Государственный и социально-экономический строй государства Франков в VI-VII вв. «Салическая правда»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:26, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены социально-экономический строй и правовой порядок Франкского государства в периоде VI – VII вв. – возникновение и начало расцвета; а так же будет дана характеристика основного правового источника салических франков – «Салической правды».

Содержание

Введение.
1. Возникновение франкского государства.
2. Государственный строй. Экономика.
3. Социальный строй.
4. "Салическая правда".
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный и социально-экономический строй государства Франков в VI-VII вв. Салическая правда.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

   Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

   Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.

   Среди источников государственных доходов в VI — начале VII в. важную роль играли поземельная и подушная подати, сохранившиеся с римских времен. Они взимались теперь не только с галло-римлян, но и с германцев. Хотя ставки налогов не раз увеличивались, налоговых поступлений не хватало, тем более что короли стали жаловать многим церквам, монастырям и другим крупным земельным собственникам налоговые иммунитеты. С середины VII в. место налоговых поступлений в королевском бюджете стали постепенно занимать чрезвычайные поборы, судебные штрафы, торговые пошлины, доходы от королевских поместий. Иррегулярность большинства этих источников доходов подрывала казну и затрудняла вознаграждение королевских приближенных; произвол при взимании штрафов, пошлин и т.п. усиливал недовольство населения. Параллельно сокращался и фонд земельных владений, за счет которого наделялась землей служилая знать. Единственным способом обеспечения верности знатных оставалось предоставление им все новых привилегий: исключение их самих и их владений из подчинения графскому суду, передача им права взимания судебных штрафов, освобождение от обязанности выставлять в распоряжение королей ополчение, обещание "не смещать" с занимаемых должностей, расширение налоговых изъятий. Некоторые из этих привилегий были закреплены эдиктом Хлотаря II в 614 г., другие зафиксированы иммунитетными грамотами середины VII в. Эдикт 614 г. предоставил знати возможность контролировать назначение графов, которые отныне могли подбираться только из местных землевладельцев.

   Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода "демократия знати", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

   Расширение участия феодализирующейся знати в управлении государством, "сеньоризация" государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы. Функции управления закреплялись за крупными местными феодалами.

   В поздних правдах местным правителям-герцогам и графам - уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыполнение требований герцога или графа, за "пренебрежение к их повестке с печатью" Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, "которых народ поставил или их избрал"; он свидетельствует о широте тех дел, "которые их касаются". Здесь предусмотрено наказание в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за "небрежность" при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, "поступившего против закона" (2, 2).

   Более того, по Аламаннской правде должность герцога наследуется его сыном, которому, однако, грозит "изгнание и лишение наследства" за попытку "завладеть ею грабительски" (25, 1-2), правда, король мог "простить сына... и передать ему наследство" (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными.

   Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.

   С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3. Социальный  строй

   Основную массу  населения Франкского государства  в эпоху его образования составляли  свободные франки и галло-римляне. Ниже их на общественной лестнице стояли литы, вольноотпущенники и рабы. Родовой знати у салических франков во времена Меровингской династии не было, но очень быстро выделилась служилая знать из числа королевских дружинников и доверенных слуг, наделенных крупными земельными владениями.

    В VI в. в социально-экономической  структуре Франкского государства  произошли важные изменения: еще  более сократились масштабы рабовладения, резко увеличилась роль рентной  эксплуатации мелких землевладельцев.  В общественной верхушке место  рабовладельческих слоев все  в большей мере занимала землевладельческая  и служилая знать разной этнической  принадлежности, среди эксплуатируемого  населения выросла доля мелких  свободных собственников и полузависимых  земельных держателей.

   Немалое влияние  на изменение социального строя  оказало основание ряда новых  германских поселений. Правда, удельный  вес вновь расселившихся германцев  среди местного (галло-римского или романизированного германского) населения был очень невелик — в целом они составляли не более 5%. Но отдельные области — низовья Рейна и Мааса, левобережье Среднего Рейна — были заселены ими достаточно компактно.

   Обладая правами-обязанностями  членов варварского общества, франки  участвовали в военном ополчении,  присутствовали на собраниях  "сотни" — низшей территориально-племенной  административной единицы, обеспечивали  выполнение судебных решений,  выбирали судей, пользовались  правом на долю военной добычи  и т.п. Рядовым свободным противостояла  франкская знать. В VI в. ее господство основывалось еще не на производственной эксплуатации рядовых свободных, но на занятии важных государственных должностей, военной добыче, с середины VI в. — после появления у франкской знати крупных поместий — и на эксплуатации иноплеменных рабов и зависимых. Социальная дифференциация во франкском обществе VI в. не дошла, следовательно, до классового раскола, она ограничивалась раннеклассовыми формами.

   Общественные отношения  такого же типа существовали  в VI в. и в поселениях, создававшихся  рипуарскими франками и алеманнами. Хотя область преобладания этих отношений в целом была очень невелика, они привносили в социальную структуру Франкского государства свою специфику, увеличивали ее внутреннюю неоднородность, способствовали разложению позднеантичных порядков. В результате общественный строй Франкского государства в течение большей части VI в. отличался причудливым сочетанием деформированных черт позднеантичной системы, элементов разлагавшегося родоплеменного общества, а также некоторых "протофеодальпых" по своей сути явлений.

