Всё о шедеврах Мстёры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:40, реферат

Краткое описание

Не случайно и то, что фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современной Мстёры. Наряду с желание воплотить в своих произведениях исконные черты русского народа, мстёрские художники видели в этих темах большие возможности и для создания декоративных композиций. В последние годы у мстёрцев появилось стремление вернуться к пейзажной миниатюре 1930-50 годов с её голубыми небесами, пространственным построением композиций, передачей окружающей жизни. Во Мстёре растёт новое поколение молодых художников. Пройдет немного времени, и коллекция пополнится произведениями, в которых перед нами предстанет новое лицо уникального искусства Мстёры.

Содержание

Введение 3
1. Краткая история Мстеры. 5
2. Возникновение и особенности стиля мстёрской лаковой миниатюры. 6
3. Технология последовательности работы: основные этапы и приемы письма. 8
4. Мстерская технология приготовления материалов, красок, работа над орнаментом. 10
5. Тематика мстерской лаковой миниатюры. 14
6. Особенности мстерской миниатюры. 17
7. Мстерская вышивка. 21
Заключение 24
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

Работа над орнаментом имеет свою специфику. Несмотря на технологическое  сходство с исполнением миниатюрной  живописи, он все-таки представляет собой  роспись. Использование в орнаменте  живописных средств более лаконично, сдержанно. Особенно наглядно это проявляется  на первичной стадии роскрыши под орнаментальную роспись. Если работа заканчивается росписью золотом, то превалирует локальный цвет роскрыши. При этом роспись золотом лишь обогащает его затейливой игрой разделок. Роскрышь локальным цветом делается аккуратно, строго в границах рисунка, без неряшливости, небрежности.

После роскрыши цветом орнаментального мотива начинается самое увлекательное – соревнование с художником, создавшим образец. Здесь требуется вдумчивость. Начинается таинство технической отработки, моделирование формы при помощи теневой росписи. Тут пригодится линия как средство изобразительности. Она используется применительно к конкретным условиям создания разнообразных форм орнамента. После этого выполняются околоконтурные притенения отдельных листьев, лепестков цветов, веток.

Если при помощи теневой  росписи, ограничивается форма рисунка и разбираются детали внутри нее, то околоконтурные притенения придают форме условный объем, а локальный цвет роскрыши играет роль среднего полутона. По такой подготовке техническую отделку заканчивают росписью золотом. Работа золотом требует виртуозного мастерства. Оно приходит не сразу, а с длительным опытом. Когда работу заканчивают живописными средствами, то после роскрыши, теневой росписи, околоконтурных притенений форму моделируют цветными полутонами приемами плавей, приплесков, световой росписью, оживками и лессировками. Все это требует высокого профессионального уровня исполнения.

Приготовление красок и золота к работе – главный вопрос технологии миниатюрной живописи. Известно, что  темперные краски, приготовленные из порошковых пигментов на специальной  эмульсии, основой которой является желток куриного яйца. Эта эмульсия представляет собой раствор, состоящий  из клея и воды. При разделывании яйца необходимо тщательно отделить желток от белка с тем, чтобы белок не попал в эмульсию: присутствие в ней белка приведет к растрескиванию красочного слоя. Так же тщательно отделяет оболочку желтка, а содержимое спускает с ладони в стаканчик. Нужно налить такое количество чистой воды, чтобы она была равной объему белка. Это и будет наиболее верное пропорциональное отношение воды к желтку.

 Отклонения могут быть  незначительными в ту или другую  сторону, в зависимости от жирности  яйца. Приготовленный желток тщательно  размешивают специальным бойком  – миниатюрной деревянной лопаткой. Яичная эмульсия готова к употреблению. Желтковая темпера называется  средневековой, потому что перешла  нам по наследству от старых  мастеров древнерусской живописи  так же, как и сам способ  приготовления красок. Это выдающийся  материал по прочности.

