Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:40, лекция
Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.
Русская Правда регулировала договорное право.
Виды договоров по Русской Правде:(купли-продажи; займа; хранения имущества (поклажи); займа с самозакладом (закупничество); подряда («урок мостников») ;личного найма).
Форма договора была устной, при свидетелях,
с совершением некоторых
По Русской Правде выделялось наследование:(по закону; по завещанию).
Вопрос 5. Уголовное право и процесс по Русской Правде.
Древнерусское законодательство большое внимание уделяет уголовному праву. Ему посвящено много статей Русской Правды, уголовно-правовые нормы есть и в княжеских уставах. Своеобразно трактует Русская Правда общее понятие преступления: преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Отсюда и термин для обозначения преступления - «обида».
Система преступлений.
Соответственно этому строится и
система преступлений. Русская Правда
знает лишь два рода преступлений
- против личности и имущественные.
В ней нет ни государственных,
ни должностных, ни иных родов преступлений.
Это не означало, конечно, что выступления
против княжеской власти проходили
безнаказанно. Просто в таких случаях
применялась непосредственная расправа
без суда и следствия. В уголовном
праве особенно ярко проявляется
классовая природа феодального
права, открыто встающего на защиту
господствующего класса и пренебрегающего
интересами трудящихся. Это отчетливо
видно при рассмотрении отдельных
элементов состава
Понятие соучастия.
Русской Правде известно понятие
соучастия. Эта проблема решается просто:
все соучастники преступления отвечают
поровну, распределение функций
между ними пока не отмечается. Русская
Правда различает ответственность
в зависимости от субъективной стороны
преступления. В ней нет различия
между умыслом и
Объекты преступления.
Русская Правда знает лишь два
родовых объекта преступления - личность
человека и его имуществе[3]. Отсюда,
как уже упоминалось, только два
рода преступлений. Однако каждый из родов
включает в себя довольно разнообразные
виды преступлений. Среди преступлений
против личности следует назвать
убийство, телесные повреждения, побои,
оскорбление действием. Княжеские
уставы знают и состав оскорбления
словом, где объектом преступления
является преимущественно честь
женщины. В уставах князей Владимира
Святославича и Ярослава рассматриваются
также половые преступления. Среди
имущественных преступлений наибольшее
внимание Русская Правда уделяет
краже (татьбе). Наиболее тяжким видом
татьбы считалось конокрадство, ибо
конь был важнейшим средством
производства, а также и боевым
имуществом. Известно и преступное
уничтожение чужого имущества путем
поджога, наказуемое потоком и разграблением.
Такая высокая мера наказания
за поджог определяется, очевидно, тремя
обстоятельствами. Поджог - наиболее легкодоступный,
а потому и наиболее опасный способ
уничтожения чужого имущества. Он нередко
применялся как средство классовой
борьбы, когда закабаляемые крестьяне
хотели отомстить своему господину.
Наконец, поджог имел повышенную социальную
опасность, поскольку в деревянной
Руси от одного дома или сарая могло
сгореть целое село или даже город.
В зимних условиях это могло привести
и к гибели массы людей, оставшихся
без крова и предметов первой
необходимости. В княжеских уставах
предусматривались и
Система наказаний.
Система наказаний Русской
В период существования Древнерусского государства судебные функции исполнялись органами власти. По правилу, в чьих руках находилась власть, тот и творил суд, т. е. суд не был отделен от администрации. Князь считался высшим судьей, о чем свидетельствует ряд статей Русской Правды. Ночного вора. если его не убили до рассвета, утром вели на .княжеский двор (ст. 40). Закуп имел право отлучаться для подачи князю жалобы на своего господина (ст. 56). Судебные решения князей по отдельным вопросам становились нормами права (решение Изяслава по случаю убийства дорогобужцами старого конюха у стада). Князь осуществлял судебные функции по наиболее важным делам, видимо, совместно с вече. Он же судил бояр и разрешал жалобы на местных судей.
На местах судебные функции осуществляли посадники и волостели. С развитием государства, обострением классовой борьбы увеличилось и количество преступлений, особенно имущественных. Это привело к появлению множества различных вспомогательных судебных должностей. Происходит усложнение и рост судебного аппарата. Русская Правда упоминает о представителях судебной власти мечнике, детском, вирнике, собиравшем виры и продажи с населения, метельнике, собиравшем судебные пошлины, ябедниках и др.
Наряду с судом посадников и волостелей на местах существовал и боярский суд, юрисдикция которого распространялась на население, находящееся в феодальной зависимости от боярина на основании имущественных пожалований. Боярин, как и князь, не все дела решал лично, часть судебных дел разрешали его помощники.
