Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:40, реферат
Не случайно и то, что фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современной Мстёры. Наряду с желание воплотить в своих произведениях исконные черты русского народа, мстёрские художники видели в этих темах большие возможности и для создания декоративных композиций. В последние годы у мстёрцев появилось стремление вернуться к пейзажной миниатюре 1930-50 годов с её голубыми небесами, пространственным построением композиций, передачей окружающей жизни. Во Мстёре растёт новое поколение молодых художников. Пройдет немного времени, и коллекция пополнится произведениями, в которых перед нами предстанет новое лицо уникального искусства Мстёры.
Введение 3
1. Краткая история Мстеры. 5
2. Возникновение и особенности стиля мстёрской лаковой миниатюры. 6
3. Технология последовательности работы: основные этапы и приемы письма. 8
4. Мстерская технология приготовления материалов, красок, работа над орнаментом. 10
5. Тематика мстерской лаковой миниатюры. 14
6. Особенности мстерской миниатюры. 17
7. Мстерская вышивка. 21
Заключение 24
Список литературы 26
План
Введение 3
1. Краткая история Мстеры. 5
2. Возникновение и особенности стиля мстёрской лаковой миниатюры. 6
3. Технология последовательности работы: основные этапы и приемы письма. 8
4. Мстерская технология приготовления материалов, красок, работа над орнаментом. 10
5. Тематика мстерской лаковой миниатюры. 14
6. Особенности мстерской миниатюры. 17
7. Мстерская вышивка. 21
Заключение 24
Список литературы 26
В коллекции произведений современных художественных промыслов, хранящихся в Русском музее, значительное место занимает лаковая миниатюра Мстёры. Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью на крышках возникло в нынешнем посёлке Мстёра Владимирской области в тридцатые годы нашего столетия. Собрание Русского музея даёт представление о пути развития и становления искусства Мстёры за почти полвека его существования. Среди экспонатов есть и такие, которые открывают нам одну из страниц предыстории промысла. Это различные бытовые предметы из дерева, расписанные темперными красками и покрытые слоем лака: круглые плоские коробочки с орнаментом, лоток с лубочной сценкой, сосуды с крышками (так называемые кубышки), одни с персонажами песен Кольцова, другие - с библейскими сюжетами. Изображение святой троицы или скачущих на лошадях волхвов, помещенные на закругленных стенках сосудов, вызывают невольное удивление. Богоявленская слобода Мстёра Возниковского уезда Владимирской губернии, начиная с 14 века, была одним из многих в то время центров иконописи. К середине 18 столетия на долю владимирского края выпала миссия продолжения иконописного дела, когда в других центрах оно шло к затуханию. Именно во Мстёре, а также в Палехе и Холуе с этого времени сосредоточилось основное производство икон, расходившихся по всей России.
Не случайно и то, что фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современной Мстёры. Наряду с желание воплотить в своих произведениях исконные черты русского народа, мстёрские художники видели в этих темах большие возможности и для создания декоративных композиций. В последние годы у мстёрцев появилось стремление вернуться к пейзажной миниатюре 1930-50 годов с её голубыми небесами, пространственным построением композиций, передачей окружающей жизни. Во Мстёре растёт новое поколение молодых художников. Пройдет немного времени, и коллекция пополнится произведениями, в которых перед нами предстанет новое лицо уникального искусства Мстёры.
Известных лаковых промыслов в России можно пересчитать по пальцам, среди них: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй. Нам с вами предстоит познакомиться с известным центром лаковой миниатюры Земли Владимирской - Мстёрой. Первые упоминания о Мстёре относятся к 1609 годы - вотчина принадлежала Григорию Петровичу Ромодановскому.
Издавна население здесь занималось торговлей и ремеслом. Первые упоминания о иконописцах относятся к 1718 годы, трое из них вызывались в Москву, для росписи домовой церкви к княгине Настасье Борисовне Ромодановской.
К концу 19 века Мстера становится
самым крупным иконописным
Известны наиболее крупные мастерские - это В.Е. Мумрикова, В.О. Шитова, С.А. Суслова, братьев Янцовых. Наиболее предприимчивые мастера перенесли свои мастерские в Москву – В.П.Гурьянов, М.И. Дикарев, братья Г.О. и М.О. Чириковы, братья Тюлины.
