Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:05, реферат
Александр I (1801-1825) пришел к власти в результате дворцового переворота, после убийства его отца Павла I. Жесткой казарменной политикой Павел вызвал острое недовольство дворянства. Столичные высшие круги, обеспечившие Александру трон, желали бы более лояльного царя, ни в чем не задевавшего дворянских привилегий. Став монархом, Александр I обещал править «по закону и сердцу» Екатерины II.
Введение
1. Восшествие на престол Александра I
2. Крестьянский вопрос
3. Реформа народного образования и цензура
4. Преобразование органов центрального управления
Заключение
Список литературы
Закон проводил принцип строгого единоначалия и подчиненности внутри министерских подразделений, определял взаимоотношения министерств с другими органами государственного управления. При министре создавались канцелярия во главе с директором, и Совет министра, в состав которого входили все директора департаментов.
В 1807 г. на арену политической жизни страны выдвинулся Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839). Среди политических деятелей дореволюционной России этому «русскому реформатору», по определению Н. Г. Чернышевского, принадлежит, бесспорно, первое место. Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский, благодаря своему выдающемуся уму, энциклопедической эрудиции, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую служебную карьеру. Службу он начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-прокурора А. Б. Куракина. В 1803 г. Сперанский уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел, которым управлял тогда В. П. Кочубей.
В конце 1806 г. Кочубей, будучи больным, вместо себя с докладом по министерству послал к императору Сперанского. Доклад произвел самое благоприятное впечатление на Александра I, который был изумлен его ясностью и изяществом стиля, а после беседы со Сперанским сразу оценил его незаурядный ум. Сначала Александр приблизил к себе Сперанского как «делового секретаря», а затем сделал его своим ближайшим помощником. Сперанский назначается членом Комиссии для составления законов, товарищем министра юстиции, входит в состав многочисленных комитетов, учреждавшихся по разным вопросам.
В декабре 1808 г. Александр I поручил ему составление Плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был готов и представлен императору. Цель плана Сперанского заключалась в том, чтобы модернизировать и европеизировать российскую государственную машину путем введения буржуазных по существу норм, однако при сохранении самодержавной власти императора. В основу государственного устройства страны по плану Сперанского был положен принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную при верховенстве власти самодержавного монарха. План предлагал четкую структуру всех трех видов власти на всех уровнях начиная с волости — первичной административной единицы. На основе принципа выборности формировались первые три инстанции исполнительной власти — волостные, окружные и губернские правления, избиравшиеся на волостных, окружных и губернских собраниях.
Высшей исполнительной властью являлись министерства; министры и их заместители назначались императором. Принцип выборности был положен и в основу формирования судебной власти: волостные, окружные и губернские суды избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Окружные и губернские суды состояли каждый из уголовного и гражданского отделений. В первых трех судебных инстанциях вводились суд присяжных заседателей и гласное судопроизводство.
Высшей судебной инстанцией являлся Сенат Судебный. В составе его были два департамента по гражданским и два по уголовным делам.
Высшим органом, призванным координировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет — связующее звено между этими ветвями власти и императором.
Члены Государственного совета назначаются императором, который и председательствует в Совете. Ни один закон не может вступить в силу без утверждения его императором. 1 января 1810 г. был обнародован Манифест об учреждении Государственного совета, и в тот же год состоялось его открытие. Это был высший законосовещательный орган при императоре.
В функции Государственного совета входили обсуждение внесенных в него законопроектов, «толкование» смысла уже изданных законов, принятие мер к их проведению в жизнь через исполнительные органы власти, распределение по министерствам и ведомствам расходов на их содержание, рассмотрение годовых отчетов министров.
Государственный совет состоял из четырех департаментов: 1) департамента законов, рассматривавшего общегосударственные законопроекты, 2) гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства, 3) государственной экономии, в ведении которого находились вопросы финансов, промышленности, торговли и наук, и 4) военного.
При Государственном совете существовали Комиссия составления законов и Комиссия прошений. Для организации деятельности Государственного совета учреждалась Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем— им был назначен Сперанский. Поскольку все законопроекты первоначально направлялись в эту канцелярию, где они «редактировались» перед обсуждением в Совете, канцелярия и особенно ее начальник Сперанский приобретали большой вес и влияние. Окончательное обсуждение законов проходило в Общем собрании Государственного совета — объединенном заседании департаментов. Законы вступали в силу только после утверждения их императором.
Во главе Государственного совета стоял назначаемый императором председатель, он же одновременно являлся и председателем Комитета министров.