Кроме княжеского и боярского суда на Руси существовал церковный суд. Церковь сумела добиться передачи в ее ведение дел, связанных с самовольным расторжением брака, изнасилованием, похищением женщин, оскорблением, церковным воровством, «зелейничеством», по спорам между мужем и женой об имуществе и др. Церковь имела свои уставы, церковные феодалы осуществляли судебные функции по всем делам, подсудным церкви в отношении всего населения. Они же осуществляли судебные функции по всем делам в отношении лиц, подвластных церкви[5].
Поскольку в Древнерусском государстве не различалось уголовное и гражданское право, то не было различия и в судопроизводстве. Те дела, которые в позднейшем законодательстве признавались уголовными, и те, которые признавались гражданскими, решались в одинаковом порядке.
Судебный
процесс по Русской Правде
носил состязательный характер,
т. е. проходил при активном
участии сторон в форме
На суде стороны
обыкновенно окружались толпой родственников
и соседей, которые являлись пособниками.
Процесс осуществлялся
Роль государственных органов особенно активной была в преследовании за совершение особо тяжких преступлений (например, за убийство). Большая ответственность за отыскание преступника возлагалась и на крестьянские общины. В Русской Правде говорится об особой форме поиска преступника - гонение следа. Предполагалось, что там, где теряются следы, находится преступник. Если след терялся на большой дороге или в степи, то розыски прекращались. Гонение следа влекло за собой для общины (верви), в которой терялись следы убийцы, обязанность самой продолжать розыск преступника и выдать его властям или уплатить дикую виру. Если совершалось не убийство, а другое преступление, то вервь обязана была возместить ущерб и уплатить штраф (ст. 3, 77).
Защищая право собственности феодалов на различные вещи и на холопов, Русская Правда большое внимание уделяла определению порядка отыскания пропавших вещей и холопов. В ней имеется ряд статей, посвященных своду - досудебной форме установления отношений между будущим истцом и ответчиком.
К своду прибегали при похищении вещи или холопа. Пострадавший должен был объявить о пропаже на торгу (базарной площади). Это объявление называлось закличем. Если по истечении трех дней после заклича вещь находилась, то лицо, у которого она была найдена, признавалось ответчиком. Ответчик должен был не только возвратить вещь, но и уплатить штраф. Если за клич не был произведен, или если вещь была найдена до истечения трех дней, или, наконец, если эта вещь была найдена не в своем городе или общине, а обладатель пропавшей вещи не сознался в хищении, то тогда приступали к своду.
Свод мог продолжаться до тех пор, пока не находился похититель. Но если оказывалось, что похитителя нужно искать вне города, то собственник мог производить свод только до третьего лица, которое было обязано вручить собственнику вещи ее стоимость деньгами, а затем имело право продолжить свод. При отыскании похищенного холопа собственник не вел свод дальше третьего лица. Третий добросовестный приобретатель передавал холопа собственнику, а сам мог вести розыски похитителя и продолжать свод.
Если свод заканчивался отысканием вора, он должен был уплатить вознаграждение тому, кому он продал похищенную вещь, и уплатить штраф. Иногда свод заканчивался тем, что приобретатель вещи не мог доказать добросовестность ее приобретения. Наконец, свод мог привести к границам государства. В этих двух случаях добросовестный приобретатель очищался от обвинения указанием на двух свидетелей покупки, которые приносили присягу.
При судебном
разбирательстве стороны
Если одна
сторона не могла добиться признания
другой стороны и если послухи
и видоки давали одинаково благоприятные
показания, то прибегали к ордалиям,
т. е. испытанию водой и железом.
Исследователи полагают, что испытание
железом заключалось в
В Русской Правде не содержится норм, которые определяли бы подробно процессуальный порядок деятельности сторон и судей[6]. Но, как отмечалось, процесс носил состязательный характер, и стороны играли в нем активную роль. Надо полагать, что чаще всего процесс начинался и кончался самими сторонами, а суд, взвешивая значение доказательств, представленных сторонами, выносил решение, которое, вероятно, было словесным. В целом исполнение уголовных наказаний лежало на органах судебной власти.
В Русской Правде нет постановлений о вторичном рассмотрении дела по жалобе недовольной стороны, но иногда по решению, князя оно проводилось заново.
Статья 74 предусматривала вознаграждение княжеской администрации за осуществление ими судебных функций, а ст. 86 устанавливала «железный урок»: 40 гривен - в казну, 5 гривен - мечнику.
Судебные
пошлины законом
Таковы основные черты судебного процесса, который свидетельствует об активной форме участия лиц, заинтересованных в разрешении конфликтов. Постановления Русской Правды полностью не исчерпывают сведений о судопроизводстве Древнерусского государства. Несомненно, что в делах о преступлениях, затрагивающих интересы господствующего класса, применялись и другие формы судопроизводства. Русская Правда, как первый кодекс русского феодального права, последовательно отразила отдельные этапы развития феодальных отношений в русском обществе IX-XII вв.