Иконописцы Мстеры были одними из лучших реставраторов в России, они возвратили к жизни шедевры древнерусского искусства. В.П. Гурьянов в 1904-05 г реставрировал «Троицу» А. Рублева, Г.О.Чириков в 1918 г - «Богоматерь Владимирскую» (12 век).
В 1914 году в мастерской Чириковых была отреставрирована икона 14 века «Богоматерь Донская». В 1911 году И.А. Баранов реставрировал икону 15 века «Чудо Георгия о змии». В.О. Кириков был одним из ведущих реставраторов советской реставрационной школы. Он раскрыл икону 11 века «Пётр и Павел» из Новгородского музея заповедника.
Именно в этих мастерских были заложены принципы миниатюрного письма, заложено написание пейзажа, которое и перейдет в лаковую миниатюру Мстеры после революции.
Мстера - поселок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области. Расположен в 14 км от железнодорожной станции Мстера (на линии Ковров - Нижний Новгород). Истоки возникновения поселения на территории современной Мстеры неизвестны. Многие местные жители пытались разгадать тайну этого топонима. Существовала легенда, что знаменитый поселок Мстера получил свое название от слова «мастер», т.к. с незапамятных времен в слободе трудились иконники, чеканщики, сусальщики, кузнецы, столяры, вышивальщицы и другие.
Первоначально Мстерой была названа река, а уже позднее слобода. Таким образом, поселок стали именовать Мстера по названию реки, на берегах которой он расположен. В дальнейшем местные жители, чтобы отличить название реки, от названия поселка, речку стали называть ласково – Мстерка. Мстера один из крупнейших в России центров бытования традиционных художественных промыслов - лаковой миниатюры миниатюры на папье - маше, вышивки и ювелирных. Малоземелье заставляло обращаться к ремеслам. Название ремесла отражается в названии поселка Мстеры.
Ремеслом занимались мужчины, реже – женщины. «Мстерская миниатюра – это вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше». Промысел появился в поселке Мстера Владимирской области на базе местного иконописного промысла, который возник здесь в конце 17 века, а история Мстерского художественного промысла уходит корнями в 14 век. Многие иконописцы Мстеры работали в основном на старообрядцев (Старообрядчество – религиозное течение, организация в русле русской православной традиции, отвергавших реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича).
В мастерских разного уровня мастера умело реставрировали, копировали старые иконы – «краснушки». Краснушки – иконы крестьянского прикладного творчества. Красный цвет - преобладающий в иконе дал название, которое стало пренебрежительным. Иконы выполнялись не профессионально и не серьезно, создавали для души и «себякинские» бесстильные иконы, в которых находила выход фантазия художников, их любовь к своей земле. Мстерские иконописцы хорошо знали новгородские, Московские и Строгановские письма. Для икон такого направления характерен сдержанный темный колорит, изысканные плоскостные орнаментальные композиции, ковром покрывающие иконную доску, и умеренное применение золота для проработки деталей. Именно эти направления и оказали влияние на характерные особенности стиля миниатюры мстеры.
Всякий стиль характеризуется целым рядом признаков. Главный из них – специфика образной выразительности. В основе мстерского стиля лежит условная форма изображения, исходным началом которой были каноны древнерусского искусства. Существенным и важным в них было стремление к символике образа, метафоричности изобразительного искусства. Все это своей долей и вошло в новое искусство Мстеры. Условность изобразительного языка мстерской миниатюры имеет две противоположные тенденции развития: все большего приближения к реалистическому восприятию или, наоборот, отдаления от него. Стиль был продиктован материалом, на котором выполнялась работа красками. Известно, что традиционная основа древнерусской живописи состояла из левкасного грунта. Левкас состоит из толченого просеянного мела с добавкой воды и клея. Хорошо размешанная масса доводится до густоты сметаны, затем накладывается специальным шпателем на грунтуемую поверхность. После высыхания грунт соответствующим образом обрабатывается и шлифуется до глянцевой гладкости. С освоением нового материала – папье-маше – необходимость левкашения поверхности отпала вследствие того, что папье –маше не нуждалось в таком грунте и легко покрывался фоновой краской. Как правило, во мстере фоновой цвет – черный цвет, ставший казалось единственной помехой изделий. Если писать непосредственно по черной поверхности, то краски теряют яркость, они как бы замирают. Необходима была белильная подготовка под живопись. В Мстере она делается сплошной, за исключением полей, которые остаются черными и заполняются в конце работы орнаментальной каймой. Но наряду с положительными качествами здесь имеются и отрицательные качества. Возникает сложность связи живописного решения с черным цветом изделия. Как можно отличить «мстеру»?
