Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 22:49, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Восточные славяне в древности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить рекомендованную литературу по теме "Восточные славяне в древности";
2. Сказать об актуальности проблемы "Восточные славяне в древности" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Восточные славяне в древности ";
4. Выяснить вопросы территориально-географического порядка ;
5.Выявить особенности исторического и духовного развития восточных славян ";
1. Введение
2. Этногенез восточных славян.
3. Племенные союзы восточных славян и их расселение.
4. Хозяйственная деятельность.
5. Процессы социальной дифференциации.
6. Быт и верования.
7. Соседи восточных славян.
Тиверцы – племенное объединение, обитавшее по Днестру до черного моря и устью Дуная. В 907 и 944 принимали участие в походе на Царьград. С сер X в. в составе Киевской Руси. Под ударами печенегов и половцев к XII в. отошли на север, где постепенно смешались с другими племенами.
Уличи –
одно из племенных объединений восточных
славян, живших, согласно ПВЛ, в Нижнем
Поднепровье, Побужье и на берегах черного
моря. Вели упорную борьбу с Киевом за
самостоятельность. В течении трех лет
их главный город Пересечень осаждался
киевским воеводой Свенельдом. Под натиском
кочевых племен отошли на Север. С сер. X в.
в составе Древнерусского государства.
Хозяйственная
деятельность.
Условно хозяйственную деятельность можно разделить на:
1. Земледелие.
2. Собирательство (мед диких пчел (бортничество) и ягоды, воск) .
3. Охота на зверей.
4. Скотоводство (коровы, свиньи овцы, козы, лошади).
5. Рыболовство.
6. Ремесло
и торговля.
О Земледелии стоит сказать отдельно.
Доказательства:
При раскопках В старой Ладоге, Новгороде и др. городах (в слоях VII – VIII) обнаружены семена злаков (рожь, пшеница ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы), а также технические культуры (лен и конопля).
Системы земледелия:
А) подсечно-огневая.
Место – север, районы густых таежных лесов.
Суть – в первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Участка хватало на два – три года, потом земля истощалась.
Основные орудия труда – топор-мотыга, заступ и борона-суковатка.
Б) перелог.
Место – южные районы.
Суть - земли плодородны, следовательно, могли засеиваться два-три года. С истощение переходили («перекладывались») на новую землю.
Основные орудия труда – рало, а в последствии – деревянный плуг с железным лемехом.
Серпами славяне жали хлеба. Размывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
Охота.
Добыча: лисы, зайцы, медведи, птицы и т.д.
Орудия: стрелы, рогатина, копье с железным наконечником, секира (тяжелый топор).
Ремесло и торговля.
Представлены: кузнечным делом, ювелирным, камнерезным, столярным и др.
Кузнечное дело.
инструменты: гончарный круг, наковальня, молот, клещи, зубило, обжимки и т.п.
Развитие ремесла и торговли привело к появлению городов.
Историкам
известен знаменитый «путь из Варяг
в Греки», который соединял Балтийское
и черное моря (см. атлас, карту №3,
Киевская Русь в IX– начале XII вв.)
Процессы
социальной дифференциации
Рост ремесла и торговли подорвали устои первобытных отношений и способствовали возникновению и развитию раннефеодальных отношений.
Состав отельных семей, входивших в территориальные общины, был различным. Следует учитывать разный уровень их благосостояния и накопленных богатств, неравенство угодий, основанных на началах трудовой заимки, захват богатыми и многочисленными семьями прилежащих земель и угодий и т. п. – все это создавало условия для имущественного и социального расслоения сельской общины. Племенная знать использовала свое богатство, свою власть и авторитет для подчинения своих соплеменников. Князья и дружинники собирали с сельского люда дань, которую превращали в товар и реализовывали на рынках Константинополя и других городов. Торговля разлагала общину, способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств.
Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает перед нами под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т. п. Вырастает господствующая верхушка из старой племенной знати и из местных богатых людей (старой, или нарочитой чади).
Захватывая земли и угодья, накапливая ценности, создавая военную дружинную организацию, совершая походы для захвата военной добычи и пленников, превращаемых в рабов, собирая различные поборы, древнерусская знать отрывалась от племенных и общинных объединений. Господствующий класс превращался в силу, стоящую над обществом и подчиняя себе раннее свободных и равноправных общинников.
Итак, во главе восточнославянских союзов становятся князья из племенной знати. Их окружала бывшая родовая знать – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сводах.
Существовало у восточных славян обще племенное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни». Во главе их стояли тысяцкие и сотские.
Постепенно вокруг князя складывается организация профессиональных воинов – дружина. Дружина делилась на младшую, из которой выходили послы и княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживающую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению своего князя собирали с покоренных племен дань. Дань обычно брали «от рала» - от слова рало (прим. авт. сайта: еще «с дымки», т. е. с каждого дома, а в нем обязательно был дымоход). Походы дружинников за сбором дани получили название «полюдье» (от слова «люди»).
Несколько иной точки зрения на этот вопрос придерживаются Кацва Л. А., и Юрганов А. Л
Во-первых, они считают, что с появление дружины, княжеская воля перестала зависеть от народного собрания, а дружинники стали зависеть только от полученной добычи. Князья собирали дань с общин.
