Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:26, контрольная работа
В данной работе будут рассмотрены социально-экономический строй и правовой порядок Франкского государства в периоде VI – VII вв. – возникновение и начало расцвета; а так же будет дана характеристика основного правового источника салических франков – «Салической правды».
Введение.
1. Возникновение франкского государства.
2. Государственный строй. Экономика.
3. Социальный строй.
4. "Салическая правда".
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
(ФБГОУ ФЛО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»)
Кафедра Всеобщей истории
Контрольная работа
на тему
«Государственный
и социально-экономический
Выполнил: студент группы 1А420821
Гуреев С.В.
Проверил: кандидат исторических наук
Семушкин С.Н.
Тула, 2013 год
План:
Введение.
1. Возникновение франкского государства.
2. Государственный строй. Экономика.
3. Социальный строй.
4. "Салическая правда".
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Возникшее на развалинах Западной Римской империи Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе. В период своего апогея оно охватывало всю территорию современных Франции, государств Бенелюкса, а также ряд областей Германии, Италии и Испании.
Государство франков
прошло в своем развитии два
основных периода (с конца V
до VII в. и с VIII по середину IX
в). Рубеж, разделяющий эти
Во втором периоде
в основном завершается
В данной работе
будут рассмотрены социально-
1. Возникновение государства у франков
Для Галлии пятое
столетие явилось временем
Возникновение классового
общества у франков,
Каждый новый поход
увеличивал богатства
Галло-римляне оказались
в положении зависимого населения, по
численности в несколько раз превышающее
франков. Вместе с тем галло-римская аристократия
частично сохранила свои богатства. Единство
классовых интересов положило начало
постепенному сближению франкской и галло-римской
знати, причем первая стала доминирующей.
И это особенно дало о себе знать при формировании
новой власти, с помощью которой можно
было бы сохранить в своих руках захваченную
страну, держать в повиновении колонов
и рабов. Прежняя родоплеменная организация
необходимых сил и средств для этого дать
не могла. На смену ей приходит система
с военным вождем - королем и лично преданной
ему дружиной во главе. Король и его приближенные
фактически решают важнейшие вопросы
жизни страны, хотя еще сохраняются народные
собрания и некоторые другие институты
прежнего строя франков. Формируется новая
"публичная власть", которая уже не
совпадает непосредственно с населением.
Она состоит не только из вооруженных
людей, не зависящих от рядовых свободных,
но и принудительных учреждений всякого
рода, которых не было при родоплеменном
строе. Утверждение новой публичной власти
было связано с введением территориального
разделения населения. Земли, заселенные
франками стали делиться на "паги"
(округа), состоявшие из более мелких единиц
- "сотен". Управление населением,
проживавшим в пагах и сотнях, вручается
особым доверенным лицам короля. В южных
районах Галлии, где прежнее население
многократно преобладало на первых порах,
сохраняется римское административно-
Отметим так же, что возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной католического христианства. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии, католической церкви.
2. Государственный строй. Экономика.
В процессах становления
и развития государственного
аппарата франков можно
Завоевание Галлии
послужило мощным импульсом
С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на "истинную веру", объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.
Постепенный переход галльской элиты в христианскую веру становится также важным историческим фактором объединения Галлии, развития особой региональной феодально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации.
После истребления Хлодвигом соперничавшей с ним родовой аристократии его ближайшую опору составляла не только франкская служилая знать. Последняя была еще очень малочисленна: число "левдов" — дружинников1, крестившихся вместе с Хлодвигом, составляло лишь 3000. Меровинги сохранили римскую денежную налоговую систему и римское право (для галло-римского населения).
Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска - сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания ("малюс"), выполняющие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("выносящими приговор"), были представителями общины.
Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.
Носителем высшей власти признавался король. Его титул передавался по наследству, так что все франкские короли VI — начала VIII в. принадлежали к прямым потомкам Хлодвига. В руках короля сосредоточивались важнейшие государственные прерогативы. Он командовал военным ополчением, используя в нем уже не только германцев, но и свободных галло-римлян. Он же назначал — "по совету и воле епископов и вельмож" — и смещал всех высших должностных лиц, вознаграждая их за службу ценными дарами или земельными пожалованиями. В VI—VII вв. эти пожалования переходили в полную собственность новых владельцев.
Король выступал, прежде всего, как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правда предусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.
Королевские предписания, согласно Салической правде, касаются незначительного круга государственных дел - призыва в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.
В VI-VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Показательно, что там же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.
Однако король в это время - прежде всего военный предводитель, военачальник, главной заботой которого является "порядок" в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной администрации, казначейства, самостоятельных королевских судов, обладающих апелляционными функциями.
Центральным органом управления являлся королевский двор. Именно здесь король держал совет с приближенными. С конца VI в. все более важную роль на этом совете стал играть майордом ("старший по дому"). Первоначально он управлял лишь дворцовым хозяйством, но постепенно превратился в главное административное лицо королевства. Кроме дворцового совета, государственные дела обсуждались на мартовских полях. Представлявшие во времена Хлодвига ежегодные смотры всеобщего военного ополчения — реликт племенных собраний эпохи военной демократии — "мартовские поля" превращаются в VII в. в собрания служилой знати разного этнического происхождения. Здесь утверждались решения, намеченные на собраниях королевских приближенных. Власть франкских королей все более выражала, таким образом, интересы аристократической верхушки общества, включавшей ныне и светских магнатов, и высший клир; и германцев, и галло-римлян.
Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполняет главным образом судебные функции, руководит судебными поединками, наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр. Камерарий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.
В VI-VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями "из седла".