Греческие прически: немного истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:16, реферат

Краткое описание

В древней Греции много внимания уделялось внешнему облику. Именно поэтому созданием причесок занимались только специально обученные рабы. При этом каждый из них мог делать лишь одну операцию из всего парикмахерского процесса. Таким образом, достигался идеал прически. В Древней Греции было принято осветлять и завивать волосы. Отсюда и пошел стиль греческих причесок, которые делают на вьющиеся от природы или на искусственно завитые волосы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 6.89 Мб (Скачать файл)

Голову женщины-гречанки покрывали плоской шляпой круглой  формы с острой верхушкой. А в  руках они всегда держали легкий голубой веер, изготовленный в  форме цветка лотоса. В отличие  от мужской женская обувь отличалась необыкновенным изяществом и разнообразием. Так, например, жительницы Фив носили узкие полусапожки, сшитые из кожи, выкрашенной в красный цвет. 
Жители Древней Греции очень внимательно относились к созданию прически и красоте волос. Так, например, мужчины, жившие в Спарте, предпочитали носить длинную и густую бороду, которая являлась своеобразным символом мужественности и силы. Афиняне носили более короткие бороды. Известно также, что в некоторых других городах Древней Греции мужчины вовсе не растили бороды, а начисто выбривали подбородок. Со времени правления Александра Македонского греки навсегда отказались от бороды и оставляли лицо чистым, без единого волоса. 
Почти такие же метаморфозы претерпевает греческая мода и в области причесок. До времени начала Персидских войн прически мужчин почти не отличались от причесок женщин. Мужчины носили длинные волосы, которые завивали, затем разделяли на отдельные прядки и откидывали на плечи или на спину. Некоторые эллины собирали волосы в пучок, заплетали косы или, скрутив жгутом, фиксировали на макушке. Собственно мужские прически появились в Древней Греции после завершения Персидских войн, Именно тогда эллины стали стричь волосы, а длинные могли носить только маленькие мальчики. Несколько позднее в мужскую моду вновь вошли длинные (только до плеч) волосы. 
Женские прически отличались большим разнообразием. После завершения Персидских войн модными считались красивые и здоровые волосы, испытавшие минимум воздействия каких-либо средств, например, красителей. Многие женщины носили волосы, лишь расчесав их и уложив на прямой пробор, другие предпочитали стягивать их лентой или шнуром, третьи собирали в пучок и закрепляли на макушке, уложив в виде сумки, четвертые пытались подчеркнуть красоту волос с помощью шиньонов, пятые, используя шпильки, повязки и сетки, выстраивали из волос на голове высокие и сложные конструкции. 
Для того чтобы добиться совершенства в красоте, прекрасные жительницы Древней Греции призывали на помощь парикмахеров, мастеров маникюра и педикюра. Уже эллинские парикмахеры использовали в сбоем ремесле такие инструменты, как ножницы для волос, бритвы, гребенки, щипцы для завивки волос, щипчики. Мастера маникюра и педикюра ухаживали за ногтями красавиц с помощью маленьких ножниц для стрижки ногтей. Убедиться в мастерстве парикмахера и полюбоваться новой прической жительницы Эллады могли, глядясь в зеркала. На этом уход за волосами не завершался. Модницы смазывали волосы специальными благовонными маслами и настоями. Кроме того, уже эллинские женщины были знакомы с правилами окрашивания волос. Они могли делать волосы темными или светлыми. Для придания волосам пышности гречанки применяли накладки-шиньоны. Если же волос было совсем мало или они были слишком тонкими, а похвалиться подружкам шикарной прической очень хотелось, то надевали парики. 
Прекрасные жительницы Древней Греции знали множество самых разных секретов красоты. Судя по сохранившимся памятникам письменности и рисункам, им даже была известна косметика. Так, чистейшей белизны кожи гречанки добивались с помощью белил, а делать щеки матовыми и розовыми им помогали румяна. Кроме того, представительницы прекрасного пола Древней Греции располагали средствами для окрашивания не только волос, но и бровей. Для изменения цвета бровей предназначалась истолченная в порошок сурьма или сажа. Подкрашивали гречанки и губы, используя для этого специальные палочки-помаду, изготовленные из свинцового сурика или корня алканета. Ресницы красили сначала темной краской, после чего закрепляли цвет составом, приготовленным из аммиачной камеди и яичного белка. 
Поддерживать красоту — задача не из легких. Гречанкам в этом помогали не только изготовленные из природных веществ средства, но и уже известные в ту пору инструменты, среди которых нужно назвать зеркала, ножницы, булавки, шпильки для закалывания волос, бритвы, мази на основе воска, накладки для волос, сетки и карандаши для подкрашивания глаз. Осо-. бое место среди туалетных принадлежностей занимали украшения из -драгоценных и полудрагоценных камней, золота и серебра. Различные перстни, печатки, кольца, браслеты, серьги, диадемы, нагрудные украшения, пояса служили достойным дополнением к наряду прекрасной гречанки.

