Возникновение Регулярной армии на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить закономерности развития и эволюции регулярной русской армии.
В связи с этим мы поставили следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по теме исследования;
- выявить предпосылки возникновения армии в русском государстве;
- обобщить полученные нами знания, сделать выводы по теме исследования.

Содержание

Введение
Глава 1. Численность и состав княжеской дружины.
Происхождение дружины.
Структура, состав, численность княжеской дружины.
Эволюция дружины.
Глава 2. Возникновение Регулярной армии на Руси.
2.1. Предпосылки возникновения Регулярной армии.
2.2. Основные этапы создания Русской регулярной армии в ходе военной реформы Петра 1.
2.3. Становление Военно-Морского флота.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по истории.docx

— 89.98 Кб (Скачать файл)

        Ясно, что ни один из  политических  институтов  в  период  V-XII  вв.  не остается  неизменным  –  изменились  состав  дружины,  веча,   их   роль   в управлении. Наблюдается постепенное усиление княжеской власти.

 

     

 
 
 
 
 

    1.4.Эволюция дружины.

 
 
 

     Князь и княжеская дружина, наряду с  городским  вече,  олицетворяли  собой важнейшие государственные институты Киевской Руси.

        Как пишет  И.Я.Фроянов, слово дружина является  общеславянским.  Оно образовано от слова «друг»,  первоначальное  значение  которого  -  спутник, товарищ на войне.

        В русской исторической науке  под дружиной принято понимать  отряд  воинов («Святополкъ  же,   и   Володимиръ   и   Ростиславъ,   исполчивше   дружину, поидоша») или   ближайшее   окружение   князя   («любяте   дружину   по велику»).

        Когда и как появляется дружина  у  восточных  славян,  сказать   трудно.  О происхождении дружины можно лишь предполагать, опираясь на косвенные  данные и аналогии. Как правило, когда речь заходит о подобных вопросах,  привлекают ранние свидетельства о дружинах древних германцев. В I  в.  н.э.  у  древних германцев дружинники составляли особую группу. Она жила  отдельно  от  своей общины вместе с вождем. Дружинники существовали благодаря  военным  походам, в  которых  захватывалась  добыча,  а  также  благодаря   дарам   от   своих соплеменников и  соседних  племен.  Правом  распределения  полученных  таким образом  средств  обладал  вождь.  Его   связывали   с   дружиной   взаимные обязательства личной  верности.  Дружина  набиралась  из  знатных  юношей  и доблестных воинов. Тацит также  упоминает  некоторое  иерархическое  деление среди дружинников.

        Видимо, близкие характеристики  имела и восточнославянская дружина.  Однако такой вывод мы можем сделать лишь по аналогии. Тем более, что в источниках слово «дружина» явно не однозначно. Так, в  рассказе  о  киевском  восстании 1068 г. упоминаются две разные дружины: «Иначаша людие говорити  на  воеводу на Коснячька; идоша на гору, съ веча, и придоша  на  двор  Коснячковъ  и не обретиле его, сташа у двора Брячиславля  и реша:  «Поидем  высадим дружину свою ис погреба». <…> Изяславу же седящу на сенехъ с дружиною  своею…».

     Как видим, кроме княжеской  дружины,  здесь  упоминается  и  «своя»  дружина восставших киевлян. Из кого в данном случае она состоит, сказать трудно,  но очевидно, что помимо княжеских дружин существовали и другие. Тем  не  менее, в исторической литературе дружиной принято называть именно  княжеский  отряд воинов.

        Выделению  княжеской  дружины,  по  мнению  А.А.Горского,  способствует разрушение  родоплеменной   структуры,   охватившее   славянский   этнос   в V-VI вв.[9]  С.В.Юшков считает,  что княжеские дружины как круг  его ближайших  соратников  и  сотрудников  существуют  с  самого   возникновения Киевского  государства.[9]  Можно согласиться  с обоими   из   них,   поскольку прообразом  княжеской  дружины  Киевской  Руси  считаю  вооруженные   отряды племенных вождей V-VII вв.