Во-
вторых, они считают, что выделение
знатной верхушки еще не означало
широкого распространения имущественного
неравенства, ссылаясь на археологические
данные. Считают, что расслоению в обществе
на первых парах препятствовали традиции
и обычаи.
Быт
и верования.
1. Община.
Жизнь восточных славян среди дремучих лесов и болот нельзя назвать легкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и сравнительно открытое место, а главное расчистить его. Невозможно было в одиночку заниматься и земледелием. Трудоемкие задачи мог выполнять только большой коллектив. В его задачу так же входило следить за правильным распределением земли. Поэтому большую роль в жизни русской деревни приобрела община – мир, вервь ( от слова «веревка», которой измеряли землю при разделе).
С усовершенствованием орудий труда на смену родовой пришла соседская, или территориальная община, в пределах которой возникает и укрепляется частная собственность.
Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т. п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Единство соседской общины поддерживалось не кровной, а хозяйственной связью. Моногамная семья, состоящая из мужа, жены, детей, становится составной частью соцмальной клеточки общества – соседской общины.
2. Жилище.
Как правило поселок не велик – от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов, по-видимому, были большой редкостью. Византийский автор писал, что славяне живут в бедных, разбросанных по одиночке хижинах. Раскопки позволяют представить облик древнеславянского жилища. Это небольшая полуземлянка с полом на метр-полтора ниже уровня земли, деревянными стенами, обмазанной глиной крышей, почти касающейся скатами земли. Внутри глиняная или каменная печь, топящаяся по- черному (т. е. без дымохода). Площадь жилья составляла от 10 до 20 квадратных метров. Поселки обносились земляными валами, следы которых нередко встречаются археологам. На валах ставили частоколы для защиты от врагов и диких зверей. Поселки располагались обычно по берегам рек. По-видимому, несколько поселков составляли одну общину. В пользу такого утверждения говорит группировка древних городищ «гнездами», разделенными расстоянием несколько десятков километров. Внутри гнезда поселки располагались значительно ближе друг к другу.
3. Нравы отношение к женам.
«Славяне были нрава доброго и очень гостеприимны. Выходя из дому, славянин не запирал дверь и на столе оставлял разную еду, на случай, если зайдет странник. У иных не считалось даже бесчестием, если хозяин за бедностью украдет что-нибудь для гостя. С пленными славяне относились кротко и через несколько лет отпускали их на волю. Но не мало было и худого в славянах: они любили напиваться без меры, ходили грязные, не мытые; многие племена были очень грубы, жили по-скотски. Девушкам была большая воля, а замужним никакой: они были рабынями своих мужей и работали самые тяжелые работы».
Д.И Иловайский ( XIX век) пишет о том, что « невесту обыкновенно похищали, а потом платили за нее родителям вено ( плата, подарок). Существовал так же обычай многоженства, и после смерти мужа одна из его жен должна была следовать за ним в могилу».
Н. М. Карамзин писал о том, что мать могла умертвить новорожденную дочь, если в семье к этому времени был не достаток в пище и т. п., а вот сына – нет, т. к. он будущий защитник отечества.
4. Верование: язычество.
Охватывало всю сферу духовной, а так же большую часть материальной жизни. Имеет индоевропейские истоки, было сопряжено с античной мифологией. В широком смысле восточнославянское язычество рассматривается как комплекс древних (первобытных и раннесредневековых) воззрений, верований, обрядов, послуживших основой для позднейших религий, духовности, ментальности ( Е. В. Аничков, В. Я. Пропп, Б. А. Рыбаков и др.). В узком смысле его рассматривают как племенные культы.
Существует
множество принципов
А) отражавших природу и олицетворявших природу,
Б) космологическое деление: Перенос персонажей мифологии на структуру Вселенной, звезд, планет и т. п.
В) Главные,
второстепенные, мелкие и т. п.
Но чаще всего выделяют три периода русского язычества:
1. Поклонение упырям, загробным злым демонам, а так же доброму началу, каким являлись берегинии;
2. Складывание Культа Рода и рожаниц;
3. Складывание культа Перуна, оформление лика и функций других божеств.
1. Поклонение упырям, загробным злым демонам, а так же доброму началу, каким являлись берегинии.
Упыри ( вампир) – злые духи пьющие кровь у людей и животных. Оживают по ночам, а жертвы тоже могут стать упырями. Чтобы «успокоить» упыря, надо было забить в гроб осиновый кол. А чтобы не допустить превращения покойника в него, надо было вложить ему в рот серебряную монету.
Другие загробные злые демоны:
А) сказочные – Баба Яга, Ведьма, Кощей, Лесной царь ( лесовик), Водяной царь (Водяной), Морской царь, Ящер.
Б) Нечистая сила – Черт (Шиш, Шишига), кикимора, ночницы (Ночные демоны), шуликуны (Сезонные демоны), Лихорадки ( 12 болезней) и т. д.
Берегинии –
охраняли людей от упырей. Связаны с водой,
хранительницы благополучия.