Итак, умывшись и одевшись, торопящийся по делам афинянин должен был позавтракать. Основным блюдом первого завтрака были длинные, узкие  лепешки. Иногда такие лепешки заменяли нарезанным маленькими ломтиками хлебом, предварительно размоченном в красном  вине. После завтрака афинянин выходил  на улицу, взяв с собой палку. Ни один уважающий себя грек в те времена  не позволял себе появиться на улице  без палки, которая была символом состоятельности, достатка и знатности. Обычно греки выходили из дома на улицу  в сопровождении двух рабов, которые  либо несли купленные товары и  продукты, либо, при необходимости, выполняли какие-либо поручения  своего хозяина. Греков победнее сопровождал только один раб. А те, кто не мог содержать рабов, вынуждены были во время совершения покупок нанимать носильщиков. 
Древних греков можно со всей уверенностью назвать поборниками и строгими блюстителями правил приличия и этикета. Внешняя суетливость и высокомерие считались дурным тоном. Людей чванливых и чрезмерно гордых, важно вышагивающих по улицам города не любили. Однако и слишком торопливая походка казалась древним грекам свидетельством суетливого, непостоянного нрава и неумения планировать текущие дела. В то же время грустный, удрученный вид и опущенный долу взор также удостаивались порицания со стороны окружающих. В Древней Греции не принято было ходить по городским улицам, громко разговаривая. Знаменитый математик и мыслитель Эллады Аристотель сформулировал определение воспитанного человека. Он говорил о том, что воспитанный гражданин Греции — это человек, все движения которого плавны, речь спокойна, нетороплива и приглушенна. 
Миновав колоннады со статуями знатных и отличившихся на службе государству людей, древний грек оказывался в месте, которое- сейчас называется рынком. Однако рыночная площадь в Древней Греции заметно отличалась от современного рынка. В то время места для торговли располагались на главной площади города, или агоре. Там же возводили здания главных городских учреждений (храм, архив, суд, совет). На рынке афинянин покупал все, что ему нужно было, чтобы приготовить вкусный обед. Каждый знатный горожанин в Древней Греции держал в своем доме стряпуху. Именно ей приносил раб с базара купленные хозяином продукты. Так происходило в том случае, если хозяин намеревался обедать один или со своими домочадцами. Однако если он желал устроить пир и угостить гостей роскошными яствами, то ему предстояло немало потрудиться: закупить продукты для приготовления кушаний, заказать повара, который ожидал тут же, на рынке, позвать музыкантов, певцов и танцоров. 
Следует сказать, что наемные повара в Древней Греции были своего рода сословием, представителей которого горожане недолюбливали. Во многих пьесах древнегреческих авторов они предстают хитрыми, ловкими и глупыми обжорами, к тому же нечистыми на руку. Стоит также заметить, что особой чести быть приглашенными для приготовления блюд для званого обеда удостаивались в основном те повара, которые готовили простые кушанья. Тех же, кто имел смелость проявлять фантазию в своем ремесле, беспощадно изгоняли не только из дома заказчика, но и из города.

