Государственные реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 23:33, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Петра I в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуются неизменным вниманием в отечественной и зарубежной историографии.
Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке. Все крупнейшие ученые-историки, специалисты по истории России за рубежом, начиная с XVIII столетия и до наших дней, так или иначе откликались на события петровского времени.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика правления Петра I
1.1. Начало царствования Петра I
1.2. Становление абсолютной монархии в России.
Глава 2. Реформы Петра I
1 Причины реформ
2. Военные реформы 4
3. Реформа государственного управления 6
4. Церковная реформа
5. Реформа сословного устройства 16
6.Экономические преобразования
7. Реформы в области культуры и быта
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Военные  реформы

 

Все реформы Петра, экономические, финансовые, административные, судебные, помимо общего, стратегического замысла — перестройки жизни государства на новых началах, приближения России к общеевропейскому уровню, в значительной степени имели своей целью реорганизацию вооруженных сил, создание регулярной армии, заведение собственного флота, повышение их боеспособности. А для этого нужны были новые люди-солдаты и матросы, офицеры и генералы, адмиралы и, наконец, деньги. Комплекс решительных мер Петра дал свои плоды. Он ввел систему рекрутских наборов, обучения солдат и матросов. С 1699 по 1725 г. провели 53 набора (23 основных, 32 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек в армию и флот. В 1699 г. сформировали, помимо двух гвардейских полков, 27 пехотных и два драгунских; всего — 31 полк. В 1708 г., в разгар Северной войны, Петр довел состав полевой армии до 52 пехотных, в том числе 5 гренадерских, и 33 кавалерийских полков. После Полтавской виктории штаты армии уменьшились (42 пехотных и 35 драгунских полков, более 96 тыс. солдат). В 1720 г. ввели новую табель полевой армии: 51 пехотный и 33 конных полка. К концу правления Петра в полевой армии числилось 130 тыс. человек (пехота, кавалерия, артиллерия). Кроме того, около 70 тыс. имелось в гарнизонных войсках, 6 тыс. в ландмилиции, 105—107 тыс. в иррегулярных частях (казачьи полки, формирования из представителей нерусских народностей). Меры Петра и его правительства, новшества, им введенные, позволили реформировать армию, снабдить ее вооружением, продовольствием и проч. Для обучения солдат и офицеров были подготовлены, помимо «Устава воинского», многие другие инструкции, наставления: «Упреждение к бою», «Для военной битвы правила», «Воинские статьи» и др. В их составлении деятельное участие принимал Петр. Он сам и его военачальники учили воинов правилам воинского искусства, предостерегали от шаблонов, требовали примеряться к обстоятельствам, использовать прошлый боевой опыт. Большое значение придавали они моральному духу армии, солдат защите ими «интереса государственного». По мнению составителей уставов, высокие нравственные качества солдата суть мужество, храбрость, взаимная выручка в бою, любовь к Отечеству. Для обучения офицеров Петр основал военные школы — в 1698—1699 гг. бомбардирскую в Преображенском полку, в начале нового столетия — математическую, навигацкую (морскую), артиллерийские, инженерные, хирургическую, для изучения иностранных языков, в начале 20-х годов — 50 гарнизонных для подготовки унтер-офицеров. Молодых дворян, будущих офицеров, Петр посылал в Голландию, Италию, Францию и другие страны Европы. Постепенно создавались свои офицерские кадры, и от услуг иноземцев Петр с начала 20-х годов отказался совсем.Петр одновременно создавал флот на юге и севере страны. На Балтике у него — десятки крупных и сотни мелких кораблей, то же — на юге, хотя там кораблей было меньше, и это понятно. К концу жизни Петра его флот стал самым сильным на Балтике: 32 линейных корабля (каждый имел от 50 до 96 пушек), 16 фрегатов,8 шняв, 85 галер и другие, более мелкие суда. Как и для армии, во флот набирали рекрутов, обучали для него офицеров, составляли инструкции: «Артикул корабельный» (1706), «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту» (1710), «Устав морской»(1720), «Регламент адмиралтейский» (1722). В Морском уставе нашла отражение важная мысль Петра: «Только тот потентат (владетель, государь) обе руки имеет, который и войско сухопутное и флот имеет». Создание мощной армии с единой организацией и тактикой, ранее отсутствовавшими, однотипным вооружением и обмундированием, четким управлением, создание «с нуля» столь же мощного флота, разработка новых основ комплектования, снабжения, обучения и воспитания войск — одно из самых выдающихся достижений Петра.11


 

 

 

 

 

2.3 Реформа  государственного управления

 