 Краски для работы  нужно уметь хорошо приготовить.  Этот процесс – своего рода  таинство. Не случайно старые  мастера называли утирание красок  душевным словом «творить». Обычно  сухой порошок краски в определенной  дозе насыпают в специальные  чашечки. Добавляют несколько  капель яичной эмульсии и творят  пальцем правой руки. Держат чашечку в левой руке, положенной на рабочий стол. По мере готовности их постепенно разжижают яичной эмульсией до такой степени, чтобы можно было легко писать. Хорошо приготовленные краски подвижны и пластичны. Прежде чем приступить к работе с красками, необходимо сделать хороший рисунок и без искажений перевести его на кальку. Подготовить на поверхности шкатулки белильный грунт. Покрытие белилами делают не менее трех раз. После каждого покрытия грунту дают хорошо высохнуть и подчищают его поверхность специальным ножом.

Смысл этой операции состоит  в том, чтобы слой грунта получился  толстым, но плотным и однородным по массе. Покрытие делается сплошным под всю живопись. Затем уже  известным способом с кальки на грунт  тщательно переводится рисунок. А как приготовить золото для  письма? Обычно сусальное листовое золото продается в тонких книжечках  из папиросной бумаги.

 Сначала делается водно - клеевой раствор: в чистое чайное блюдце насыпают два, два с половиной грамма мелко толченого гуммиарабика. Затем добавляют несколько капель воды и размешивают указательным пальцем правой руки, переносят из книжки в блюдце лист золота. Палец осторожно поднимают и снова прижимают ко дну блюдца. Нужно не крутить золото пальцем на дне блюдца, а рвать его вертикальной оттяжкой пальца от блюдца. Иначе золото можно закатать в клее, и оно будет плохо растираться. Так постепенно смешиваются все десять – пятнадцать листов золота. Его отваривают энергичными движениями по окружности блюдца. Растирают с большим нажимом в течении полутора часов. Время от времени добавляют капельки воды.

Когда видно на глаз, а  палец чувствует, что золото утворилось, в полученную массу добавляют два грамма гуммиарабика, и снова творят. После этого в блюдце наливают одну треть стакана чистой воды. Смывают со стенок и с пальца прилипшее золото и ставят его на отстой. Затем воду осторожно сливают, чтобы не было утечки золота. Блюдце с золотом ставят сушить в духовку, а летом выставляют на солнце, предохраняя от пыли. Золото готово к работе. Следующим этапом освоения приемов миниатюрной живописи является работа над пейзажем.

  1. Тематика мстерской лаковой миниатюры.

В творческой практике нередко  возникает необходимость выразить ту или иную тему в сложной сюжетной взаимосвязи действующих персонажей, например, при создании композиции по литературному источнику, где сюжетная, тематическая основа во многом предопределена писателем, поэтом. В этом случае художник работает как бы в соавторстве. Если литературное повествование совпадает с изобразительными, то оно помогает решению композиции. Такие произведении - клад для художника. Не случайно поэзия А.С. Пушкина. М.Ю. Лермантова, Н.А. Некрасова является тем животворным источником, из которого художники мстеры черпают поэтическую образную основу для своих работ. Причина в том, что в поэтическом содержании произведение этих писателей много изобразительных элементов, которые вызывают активную творческую реакцию художника. То же самое возникает при работе над былинно-сказочной тематикой, в котором образная метафорическая основа родственна народному изобразительному искусству. Не случайно, например, «Сказка о Коньке - горбунке» Ершова – одна из самых популярных в творчестве мстерских художников. В ней легко прослеживается рисунок действия, а так же конкретны образы персонажей. Чудо – юдо – рыба – кит, Конек – горбунок - это ли не конкретные образы созданные поэтом? Они настолько художественно, что мало в чем может дополнить их воображение художника.

В самом деле, такой милый  Конек – горбунок не требует никакого видоизменения, настолько он совершенен. Здесь на совести художника лежит  другая задача: донести до зрителя  как можно полнее, убедительнее все  трогательную эмоциональную суть сказочного образа.

