Государственные реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 23:33, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Петра I в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуются неизменным вниманием в отечественной и зарубежной историографии.
Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке. Все крупнейшие ученые-историки, специалисты по истории России за рубежом, начиная с XVIII столетия и до наших дней, так или иначе откликались на события петровского времени.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика правления Петра I
1.1. Начало царствования Петра I
1.2. Становление абсолютной монархии в России.
Глава 2. Реформы Петра I
1 Причины реформ
2. Военные реформы 4
3. Реформа государственного управления 6
4. Церковная реформа
5. Реформа сословного устройства 16
6.Экономические преобразования
7. Реформы в области культуры и быта
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Государственные реформы Петра I

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

                                                                             Веселова Александра 

                                                                            Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда 2013 г.

 

Содержание

.

 

Введение

Глава 1. Общая характеристика правления Петра I  
1.1. Начало царствования Петра I  
1.2. Становление абсолютной монархии в России.  
Глава 2. Реформы Петра I  
1 Причины реформ

2. Военные реформы  4 
3. Реформа государственного управления 6

4. Церковная реформа

5. Реформа сословного устройства 16

6.Экономические  преобразования

7. Реформы в области культуры и быта

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эпоха Петра I в истории России, личность этого  выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуются неизменным вниманием в отечественной и зарубежной историографии.

Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке. Все крупнейшие ученые-историки, специалисты по истории России за рубежом, начиная с XVIII столетия и до наших дней, так или иначе откликались на события петровского времени.1

Исследования реформ Петра I можно разделить на 2 группы: конкретно-исторического характера и обобщающие.

Говоря о конкретно-исторических исследованиях реформ Петра I, следует упомянуть монографические исследования шведского историка К. Петерсона об административной и служебной реформах и Е.В. Анисимова о податной  реформе и реформе государственного управления, а так же ряд работ А.Н. Медушевского, посвященных административной реформе и Табели о рангах.

Среди исследователей петровских преобразований стоит также назвать  А.И. Юхта, В.М. Живова, А.Г. Манькова и  О.И. Чистякова.

Обобщающие работы о  Петре Великом относятся к  научно-популярному жанру. Таковы биографии  царя-преобразователя Р. Масси, Н.И. Павленко, В.И. Буганова, Я.Е. Володарского и др.2

В  целом  в канун  правления  Петра  1 Россия имела  возможности  для роста,  прогресса,  условия  осуществления  перемен уже возникли, оставалось  только  определить  характер  и глубину  реформ. Историк  С. М. Соловьев писал: «Необходимость  движения  на  новый  путь  была создана,  обязанности  при  этом  определились; народ  поднялся  и  собрался  в дороry, но  кого-то  ждали,  ждали  вождя,  вождь  явился').

Путь  Петра  к  трону  был  нелегким.  Ему пришлось  выдержать  тяжелейшую  схватку  за власть  со  своей  сестрой  Софьей  Алексеевной.

В этой борьбе активно использовались стрелецкие  бунты  80-90-х  годов  17 века.  Стрельцы в то время представляли реальную военную мощь  и  серьезно  влияли  на  расстановку  политических  сил  у  вершин  власти.  В конце  концов, перевес оказался на стороне Петра. Молодой царь решил прежде всего изучить западный опыт  управления  государством,  строительства армии  и  флота.3

        Петр хотел превратить Россию прежде всего в мощную экономическую державу. Когда он в 1698 году вернулся из Великого посольства, то Европа в его представлении была пространством сплошных фабрик, заводов, верфей, дымящихся труб, мастерских. Ему хотелось, чтобы Россия выглядела так же.4

Цель исследования – всестороннее рассмотрение государственных реформ Петра I

Задачи:

  1. Дать общую характеристику начала правления Петра I
  2. Изучение общих особенностей становления абсолютизма в  

          России

  1. Выяснение особенностей реформирования, осуществленного

          Петром I

  1. Подведение итогов петровских преобразований

           Объект исследования: реформаторский процесс в Российской империи в конце XVII –начале XVIII в.