        Несмотря  на  скудость  источников,  можно  предположить,   какова   была численность  дружины  и  из  кого  она  состояла.  Одним  из  самых   ранних упоминаний  о  численности  дружины  русских  князей  является  фрагмент  из записок Ибн-Фадлана, говорящего, что «вместе с царем русов  в <…>  замке постоянно   находятся   четыреста   мужей   из    числа    богатырей,    его сподвижников».[9] А.А. Горский поддерживает  мнение  Т.  Василевского,  что дружина состояла из двухсот-четырехсот человек[94], с чем  соглашается И.Н.Данилевский[5], но М.Б.Свердлов  полагает, что  число воинов  достигало пятисот-восьмисот человек[6].

        В проблеме состава дружины  в исторической литературе наблюдается  единство мнений. Основным контингентом дружины, по мнению С.В. Юшкова, можно  считать «родовую знать, но и любой, кого князь считал  ценным  в военном деле  мог быть  включен  в  число  дружинников»[7].  Отсюда  видно,  что князь   мог принимать людей разных народов и племен, что подтверждают источники.  Помимо славян и варягов, в дружине состояли и угры  (венгры),  и торки,  и другие племена . И.Д. Беляев считает, и с ним нельзя не  согласиться,  принимая во внимание варяжское происхождение династии Рюриковичей, что  первоначально дружина состояла лишь из варягов. Но уже  при  Владимире  Святославиче  этот элемент теряет  свое  первенствующее  значение,  поскольку,  по  мнению  И.Д.Беляева,  эти  вольные  и  беспокойные  дружинники  могли  стать  помехой  в осуществлении  его  власти,  а  после  смерти  Ярослава  летописи  вовсе  не упоминают  о  варяжских  дружинах.[9]   Однако   уже   при   Олеге   варяги воспринимают себя как коренное население  (как  славян).  Такую ассимиляцию рисует  перед  нами  договор  Олега  с  Византией  911  г.,  в  котором  его дружинники  клянутся  «Перуном,   богом   своимъ,   и   Волосомъ,   скотьемъ богомъ».[10]  И.Д. Беляев  также говорит о том,  что в дружине теперь служили и венгры, и печенеги, и поляки, и половцы и др.[10]

        Бесспорно,  что  княжеские   дружины  имели  иерархическое   строение.  Как правило, ее делят на «старшую», «младшую»  и  «среднюю»  -  группу  «мужей», которую нельзя отнести ни к первой, ни ко второй.

        «Старшая» дружина состояла из  служивших отцу князя («дружина отня»).  Она переходит к  младшим  поколениям  князей,  вооруженная  прежним  влиянием  и авторитетом в дружинной и общественной  среде.  Чаще  всего  к  этой  группе воинов относят бояр, реже мужей, С.В.  Юшков  полагает,  что  «из  ее  рядов выходят   тысяцкие,   посадники    и    прочие    представители    княжеской администрации».[12] Летописи пестрят рассказами о князьях,  находящихся в боярской компании при самых различных жизненных  ситуациях,  общественных  и бытовых: «… и отпевше литургию, обедоша  братья  на  скупь,  каждо  с бояры своими»,[13] «и изиде  противу  ему  благоверный князь Всеволод  с воима сынъма <…> и вси боляре, и блаженый  митрополитъ  Иоан  с черноризци  и с прозвутеры. И вси кияне великъ плачъ  створиша  над нимъ»,[10]  «Святополк созва боляръ и кыянъ, и поведа имъ, еже бе ему поведал Давыдъ  <…>.  И реша боляре  и людье…».[10]  Старая  традиция  думы  князя с   дружиной   была основополагающей в отношениях князя с боярством. Что бы  князь  ни  затевал, он всегда должен был «явить» свой замысел служившим  ему  боярам,  рискуя  в противном случае лишиться боярской  поддержки,  что  грозило  ему  неудачей.