Для этого необходима выразительная  композиция. Какой бы сложности ни была изображаемая сцена, ее нужно привести к более простому решению. Мы, сознательно не говорим слово «успростить», оно в данном случае не отвечает смыслу. Сделать композицию выразительной – вот в чем дело. То есть малыми изобразительными средствами передать впечатление множественности.

Другое дело, когда художник обращается к литературному источнику  исторического плана. В ней часто  отсутствует художественно –  образное выражение действительности, но описательная сторона, историзм, бывают настолько изобразительно емкими, что  часто служат основой для создания живописного художественного произведения. В том случае предстоит найти, кроме выразительной композиции, необходимое образно – поэтическое  решение персонажей, исторической обстановки, архитектуры, интерьера, пейзажа. Тогда  художник создает живописное произведение на историческом материале. Именно здесь  заключено много трудностей.

Во-первых, необходимо вжиться  в передаваемое событие, историческую обстановку. Хорошо знать ее, почувствовать  эпоху.

 Во-вторых, избрать, как  писателю, интересную тему и на  ней построить фабулу сюжетов. 

В-третьих, как поэту, почувствовать  образно – поэтический строй  будущего произведения. И только после  этого открыться художнику –  живописцу во все профессиональном блеске его мастерства. Многие неудачи в исполнении произведений на исторические темы объясняются именно тем, что нам часто не хватает готовности постичь множественность предстоящих задач. Кажется, композиция решена профессионально, хороший рисунок, достаточно выразителен цвет. Работа технически выполнена на достаточно высоком уровне, но в то же время в чем- то несовершенна.

Сюжеты мстеры в основном связаны с персоналиями из песен Кольцова и с библейскими историями. Потрясающе выглядят шкатулки с изображениями святой троицы или скачущие на конях волхвы. Художники мстеры предпочитали изображать людей в их действительной обстановке: крестьянские работы, лесозаготовки, рыбную ловлю, тихие деревенские будни, домашнее хозяйство, каждый раз находя свой образный строй миниатюры и условий изобразительный язык. Излюбленным элементом такой бытовой композиции у художников лаковой миниатюры и у художников мстеры является - хлеб. Так как хлеб на Руси издавна считался даром Божьим, что это главное в жизни человека, как гласит русская пословица «хлеб – всему голова».

Во мстере сохранилась особая роль быта в миниатюре и своеобразии колорита. Сюжетные композиции – исторические, бытовые – разрабатываются параллельно передней плоскости, подчеркивая связь живописи с предметом. Фигуры, изображаемые мстерскими мастерами, как правило, не большие, коренастые, часто довольно примитивные по рисунку, но активно действующие. Они совершенно лишены налета сентиментальности, «приглаженности», которые подчас можно встретить в других центрах миниатюры.

Сцены изображаются на фоне очень красочных, декоративно решенных пейзажей, составляющих отличительную  особенность мстерского стиля.

Мстерский стиль характеризуется так же пониманием композиции: она всегда строится в пейзаже, на цветных фонах, во взаимодействии с живыми существами – человеком, животными, птицами. Композиция обычно обрамляется тончайшим золотым орнаментом.

Мстерская миниатюра отличается многоцветными пейзажными далями и условно – живописным пространством, в котором происходит действие, написанное мелкими узорными мазками. Пейзаж играет особую роль, как жанр искусства. Пейзаж может занимать самостоятельную роль, но, в то же время существует и как фон. У миниатюристов мстеры это не просто фон, а среда с воздушной перспективой, передний план которой выдержан в коричневых тонах, второй голубой. Такое четкое деление пейзажа на три плана не дает большой глубины, а изображает лишь условное декоративное пространство. Для мстерской миниатюры характерен пейзаж, как бы увиденный с большого расстояния, когда чуть различимы или совсем неразличимы индивидуальные характеристики отдельных видов деревьев, когда стушевываются признаки дуба, вяза, березы, рябины и остаются понятия «дерево», «деревья», а какое оно, так ли это важно? Такой общевидовой пейзаж художественно конкретен и поэтичен.