            Предмет – закономерности государственно-административных реформ в период правления Петра I

 

Глава 1. Общая  характеристика правления Петра I

1.1. Начало царствования  Петра I  

Рубеж XVII — XVIII вв. является весьма важным в истории феодальной России. Его по-своему отмечали дворянские и буржуазные историки. Преобразования оставили глубокий след прежде всего тем, что они 
охватывали самые разнообразные сферы жизни страны: экономику и науку, быт и внешнюю политику, государственный строй и положение трудовых масс, церковные дела и искусство.

Осуществление преобразований связано с деятельностью Петра Великого. Этого выдающегося государственного деятеля отличала многоплановость дарований: он был талантливым полководцем и проницательным дипломатом, одаренным публицистом и незаурядным законодателем, великолепным кораблестроителем и человеком, постигшим тайны фортификационного дела.

Таким же разнообразием  отличались свойства его натуры. Едва ли не самой примечательной чертой его характера была настойчивость  в достижении поставленной цели. Он не имел обыкновения отступать перед трудностями и неудачами — они вызывали у него прилив энергии и непреклонное желание достичь задуманного.

Еще одно свойство натуры Петра, являвшееся уникальным, состояло в 
стремлении воздействовать на подданных личным примером. Отправка за 
границу волонтеров вызывала в боярско-княжеской среде ропот — царь сам 
отправился учиться корабельному мастерству; все слои населения тяготились 
корабельной повинностью и повинностью строить новую столицу — Петр I сам берется за топор, чтобы строить и спускать на воду корабли.

На военном поприще  подвизались многие монархи разных времен, но Петр был единственным, кто начинал службу барабанщиком и получал очередные повышения в чинах за реальные успехи на поле брани: за овладение Азовом, за Полтавскую викторию. Требуя от дворян и горожан, чтобы они вместо длиннополого платья носили короткое, царь сам надел европейский кафтан.

Петр был прост в  обращении, часто принимал приглашения на крестины, в том числе и от рядовых гвардейцев, запросто беседовал с мастеровыми, любил физический труд и владел дюжиной ремесел, но из этого не следует, что перед нами царь-демократ.

В то же время царь удостаивался похвалы современников как пример совершенного человека, обладавшего  множеством личных достоинств, которым  подданные должны были подражать. Но дело здесь не только в неутомимой энергии Петра I, его разносторонних дарованиях, а в том, что преобразования были подготовлены всем предшествующим развитием России. Заслуга Петра I состояла в том, что он    правильно понял стоявшие перед страной задачи и упорно их осуществлял.

Специфика преобразований Петра Великого состояла в том, что  они 
проводились в годы напряженнейшей Северной войны, решавшей судьбы страны: быть ли ей суверенным государством или оказаться зависимой от Швеции и продолжать прозябать в роли отсталой державы.

Война властно требовала немедленных результатов от внедряемых 
новшеств, и поэтому на первом этапе преобразования осуществлялись 
стихийно, без предварительной подготовки. Так продолжалось примерно до 
1711 — 1712 гг., после чего наступил второй этап преобразований, позади 
остались Полтава и Прусский поход. Театр военных действий переместился на неприятельскую территорию, у Петра появилась возможность основательно готовиться к проведению реформ, изучать опыт государственного строительства европейских стран, привлекать на русскую службу не только военных, но и гражданских специалистов.5 

 

 

 

1.2 Становление  абсолютной монархии в России

 

К концу XVII века в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее возникновению предшествовал ряд условий и предпосылок.

Сразу же после «Смуты»  правительство попыталось централизировать всю систему управления страной. С XVII века земских судей и губных старост заменяют воеводы, стоявшие во главе уездов. Уезд стал цельной административной единицей, власть в нем осуществлял выборный руководитель.