В 1699 г. Петр обнародовал указ о городской реформе. Были созданы органы городского самоуправления — Ратуша в Москве и земские избы в других городах.  На Ратушу и земские избы возложили сбор таможенных пошлин и кабацких доходов. Это отныне должны были делать не воеводы, а выборные люди из купцов, так как правительство надеялось оживление ремесла, промышленности и торговли. Тогда же начались первые административные преобразования. Помимо городской реформы, которая ввела новые учреждения, Петр и его приближенные занялись и старыми. Земские соборы  давно ушли в прошлое. Высшим законодательным и судебным органом оставалась Боярская дума. Она состояла из высших, думных чинов — бояр, кравчих, окольничих, постельничих, думных дворян и т.д. Самое главное в том, что Боярская дума решала вопросы второстепенные, например, о записи крестьян в купцы. Важные дела рассматривал и решал сам царь. Оповещали о его решениях именные указы.

Следующая ступень в управлении государственными делами — приказы, своего рода министерства XVII в. Приказная система была весьма сложной: на 1 сентября 1699 г. их насчитывалось более четырех десятков: Посольский приказ ведал иностранными делами; Разрядный — служебными назначениями, ополчением из дворян; Поместный — земельным обеспечением бояр и дворян и т. д. Отсутствовало твердого разграничения функций между ведомствами.

Сбор налогов, прямых и косвенных, был в руках нескольких приказов. Наряду с приказами всероссийского значения существовали приказы, ведавшие определенной территорией (например, Сибирский — Сибирью)

Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления. Боярскую думу с 1699 г. сменила Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их «конзилией министров», которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально. Делопроизводство вела Сенатская канцелярия во главе с обер-секретарем. С 1711 г. были введены должности фискалов в центре  и на местах. Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей. Связь с губерниями Сенат осуществлял через губернских комиссаров. Сенат руководил всеми учреждениями в стране. C 1722 г. по указу Петра — генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал- и обер-прокурору. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата. Он и его помощник подчинялись только царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры и фискалы империи. Новое положение о Сенате 1722 г. подтвердило его роль как высшего государственного учреждения империи. Он был орудием управления в руках Петра, осуществлявшего над ним полный контроль. 

  Старые приказы были плохими помощниками. Петр I решил заменить приказы коллегиями. В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, ее главы, вице-президента, четырех-пяти советников и четырех асессоров. В ее штат входили секретари, нотариус, переводчик, актуариус, копиисты. При коллегии имелся свой фискал, позднее — прокурор для надзора и контроля за прохождением дел. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им — местные учреждения. Вместо старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций: Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг-Мануфактур-коллегия. Позднее к ним прибавилась Вотчинная коллегия и другие. Дела велись совещательным порядком, решения принимались большинством голосов.

Особой коллегией стал и Главный магистрат — центральное учреждение для управления городами. Учредил его Петр в 1721 году. На местах ему подчинялись городовые магистраты. Задача новых учреждений — исполнение административно-полицейских функций в городах, защита интересов купечества. Членов городовых магистратов избирали горожане. Часть членов Главного магистрата тоже состояла из выборных членов. Коллегиальная система значительно была лучше старой приказной.

По реформе 1708—1710 гг. Петр разделил страну на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Каждую возглавлял губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти. В помощь губернатору дали чиновников, руководивших отдельными отраслями. Это ландрихтер (по судебными делам), обер-провиантмейстер и провиантмейстеры, комиссары. При губернаторе устроили коллегию из ландратов из местных дворян.

В 1719 г. Петр возвратился к проблеме местной администрации. Страну разделили на 50 провинций во главе с воеводами. В управлении провинцией им помогали чиновники: камерир (сбор налогов), рентмейстер (глава казначейства) с их Штатами, канцелярии рекрутских дел и др. Губернии сохранились, но число их увеличилось, а в руках губернаторов оставили только военные и судебные дела, по которым им подчинялись воеводы провинций; но последние были самостоятельными по части финансовой, полицейской, хозяйственной. В территориальном плане губернатору подчинялась только провинция губернского города. Провинции делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами.

 Указом 8 января 1719 г. Петр основал девять гофгерихтов, или надворных судов. На местах появились нижние суды: в наиболее крупных городах — провинциальные суды (коллегиальные); в небольших городах с уездами — городовые суды (неколлегиальные). Во главе надворных судов назначили в большинстве случаев губернаторов и воевод. В следующем году нижние суды упразднили, их функции передали провинциальным воеводам. Вся эта громоздкая система местных властей очень усложняла управление.12

 

 

2.4 Церковная реформа

 

Проект Духовной Коллегии в конце февраля 1720 года был обсужден архиереями, находившимися в Петербурге, и сенатом. По предложению Петра, 27 февраля два экземпляра проекта были подписаны архиереями и Сенатом. Таким образом, новая форма высшего управления Русской Церковью была одобрена по воле царя, без соборного волеизъявления самой Церкви.