Для пейзажа так же характерна образная выразительность. Она проявляется  и в своеобразии понимания  пейзажа, отличающегося от изображения  природы в других родственных  промыслах лаковой миниатюры. В  природе нет голубых, зеленых, розовых  деревьев. А в искусстве мстеры они живут вольготно. Мстерский пейзаж необычен. Его населяют животные и птицы, существа, созданные воображением художника. Сказочный пейзаж, сказочный и мир животных и птиц – таких в жизни не бывает.

Фантастические животные в мстерской живописи – это злые и коварные духи, враждующие с человеком и ставшие препятствием на его пути, или образы добра и верности, ограждающие человека от злых напастей, помогающие ему. Самые распространенные сюжет пейзажей с животными и птицами: «Красный конь», «Петух», «Павлин», «Охота на оленей».

Работа над сюжетом  пейзажа в целом – более  трудный этап в освоении техники  мстерской живописи. Знакомство с ним начинается с выполнения его деталей, затем фрагментов, потом в целом. Поэтому весь процесс его письма для большей наглядности раскладывается на приемы исполнения облаков, горок, деревьев и так далее. Исполнение деталей пейзажа было лишь частью целого комплекса живописных задач. Деталь должна быть подчинена единому художественному замыслу, связана со всем пейзажем. Это очень трудно. Именно на связи частностей держится цветовое единство декоративной живописи.

 

  1. Особенности мстерской миниатюры.

Процесс становления художественного  стиля был сложным и далеко неоднозначным. Мстерские иконописцы хорошо знали новгородские, московские и строгановские письма. Именно эти направления и оказали влияние на характерные особенности стиля миниатюры Мстеры. Классические образцы новгородских и строгановских писем всегда были нормой мастерства для лучших мстерских художников. На них ссылались, по ним выверяли они свое искусство. Другая часть мастеров, приемы работы которых исходили из скорописи «расхожей иконы», считала возможным более вольное переложение иконописного канона, что также существенно сказалось на особенностях мстерской миниатюры. Взаимообогащаясь, эти два направления послужили началом поисков стилистики нового искусства Мстеры.

Условность изобразительного языка мстерской миниатюры имеет две противоположные тенденции развития: все большего приближения к реалистическому восприятию или, наоборот, отдаления от него. Яркими примерами первого рода являются работы Н.П. Клыкова и И.А. Фомичева, второго – И.Н. Морозова и других мастеров. Кроме общих признаков мстерского стиля, имеются и индивидуальные особенности художественной манеры каждого большого мастера. В них проявляется личное понимание мастером традиции и канона, что также очень существенно в формировании стиля.

Но как бы ни были индивидуальны  особенности творчества отдельных  мастеров, их всегда объединяет общее: декоративность, цветовая наполненность  и жизнерадостность, колористическая  согласованность деталей, орнаментальная узорчатость, метафоричность передаваемого  образа. Мстерский стиль характеризуется также своим пониманием композиции: она всегда строится в пейзаже, на цветных фонах, во взаимодействии с живыми существами – человеком, животными и птицами.

Образная выразительность  проявляется и в своеобразии  понимания пейзажа, отличающегося  от изображения природы в других родственных промыслах лаковой  миниатюры. Особенность лучших работ  основоположников мстерского искусства состоит в отсутствии манерности и предвзятой стилизации. Их отличает чувство меры и мудрой простоты. Мстерский стиль в миниатюре имеет свое художественное обоснование и в особой культуре цвета. Суть ее состоит в единстве цветового многообразия, достигаемом градацией тоновых переходов.

Для мстерской миниатюры характерен пейзаж, как бы увиденный с большого расстояния, когда чуть различимы или совсем неразличимы индивидуальные характеристики отдельных видов деревьев, когда стушевываются признаки дуба, вяза, березы, рябины и остаются понятия «дерево», «деревья», а какое оно, так ли это важно? Такой пейзаж художественно конкретен и поэтичен.

Информация о работе Всё о шедеврах Мстёры