Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 22:49, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Восточные славяне в древности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить рекомендованную литературу по теме "Восточные славяне в древности";
2. Сказать об актуальности проблемы "Восточные славяне в древности" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Восточные славяне в древности ";
4. Выяснить вопросы территориально-географического порядка ;
5.Выявить особенности исторического и духовного развития восточных славян ";
1. Введение
2. Этногенез восточных славян.
3. Племенные союзы восточных славян и их расселение.
4. Хозяйственная деятельность.
5. Процессы социальной дифференциации.
6. Быт и верования.
7. Соседи восточных славян.
Оглавление:
1. Введение
2. Этногенез восточных славян.
3. Племенные союзы восточных славян и их расселение.
4. Хозяйственная деятельность.
5. Процессы социальной дифференциации.
6. Быт и верования.
7. Соседи восточных славян.
Введение.
Представленная работа посвящена теме "Восточные славяне в древности”. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Актуальность данной темы можно обосновать следующим образом:
1.Ее недостаточной разработанностью . Не существует одной и наиболее полной теории, которая могла бы объяснить этнические и политические процессы на рассматриваемой территории.
2.Большим интересом к теме "Восточные славяне в древности". В современной науке, особенной актуальностью и необъяснимостью обладает вопрос о причинах, последовательности и окончательных результатов великого переселения народов. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Относительно структуры данного исследования хотелось бы сказать, что
она будет полностью соответствовать плану.
Тема "Восточные славяне в древности" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Восточные славяне в древности".
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Восточные славяне в древности". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Восточные славяне в древности" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Восточные славяне в древности" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Объектом данного исследования является анализ условий "Восточные славяне в древности". При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью
исследования является изучение темы
"Восточные славяне в
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Изучить рекомендованную
2.
Сказать об актуальности
3. Изложить возможности решения тематики "Восточные славяне в древности ";
4.
Выяснить вопросы
5.Выявить особенности исторического и духовного развития восточных славян ";
Среди известных мировых цивилизаций, воплотивших в себя достижения конкретного этноса или этносов на определенных исторических этапах развития, русской цивилизации принадлежит особое место. Оно было уготовлено ей уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций Запада и Востока, а так же восприятии культурных достижений оседло-земледельческого и кочевого миров Евразии.
В настоящее время все больше возрастает в обществе потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей Родины в освещении основных этапов ее становления и развития как одного из крупнейших государств средневекового и современного мира. Величие России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной древнерусской восточно-христианской цивилизации сложившейся на бескрайних просторах Евразии, феномен которой во многом оставался и остается загадкой для поколений исследователей.
“Откуда есть, пошла Русская Земля?” – этот вопрос, занимавший еще умы первых русских летописцев, впоследствии на многие столетия стал предметом острой полемики и дискуссии о происхождении и процессе развития древнерусского государства.
Изучение
происхождения и древнейшей истории славян
представляет собой одну из наиболее сложных
проблем в исторической науке. На ее решение
направлены усилия разных специалистов-историков,
археологов, лингвистов, антропологов,
этнографов, чьи совместные изыскания
должны в конце концов привести к определенным
положительным результатам. Наибольшие
споры возникают при определении территории
формирования славян (их прародины), хронологических
рамок сложения славянской общности, при
решения вопросов славянского глоттогенеза,
выяснением связей археологических культур
со славянскими племенами и преемственности
культур.
Этногенез
восточных славян.
Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э (чаще всего с IV), т. е. Тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.
Античные авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, вендов. Впервые этот этноним встречается в естественной истории Плиния (середина I в. н. э.), не считая упоминания Геродотом племени энетов, обитавших на Северном побережье Адриатического моря. Плиний называет вендов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен – ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, вендами, скифами, гиррами». Скорее всего это были области в бассейне Вислы и, может быть, более восточные земли.
К концу I. в н.э. относятся сообщения о вендах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Тацит указывает, что венды жили между племенами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации вендов указать не представляется возможным. Трудно сказать к тому же, были ли венды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венды в то время ассимилировались со славянами и получили их имя. И если о вендах Тацита можно спорить, то венды уже более поздних авторов – это несомненно славяне, т. е. с VI в. н. э.
Более значительны сведения о славянах середины I тыс. н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены, наряду с которым упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя – венды. Византийские авторы – Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий – описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжением славян в пределы Восточно-Римской империи (VI – VII вв.). В сочинениях византийских авторов сообщаются с ведения о разных сторонах жизни и быта славян.
Более существенные сведения для исследования проблемы славянского этногенеза имеются в труде готского епископа Иордана. Его труд позволяет установить связь между славянами и вендами античных писателей. По Иордану венды – суть славяне. Из сообщений видно, что в VI в. славяне заселили широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра.
Информацию о жизни и быте восточных славян дают не только византийские авторы, содержится она и в географических компиляциях крупнейших арабских географов 2-й половины IX – X вв.: Ибн – Хаукаля, ал-Балхи, ал-Истархи и др.
О
славянах повествуют и полулегендарные
сведения в скандинавских сагах, в эпосе
франков, германских сказаниях. Однако
следует иметь ввиду, что содержащиеся
в них сведения далеко не безупречны. Они
не полны, часто отрывочны, а порой и противоречивы.
И в исследованиях истоков исторической
жизни славянства только одних письменных
источников явно не достаточно.
Племенные союзы восточных
славян и их расселение.
«По среднему течению Днепра, т. е. в районе города Киева, жили поляне; южнее полян – уличи; к северу от полян, по левому берегу Днепра и по Десне – северяне; по верхнему течению Днепра и по Западной Двине – кривичи; по берегам Припяти – древляне; к Северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи; по рекам Оке и Москве – вятичи; в междуречье Днепра и Десны – радимичи; вокруг озера Ильмень – ильменские славяне (словене)»
Но полезно знать и следующую информацию:
Бужане – название группы племен восточных славян, живших в верховья Запаного Буга. С конца X в. входили в состав Древнерусского государства.
Вятичи – союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения р. Оки. В составе Киевской Руси с сер. X в. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.
Древляне – племенное объединение, занимавшее в VI-X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по теч. рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Граничили с волынянами, бужанами, дреговичами. Главный город – Искоростень. Долго сопротивлялись включению в состав Киевской Руси. Были обложены данью Олегом в 883 г.
Дреговичи – племенное объединение славян. Места обитания - северные области днепровского правобережья. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. В составе Киевской Руси с X в. Стали основой Туровского княжества.
Дулебы - племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 году дружина дулебов участвовала в походе Олега на Царьград. Под именем Бужан и Волынян в X в. вошли в состав Киевской Руси.
Ильменские словене – одно из самых многочисленных славянских объединений, располагавшихся у о. Ильмень, по рр. Волхов, Ловать, Мста, Молоча. Соседи – финно-угорские племена Чудь и Меря. В нач. IX в. вместе с Кривичами и Чудью создали объединение Славию, ставшую ядром Новгородской земли.
Кривичи - союз восточнославянских племен в VI – X вв. Располагался на водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги. Главные города – Смоленск, Полоцк и Изборск. С IX в. в составе Киевской Руси. В XI – XII вв. территория кривичей – в Смоленском и Полоцком княжествах, северо-западная часть – в новгородских владениях.
Поляне – восточнославянский племенной союз VI-IX вв. по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Составили ядро древнерусского государства.
Радимичи – племенное объединение, располагавшееся в восточной части верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и Вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань Хазарам. В 885 году были присоединены Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом - воеводой князя Владимира.
Северяне – союз племен в VII – IX вв., располагающийся по рр. Десне, Сейму, Суле. Платили дань хазарам. Примерно с 865 входили в состав Руси.