Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 22:49, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Восточные славяне в древности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить рекомендованную литературу по теме "Восточные славяне в древности";
2. Сказать об актуальности проблемы "Восточные славяне в древности" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Восточные славяне в древности ";
4. Выяснить вопросы территориально-географического порядка ;
5.Выявить особенности исторического и духовного развития восточных славян ";
1. Введение
2. Этногенез восточных славян.
3. Племенные союзы восточных славян и их расселение.
4. Хозяйственная деятельность.
5. Процессы социальной дифференциации.
6. Быт и верования.
7. Соседи восточных славян.
2.Складывание
Культа Рода и рожаниц.
Род – мифологический персонаж, воплощающий единство рода. Функции трактуются по-разному: родитель живого; символ плодородия, совокупность мужских членов племени. По Б. А. Рыбакову – творец Вселенной, универсальное божество. Был вытеснен Перуном. Культ всячески преследовался церковью.
Рожанницы –
женское рождающее начало, дающее жизнь
всему живому. Потерпели трансформацию:
получили в различных славянских племенах
различные названия – Золотая Баба, Макошь
и др. Одновременно – семь планет, оказывающих
влияние на судьбы людей.
3.Складывание
культа Перуна, оформление лика
и функций других божеств.
Древнерусский пантеон
(божества,
идолы которых были
Велес – бог скота, покровитель богатства.
Даждьбог – огонь, свет небесный, податель земных благ. Сын Сварога. Умирает осенью, а 24 декабря вновь рождается.
Макошь – богиня судьбы, мать хорошего урожая. «Ма» - мать, «кошь» - корзина, кошелка. Содействовала домашним работам. В русском православии перевоплотилась в Параскеву Пятницу ( чествование – 28 окт., время окончания сбора урожая и начала домашних работ).
Перун – бог молнии, грозы, града, войны. В мифологии представлен в виде всадника на коне, поражает змеевидного врага. В Христианское время был замещен Ильей-пророком. По Б. А. Рыбакову день Перуна – 20 июля.
Сварог – божество небесного огня, податель культурных благ. После крещения был вытеснен Кузьмой и Демьяном.
Семаргл – Зооморфное существо. Функция не известна. Но по Рыбакову - бог растительного мира.
Стрибог – бог ветров, имеет отношение к богатству. По Рыбакову тождественен Юпитеру.
Хорос –
божество солнечного светила, но не света.
Некоторые авторы отождествляют его с
Даждьбогом, или считают его богом Луны.
Соседи
восточных славян.
Авары – тюркоязычный племенной союз, упоминаемый в источниках с сер. V в. Представлял собой сложное сочетание этнических групп – различных частей аварской орды. В сер. VI в. авары вторглись в степи Западного Прикаспия, позже появились в Восточной Европе. Аварский каганат – племенное объединение в Панонии (VI в.); по типу – «варварская» империя со слабой экономической базой, военным подчинением без точных и постоянных границ. Возглавлялся ханом Баяном, осуществлял активную экспансию, завоевал часть славянских племен. В VII в., после поражения под Константинополем и восстаний покоренных племен, начался распад каганата. В VIII в. авары были окончательно разгромлены франками под покровительством Карла Великого. В «ПВЛ» упоминаются под именем обров.
Аланы – многочисленные ираноязычные племена сарматского происхождения. Со II в до н. э. известны под названием роксаланы. Обитали в Нижнем Поволжье, Южном Приуралье, Подонье, Северном Прикаспии. Осуществляли активную экспансию, вели войны в Закавказье, Малой Азии. К IV в. н. э. были этнически разнородны, подверглись нашествию гуннов. В VI в. были разгромлены аварами. Участвовали в великом переселении народов, в Западной Европе и Северной Африке совместно с вандалами образовали государство. Оказались включенными в этнокультурную ассимиляцию. Культуру IV-V представляют городища и могильники предгорной зоны Северного Кавказа. С VII по X в. значительная часть Алании (от Дагестана до Прикубанья) входила в состав Хазарского каганата.