После завершения покупки  Продуктов к обеду горожанин  направлялся к ближайшему из устроенных на рынке портиков, где его ожидала  встреча с друзьями. Встретившиеся приветствовали друг друга принятым жестом. Кланяться или кивать головой в знак приветствия считалось в Древней Греции дурным тоном. Пожимать руки можно было только в случаях принесения клятвы или в моменты особенно торжественных прощаний. Друзья приветствовали друг друга также словом «хайре», что означает «возрадуйся», после чего могли следовать высказывания относительно погоды. Иногда общепринятое приветственное слово «хайре» заменяли другими: «желаю здравствовать», «трудись и преуспевай» или «работай успешно». Предметом разговоров встретившихся друзей могли быть политические новости или личные дела. Нередко греки пускались в длинные рассуждения о смысле человеческого бытия, о справедливости и о быстротечности жизни человека. 
Помимо рынка, друзья могли встретиться также в парикмахерской или в лавке парфюмера либо сапожника. Философские беседы и споры разворачивались порой в самых неожиданных для того местах. Так, например, известно, что однажды Сократ завел беседу на излюбленную философскую тему прямо в лавке шорника. Нежелание кого-либо участвовать в таких дискуссиях считалось у древних греков свидетельством дурного воспитания и приравнивалось чуть ли не к измене государству. Известно, что Демосфен как-то раз выступил с обвинительной речью по поводу антиобщественного настроения и поведения одного из горожан, который не хотел посещать парикмахерские и парфюмерные лавки, традиционно являвшиеся местом встреч и бесед друзей. 
Молчание также считалось в Древней Греции дурным тоном. Общительность, жизнелюбие, дружба — вот главные приоритеты жизненного кредо жителя Эллады. Однако нельзя сказать, что древние греки были чрезмерно болтливы. Болтунов и пустозвонов так же, как и молчаливых и замкнутых людей, недолюбливали, и они часто становились предметом насмешек окружающих. Таким образом, благовоспитанный грек должен был быть в меру разговорчив и в меру молчалив, должен был обладать умением не только красиво говорить на отвлеченные темы, но и внимательно слушать речи собеседников. 
Обеденное время настулало в Древней Греции приблизительно в три-четыре часа. Прежде чем сесть за стол, горожанин обязательно посещал баню. Там тело тщательно очищали от пыли и грязи, используя скребок-стригило. Чистое тело вытирали полотенцем и натирали благовонным маслом. Только после этого горожанин мог приняться за обед. 
Как и в любом другом государстве, застолья занимали особенное место в жизни жителей городов Древней Греции. Правила проведения церемонии и этикет трапез был различным и зависел от характера застолья: семейный ''ли это обед или встреча друзей. В обычные дни мужчины и женщины садились за один стол, установленный в мужской половине дома. Однако мужчины полулежали на кушетках, а женщины могли лишь сидеть на низких табуретах или стульях. 
Когда горожанин получал приглашение на застолье, он должен был решить, как правильно одеться. Но прежде ему предстояло тщательно вымыться и натереть тело ароматными маслами. Правила этикета требовали своевременного прибытия в дом, где устраивался пир. В назначенное время гости усаживались за стол, не поджидая опаздывающих. Однако стоит заметить, что понятие «садиться за стол» в Древней Греции если и существовало, то было весьма символическим, поскольку гости возлежали у небольших столиков с яствами на кушетках. На одном ложе могли разместиться два человека. Они ложились на кушетку, застеленную красивыми одеялами и покрывалами, опирались на одну руку и подушки, а другой рукой брали поданные кушанья. Нужно сказать, что ложа были довольно высокими, и иногда для того, чтобы взобраться на них, требовалось приставлять маленькую скамеечку. Даже столы, на которые подавали блюда, были ниже кушеток, где лежали гости. 
Количество столов и кушеток, предназначенных для гостей, могло быть сколь угодно большим. Их можно было расставлять в виде полукруга или подковы, максимально приближая гостей друг к другу так,--чтобы они могли общаться. Места для наиболее почетных гостей располагались с правой стороны от хозяина. Менее почетным гостям доставались места, удаленные от хозяев дома. В связи с этим между гостями нередко возникали споры относительно того, кто и какое место достоин занимать. Именно поэтому мыслитель Плутарх советовал хозяевам, устраивавшим пир, заранее распределять и затем указывать каждому гостю его место.

При входе в дом приглашенные обязательно должны были разуться, оставив обувь у порога. В приемных покоях "их ждали рабы, которые  омывали ноги гостей и смазывали  их благовонными маслами. После этого  другие рабы подносили гостям большие  чаши для омовения рук. И только затем  в комнату, где должен будет проходить  пир, вносили столы с уже разложенными на них блюдами. В большинстве  случаев наемный повар предоставлял на суд хозяина составленный им список кушаний, которые будут поданы к столу. 
Как уже было сказано выше, древние греки не использовали во время трапезы вилок и ножей. Более или менее твердую пищу брали руками и затем подносили ко рту. Ложки были известны в Древней Греции. Однако их применяли крайне редко при употреблении супов и соусов. Но и при этом ложку чаще всего заменяла хлебная корка. Скатертей и салфеток для вытирания рук в Элладе не существовало. Для очищения рук от остатков пищи и жира использовали хлебный мякиш или небольшой кусочек теста, который катали между ладонями я между пальцами. 
Каждый из приглашенных мог прийти в сопровождении одного или нескольких рабов, которые прислуживали за столом. Но гость мог прийти и один. Тогда блюда ему преподносили специально приставленные к нему рабы хозяина. И все же чаще всего гости приводили с собой своих рабов. В такие дни в доме оказывалось большое число слуг. Для того чтобы контролировать их работу и присматривать за ними, хозяин дома назначал специального человека из числа собственных слуг. 
К сожалению, до наших дней дошло мало сведений о порядке подачи и характере блюд, которыми угощали на пирах своих гостей богатые греки. Но известно, что обеды не всегда начинались холодными закусками и вином. Скорее всего, к столу подавали нечто вроде горячих закусок, вслед за которыми преподносили мясо, овощи, рыбу, сдобренные различными соусами. После этого слуги уносили столы и приносили чаши с водой для омовения рук и полотенца. Затем они вносили столы с десертными блюдами. Десерт в эпоху властвования Александра Македонского представлял собой второй обед, во время которого к столу подавали дичь и мясо домашней птицы, фрукты, сыр. Кроме того, гостям предлагали отведать пироги, печенье, а также пряности, лук, чеснок, смесь тмина и соли. 
Древние греки смогли прославиться как превосходные виноделы. Вино изготавливалось в Элладе с избытком. Особенной популярностью пользовались вина, производящиеся на островах Кос, Хиос, Лесбос, Самос и Родос. Все вина было принято делить на несколько групп в зависимости от цвета. Так, существовали вина красные, белые, темные и золотые. Делили вина и по степени крепости: были известны тонкие, легкие, сладкие и крепкие вина. Одним словом, виноделы Древней Греции могли предложить своим покупателям вина на любой вкус и для любого кошелька. Но только зажиточные люди могли позволить себе купить вино самого высокого качества и большого срока выдержки. 
После завершения главной части пиршества — поедания кушаний, столы с блюдами убирали. С этого момента начиналась развлекательная программа приема, открывали которую дружеские беседы, или симпосионы. При этом в зал подавали вино, изливающееся из трех кратеров и смешивающееся с водой. Льющееся из первого кратера вино предназначалось в качестве жертвоприношения богам, из второго — героям и из третьего — Зевсу. Церемония жертвоприношения проводилась под звуки флейты. Прекрасные флейтистки оставались в зале и после окончания ритуала жертвоприношения и развлекали своей безупречной игрой присутствующих гостей и хозяина дома.

На званых обедах в Древней  Греции было принято избирать верховного распорядителя, так называемого  симпосиарха, в обязанности которого входило следить за течением беседы, поддерживать разговоры, проводить  шуточные состязания (например, чаще всего  устраивалось соревнование по количеству выпитого вина) и определять награды  тем, кто оказался победителем. 
Необходимо заметить: даже большое количество .опустошенных кубков не мешало гостям вести беседы на философские темы. Остроумные шутки, каламбуры и даже стихотворные строчки нередко рождались именно во время званых пиров. Любили древние греки и блеснуть умом, решая или придумывая математические задачи или загадки. А для того чтобы ни один из присутствующих на пиршестве мужчин не заскучал, хозяин приглашал танцовщиц и акробаток, которые и развлекали гостей зажигательными танцами и удивляли сложными акробатическими номерам*. Веселыми шутками и светскими беседами услаждали слух греков гетеры — эрудированные и обаятельные женщины, привлекавшие внимание и удивлявшие мужчин не только своей красотой, но и блестящим умом. 
Стоит сказать, что с течением времени устройство помпезных и пышных пиршеств стало в Древней Греции едва ли не маниакальным увлечением. Все, кто желал открыто продемонстрировать степень своей состоятельности, неизменно организовывали празднества. Этим всегда спешили воспользоваться спекулянты и прочие деятели в области торговли. 
Кто знает, чем бы все закончилось, если бы правительство не обратило свое внимание на сложившуюся ситуацию. Вскоре были изданы специальные установления, которые регулировали различного рода злоупотребления в торговле и излишнее расточительство. Тогда же появилась новая должность в сфере государственной службы — ситофилаки, следившие за ситуацией на рынке. Они пресекали всяческие' спекулятивные операции в области торговли продуктами. 
А продовольственные инспекторы контролировали цены на рынке и соблюдение установленных законом правил торговли.

 

На протяжении всей истории  древнегреческая одежда отличается большой 
устойчивостью типа, в котором сочетается простота покроя с высокой 
художественностью форм, создаваемых драпировкой. 
Законченной, наиболее художественно выразительной формы греческая 
одежда достигла в классический период, когда искусство создания драпировки 
входило в курс обучения юношества и внешняя манера поведения была связана с 
умением носить одежду. Поэтому и для нас костюм этого времени является 
наиболее интересным и ценным. Он больше, чем костюм любого другого народа, 
связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную 
простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, 
гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляет 
драпировка – основа античного греческого костюма. 
Одежда древних греков была очень проста по своему покрою, она состояла 
из прямоугольных кусков ткани различной длины и ширины, задрапированных на 
фигуре различными способами. Пластика драпировки и осанка фигуры ценились 
гораздо выше стоимости ткани и красоты орнамента. Здесь греков интересовала 
не конструктивная, а живописно-пластическая сторона. 
Ритм, расположение драпировок диктовались основной архитектурной 
формой эпохи: высокой, мощной каннелированной колонной дорического ордера. 
Драпировка должна была наиболее эффектно подчеркивать движения 
человеческого тела. «…драпировка оживляет мертвую ткань, придавая 
эстетическую цельность фигуре. Складки, в свою очередь, аккомпанируя 
движению тела, свисают с рук, окутывая округлости, и плавно обволакивают 
статичное тело; застывшие в мгновение покоя, они начинают двигаться вместе 
с телом, выявляя движение в большом и малом напряжении его.».[1] 
Древнегреческий костюм был приспособлен к климату и соответствовал 
образу жизни свободного грека. Кроме того, безусловно, большую роль в 
формировании мужской одежды сыграла степень развития военной техники и 
способы ведения войны. 
 
Ткани, цвета, орнаменты 
 
Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно 
драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах можно судить 
по описаниям, рисункам и скульптурам, а также по образцам поздних греческих 
тканей, представленным в Эрмитаже. 
Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до 2-х 
метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко, согласно мифологии все 
богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между 
собой в этом ремесле. 
Волокнистый состав греческих тканей – шерсть или лен. К хлопку греки 
отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода 
Александра Македонского; они называли его «шерстью дерева». Ткани с 
рисунком, распространенные в период греческой архаики, в классический 
период были вытеснены одноцветными. Хотя грекам были известны различные 
краски, но любимым и наиболее распространенным цветом одежды в классическую 
эпоху был белый. 
Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение; так, 
например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, 
темно-зеленый и серый – выражали печаль. Зеленый, серый и коричневый цвета 
были обычными цветами сельских жителей. Из упоминаний в греческой 
литературе мы знаем об известных уже тогда многочисленных цветовых нюансах: 
носили, например, платья зеленого цвета «лягушачьего» или «яблочного» 
оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового и т.д. Гомер, например, 
упоминает о том, что «двойной пурпурный шерстяной плащ… был одет на 
Одиссее; на этом плаще была золотая булавка, сделанная из двух трубочек, и 
спереди плащ был богато украшен… Потом увидел я на его теле блестящую 
нижнюю одежду». 
Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации. Узоры 
орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или 
растительный характер. Это – меандр, критская волна, пальметта. Орнамент 
ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным 
направлением линии драпировки это делает складки особенно четкими и 
выразительными, подчеркивает красоту и пластику движений. 
 
Мужская одежда 
 
В классический эллинистический период основа мужской одеждой состояла 
из двух частей – хитона и гиматиона. 
Хитон (chiton) - выходная и домашняя одежда древних греков всех 
сословий. Первоначально хитон изготовлялся из прямоугольного куска 
шерстяной или льняной материи примерно метровой длины, а затем шился из 
двух одинаковых, но гораздо больших по размерам кусков материи. Хитон 
одевался прямо на тело, облегая его, а на плечах скреплялся пряжками, 
которые назывались фибулами (fibule). Хитон могли сшивать по боку или 
оставлять с одной стороны открытым, правое плечо иногда оставляли 
обнаженным Иногда хитоны делали с небольшими рукавами, такую одежду целиком 
ткали на станке. Хитон подпоясывали поясом, из лишней длины делали напуск, 
ширину равномерно распределяли складками. Длина хитона могла быть 
различной, но чаще всего доходила до коленей. В классический период длинный 
хитон был ритуальной одеждой. Его надевали жрецы и актеры на сцене. И когда 
в IV веке до н.э. возник обычай появляться в длинной одежде, такой хитон 
вызвал осуждение у всех поборников суровых нравов старины. От длинного, 
присборенного хитона берет начало двойной хитон – диплойдон (diploidon). 
На ранних памятниках искусства (росписи ваз) есть изображение хитонов 
с длинными рукавами, в чем явно видно влияние восточных обычаев. 
В античное время роскошный верхний плащ, который обычно носился поверх 
хитона, назывался фарос (faros), более скромный назывался хлаина (chlaina). 
Фарос носила аристократия. Он был из дорогого египетского полотна, 
настоящего красивого пурпурного цвета. Позднее он несколько удлинился. Этот 
более длинный плащ с большим количеством складок получил название гиматион. 
 
Гиматион (himation) - самая распространенная верхняя одежда, 
представляла собой прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7(4 м, 
драпирующийся вокруг фигуры различными способами. Чтобы ткань не 
соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца. Мужчины надевали 
гиматион следующим образом: один конец, слегка задрапированный или 
заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь, оставшуюся ткань 
располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, 
и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на 
спину. Это был самый распространенный способ ношения гиматиона, – иногда 
гиматион со спины перебрасывали на правое плечо, закрывая им правую руку 
или обе руки. Более широкий и длинный гиматион назывался паллиум (pallium). 
 
Сохранились скульптурные изображения греческих драматургов, ораторов и 
других общественных деятелей (Софокл, Менандр и другие), одетых в гиматионы 
или паллиумы. В Греции уделялось очень большое внимание умению носить 
гиматион, и по его искусности его ношения судили о вкусе человека. Эта 
одежда придавала внешности человека оттенок величественной простоты, 
драпировка подчеркивала пластическую гибкость тела, ее расположение – 
пересечение округлых, овальных линий и прямых, расположенных под углом 
(лучами), входящих в единый центр на плече, - отвечало движениям тела и 
подчеркивало динамику образа. 
Кроме гиматиона греки носили и хламис (chlamys), меньший вариант 
гиматиона с размерами примерно 1(2 м. Это одежда, прежде всего, всадников, 
солдат, юношей и путешественников. Она появилась в классический период в 
качестве нового вида одежды родом из Фессалии. Ее скрепляли пряжкой - 
фибулой на правом плече или левом плече, и свободные концы падали красивыми 
фалдами, оставляя одну руку открытой. Хламис обычно делали из плотной 
шерстяной ткани типа валяного сукна. 
Удвоенный гиматион или хламис назывался диплакс (diplax). 
Особенной простотой и строгостью отличалась одежда спартанцев, которые 
чаще всего не носили хитона, а довольствовались только гиматионом из шерсти 
натурального цвета. 
Отдельного разговора заслуживает одежда греческих воинов. Под одеждой 
воинов мы подразумеваем не только непосредственно одежду, но и все защитные 
приспособления или доспехи, которыми греки на войне покрывали свое тело. 
Доспехи греческих воинов занимают особое место в европейской культуре. 
Созданные для защиты от смертоносных орудий своего времени – меча, копья, 
пращи и т.д., - они настолько хорошо отвечали своему назначению и были так 
прекрасно художественно оформлены, что являлись предметом подражания, а их 
отдельные элементы – шлемы, панцири, щиты – вошли в военную символику 
европейских народов позднейших времен. 
Нижней одеждой воинов вне зависимости от их же ранга был короткий 
хитон, под которым укрепляли металлический набрюшник. Сверх хитона надевали 
панцирь. Панцири были у большинства воинов металлические, в гомеровский 
период – из меди, а в более позднее время – из сплавов меди и других 
металлов. По свидетельству историков, грекам были известны и кирасы из 
толстого проклеенного полотна или кожи с нашитыми на них металлическими 
частями. Для придания металлическим панцирям большей гибкости их делали из 
отдельных деталей, скрепленных шарнирами или петлями. На многих вазах 
классического периода и более ранних есть изображения воинов в таких 
панцирях (например, Ахилл, перевязывающий рану Патроклу). Голову воины 
закрывали шлемом, при этом форма и украшения шлемов видоизменялись с 
течением времени. Наиболее древние шлемы были простые, затем на них 
появлялся гребень, его венчал конский хвост или перья; чеканка на шлемах 
состояла из геометрического и растительного орнамента, особо богатые были 
украшены сценами из мифологии или воинских подвигов. Наиболее уязвимые 
части ног – голени – закрывали поножи кнемидес. Сделанные по форме ноги, 
они скреплялись ремнями и пряжками и обычно украшались чеканными узорами. 
Верхней одеждой воинов, как говорилось выше, был хламис. Полководцы, 
военачальники носили хламис, окрашенный в пурпуровый цвет. 
Сельские жители и рабы носили большей частью короткий свободно 
ниспадающий хитон из шерсти с одной бретелью через правое плечо, так 
называемый эксомис (exomis). Рабы во время тяжелых работ довольствовались 
одной набедренной повязкой. 
 
