к XI веку, рисуют вече как верховный демократический орган власти, развивавшийся наряду с княжеской властью. Оно ведало вопросами войны и мира, санкционировало сборы средств для военных предприятий, меняло князей. Столь важная компетенция вечевых собраний еще более отчетливо выступает на фоне источников, освещающих события XII века.
В преамбуле соглашения Новгорода с Готским берегом и немецкими городами значится: "се яз князь Ярослав Володимеричь, сгадав с посадникомь с Мирошкою, и с тысяцкым Яковомь, и с всеми новгородъци, потвердихом мира старого с послом Арбудомь, и со всеми немецкыми сыны, и с гты, и с всемь латиньским языком". Со "всеми новгородци" Ярослав общался, надо думать не в приватной беседе за чашкой вина, а на вече. Фраза "вси новгородци" достаточно красноречива: она с предельной ясностью определяет участников сходки, не оставляя ни малейших сомнений в том, что мы имеем дело с массовым собранием горожан, где вероятно присутствовали делегаты от новгородских пригородов и сельской округи".[25]
В то же время не лишены оснований и наблюдения А. Е. Преснякова, утверждавшего: "Если правы историки права, что вече, а не князь должно быть признано носителем верховной власти древнерусской политии-волости, то, с другой стороны, элементарные нити древнерусской волостной администрации сходились в руках князя, а не вече или каких-либо его органов. В этом оригинальная черта древнерусской государственности". А потому, считает исследователь, "видна, как и зависимость князя от вече, так и малая дееспособность вече без князя... Известные нам проявления силы и значения вече носят всецело характер выступлений его в чрезвычайных случаях. Властно вмешивается оно своими требованиями и протестами в княжное управление, но не берет его в свои руки".[26]
Еще один интересный вопрос, поднятый К. А. Соловьевым в статье «Эволюция форм легитимации государственной власти в Древней и Средневековой Руси: Легитимная формула»[27] – вечевая легитимность. При выделении княжеской легитимности в рамках договорной системы, возникает закономерный вопрос: в какой мере можно говорить о легитимности веча?
Судя по сохранившимся в Повести временных лет описаниям веча, основной особенностью вечевой легитимности было то, что принятое на вече решение должно быть исполнено немедленно или оно потеряет свою силу.
Большой интерес представляет и проблема географического распространения вечевых порядков в русских землях. Действительно, большинство приведенных примеров относится к Новгороду, специфика государственного развития которого как раз и состояла в решающей роли вече как основного властного института. Рассматривая этот вопрос, М. Б. Свердлов приводит примеры вечевых решений в Белгороде (997 г.), в Новгороде (1015 г.), Киеве (1068-1069 гг.), Владимире Волынском (1097 г.). В то же время он замечает, что: "эти сообщения свидетельствуют о созыве вече лишь в экстренных случаях войны или восстания, причем все они относятся к городам, крупным социальным коллективам, центрам ремесла и торговли. Да и эти упоминания вече крайне редки - всего 6 за 100 лет (997-1097 гг.): одно - в Белгороде и Новгороде, два - в Киеве и два - во Владимире Волынском. Данные о вече в сельской местности или о социально-политических и судебных функциях, характерных для племенного общества, нет".
Причем все приведенные упоминания относятся лишь к концу X - середине XI века. Относительно более позднего времени приходится тщательнее учитывать конкретное содержание этого термина в различных источниках разных регионах Восточной Европы.
В частности, обращает на себя внимание то, что вече в XI – XII вв. не упоминается в законодательных памятниках и актовых источниках. Обо всех известных случаях