Была расширена компетенция  губных изб (они стали расследовать и дела об убийствах, поджогах и т.д.). Губные избы действовали параллельно с приказными избами на местах, которые возглавляли воеводы.

Земские избы были подчинены  воеводам, их компетенция сужена: судебные функции избы выполняли только в  дворцовых и черных крестьянских волостях. Так же они были обязаны  кормить воевод, приказных людей, дьяков и подьячих.

Пограничные уезды соединяются  в крупные военные округа – разряды, во главе которых стояли окружные воеводы.

Централизация затронула  систему приказных учреждений. Централизация осуществлялась двумя способами: путем слияния нескольких приказов в один или путем подчинения деятельности нескольких приказов одному руководству. Характерный для государственного аппарата централизованного государства признак – это наличие контролирующих органов. В России XVII в. финансовый контроль был возложен на приказ Счетных дел, который вел учет доходов и расходов по книгам и документациям других центральных приказов и т.д.

Другим специальным  учреждением был приказ Тайных дел, выполнявший в основном роль царской  канцелярии. Он же был и органом  особого царского надзора за управлением.

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти в руках одного человека. Однако существует еще ряд признаков: наличие профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидации всех сословно-представительных органов. Однако у российского абсолютизма были свои особенности: абсолютизм в России совпадал с развитием крепостничества и опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии сопровождалось широким вмешательством государства во все сферы жизни. Другое направление экспансии – политика дальнейшего закрепощения.

В условиях России, переживающей коренные преобразования выдвинулась патерналистическая идея, был сформулирован образ разумного, видящего за далекие горизонты монарха  — отца Отечества, народа. Петру, несомненно присущи многие черты харизматического лидера. 6

Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование Петр I в Артикуле воинском с кратким толкованием написал, что “его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен»7

Идеология абсолютной монархии наиболее последовательно была разработана И.Т. Посошковым, предложившим в 1724 г. проект реформ государственно-правовой жизни страны («Книга о скудности и богатстве»). Экономический подъем Посошков связывал с установлением строгого правопорядка. Автор предлагал создать «Судебную книгу» - единый свод законов, который должен быть утвердить сам государь.

Судей предлагалось назначить  из людей низких чинов. Судоговорение должно протоколироваться, суд должен быть скорым.

На местах предлагалось усилить полицейский контроль.

Крепостное право рассматривалось  в качестве временной меры.

Таким образом, государство  начала XVIII века называют полицейским, потому что государство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни.8

Глава 2. Реформы  Петра I  
2.1 Причины реформ

 

Особенностью преобразований первой четверти XVIII века – их универсальность и всеобъемлющий характер.9

Чтобы выяснить причины  реформ, необходимо определить особенности развития России и оценить ситуацию в конце XVII - начале XVIII вв. Прежде  всего, можно прийти к выводу, что Россия отличалась от Европы. Вместе с тем, по мере развития товарно-денежных отношений, буржуазного уклада и укрепления абсолютистского государственного строя в ряде европейских стран, для России возрастала военно-политическая угроза с Запада. Необходимость модернизации страны была обусловлена историческим развитием России. С одной стороны, российское общество было архаичным, система управления и организация армии были неэффективны, экономика развивалась медленно, Россия не имела выхода к незамерзающим морям. Очень медленно компенсировались потери периода Смуты. Вместе с тем, в XVII в. произошли и позитивные изменения. Можно отметить развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением «посадского строения», принятием Уставной таможенной грамоты (1653 г.) и Новоторгового устава (1667 г.). Осуществляется переход от ремесленного к мелкотоварному производству, развивается мануфактурное производство. В XVII в. развивается законодательство (принятие Соборного Уложения 1649 г.), начинается совершенствование армии. Итак, можно говорить о предпосылках петровских реформ, среди которых важнейшими следует считать развитие производительных сил; изменения социальной структуры. 10

Информация о работе Государственные реформы Петра I