25 января 1721 года манифестом  Петра I был обнародован Регламент  Духовной Коллегии.

Духовной Коллегии принадлежала компетенция во всех духовных делах, которыми ведали Патриарх и Собор. Эти дела весьма неполно перечислены в Регламенте. Обязанностям Духовной Коллегии в целом был придан откровенно охранительный характер. К столь же внешним действиям различного рода сведены обязанности архиереев. В том же духе был составлен в прибавлениях к Регламенту документ "О правах причта церковного и чина монашеского". По Регламенту Духовная Коллегия должна была состоять из 12 членов; непременно трех архиереев, в числе других могли быть архимандриты, игумены и протопопы. В действительности при Петре в Синод входило до 14 членов.

В отличие от Патриарха, Святейший Правительствующий Синод, в который была преобразована  Духовная Коллегия, был подчинен царю (с 22 октября 1721 года — императору). Члены Синода при вступлении в должность должны были приносить присягу. Эта присяга категорически подчеркивала государственную природу нового органа Высшей Церковной Власти: клятва в верности династии и государственным интересам. Император играл главенствующую роль в церковных делах.

14 февраля 1721 года члены  Духовной Коллегии собрались  на первое заседание. На заседании  присутствовал император Петр. На  нем произошла реформа реформы: Духовная Коллегия была упразднена, и возник Святейший Синод.

Петр поставил Синод  на один уровень с Сентом. Добившись формального равенства с Сенатом, Синод фактически отказался от самосознания церковной природы своей власти и свел ее к источнику государственному, к воле монарха.

Церковные крестьяне в 1701 году были вместе с вотчинами духовенства переданы в управление восстановленного государственного Монастырского приказа, и доходы с вотчин духовенства стали собираться в казну. На заседании 14 февраля 1721 года Петр пошел навстречу желанию членов Святейшего Синода, и Монастырский приказ опять стал церковным органом, а экономические средства вотчин вновь пошли по своему назначению.

30 сентября 1721 года Петр I обратился к Святейшему Патриарху  Константинопольскому Иеремии с  письмом, в котором содержались  информация о церковной реформе в России, ходатайство о признании Святейшего Синода и просьба впредь сноситься с Синодом по делам Церкви. Святейший Патриарх Иеремия дал положительный ответ.

Вскоре после учреждения Святейшего Синода Петр I решил учредить над ним свой постоянный надзор. 11 мая 1722 года он сам составил Указ о создании института обер-прокурора Синода. Согласно инструкции от 13 июня 1722 года, этот чиновник должен был наблюдать  за деятельностью Синода. На протяжении XVIII века обер-прокуроры Синода имели ограниченное влияние.

При   Петре I завершился   процесс  превращения   церкви   в   одно   из важнейших государственных учреждений, полностью подчинённых высшей светской власти. Петр, таким образом, уничтожает знаки патриаршей власти и   заменяет  их знаками   власти  собственной.   Духовенство,   изнуренное церковной разрухой, волей или неволей идет на этот компромисс, но все попытки отказаться от него в послепетровское время успеха не имеют.13

 

2.5 Реформа сословного устройства

 

Первые нововведения касались вещей, часто сугубо поверхностных и формальных, — «бороды остричь, надеть кафтаны венгерские, платья саксонские, штаны и шапки немецкие».14

При Петре состав дворянства изменился. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому пожалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до «подлых». Все они, дворяне старой и новой формации, получали земли и крестьян. В их руки перешли сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых. Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения службы на государя; его несоблюдение могло закончиться конфискацией поместья в казну), и вотчин, безусловных владений. Это известный указ Петра о единонаследии от 23марта 1714 г.

Помимо того что дворяне получали от царя, они присваивали, с его же благословения, земли на юге Европейской России (набеги крымцев к тому времени ослабели), в Поволжье и Заволжье. В ход шли насильственные захваты, незаконные сделки на землю. Появлялось русское дворянское землевладение в Лифляндии и Карелии по мере успехов России в Северной войне.На смену старому делению дворян на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; все они заседали в Боярской думе — высшем совещательном органе при царе), столичные (стольники, спальники и т. д., вплоть до дворян московских) и провинциальные (дворяне и дети боярские по «городам», т. е. по уездам) пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Петровская «Табель о рангах», обнародованная 24января 1722 г., окончательно зафиксировала принцип чиновной, бюрократической выслуги. Новый закон Петра разделил службу на гражданскую и военную. Та и другая получили 14 классов, или рангов, в распределении чинов. Получив чин VIII класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя. Чины XIV—IX классов тоже давали дворянство, но только личное, не потомственное.

Информация о работе Государственные реформы Петра I