Первоначально Государственный совет состоял из 25 членов, в 1825 г. — из 36, в конце ХIХ в. в нем числилось свыше 70 членов. В виде законосовещательного органа при царе Государственный совет просуществовал до 20 февраля 1906 г когда в связи с образованием законодательной Государственной думы ему был придан статус верхней законодательной палаты, а его состав существенно изменен. Учреждением Государственного совета в 1810 г. и преобразованием министерств в 1811 г. завершилась реорганизация органов центрального управления, которые с некоторыми изменениями просуществовали вплоть до 1917 г. Приближалась «гроза двенадцатого года». Необходимо было готовиться к тяжелой войне с сильным противником — наполеоновской Францией. В первую очередь следовало укрепить финансовую систему.
Из-за почти беспрерывных войн, которые вела Россия, начиная с 1804 г. резко возросли военные расходы, а присоединение к континентальной блокаде Англии усугубило расстройство финансовой системы, находившейся в состоянии кризиса. Дефицит в бюджете возрос в четыре раза. Ценность ассигнационного рубля по отношению к серебряному за 1804—1810 гг. упала с 80 до 25 коп. Недовольство дворянства преобразованиями Сперанского и вообще политикой Александра I в первое десятилетие его царствования нашло выражение в составленной для царя в 1811 г. Н. М Карамзиным записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Главный смысл «Записки» заключался в доказательстве того, что вся судьба России и ее величие зависят от могущества самодержавия: Россия «процветала», когда оно было сильно, и «падала», когда оно ослабевало.
Но вместе с тем Карамзин осуждал «властолюбие неумеренное и незаконное», яркие примеры которого он видел в царствованиях Ивана Грозного и Бориса Годунова. Но Карамзин выступал и против «аристократической гидры» — олигархического правления. Его идеал — самодержавие, опирающееся на строгую законность. Он протестовал против «излишней любви к государственным преобразованиям» и против «изобретения разных министерств и Советов». Не следует, по его мнению, создавать многочисленные законы. Карамзин советовал собрать уже существующие законы, привести их в систему, исключить из них «обветшавшие», утратившие силу.
Суровой критике Карамзин подверг и политику Александра I, но уже в другом смысле: вводимые им новшества могут привести к ослаблению самодержавия.
Вокруг Сперанского плелись интриги. На него посыпались доносы, в которых он обвинялся даже в шпионаже в пользу Франции. Сначала он не обращал внимания на эти наветы и инсинуации, надеясь на поддержку и расположение к себе императора, но вскоре он почувствовал нависшую над ним опасность. В начале февраля 1811 г. Сперанский просил императора об отставке, но просьба была отклонена.
Более того, Александр демонстративно стал оказывать ему знаки «благосклонности», а это, как знали по собственному опыту царедворцы, служило верным признаком приближения опалы. 1 января 1812 г. Сперанский был удостоен ордена Александра Невского, а 17 марта был вызван на аудиенцию к императору.
После конфиденциального разговора Александр I распорядился поселить Сперанского сначала в Нижнем Новгороде, а через полгода, по новому доносу, его сослали в Пермь.
Опала Сперанского вызвала бурю восторга в придворных кругах. Некоторые даже удивлялись «милосердию» царя, «не казнившего этого преступника, изменника и предателя». Сам царь был убежден в невиновности Сперанского, но был вынужден, по собственному признанию, принести его в жертву, чтобы погасить растущее недовольство дворянства, вызванное преобразовательными мерами.
Заключение
В первые годы царствования Александра I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке.
20 февраля 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах. В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образования. В 1801-1811 гг. было проведено преобразование органов центрального управления. В 1807 г. на арену политической жизни страны выдвинулся Михаил Михайлович Сперанский.
В 1814 г. Сперанский был вызван из пермской ссылки. По рекомендации А. А. Аракчеева в 1816 г. он был назначен пензенским губернатором, а в 1819 г сибирским генерал-губернатором, где провел крупную административную реформу. В 1821 г. Александр I возвратил Сперанского в Петербург, назначил членом Государственного совета и. управляющим Комиссией о составлении законов. Но Сперанский уже не мог вернуть своего былого положения, находясь на второстепенных ролях.
Список литературы:
1. Богданович М.
И «История царствования
2. Вандаль А «Наполеон и Александр I» - Ростов-на-Дону, 1995. Т. 1 - 3.
3. Мироненко С. В «Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в.» -М 1989.
4. Предтеченский
А. В «Очерки общественно-
5. Сафонов М. М
«Проблема реформ в
6. Сахаров А. Н «Александр I // Российские самодержцы (1801 – 1917)» -М 1993.
7. Соловьев С. М «Император Александр I. Политика. Дипломатия»- М 1996
8. Федоров В. А «М. М. Сперанский и А, А. Аракчеев» - М 1997