Государственный и социально-экономический строй государства Франков в VI-VII вв. «Салическая правда»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:26, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены социально-экономический строй и правовой порядок Франкского государства в периоде VI – VII вв. – возникновение и начало расцвета; а так же будет дана характеристика основного правового источника салических франков – «Салической правды».

Содержание

Введение.
1. Возникновение франкского государства.
2. Государственный строй. Экономика.
3. Социальный строй.
4. "Салическая правда".
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный и социально-экономический строй государства Франков в VI-VII вв. Салическая правда.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

    Одновременно  с ростом крупного землевладения  и закрепощением крестьянства  шел процесс усиления личной  власти крупных магнатов путем  предоставления им так называемых иммунитетов (королевских иммунитетных грамот), в результате которого феодальная знать получила право в пределах своих владений на выполнение в известных пределах административных, судебных, полицейских, военных и фискальных функций.

   Необходимо отметить  рост церковного землевладения,  в результате которого церковные  магнаты — епископы и аббаты  крупных монастырей — по своему влиянию, привилегиям и могуществу не уступали светским магнатам.

   Землевладельческая знать начинает занимать господствующее положение, как в центральном, так и в местном управлении королевства. Увеличивается роль и значение съезда светской и духовной знати, без согласия которой король не мог принять сколько-нибудь важного решения. Во Франкском государстве происходит процесс децентрализации, которая сопровождается междоусобными войнами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   4. Салическая правда. Общая характеристика.

   «Салическая правда» - памятник обычного права салических франков, первая кодификация их обычаев, правовой источник значительной части населения Франкского государства эпохи Меровингов. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.

   "Салическая правда" более или менее в чистом  виде отражает архаические порядки  первобытнообщинного строя, существовавшие  у франков ещё до завоевания, и слабо отражает жизнь и  правовое положение галло-римского населения. Но на протяжении VI-IX вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к "Салической правде", поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества. В «Салической правде» подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Свои своды законов - «Правды» имелись также у франков рипуарских, бургундов, англосаксов и других германских племен. «Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни.

    «Салическая правда»  делилась на титулы (главы), а каждый  титул - на параграфы. Многие  титулы были посвящены штрафам  за всевозможные кражи. Встречались  в ней и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдет чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике при колдовстве» и т. п. В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду в зависимости от степени оскорбления. В титуле «О нанесении увечий» устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 и 1/2 солида»; «Если оторвет нос, присуждается к уплате... 45 солидов»; «Если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 солидов». Солид - римская монетная единица. В VI веке 3 солида соответствовали стоимости коровы, «здоровой, зрячей и рогатой».

   В законодательстве  устанавливаются общие нормы: какие наказания или штрафы следуют в результате правонарушения, но конкретные случаи не описываются, — они подводятся под норму. Совсем иначе обстоит дело в записи обычая. Здесь нет общего постановления о том, какое наказание постигнет убийцу или вора. Вместо этого в «Салическом законе» многочисленные статьи, каждая из которых описывает именно индивидуальный факт.

   Изучая «Салическую правду», можно сделать вывод, что хозяйство франков стояло на более высоком уровне, чем хозяйство германцев.

    Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «Салическая правда» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе с поросенком, за молочного поросенка отдельно, за свинью из запертого хлева и пр.

   Весьма подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей). В «Салической правде» имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада (франки умели делать прививки плодовым деревьям путем черенкования), за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты.

    «Салическая правда» свидетельствует о том, что в хозяйстве франков имелись самые разнообразные отрасли - животноводство, пчеловодство, садоводство, виноградарство, а также охота и рыболовство. Однако основную роль в хозяйстве франков играло земледелие. Они сеяли зерновые культуры, лен, имели огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу. Франки были хорошо знакомы с плугом и бороной. Пахота производилась на быках. Порча вспаханного поля каралась штрафом. Урожаи хлеба были богатыми. Урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей. При доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки. Полученный урожай складывался в амбары и риги. В хозяйстве франков были нередки водяные мельницы.

   Согласно «Салической правде», усадебная земля находилась в индивидуальной собственности каждого свободного франка. На это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы. Вместе с тем луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины. Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Крестьянская община сохраняла верховные права на пахотные земли. Однако пахотная земля не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого свободного франкского крестьянина.

   Родовые связи у франков были очень сильны. Род в «Садической правде» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация. Существовали такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичами, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу. Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Процедура «отказа от родства» подробно рассматривалась «Салической правдой» в титуле 60. Человек, который желал отказаться от родства, доджей был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. Человек, отказавшийся от родства, после этой процедуры не мог участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну.

   Франки славились чистотой семейных отношений. Женщина могла выходить замуж только за человека, равного ей по рождению и состоянию. Если она выходила за представителя низшего сословия, закон был строг к ней и ее мужу. Выходя за раба, она сама делалась рабой. У франков был символический обычай: если женщина хотела выйти за раба, ее призывали на суд семейства и клали перед ней меч и веретено. Она могла взять меч и убить раба, избранного в женихи. Если же брала веретено, это значило, что она вступает в брак и становится рабыней.

   В дополнениях к «Салической правде» сообщается об обедневших и совсем разорившихся франках, которые были уже не в состоянии заплатить наложенные на них штрафы и бродили по лесам, как бродяги и разбойники. Процесс исчезновения свободного крестьянства во Франкском государстве проходил далеко не одинаково в разных областях. Наиболее интенсивно он шел в западной части королевства - Нейстрии, отчасти на юго-востоке - в Бургундии, гораздо слабее - в северо-восточных округах - Австразии. Здесь дольше сохранялись родовые - общинные отношения. В Австразии крестьянин продолжал играть ведущую политическую роль вплоть до VIII века.

 

   Заключение

   В данной работе  было рассмотрено государственное  устройство салических франков,  дана подробная характеристика  общественного и государственного  строя эпохи Меровингов в соответствии  с правовыми обычаями и основным  правовым источником салических  франков – «Салической правдой».

    Рассматривая возникновение и развитие государства Франков, его общественный и государственной строй, систему органов власти, управления и основные черты права, можно сказать, что главной линией развития франкского общества являлось формирование и эволюция феодальных отношений как следующей стадии развития общества после первобытнообщинного и рабовладельческого строя.

   VI – VII вв. стали базисом для начала расцвета Франкского государства, а его четырехвековая история составляет как бы пролог в истории большинства современных западноевропейских стран и в первую очередь Франции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список литературы

1. Григорий Турский. История франков / Изд. подгот. Савукова В.Д. - М., 1987.

2. Жизнь Карла Великого. Т.11 / Эйнгард. - М.: 1977.

3. Хрестоматия по истории средних веков. / под ред. Сказкина. - М.: 1993

4. История средних веков. / под ред. Карпова. – М.: 2008

1 термин leudes близок к fideles "верные"

2 Еще Хлодвиг присвоил себе обширные земли бывшего римского императорского фиска. Его преемники постепенно захватили все свободные земли, которые сначала считались достоянием всего народа. Из этого фонда франкские короли раздавали своим приближенным и церкви земельные пожалования на праве частной собственности.

3 В то время стоимость коровы равнялась 3 солидам. Взято из текста «Салической правды».

4 В конце VI в. появился королевский указ, согласно которому крестьяне-общинники получили с разрешения общины право собственности на свои наследственные земельные наделы, которые до этого находились вне гражданского оборота.


Информация о работе Государственный и социально-экономический строй государства Франков в VI-VII вв. «Салическая правда»