Булгары – тюркские племена. Образовали союз, который в VII. разделился на несколько групп. Часть кочевала в Приазовье и на Северном Кавказе. Другая группа проникла на Балканы, где слилась с местным населением. Третья осела в Среднем Поволжье и подчинила себе ряд финно-угорских племен. Волжско-Камская Булгария – многонациональное государственное образование в Среднем Поволжье.
Готы – группа германских племен. В III в. н. э. пришли в южнорусские степи из Прибалтики, жили в Северном Причерноморье. Соперничали с сарматами, аланами. Делились на вестготов и остготов. Пали под ударами гуннов. Исчезли с этнической карты, оставив отдельные реликтовые островки.
Гунны – кочевой народ, сложившийся во II-IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров. В 70-хх гг. IV в. начали массовое переселение на Запад, подчинили ряд германских и других племен, возглавили мощный племенной союз. Нашествие гуннов удалось остановить на Северо-востоке Франции при городке Труа (451). Наибольшего могущества достигли при Атилле. Позже растворились в среде других народов.
Касоги – принятое в русских летописях название адыгов – многочисленной группы родственных по происхождению племен Северного Кавказа, называвших себя адыге и обитавших на юго-западе Северного Кавказа и Черноморском побережье. В древности упоминались под назывательными именами меотов, зихов, керкетов. С V в. началось возвышение зихов, которое до X в. возглавляли союз адыгских племен. Со времени монгольского нашествия на Русь распространилось другое название адыгов - черкесы. В XIII-XIVвв. часть адыгов продвинулась на Восток – в бассейн Террика, где жили прежде аланы, истребленные и оттесненные монголами в горы; оставшаяся часть аланов смешалась с адыгами. Так образовалась кабардинская народность.
Сарматы – объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксаланы, савроматы, языги и др.). В IV – VI вв. до н. э. жили на территории от реки Тобол до Волги. В II. до н. э. вытеснили скифов из Северного Причерноморья. Вели войны с Римом и государствами Северного Закавказья. В VI в. были разгромлены гуннами.
Скифы – собирательное название древних племен, обитавших в Северном Причерноморье с VII в. до н. э. до III в. н. э. Описание скифов дано Геродотом. Делились на «царских», «кочевников», «землевладельцев», «пахарей». Занимались земледелием, скотоводством, обработкой металлов, торговлей с античными причерноморскими городами. Создали мощное государство. Хорошо была развита военная организация. Вели торговлю с античными городами-государствами. Было имущественное и социальное неравенство. Вскоре были покорены и растворились в среде новых пришельцев (сарматов и др.), частично были ассимилированы славянами.
Тюркский каганат - союз тюркоязычных племен, образовавшийся в VI в. на Урале и в Монголии. Подчинили своему влиянию обширные территории. Следствием распада стало образование новых племенных союзов – аварского, хазарского, булгарского.
Хазары – тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в IV в., после нашествия гуннов. Кочевали в прикаспийских степях. В сер. VII. возник Хазарский каганат - государство в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, часть распавшегося Тюркского каганата. В начале VIII в. хазары владели обширными территориями Кавказа, Приазовья, Крыма . Позже, под давлением арабов, каганат переместился на нижнюю Волг. Гегемония каганата распространялась на значительную часть восточнославянских земель (отсюда споры о «хазарском иге» над Русью). С конца IX часть хазарской территории заняли печенеги. В X в. с хазарами активно воевали русские дружины, важный вклад в их разгром внес Святослав (964-965).
Языги – сарматское племя. Первоначально обитали восточнее Дона и были соседями роксалан. В конце I в. н. э. спустились к низовьям Дуная, а затем осели на территории современной Венгрии, между Дунаем и Тисой. Изначально – кочевое скотоводческое племя.
Византия –
возможно славянские племена осуществляли
на них побеги. Есть сообщения в византийских
источниках о посольствах из Руси. Но не
точно ясно имеют ли эти сведенья к восточным
славянам.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что история всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своей Родины, свои корни. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет будущего.
История
восточных славян, как и большинства других
народов, уходит своими корнями в глубокую
древность. Без знания особенностей исторического,
духовного развития древних восточных
славян невозможно полностью раскрыть
сущность и характер отношений современных
славянских народностей между собой и
с другими народами.
Список
использованной литературы: