Военная реформа Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:40, лекция

Краткое описание

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопрос 1.docx

— 42.60 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Образование древнерусского государства .

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных  связей и развитие нового способа  производства. Древнерусского государство  складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых  противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в  обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге  и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения  полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные  племена объединились в районе озера  Ильмень (центр - в г. Новгороде). В  середине 9 в. этим объединением стал править  выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер  доказывали скандинавскую теорию образования  древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание  о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими  являлись пруссы. Именно эта «южная»  антинорманская теория образования  древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы  в «Баварском хронографе» и относятся  к периоду 811-821 гг. В нем русские  упоминаются как народ в составе  хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян  и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром  править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскии  князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем  выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших  центра восточных славян - Киев и  Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход  на Царьград (Константинополь), столицу  Византийской империи. Русская дружина  опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить  огромную дань. Результатом этого  похода стали очень выгодные для  Руси мирные договора с Византией, заключенные  в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний  договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение  в морской битве. Тогда в 945 г. в  союза с печенегами он предпринимает  новый поход на Константинополь  и вынуждает греков вновь заключить  мирный договор. В 945 г. при попытке  собрать повторную дань с древлян  Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга  упорядочила размеры и места  сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь  и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый  и влиятельный из князей, подчинивший  своей власти вятичей. В 965 г. он нанес  ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с  внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали города Киев и  Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

Вопрос 2. Политический строй древней Руси

В исторической науке разделились  мнения по поводу характера политического  строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) - раннефеодальное  государство, сохранявшее пережитки  родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили  функции обороны государства, сбора  налогов, судопроизводства, организации  военных походов, заключения международных  договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и  младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались  представители высших чинов княжеской  администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский  совет, который принимал важнейшие  решения.

К 10 в. в руках великого князя  была сосредоточена вся полнота  законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь  был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное  право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему  землях. После смерти великого князя  власть передавалась по старшинству  от брата к брату. Это приводило  к распрям, так как зачастую великий  князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских  съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время  их роль была незначительна, но в 9 в. с  началом раздробленности она  резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию  городов-государств во главе с великим  киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские  жители решали вопросы войны и  мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители  знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом  народного самоуправления, свидетельствуют  о наличии демократии в древнерусском  государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних  снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась  лишь функция комплектования народного  ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими  видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались  на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную  роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли  функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось  по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших  дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого  на основе еще более древнего свода  законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда»  устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний  и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась  практика денежных штрафов. «Русская Правда»  пополнялась новыми статьями во времена  правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

 

 

Вопрос 3. Древнейшие источники права

Право у восточных славян возникло одновременно с государством, никакого так называемого общинного права  до возникновения государства не существовало.

Каковы же источники права в  этот период? Прежде всего - обычное  право, нормы которого до нас не дошли. Известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Текст  его до нас пока не дошёл. Вероятнее  всего, что это был сборник  письменный, в котором имелись  нормы обычного права.

Первый известный источник права  письменный - это договор Олега  с Византией 911 года. В нем и  упоминается Закон русский, который  содержал некоторые нормы уголовного права Древней Руси. Одна из статей этого Закона предусматривала ответственность  за убийство - смертную казнь на месте  преступления.

Возникновение Древнерусского государства  естественно сопровождалось формированием  древнерусского права, исторически  первым источником которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим  государством. Среди них можно  встретить кровную месть, принцип  талиона - "равным за равное". Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским".

Первыми писанными памятниками  древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Руси с Византией. Заключенные после успешных военных  походов, эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем  получили отражение нормы Закона русского. (Из этих договоров мы, собственно, и знаем об основном содержании древнерусского обычного права). Договора 911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например правила регистрации отдельных  товаров «наволок».[2] [2]

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира  Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Устав Владимира определял взаимоотношения  княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в  пользу церкви так называемая десятина. Во времена Владимира церковное  землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право  суда в отношении духовенства  и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным  судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области  семейно-брачных отношений.

Устав Ярослава посвящался главным  образом семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и  нравственности. Встречались наказания  за эти деяния как бы двойственные и от; князя и от епископа. Почти  все наказания имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась  смертная казнь - ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность  мужа за двоежёнство. Устанавливалось  наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило  молодая) заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей  законной жене (например, убьет раздосадованный  на то, что его разлучали с более  молодой), то в этом случае, возможно, было применение смертной казни.

В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый  характер. За изнасилование и оскорбление  женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или  дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше. 

 

Вопрос 4. Общая характеристика русской правды

Русская Правда является одним из основных источников истории государства  и права России. Русская Правда не единственный текст, их более 100. Выделяются 3 группы:

1)краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси);

2)пространная редакция (она содержит 121 статью);

3)сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).

Все эти правды шли сплошным текстом  без деления на статьи, разделили  ее позднее в XVIII в.

Структура краткой редакции Русской  Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:

Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);

Правда Ярославичей (в 60-е гг. X в.).

Окончательный вариант краткой  редакции Русской Правды сформировался  в конце XI в.

В XII в. Владимир Мономах  добавил  новые правовые нормы в Русскую  Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:

1)Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция);

2)Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы).

Пространная редакция просуществовала  до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.

Сокращенная редакция принадлежит  второй половине XV в., которая связывается  с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией  права. Сокращенная редакция Русской  Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены  ставшие неактуальными нормы  права.

Русская Правда регулировала главным  образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие  слои населения:(князья (стояли над законом); бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми); духовенство (их судила только церковь); простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие); закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты долга); холопы (рабы); рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении)).

Русская Правда не содержала положений  о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции  за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен. Ответственность  за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась  различная.

Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась  в размере причиненного ущерба.

Информация о работе Военная реформа Петра I