Женская одежда 
 
Общее развитие культуры, остро развитое чувство красоты, воспитанное 
поколениями, определяли покрой греческой женской одежды. Еще в период 
архаики женские греческие одежды отличались стройностью линий, создаваемых 
струящимися тканями. В классическую эпоху одежда подчеркивала красоту 
женского тела, облагороженную мягко падающими тканями, сквозь которые 
слегка намечаются, а при движении ясно проступают его формы. Здесь 
расположение и ритм драпировок подчинялись тому закону художественного 
единства, который впервые в истории человечества был найден греками – 
принципу «золотого сечения». 
Женская одежда была значительно разнообразнее и красочнее мужской. 
Основными ее видами были также хитон и гиматион, но кроме них существовали 
и другие. 
Изображения женской одежды дают нам возможность выделить два основных 
типа хитонов: хитон с отворотом – диплойдий и широкий хитон с застежками 
вдоль рук или без застежек – ионический хитон. Хитон с отворотом 
представлял собой прямоугольный кусок ткани больше человеческого роста на 
60-70 см, сшитый в долевом направлении. Верхний край его отгибали на 50-60 
см, затем скрепляли пряжками – фибулами на плечах, слегка драпируя переднюю 
часть. На местах скреплений отворот драпировали несколькими складками. 
Хитон подпоясывали поясом, распределяя всю его ширину ровными мягкими 
складками вокруг фигуры или только по центру переда и спинки. Излишек длины 
образовывал сверх пояса своеобразный напуск – колпос. Часто колпос сверху 
скрепляли еще одним поясом. Иногда хитон первого типа делали из двух кусков 
неодинаковой длины, кусок для спинки был значительно длиннее, - тогда 
излишек ткани служил для головы покрывалом. 
Диплойдий (отворот хитона) был предметом особых забот и щегольства 
греческих женщин, часто его отделывали вышивкой, а в эпоху эллинизма делали 
из ткани другого цвета. Длина диплойдия могла быть различной: до груди, 
бедер, коленей. Свободные фалды и драпировки диплойдия придавали большую 
живописность костюму, а соотношение его основных частей (диплойдий, колпос 
и нижняя часть хитона) создавали превосходные пропорции, придававшие фигуре 
бульшую стройность. 
Ионический хитон делали из мягких, довольно тонких тканей, которые 
подвергались специальной гофрировке. Всю ширину хитона схватывали поясом и 
делали колпос. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани 
обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на 
груди. Благодаря большой его ширине создавалось некоторое подобие рукавов. 
Мягкие складки хитона прекрасно контрастировали с плотной, более тяжелой, а 
иногда даже богато расшитой тканью гиматиона – верхней одежды греческих 
женщин. Женский гиматион был меньше мужского, но гораздо богаче 
орнаментирован. Без гиматиона греческая женщина обычно не показывалась на 
улице. 
Спартанские девушки носили хитоны не сшитые с правой стороны, при этом 
несшитые кромки ткани отделывались каймой и фалдообразно драпировались. 
Этот хитон назывался пеплос. Афину обычно изображали в пеплосе. В ежегодном 
празднике, посвященном Афине, самым торжественным моментом была процессия 
знатных девушек города, которые несли сотканный и вышитый ими пеплос в храм 
Афины (Парфенон), чтобы украсить им статую богини. Эта процессия изображена 
на фризе Парфенона греческим скульптором Фидием. 
На некоторых памятниках искусств, особенно на статуях Афины, 
встречаются изображения одновременно двух одежд – ионического хитона и 
пеплоса. Реалистическая трактовка скульптуры создает ясное представление о 
двух различных тканях: мягкой и довольно тонкой ткани хитона и плотной, 
падающей тяжелыми складками, - пеплоса, подпоясанного сверх диплойдия 
вторым поясом, что придает ему несколько мужественный вид. 
Строгая конструктивность, свойственная всему искусству классического 
периода, сказывается и на костюме. Она видна и в том, как с течением 
времени в нем изменялась роль орнамента. Ткани украшали орнаментом в тех 
случаях, если нужно было оттенить или подчеркнуть основные и существенные 
моменты в композиционном замысле – ритмическое чередование драпировок 
диплойдия и несшитых сторон пеплоса, края гиматиона и т.д. 
В романе известного советского ученого-палеонтолога и писателя Ивана 
Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения 
костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, 
вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных 
волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее 
правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета 
розовой, прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, 
собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными 
булавками. Серый химатион с каймой из серых нарциссов окутывал ее от плеча 
до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными 
ремешками.»[2]. 
Женщины из среды ремесленников, торговцев не носили двойных одежд 
(хитон и пеплос), гофрированных широких хитонов и гиматионов, отделанных 
богатой каймой. Их костюм был прост – скромный хитон из шерстяной ткани или 
полотна и такой же гиматион, который служил покрывалом для головы при 
выходе на улице. Меньшая по объемам, без двойных колпосов, одежда эта имела 
традиционные, но менее обильные драпировки. Рабыни чаще всего носили костюм 
своей родины. В эпоху эллинизма прислуживающих на пирах рабынь и танцовщиц 
одевали в дорогие восточные и египетские ткани. 
 