   Салическая правда  закрепляла следующую социальную  структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой  служилой аристократии; духовенство;  свободные франки — крестьяне  (основная масса населения страны), литы — полусвободные, галло-римляне, рабы.

   Свободные франки  занимались земледелием и жили  соседской общиной — маркой. Именно  они составляли основу социальной  организации. Общее собрание полноправных  членов общины решало наиболее  важные вопросы. Только оно  могло при согласии всех членов  общины принять в свой состав  нового жителя деревни; также  и по приказу короля любой  мог поселиться на общинных  землях.

   Пахотная земля  находилась в коллективной собственности  марки. Верховные права на эту  землю сохраняла вся крестьянская  община в целом, но она уже  не перераспределялась, а находилась  в наследственном пользовании каждого отдельного крестьянина. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля переходила к сыновьям. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота находились в совместном пользовании. Община отвечала за убийство на ее территории. Сородичи обязывались платить штраф за правонарушения своих родственников. Франки ежегодно призывались на сборы, получившие название «мартовские поля». Король проводил смотр ополчения.

   Личная собственность  крестьянина-франка в те времена  состояла обычно из дома, скота,  приусадебного участка. Остальная  земля была наделена подворно. В таком подворном пользовании находились пашня, виноградники; иногда луга и леса. Состоятельная семья имела рабов и полусвободных литов в качестве слуг, ремесленников. Из их числа Салическая правда упоминает кузнеца, конюха, свинопаса, виноградаря.

   Следует иметь  в виду, что Салическая правда  в статьях об общине фиксирует  уже новые общественные связи:  родовая община, основанная на  кровном родстве, заменяется общиной  соседской (маркой). Община-марка  явилась основой хозяйственной  и социальной организации франкского  общества.

   Пребывание в общине-марке  не являлось обязанностью: ее  член мог выйти из общины  путем так называемого отказа от родства. Для этого было необходимо на заседании суда сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что отказываешься от сопряжничества, наследства и от помощи сородичей. Выход из общины путем отказа от родства был выгоден наиболее богатым и могущественным людям. О расслоении свободных франков на бедных и богатых говорит также титул «О горсти земли», титулы о задолженности и способах ее погашения, о займах и их взыскании с должника и другие.

   Указы (капитулярии) королей VI в, дополнявшие Салическую Правду и характеризовавшие процесс классового расслоения франкского общества, говорили уже о малоземельных франках, крупных землевладельцах, владеющих поместьями в разных местах и о разорившихся людях, не способных уже платить штрафы и бродящих по стране. Причины разорения были очевидны: тяжесть военной службы, отрыв от хозяйства, обременительные налоги, распространенные в VI в. и на свободных франков и вызвавших ряд волнений, непосильные штрафы за разного рода правонарушения.

   Салическая правда  содержит положение об аллодах  — участках земли, принадлежащих  их владельцам на праве частной  собственности. С каждым годом  аллодов становилось все больше. В королевстве появился слой  новой служилой знати, представители  которой получали от короля  земли на праве аллода2. Эта знать постепенно превращалась в крупных землевладельцев — феодалов. Крупными собственниками стали приближенные короля, его чиновники (графы), его дружинники (антрустионы). Салическая правда выделяет их из остальной массы франков, особо охраняя их жизнь тройным вергельдом (штрафом в 600 солидов3 за убийство) и создавая из них наряду с духовенством привилегированное сословие служилой аристократии.

    Образование частной  земельной собственности (аллода) должно было в дальнейшем привести  к широкому развитию крупного  землевладения. Расширение частновладельческих  земель несло угрозу самому  существованию общины.

   Как уже указывалось,  общинная собственность на пахотную  землю, луга и леса совмещалась  у франков с индивидуальной (семейной) собственностью на дом, приусадебный  участок, скот, домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь. Эти франкские общины сосуществовали с сохранившейся со времен Западной римской империи частной земельной собственностью галло-римлян и появившихся у служилой феодальной аристократии и церкви аллодов. Однако сосуществование продолжалось сравнительно недолго. Общинная собственность франков на значительной части территории страны уступила место аллоду. В то же время наблюдался процесс постепенного установления зависимости от светских и духовных феодалов свободного крестьянского населения. Этот процесс происходил в VII — VIII вв. в различных формах: в виде отдачи свободного человека под покровительство крупных феодалов (коммендация)4; долговой кабалы; путем поселения разорившихся свободных людей на земле феодала под условием выполнения соответствующих повинностей в пользу крупного землевладельца. При этом широкое распространение приобретает практика так называемых прекариев, как при получении безземельным от феодала участка земли в пожизненное (а иногда и в наследственное) пользование, так и при коммендации, когда крестьянин передает в собственность феодалу свой аллод с получением этой земли обратно с обязанностью платить оброк (ценз) и выполнять барщинные работы.

Информация о работе Государственный и социально-экономический строй государства Франков в VI-VII вв. «Салическая правда»