Принципиальное отличие «мстеры» в том, что ее манера живописнее, композиция разрабатывается на цветных, а не на черных тонах. Лаковая миниатюра композиционно состоит из трех условных планов. Первый план представляет собой полосу земли, роль которой – отодвинуть действие вглубь сцены. Сцена обрамлена декорацией – густым лесом на фоне ясного голубого неба. Колорит росписи построен на использовании сочетания открытых и чистых красок, которые идут на прорисовку персонажей. Объемность фигур подчеркивается не светотенью, как в большинстве техник росписи, а бликами света. Все это создает неповторимое ощущение реальности событий, происходящих на миниатюре.
В становлении исполнительского мастерства огромную роль играет опыт – неоднократное повторение технических приемов письма, - который вырабатывается на основе знания иконописного канона. Канон – это определенное традиционное условие, характеризующееся своим постоянством, неизменяемостью. Большое значение имеют также пластическая определенность форм, четкая и ясная проработка деталей. В древнерусской живописи выдающуюся роль играла линия. В лучших произведениях средневековой иконописи линия всегда эмоциональна, она вибрирует, живет. Как средство выражения художественной формы линия обусловлена также каноном. Любая форма должна быть ограничена линейным контуром, теневой или световой росписью.
Световая роспись представляет
собой белильное или
Плавь – живописный прием, при котором та или иная краска смешивается на палитре с белилами и затем жидко выплавляется по основному локальному цвету роскрыши в пределах заданной формы. Например, пробела на одежде человеческой фигуры, лещадках и кремешках горок.
Канон определяет не только характер формы, но и ее изначальное постоянство, местонахождение той или иной границы формы, обусловливая и место, где должна быть теневая опись, и где следует граница световой росписи. Значение канона в том, что он не дает возможности обезличить художественную традицию, стремится удержать ее в пределах местного стиля.
Каноном обусловлена также
последовательность процесса живописи,
причем каждая операция предваряет последующий
этап исполнения с самого начала и
до конца работы. Следовательно, рациональная
основа и чувственное начало объединяются
цельным и неразрывным
Как же строится технологический процесс миниатюрной живописи? Все начинается с подробно проработанного линейного рисунка, который предварительно выполняется карандашом на бумаге. Затем рисунок очень тщательно переводится на кальку. Обратную сторону скалькированного рисунка натирают сухим порошком краски (обычно коричневой), накладывают на загрунтованную поверхность шкатулки из папье-маше и при помощи цировки переводят на нее. Цировка - это игла со сглаженным острием. Обычно она крепится на деревянном стержне-держателе.
После этого приступают к раскрытию рисунка цветом, этот процесс называется специальным термином – «роскрышь». Роскрышь определяет всю живописную основу произведения как ее подготовительный этап. Роскрышь – технологический прием живописи при первичной раскладке цвета в пределах заданной формы рисунка.
Затем последовательно делается моделировка деталей рисунка с помощью теневой росписи и околоконтурных притенений.
Следующей стадией живописного процесса является работа в светлых частях формы. Она состоит из целого ряда полутоновых плавей, оживок, приплесков и лессировок. Оживка - не что иное, как белильная отметка в самой светлой части законченной формы. Приплесками называется тоновое смягчение цвета при окончательной моделировке формы. Лессировка – это живописный прием работы жидкими прозрачными красками, при котором усиливается глубина цветового тона или цвета.
На последнем завершающем этапе делается разделка твореным золотом или серебром.
За время развития орнамент приобрел и свои классические формы в недрах национальных особенностей искусства каждого народа, стал нормой, образцом. Но, несмотря на самобытные особенности, есть и общие закономерности построения орнамента. Даже в самых простейших геометрических элементах он содержит систему построения, состоящую из осей симметрии. Поэтому при изучении орнамента используется метод копирования с классических образцов искусства всех времен и народов, в том числе и народного прикладного. Большое внимание уделяется копированию мстерского орнамента. Такой орнамент существует. Его родоначальником является народный художник РСФСР Е.В. Юрин. Он внес в искусство Мстеры большой вклад как новатор, используя в своем творчестве традиционные древнерусские узоры чеканки, резьбы по дереву, народной вышивки, набивные цветочные мотивы платков и ситцев. На этой основе возникло качественно новое искусство орнаментальной росписи, значительно обогатившее и расширившее возможности лаковой миниатюры Мстеры.