     Князья  иногда пренебрегали советом с боярами, но такие факты  были  редкими. Однако со временем князь предпочитает ориентироваться на «среднюю»  дружину, не прислушиваясь к советам бояр,[10]  но  из  «старшей» дружины неизменно выделяются командиры «воев»,[17] ведь они самые опытные и доблестные.

        «Средний» слой дружины составляли  гридьба, как считают С.М.  Соловьев  и И.Е.Забелин, или  княжие  мужи  (С.В.Юшков,  И.А.Порай-Кошиц).[10]  Не исключено,  что  в  отличие  от  бояр,  привлекавшихся  к  управлению,  мужи занимались  только  военной  службой.  Эти  дружинники  составляли  основной боевой контингент личных воинских сил князя. Постепенно  князь  предпочитает опираться не на отцовских  дружинников  –  бояр,  а  на  своих  сверстников.

     Возможно, именно с этим связаны многочисленные упреки  летописцев  в  адрес князей в том, что они прислушиваются к советам «уных»,  пренебрегая  мнением старших: «И нача любити [великий князь Всеволод  Ярославич]  смыслъ  уных, свет творя с ними, си же  начаша  заводити  княже  правды,  начаша  ти  унии грабити, людий продавати, сему не ведущу в болезнех  своих».[10]  Возможно, за  этим  скрывается  постепенное   усиление   роли   князя,   стремившегося избавиться от влияния дружины. Слой «средней» дружины составляли  сверстники князя. Как утверждает И.Н. Данилевский, они росли и воспитывались  с  князем с 13-14  летнего  возраста.  Вместе  с  этими  дружинниками  князь  обучался военному делу,  ходил  в  первые  походы.[10]  Отсюда  понятно,  почему  их позиция была ближе князю, отчего он искал поддержки среди сверстников.

        Так же прочные узы связывали князя с  «младшей»  дружиной,  куда  входили отроки, детские, милостники, пасынки, носящие в зависимости от  отдельных поручаемых им обязанностей мечники, метальники, вирники,  и другие.[11]  С отроками источники знакомят нас раньше,  чем  с  остальными  представителями «младшей» дружины – в X в.: «посемъ  седоша  деревляне  пити,  и повеле Ольга отрокомъ своимъ служити перед ними»,[12] «и  рече  Святославъ,  кроме зря,  отрокомъ  своимъ…».[13]  Они находятся при князе,  можно сказать, неотступно. Отроки, прежде всего, слуги  князя.  Об  этом  можно  судить  по взаимосвязи слов «отрок» и «слуга»: «и се слышавше вои,  разидоша  от  него.

     Борисъ же стояше съ отрокы своими <…> [9] и се нападоша  акы  зверье  около шатра, и насунуша и копьи, и прободоша Бориса, и слугу его,  падша  на  нем, прободоша с ним».[14] Служебное назначение отроков выявляется в письменных памятниках  достаточно  легко.  «Повесть  временных  лет»  рассказывает   об отроках,  прислуживавших  Ольге  и  Святославу.[15]  В Пространной Правде княжой отрок поставлен в ряд с конюхом и поваром: «аже в княжи  отроци,  или в конюхе, или в поваре».[16]  На  основании материала Пространной Правды можно сделать вывод, что отрок исполнял функции  помощника  вирника  («А  се покони вирнии били при Ярославе: вирнику взяти семь ведер солоду  на  неделю же овен любо полоть, любо две ногате; а в середу куна же сыр,  а  в  пятницу тако же  <…>  то  то  вирнику с отрокомъ…»),[17]  мостника  («А  се  урок мостъников»),[18] по мнению М.Б. Свердлова,  и мечника,  и самостоятельно действующего лица по взиманию вир.[19] Отроки – не только  домашние,  но  и военные слуги князя. Святополк Изяславич имел 700 отроков,  готовых к бою:

     «Он [Святополк Изяславич] же рече: «имею отрокъ своих 700»».[12] Данные  об отроках говорят об их принадлежности к княжескому  дому.  Но  вопрос  об  их свободе остается открытым. Скорее всего, некоторые из  них  в  прошлом  были рабами, однако, думаю, что среди  них  были  и  свободные,  т.к.  отрок  мог занимать обычную для свободного должность  помощника  вирника  и,  в  общем, находиться именно на службе.

        Многие  исследователи  объединяют  отроков  и  детских,  что   не   вполне корректно, т.к. они различались  своими  функциями  и  положением.  Согласно статье 86 Пространной Правды, «а железного плати сорок кун, а  мечнику  пять кун,  а  пол  гривны  детскому;  то  ти  железный  урок,  кто си   в   чемъ емлеть».[12] Отсюда следует, что детский следил  за  испытанием  железа  на суде, а значит, был главным исполнителем приговора в суде.  Согласно  статье 108 Пространной Правды, «аже братья растяжються  перед княземъ  о задницю, которыи детьскии идеть и делит, то тому  взяти  гривна  кун».[22]  Выходит, что  в  случае  судебного  раздела  наследства   между   братьями   детскому полагается небольшая выплата. «Во время восстания во Владимире 1178 г.  были убиты не только княжеские посадники и тиуны, но  и  детские,  и  мечники  «а домы их пограбиша», а это значит, что детские имели  дом  подобно  тиунам  и посадникам».[12] Из  выше  изложенного материала ясно,  что деятельность детских значительно более ограничена, отсюда их неравное положение.

        С конца  XII  в.  можно  проследить,  как  «младшая»  дружина   постепенно поглощается княжеским двором. В источниках появляется термин  «дворяне».  Со временем княжеская дружина начала разрушаться, прикрепляться к земле,  теряя свою способность воевать, т.к. большая часть воинов для сохранения  традиций должна быть освобождена от управления и службы при княжеском дворе.

        С.В.Юшков считает, что «уже  к началу XI в. наметился процесс   разложения дружинных отношений, проявившийся в  отрыве  от  княжеского  двора  наиболее влиятельных дружинников».[7] Я также придерживаюсь мнения, что с расколом дружины на «старшую» и «младшую» при постоянном росте  различий  между  ними стали проявляться симптомы распада дружины.

        Подводя итог, следует отметить  еще раз, что внутри древнерусской   дружины существовало иерархическое деление  на  «старшую»,  «среднюю»  и  «младшую».

     Внутри  каждой  определенному  социальному  слою  были  присущи  только  его определенные функции. С течением времени роль дружины в  политических  делах и ее влияние на князя изменялись. Древнерусская дружина  просуществовала  до XIII века.

        На Руси формирование корпорации  профессиональных воинов  базировалось  не на условном землевладении, а на личных связях князя-вождя и  его  воинов.  В их основе лежала система дарений, одной  из  форм  которой  могут  считаться пиры князя и дружины. Все, что князь давал  дружиннику,  делало   последнего зависимым от дарителя. То же относится и к княжеским пирам. Угощение  князем дружинников закрепляло личные связи, существовавшие с детства: «Се  же  пакы [Владимир Святославич] людем своим:  по  вся неделля  устави  на  дворе въ гридьнице  пир творити  и приходити  боляром,  и гридем,  и съцьскым,  и десяцьскым, и нарочитым мужем, при князи и без князя.  Бываше  множество от мяс, от скота и от зверины, бяше по  изобилью  от  всего».[13]  Видимо,  на подобных  пирах  также  происходили  обряды  принятия  новых  дружинников  и совещания, «думы» князя с дружиной.[14] Эта «дума»  являлась  чуть  ли  не повседневным   занятием   князя,   как   выходит   из   Поучения   Владимира

     Мономаха[4];  причем   мнение,   высказанное   дружинниками,   отнюдь   не обязательно для князя. Он мог поступать по-своему, что облегчалось тем,  что в дружине  возникают  разногласия  при  обсуждении  вопросов,  и  князь  мог выбирать одно из многих решений дружины.

Информация о работе Возникновение Регулярной армии на Руси