 
Головные уборы и прически 
 
Головные уборы греки носили в основном в непогоду или во время 
путешествий. Круглая фетровая шляпа с широкими полями и низкой тульей – 
петасос (petasos) – наиболее распространенный головной убор. Ее носили 
также на ремешке, отброшенной за плечи. В такой шляпе, но с маленькими 
крыльями, изображали Гермеса. Другим видом головного убора был пилос 
(pilos) – подобие чепца из кожи, соломы или меха для защиты от солнца и 
плохой погоды. 
В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку 
и усы. Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные 
металлическим обручем – филле (fillet). Греки считали бороду достоинством 
мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же 
подчеркивали бородой. 
Гречанки носили головные уборы редко, прикрываясь в непогоду верхним 
краем гиматиона. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых 
соломенных шляпах – фолиях, предохраняющих лицо от загара. 
Облик греческих женщин дополняли прическа и украшения. Обильные, 
пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты в 
Древней Греции. За ними тщательно ухаживали, умащивали душистыми маслами, 
их причесывали самыми сложными способами и укрепляли на голове с помощью 
больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы (диадем). 
Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была 
чем-то необычным. Искусные греки изобрели не только фальшивые косы, но и 
даже парики, которые неоднократно высмеивали в комедиях. 
Обычно прическа греческих женщин несколько закрывала лоб и обрамляла 
лицо. Высокий лоб не считался признаком красоты. Формой и линией прически 
стремились создать впечатление более длинной, а поэтому и более гибкой шеи, 
от чего гречанки казались особенно грациозными. 
В античной Греции возникли основные типы причесок, которые затем 
многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на 
плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг 
головы и закрепленные лентами, венками, шпильками и гребнями. Греческий 
узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, 
завитые волнами, низко опущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и 
уложенные узлом на затылке. 
Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные 
зеркала, веера, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из 
драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, 
браслеты и перстни. Украшениями к прическе служили также сетки из золоченых 
шнуров, гребни, нимбы (nimbus) – хлопчатобумажные ленты для волос, вышитые 
золотом. Разнообразные виды украшений свидетельствуют не только об 
утонченном вкусе, но и технической зрелости той эпохи. 
 
Обувь 
 
У греков в домах было принято ходить босиком, обувь носили только на 
улице. Греческие женщины предпочитали сандалии, представляющие собой 
толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремешками, которые 
переплетались вокруг ноги довольно высоко. Позже, судя по статуэткам из 
Танагры (IV в. до н.э.) появилась более элегантная женская обувь – красная, 
на подошвах с желтым краем. К этому времени оформились основные типы 
греческой обуви; на греческих изображениях много переходных вариантов от 
сандалий к высокому зашнурованному сапогу, иногда с богатыми украшениями в 
верхней части и пробитыми в ней отверстиями. Их часто делали из цветной 
кожи, богато украшали вышивкой и даже металлическими бляшками. 
Главным компонентом всех форм обуви остается подошва, прочная подложка 
под ступню для защиты от холода, сырости, неровностей дороги; к ней 
присоединяются ремни для крепления, носки, и, наконец, вся верхняя часть с 
пробитыми отверстиями или украшениями – по потребности или по вкусу. Обувь 
греков повторяла форму ступни. Так же как и в других странах мира, носила 
ее только знать. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось 
благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими 
бляшками и расшитой жемчугом. 
Самая простая форма, которая встречается у греков это - карбатин[3], 
одновременно самый распространенный тип античной обуви. Он представлял 
собой кусок коровьей (воловьей) кожи, вырезанный в форме подошвы, который 
прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной 
подметке. 
В высших сословиях в античной Греции популярностью пользовалась обувь 
на толстой пробковой подошве – котурн (kothornos). Со времен Эсхилла ее 
носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны 
изготовлялись из цветной кожи и богато украшались. 
 

Информация о работе Греческие прически: немного истории